ИЗ ОПЫТА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАЖИРОВКИ
«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ И КАЗАХСТАНЕ»
Жумабекова Асель Нурлановна
Доктор философии (PhD)
в области коррекционной психологии
Учитель-логопед ГККП «Ясли-сад № 22 «Әлем»
город Астана, Республика Казахстан
Двенадцать педагогов коррекционно-образовательных учреждений города Астаны стали обладателями Международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашақ» по программе стажировки «Коррекционная педагогика». Стажировка продолжалась три месяца с 1 февраля по 30 апреля 2014 года и проходила в городе Лейдене, в Нидерландах.
Образование — это будущее наших детей и возможность дать им изначально хороший старт.
По итогам исследовательской деятельности мы сделали сравнительный анализ дошкольного образования Казахстана и Нидерландов.
Следует подчеркнуть, что структура системы образования в Королевстве Нидерландов отличается от структуры системы образования в Республике Казахстан.
Прежде всего, возрастными показателями, дошкольный возраст – от 6 недель до 4 лет, начальная школа – от 4 до 11 лет, вторая школа (среднее и старшее звено) – от 11 до 18 лет и т.д. Учащиеся старшего звена могут выбирать профессиональную практико-ориентированную направленность обучения.
Для глубокого анализа мы решили узнать проблему изнутри.
Сначала мы провели анкетирование среди населения Голландии:
1. Посещал ли ваш ребенок детский сад?
2. Какие критерии вы использовали при выборе детского сада для вашего ребенка?
3. Что вы можете рассказать об этом детском саде?
4. Какие положительные и отрицательные стороны вы можете выделить в детском саду?
5. Что бы вы хотели изменить в системе дошкольного образования?
6. Ваше мнение об инклюзивном образовании.
По результатам опрошенных голландцев было выяснено:
— декретный отпуск длится не менее 16 недель, продлевается по показаниям врачей и оформляется больничный лист;
— большее количество детей посещают детский сад;
— родители полностью оплачивают пребывание ребенком детского сада. Сумму определяет само учреждение.
— воспитание и обучение, в основном, ведется по принципу «няня», хотелось бы, чтобы большее внимание уделялось всестороннему развитию детей;
— предпочтительнее, горячее питание, и более лучшее оснащение дошкольных учреждений;
— к инклюзивному образованию относятся положительно.
Затем мы посетили детские сады «Кэттекоп» и «Боллеке», что позволило изнутри увидеть систему дошкольного воспитания и обучения в стране тюльпанов.
Ниже приведены основные критерии различий:
КРИТЕРИИ КАЗАХСТАН НИДЕРЛАНДЫ
Типы детских садов
Государственные Коррекционные и Общеразвивающие
Частные
Детский сад
Присмотр по обмену
С участием родителей
Приходящая няня
Заграничная няня
Игровой зал
Возраст 2 – (6)7 лет 6 недель – 4 года
Прием в детский сад
Запись на очередь (после рождения ребенка) Лист ожидания
(во время беременности)
Финансирование
Государство, родители Родители,
субсидии
Оплата
50е – государственный сад
От 120е – частный сад;
с государственным заказом 40 % 1200е и выше (оплата зависит от заработной платы родителей, налоговой службой возвращаются %)Кадры
Административный и педагогический, обслуживающий персонал
Психолог в каждом детском саду
Узкие специалисты Педагогический персонал: тьюторы, стажер-практикант, административный и обслуживающий персонал (на 6 детей)Режим работы
7.30 – 18.00
Продленка с 18.00 до 19.00 В зависимости от организации
Продленка
Питание
Четырехразовое питание Отсутствует (индивидуально)
ПрограммаВ зависимости от организации Госстандарт
Области:
Здоровье, Коммуникация, Познание, Творчество,
Социум Госстандарт
Программа на усмотрение учреждения
Деятельности: физическая, конструктивная, изобразительная, познавательная,
игровая
Структура деятельности
Расписана по часам, в соответствии с возрастом Свободный режимДеление по возрастным категориям
Первая младшая
Вторая младшая
Средняя дошкольная
Старшая дошкольная
Подготовительная к школе группа Горизонтальная (группы по возрасту)
Вертикальная (С 6 недель до 4 лет, разновозрастная)Количество детей
От 20 до 40 детей (в общеразвивающих группах)
До 12 детей (в коррекционных группах) От 6 до 12 детейВ процессе изучения дошкольного образования в Нидерландах мы заметили несколько отличительных сторон. Несмотря на это, мы пришли к заключению, что в Казахстане и в Нидерландах уделяют большое внимание воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. ГОСО РК от 23.08.2012 № 1080.
2. Государственная прграмма развития образования РК.
3. Стратегия развития образования РК до 2020 года.
4. Халыкова Б.С. Типовая специальная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, — Алматы 2010: ТОО «САТР»
Ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=QjSs73Ye7iY
http://valentinagollandia.blogspot.nl/2012/05/blog-post.html
http://www.gollandia.com/oppas.htm
http://www.educationsystems.info/item1101.html
http://www.profile-edu.ru/razvitie-obrazovaniya-v-niderlandax-page-20.html
http://www.kern-randstad.nl/