Современные подходы эффективного обучения математике.

Современные подходы эффективного обучения математике.

Современное общество больно. Причины болезни – ужасающая безнравственность, нежелание и неумение решать сложные политические, экономические и социальные проблемы. Излечение общества не в западных кредитах и зарубежных специалистах, не в бредовых националистических идеях, а в подготовке образованных, творческих людей, обладающих моральными принципами и способных к решению сложнейших экономических и социальных проблем. Опыт восточных стран и прежде всего Японии и Южной Кореи является этому доказательством. Одно из самых ценных вложений капитала – это вложение в образование подрастающего поколения. В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Анализ мирового опыта позволяет выделить три важные тенденции:
понимание необходимости математического образования для всех школьников и широкая постановка соответствующих исследований;
стремление к включению общеобразовательных курсов математики в учебные планы на всех ступенях обучения;
глубокая дифференциация математической подготовки на старших ступенях школы.
В качестве основополагающего принципа новой концепции школьного математического образования в аспекте «математики для каждого» на первый план выдвигается принцип приоритета развивающей функции в обучении математике. Иными словами, обучение математике ориентировано именно на образование с помощью математики.
В соответствии с новыми жизненными тенденциями учитель должен предлагать и осуществлять в своей работе иное содержание, иные подходы, иное отношение, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Ключевыми направлениями развития методики обучения математике являются:
формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессе учебной деятельности по предмету;
практическая направленность уроков как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе;
деятельностный подход в обучении, современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество образования;
современное программно-методическое обеспечение преподавания предмета;
проектный и исследовательский методы обучения как основа педагогики сотрудничества;
информационно — коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебной программы по математике;
методы формирования духовно и интеллектуально-развитой личности в процессе урока;
профильная подготовка учащихся.
В настоящий момент учителя поставлены перед необходимостью осваивать эффективные методы обучения.
Один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным. Найти удачный метод обучения в каждом конкретном случае означает найти удачную комбинацию различных приемов и средств, позволяющих достичь поставленной заранее цели (или целей), наиболее оптимальным, в данных условиях путем. Чтобы успешно применять в процессе обучения математике тот или иной метод учителю необходимо в совершенстве овладеть этим методом. Это означает, что он должен:
понимать сущность этого метода и уметь применять его в различных конкретных ситуациях обучения;
знать наиболее часто встречающиеся формы проявления того или иного метода в процессе обучения (явные или скрытые);
знать положительные и отрицательные стороны применения этого метода, проявляющиеся в процессе обучения; уметь оценивать его эффективность;
знать, какие вопросы школьного курса математики целесообразно изучать именно этим методом;
уметь научить учащихся работать именно этим методом в процессе изучения ими определенного учебного материала.
Методы сегодняшнего обучения (в рамках компетентностно – ориентированного подхода) состоят в том, что учитель: управляет познавательной деятельностью ученика, то есть переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся; мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету; организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации; включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь; создает ситуацию успеха, то есть разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому учащемуся; создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений; организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку; внедряет проектный метод обучения.
Известно, что в процессе изучения математики школьники часто сталкиваются с различными трудностями. Однако в обучении, построенном эвристически, эти трудности часто становятся своеобразным стимулом для изучения. Так, например, если у школьников обнаруживается недостаточный запас знаний для решения какой-либо задачи или доказательства теоремы, то они сами стремятся восполнить этот пробел, самостоятельно «открывая» то или иное свойство и тем самым сразу обнаруживая полезность его изучения. В этом случае роль учителя сводится к тому, чтобы организовать и направить работу ученика, чтобы трудности, которые ученик преодолевает, были ему по силам. Каждый урок по теме должен обучать, развивать и воспитывать учеников. Нравственное воспитание должно стать обязательной составной частью урока, как обучение и развитие.
Считаю целесообразным дать следующие, на мой взгляд, необходимые методические рекомендации по обучению математике в школе.
В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач.
Систематически использовать на уроках эвристические задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.
Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.
Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя эвристические задания различного типа.
Математика должна рассматриваться как деятельность человека, а не как готовый предмет.
Математика должна внедряться, а не навязываться.
Обучение должно проходить в форме повторного открытия, а не простой передачей идей.
Реальность должна быть в большей мере источником математических идей, а не их приложений.
Особое внимание должно быть отведено связям между математическими идеями, а не изолированными фактами.
Следует добиваться создания у учащихся мысленных образов предметов, а не достижения концепций.
Следует искать многосторонние подходы к новым концепциям.
Главным изучением математики является понимание, а не навыки.

No Comments

Post a Comment