Обращает на себя особое внимание, что фактически важнейшей для собственной деятельности выдающегося шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, учредившего Международную Нобелевскую премию в области различных наук, была идея «бинарности» как взаимодействия материального и духовного начал, по существу, определяющая сам предмет и характер специальных занятий А. Нобеля — исследователя.
«Бинарность» есть взаимодействие «кратных двум», образующих какое-либо реальное явления различных материальных структур, в принципе обладающих духовным началом.
С 1853 г. Альфред Нобель занимается производством нитроглицерина – сильнейшего взрывчатого вещества. Показательно, что нитроглицерин по структуре своей «бинарен», представляя собою взаимодействие двух образующих его компонентов: полного эфира глицерина и азотной кислоты. Духовное начало, жизненно-значимое, входит и в состав азота, и в состав эфира, и в состав глицерина.
Духовное начало в принципе представляет собою внутреннюю установку (предрасположенность, готовность), в различной мере присущую всем реальным явлениям, то есть существующим вне и независимо от своего восприятия, живым и неживым, природным и созданным человеком, ориентированную на материальное выражение, по своей направленности и характеру неисчерпаемо многообразное.
Нитроглицерин сам по себе очень взрывоопасен. В нем при малейшем внешнем воздействии на него (толчок, удар) происходит взрыв, как мгновенное разрушение всей «бинарной структуры» взрывчатого вещества, и выделяется большое количество энергии как взаимодействие материального и духовного начал. Энергии разрушительной. При этом духовное начало энергии способно частично и заметно переходить в материальное начало энергии, делая ее еще более разрушительной.
А. Нобель поставил своей целью сделать нитроглицерин (структурно- «бинарный») более устойчивым к внешним воздействиям на него и менее взрывоопасным. В процессе работы А. Нобель установил «бинарное взаимодействие» нитроглицерина с кизельгуром (трепелом), представляющим собою осадочную горную породу, в значительной мере состоящую из древнейших диатомовых водорослей. Диатомовые водоросли структурно «бинарны», поскольку образующие их клетки имеют две взаимодействующие стороны: нижнюю (дипотеку) и верхнюю (эпитеку). Такой, «бинарной» клетке, сравнительно устойчивой, в свою очередь, присуще духовное начало.
Новое сложно-«бинарное» образование, полученное А. Нобелем (1867), стало называться «динамитом» (от греч. dynamis – сила), который не реагировал на механические воздействия на него. А. Нобель создал также особые капсюли-детонаторы, по существу, «бинарные», для временного управления взрывом динамита (1867). Капсюли-детонаторы действовали на основе гремучей ртути (соли гремучей кислоты) и вставлялись (вкладывались) в динамит перед образованием взрыва, производимого динамитом. Гремучая ртуть, в свою очередь, структурно- «бинарна» (Hg(CNO)2), и в нее входит духовное начало через образующие ее и взаимодействующие в ней Hg, С, N и О, обладающими духовным началом. Сама гремучая ртуть внутренне и легко производит сравнительно слабый взрыв как разрушение «бинарного» взаимодействия в собственной структуре. Это разрушение (взрыв) стимулирует разрушение всей «бинарной» структуры динамита, в который помещена гремучая ртуть в виде капсюля-детонатора и происходит энергетически- мощный взрыв, производящий сильнейшее материальное и духовное воздействие. Показательно, что А.Нобель, по существу, учитывал и негативное духовное воздействие взрывчатого вещества (динамита) на человека, его внутреннее состояние.
А. Нобель создал также в 1888 г. на основе нитроглицерина бездымный порох («баллистит»), «бинарный» по своей структуре и в принципе обладающий духовным началом как источник энергии.
Следует отметить, что идея «бинарного» взаимодействия, материального и духовного, фактически проходит через всю жизнь А.Нобеля, в значительной мере определяя его мировоззрение и жизненное поведение.
А. Нобель в 1890 г. подчеркивал, что он — сторонник «идеалов мира», «а войны будут продолжаться все так же, пока сила обстоятельств не сделает их невозможными». Такой реальной «силой» А. Нобель считал вооруженный паритет противоборствующих сторон, который вынудит их не воевать, а взаимодействовать друг с другом, материально и духовно, во взаимных интересах, материальных и духовных, сделав войны бессмысленными, материально и духовно. По А. Нобелю, «невозможными». Идея взаимодействия, материального и духовного, различных геополитических сил, а не их борьбы как насилие друг над другом, по существу, бесперспективного противоборства, материального и духовного, особенно актуальна и жизненно значима для всех и каждого, в наши тревожные дни. Этому реально способствует Философия взаимодействия.
А. Нобель обладал широкими духовно-эстетическими интересами и был знатоком творчества Бальзака, Гюго, Мопассана, Ибсена и Тургенева, которые показывали, каждый по-своему, прямо или косвенно, жизненную значимость материального и духовного («бинарного») взаимодействия между людьми для их естественного, истинно человеческого существования.
Сам А. Нобель всю свою жизнь страдал от одиночества и мечтал о духовном взаимодействии с внутренне близкими ему людьми. Он хотел иметь «близкого друга или родственника, чья добрая рука закроет в назначенный день глаза». К сожалению, «доброй руки» не нашлось, и А. Нобель скончался во внутреннем одиночестве (1896).
Таким образом, идея «бинарного» взаимодействия, материального и духовного, по существу, была сокровенно-важной и практически- эффективной для жизни и научной деятельности А. Нобеля, и потому она является его поистине принципиально-значимым завещанием и руководством для собственной жизни и деятельности всех, кто претендует на Нобелевскую премию и получает ее.
© Санкт-Петербург