РЕСУРСНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
(RESOURCE ART-PSYCHOTHERAPY)
Коваленко Наталья Петровна ( Kovalenko Natalia)
Профессор Санкт-Петербургского Балтийского гуманитарного института.
(Saint-Petersburg Baltic Humanitarian institute, professor)
Доктор Психологических наук (Doctor psychology science)
Резюме
Статья дает представление о новом подходе в психотерапии – ресурсная арт-психотерапия, который выработан автором в результате синтеза трудов отечественных авторов ( Ухтомский и др.) и собственного практического опыта работы с ресурсами человека в консультировании. Статья подводит итог работы автора в психотерапии и дает представление о процессе формирования ресурсов через инстинктивные зоны человека и активизацию их посредством изобразительной деятельности .
Ключевые слова: ресурсный потенциал человека, инстинкты человека, рефлексы, доминанта, психофизиология, подсознание, ресурсная арт-психотерапия.
Abstract
The article gives an idea of a new approach to psychotherapy, so
called resource art-psychotherapy, developed by the author as a result of
fusion of works by Soviet authors (Ukhtomsky) and his
own practical experience of working with human resource in consulting.
The article sums up the author’s work in perinatal psychology and
provides insight into the process of formation of resources through
the human instinct areas in creativity.
Keywords: human resource potential, human instincts, reflexes, dominant, psychophysiology, the unconscious, resource art-psychotherapy.»
«Инстинкт не «основа», не опора поведения, а источник энергии, питающий поведение. Поэтому он предрешает не характер поведения, а силу его». А. А. Ухтомский
Работая в семейной психотерапии около 20 лет, мы сформировали целую систему диагностических и терапевтических методик, позволяющих оценить состояние ресурсов человека, его творческий потенциал, а так же оценить уровень психосоматического здоровья. Погружаясь в тему ресурсного потенциала человека, мы воспользовались и теорией Маслоу и теорией психических доминант Ухтомского. Интегрируя эти подходы, мы пришли к особому видению запускных механизмов адаптации, мотивационной и поведенческой деятельности человека и остановились на варианте, описывающем инстинкт как ресурс.
Инстинкт в данном случае и есть динамическая сила бессознательного, запускающая все виды психосоматической жизни человека, формируя потребности, влечения и поведение. Эта динамическая сила и есть базовый ресурс, который может разворачиваться у каждого человека по-особому, в зависимости от его генетических паттернов памяти, подсознательной памяти(вытесненной на ранних этапах развития), стратегий воспитания, обучения и пр.. Эту инстинктивную динамическую силу мы называем иногда жизненной силой человека, которая проявляется как сила духа, иммунитета, интеллекта, творческого потенциала и лидерства.
А.А. Ухтомский писал:
«Вопрос о ресурсах человека волновал многих ученых и исследователей на протяжении многих столетий и всегда сопрягался с вопросами о ресурсах физических и психических(духовных). Если ресурсы рассматривать как многогранные возможности человека, то становится понятным, что до сих пор мы еще не смогли во всей полноте описать и изучить все тонкости этой многогранности».
В ресурсной арт-терапии модель инстинктов как ресурсов нашла свое практическое воплощение. Творческая активность как адаптационная активность крайне важна для каждого человека для реализации всего потенциала, имеющегося у человека. Выживание или инстинкт самосохранения имеет первостепенное значение для реализации индивидуальной и социальной жизни и Ухтомский отмечает зависимость сознания от подсознания и обусловленность подсознания направленностью на выживание — самосохранение. Это утверждение помогло нам соотнести инстинкт самосохранения с подсознательной деятельности психики и предположить, что именно этот инстинкт организует все уровни защит нашего организма: от физического(иммунитет), до психического(психические и психологические защиты).
Простейшие программы самосохранения всех живых систем и человека кроются в рефлексах и видные российские физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов уделили изучению их многие годы. С деятельностью больших полушарий головного мозга И.М. Сеченов связывает четыре категории психических процессов: инстинкты (внутреннее побуждение), осмысленное чувствование, осмысленное движение и согласование двух последних в осмысленное действие (поведение). Важными процессами оказались в этой связи процессы торможения и возбуждения. Открытие центрального торможения, необходимого для точной координированной деятельности нервной системы, факты и наблюдения помогли И.М. Сеченову выдвинуть положение об обязательном существовании ряда структур, обеспечивающих преобразование воздействий среды в нервные сигналы, их переработку и передачу к исполнительным органам: 1) структур «станций усиления» рефлекторных актов, 2) структур «центрального торможения». Это акты подсознательной деятельности, участвующей в саморегуляции и организующие все процессы жизнедеятельности нашего организма, в том числе в творческой деятельности.
Среди актуальных для человека сигналов можно выделить боль как яркий сигнал на травмирующее воздействие или на существенное нарушение естественного состояния органов. Здесь важно, что боль имеет важное значение как показатель состояния организма для выработки человеком решения и действий по устранению причины болевого сигнала. Цепочка «страх-напряжение-боль», описанная Д.Ридом добавляет к этому рассуждению идею, что подсознательная реакция на опасность (страх) может вызвать напряжение и усилить болевое ощущение. Эта цепочка особенно актуальна, когда мы сталкиваемся с такой естественной болью как родовая боль у женщин и в связи с ней можно наблюдать инстинктивное поведение женщин (учащение дыхания, крики, принятие особых поз).
Наблюдая за поведением новорожденных, можно так же с уверенностью сказать, что человек обладает данными ему природой инстинктами, которые по своей форме являются общим руководством жизнедеятельности организма. Форма и сущность инстинктов человека практически не разработана в современной науке.
Ухтомский А.А. писал: «Практические знатоки человека, мастера общественной и политической организации, давным-давно понимали, что следует не преклоняться пред инстинктами и не отрицаться от них, а пользоваться ими, как могучими источниками об-щественной энергии, которая затем может быть направлена на текущие задачи истории. …. Разум человека умеет подчинять своим целям инстинкты животных и инстинкты других людей. Невозможно, чтобы разумный человек не сумел подчинить себе свои собственные инстинкты, как бы это ни было трудно. Таинственный разум инстинктов довести до согласия с нашим человеческим разу¬мом, его достоинством и красотой — значит снабдить наш «разум возмущенный», небывалыми силами. Под человеческим разумом я и разумею тот разум, способный возмущаться, бороться, не соглашать¬ся, искать новых дорог, тогда как разум инстинктов — сле¬пая обоснованность в истории рода великих механизмов и энергий, владеющих жизнью. Величайшее счастие, когда ра¬зум инстинктов и наш собственный человеческий разум суме¬ют идти рука об руку.»
Надежда Ухтомского на проявление учеными достойного интереса к инстинктам человека оправдалась. Современная психология и психотерапия нуждается в продолжении изучения сферы подсознания и инстинктов. Поэтому наши исследования и практические наработки могут внести в этот процесс свой вклад, тем боле, что они опираются на конкретную клиническую практику. В ресурсной арт-терапии мы взяли за основу 7 базовых инстинктов, но дали им особое содержание и звучание: инстинкт самосохранения, продолжения рода, гармонии, познания, лидерский, совести. Эти инстинкты для нас явились теми уровнями проявления психических и физических ресурсов, человека, которые динамизируют и регулируют жизнедеятельность человека. При этом каждый человек в процессе жизни формирует свой уникальный профиль ресурсов, в зависимости от генетических программ родителей и предков, в зависимости от обстоятельств вынашивания и рождения, в зависимости от воспитания, обучения, полученных навыков адаптации и самоорганизации, в зависимости от творческой активности. В процессе арт- терапии как раз и выявляется доминирующий инстинкт клиента. Выявление доминирующего инстинкта в какой-то мере приводит к пониманию сущности доминанты Ухтомского, который видел в ней фокусировку силы, потенциала человека. Поэтому, созданный нами тест по определению ресурсного потенциала (РП) – это уже самостоятельно разработанный инструмент для оценки состояния человека. В Тесте РП мы выявляем доминирующий инстинкт как базовый ресурс, который позволяет человеку эффективно интегрироваться в любой ситуации. А инстинкт с минимальными показателями может являться для нас мишенью психотерапии и психокоррекции, с учетом того, что ресурсный подход предполагает равноценную работу со всеми инстинктами как ресурсами. Соотнося результат теста и результат арт-терапевтического процесса можно сделать вывод о состоянии ресурсного потенциала пациента и возможности его использовать в терапевтическом процессе.
Именно в ресурсной арт-терапии модель инстинктов как ресурсов нашла свое практическое воплощение. Изобразительная деятельность человека начинается именно с инстинктивного желания самовыражаться через спонтанное рисование — это часто используют в психологии для определения бессознательного материала пациента. Существуют давно известные тесты и методики работы со спонтанной изобразительной продукцией пациента, клиента с диагностической целью. Наиболее известные арт-терапевтические программы так же используют спонтанное рисование или рисование по заданию, по теме. В нашей методике ресурсной арт-терапии работа строится по другой схеме. Терапевт готовится к работе тщательно изучая инстинктивную сферу человека через свой собственный опыт, познавая смысл и содержание каждой инстинктивной зоны, а далее готов провести по этому пути каждого пациента. Для работы используется диагностическая программа, которая дает возможность выявить доминирующий инстинкт, а в арт-терапевтическом процессе все семь инстинктивных уровня прорабатываются по выверенной за 15 лет конкретной технологии.
Изучая современные методики такие как мандала –терапия(Дж. Келлог, А.Копытин), мы отметили, что слово мандала в будистской и индуистской философии медицине носит весьма глубокий смысл, который не совпадает с тем, как его трактуют авторы. Изучая восточную философию и культуру мы обнаружили величайшие знания, которые описывали важность и фундаментальность изображенных мандал для истории городов, стран, людей древнего Востока. Поэтому применяя рисование в круге, мы не отважились относить его к мандала-терапии, а нашли собственный смысл рисования в круге.
Особое значение в ресурсной арт-терапии имеет и цвето-восприятие каждого пациента. Цветовой тест Люшера и его интерпретация цветовых выборов в нашем случае совсем не подходит, так как мы взяли за основу классическую интерпретацию цветового спектра исходя из канона восточной медицины. Цвета там рассматриваются как изначальные составляющие солнечного луча (что хорошо известно из физики) и являются основой материального мира. Цветовые выборы являются при рисовании с одной стороны диагностичными, с другой стороны становятся механизмом терапии, если человек начинает экспериментировать с цветом и расширяет свой диапазон цветовых выборов, т.е. использует больше цвета, чем в начале рисования.
Образы при рисовании в ресурсной арт-терапии имеют большое значение, но не интерпретируются, а развиваются в процессе рисования. Динамика изменения образов обычно и отражает терапевтический процесс. Отсутствие интерпретации и диагностических оценок при рисовании – это важный принцип, который лежит в основе ресурсной арт-терапии. Обычно первичный образ отражает устоявшийся психосоматический процесс, который может причинять боль, страдание, неудобство, но следующие версии образов могут давать чувство радости, свободы, облегчения. Именно к таким состояниям можно прийти в процессе ресурсной арт-терапии.
Сам процесс рисования в данном методе отражает не столько ассоциации, образы и сюжеты пациента, сколько конкретные ощущения и чувства, которые имеют физиологическое оформление, иногда весьма яркое. Это та реальность, с которой человек живет иногда годы, полностью слившись с этим содержанием своего внутреннего мира, привыкнув к симптомам, приспособившись к синдромам. Именно инстинктивные защиты (инстинкта самосохранения) могут закамуфлировать переживания, страдания, вытеснить глубоко, но при этом травмируя соматические структуры. Это в свою очередь может привести к склонности к хроническим заболеваниям, неврозам. Наша модель ресурсной арт-терапии применяется именно в клинической практике при лечении неврозов, психогенного невынашивания и бесплодия, болевых синдромов психогенного типа и пр..
Существует отработанная программа подготовки к родам с применением методик ресурсной арт-терапии, все элементы этой программы выверены за прошедшие 20 лет и приспособлены к этой категории пациентов, так как работая с контингентом беременных важна особая корректность и осторожность в психотерапевтической работе. За прошедший период не было ни одного случая провокации патогенных эмоций и соматических реакций, а были отмечены улучшение самочувствия, развитие ресурсного потенциала, а на финале – успешные роды. В этой работе применяются техники и спонтанного, и тематического рисования, и перспективное планирование через изобразительный процесс. В нашей авторской терапевтической программе ( для женщин с осложненной беременностью) арт-терапия выполняет и диагностическую функцию, и терапевтическую, и программную( т.е. создает перспективный план позитивного будущего события). В этой работе удается отработать патогенные эмоции (страх, гнев, обиду и пр.) – запускные механизмы формирования напряжения, боли, соматической патологии и сформировать устойчивый ресурсный потенциал, который так необходим в период становления материнства.
Кроме того ресурсная арт-терапия применяется при работе с хроническими заболеваниями, при которых психосоматическая фиксация так же ярко выражена и плохо поддается медикаментозной терапии. При применении одновременно медикаментов и прохождении ресурсных групп так же достигается качественный терапевтический эффект. Иногда некоторые психосоматические патологии купируются в результате полного курса ресурсной арт-терапии в сочетании с рефлексотерапией. В настоящее время программа ресурсной арт-терапии проходит в клинике остеопатии и рефлексотерапии «Амрита» (Санкт-Петербург). В арт-терапевтических группах участвуют пациенты клиники, имеющие психосоматическую отягощенность, курс состоит из 7 занятий по 3-4 часа. В начале и конце курса делается диагностика, которая в 70% показывает улучшение психосоматического статуса и облегчение травматичных переживаний пациента. Эффект от лечения сохраняется на долгое время. Статистически обработанные результаты используются в научных исследованиях АРППМ.
Ежегодно по нашей программе обучаются психологи и врачи, успешно применяют ее в клинической практике и пополняют наши статистические данные об успешном применении методик ресурсной арт-терапии.
mipu@yandex.ru www.mipu.org.ru
Список литературы:
1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 238с.
2. Коваленко Н.П. Ресурсный тренинг. – СПб.: Петрополис, 2013. — 160 с.
3. Коваленко Н.П. Ресурсная арт-терапия. – СПб.: ИД «Петрополис», 2012. -144с.
4. Кэролл Э. Изард. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464с.
5. Психология цвета.- М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1998, — 352 с.
6. Эрберг К. Цель творчества. – М.: Вузовская книга. 2006.- 208с.