Эмоции как ресурс

Коваленко Наталья Петровна

Доктор психологических наук, профессор

СПб. Государственного  Университета,  

гранд-доктор психологии МУФО(Оксфорд)

(Санкт-Петербург)

Эмоции как ресурс

Эмоции человека в  психологии – важный фокус исследований, так как именно эмоциональный мир  окрашивает нашу жизнь в яркие краски радости и счастья или гасит палитру восприятия до серой скуки и черной депрессии. Поэтому в наших исследованиях мы учли социальную и практических значимость развития  учения об эмоциях.

В силу недостаточной изученности природы  эмоций, эмоциональных реакций  в повседневной личной жизни(здоровье, успешность) и общественной деятельности; в результате отсутствия  системного подхода к управлению эмоционально-поведенческими реакциями  и формированию культуры эмоционального самовыражения, в современной психологии  мало достаточно эффективных подходов коррекции эмоциональных расстройств и патологий.

В обычной жизни человека замечено, что эмоции находятся в постоянном движении, влияют на самочувствие, весь организм. В этой динамике постоянно возникают возможности формирования приятного тона эмоциональных ощущений в многогранной меняющейся ситуационной обстановке бодрствующего человека. Но все же даже высокоинформированные в области психологических, медицинских и биологических знаний специалисты не всегда могут управлять своими эмоционально-поведенческими состояниями, действиями и обучать этому других. Эмоциональные расстройства – это явления, которые не минуют ни одного человека и избежать их не представляется возможным. Однако, не все люди  находятся в длительной зависимости от этих расстройств и быстро меняют свое состояние, отвлекаются,  занимаются другими делами и пр., но некоторые люди иногда очень длительное время не могут освободиться из плена эмоционального напряжения, тоски, гнева, страха, раздражения. Такие состояния могут явиться причиной нервных расстройств и дисбаланса физиологических процессов. Поэтому область знаний, связанная с эмоциями и эмоциональными состояниями  и расстройствами важна для  самых различных групп населения.

В обычной жизни человека в течение дня, в периоды работы и отдыха происходит  накопление результатов эмоциональной активности, который может слагаться в  выраженный эмоционально-поведенческий результат – это тот фон, который дает или чувство удовлетворения или разочарования и фрустрации.

«Изучение физиологических механизмов эмоций человека в условиях лабораторного эксперимента позволяет  понять биосоциальную сущность деятельности человека. Заслуживают внимания вопросы эмоционального статуса при выраженных формах эмоционального напряжения, сопровождающихся глубоким морфофункциональным преобразованием главным образом нервных структур. Это обстоятельство ставит проблему эмоций человека в ряд важнейших направлений биологической, медицинской и педагогической наук, как в теоретическом, так и в прикладном отношениях.» (А.И.Яроцкий, И.А.Криволапчук, 2001)

История развития учения об эмоциях складывается из существующих психофизиологических теорий эмоций, фактических данных об эндокринно-гуморальной регуляции эмоций, механизмов адаптации и эмоционального стресса. Это позволяет выделить всеобщий характер эмоциональных влияний, охватывающих весь организм и его высшие структуры координации соматических и вегетативных процессов.

У современного человека, имеет место резкое ограничение двигательного потенциала в циклах бодрствования (суточной периодики), а так же хронический стресс. Гипокинезия и гиподинамия, стресс являются причиной рассогласования в деятельности физиологических систем и в первую очередь двигательно-эмоциональной сферы. Так же в период смены мировоззрений и технологий, меняется идеология и моральные основы жизни, что осложняет  поиск путей и средств совершенствования эмоциональной активности человека.

Большое прикладное значение приобретает анализ эмоций, возникающих при стрессовых реакциях(спорт, медицина, психотерапия).

Среда обитания обусловливает необходимость раскрытия направленности эмоционального тона  ощущений в разрезе закономерностей термодинамики тела человека. Значительная роль в работе отводится проблеме двигательной адаптации в режимах  оздоровительно-тренировочных физических нагрузок. С точки зрения перинатальной психологии(Коваленко Н.П., 2000)важно учитывать, что эмоциональный статус видоизменяется на различных этапах постнатального онтогенеза, что послужило мотивом для выделения роли и характера эмоционального фактора в  ранние периоды развития(пре- и перинатального периода) .

Задача использования современного учения об эмоциях человека в решении социальных задач упорядочения его поведенческой деятельности в условиях меняющегося общественного уклада и обновлении мышления весьма актуальна и неотложна в направлении комплексного рассмотрения неадекватных эпохальных явлений, имея в виду прежде всего нарастающие эмоциональный стресс и экологический кризис. Названные неадекватные эпохальные процессы в целом снижают жизнеспособность современного человека, что в существующих условиях порождает проблему «выживания», в решении которой существенная роль принадлежит эмоциональному фактору.

 

С давних времен эмоции привлекали к себе внимание. Древнегреческий философ Аристотель (IV век до н.э.) говорил, что там, где налицо ощущения, появляются и эмоции — удовольствие, страдание, ярость, бесстрашие и т.п. Римский философ Кар Лукреций (I век до н.э.) считал, что чувства играют большую роль в жизни человека, в его познании природы. Они служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание окружающего мира. Впрочем, под чувствами он подразумевал не только эмоции и чувства в современном понимании, но также ощущения и восприятия человека.

Чаще, однако, встречаются высказывания античных философов, свидетельствующие о том, что они резко разграничивали высшие проявления психики (гносеологию) и эмоции. Так, например, Платон утверждал, что эмоции помещаются в «животной душе», находящейся ниже познающей «бессмертной души». Даже Гиппократ, связывавший психическую деятельность с мозгом и признававший большую роль эмоций в патогенезе болезней и их лечении, «седалищем» чувств избрал сердце.

Затем в течение многих веков, особенно в период европейского средневековья, научное исследование эмоций было замещено церковно-религиозными учениями о «смирении души». В трудах  древних ученых Востока можно найти интересные мысли о зависимости духовной и физической жизни, о связи эмоций с психикой. Так, в XI в. в книгах великого ученого Востока Абу Али ибн Сины (Авиценны) появляется описание первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний. Изучая зависимость психической жизни от внешних воздействий и ее отражение на жизни физической, Авиценна поставил опыт с двумя овцами одного помета. Овцы находились в одинаковых условиях (питания и ухода), с той лишь разницей, что около одного из них он привязывал волка. В результате оказывалось, что овца, которая постоянно видела волка, отказывалась от еды, постепенно слабела и вскоре погибала. Другая овца росла  и развивалась нормально.

Подобные наблюдения и эксперименты, однако, не привели к созданию стройной теории эмоций. Первой монографией по проблеме психофизиологии эмоций можно считать трактат Рене Декарта «Страсти души», в котором автор связывает возникновение чувств с физиологическими процессами, правда, подразумевая под «седалищем души» только эпифиз. Декарт вносит в изучение эмоций первые элементы описательной классификации. Он выделяет блок первичных эмоций: изумление, любовь, ненависть, вожделение, радость и печаль.

Человеческие эмоции подробно изучались и другими философами (Локк, Гельвеции, Спиноза, Руссо и др) . В психологическом учении Б. Спинозы (в частности, в его трудах «Этика» и «Эстетика») значительное внимание уделяется разбору понятий, относящихся к эмоциональным состояниям. Он выделяет пять главных видов эмоций: вожделение, радость, печаль, изумление, презрение. Спиноза разработал так называемую теорию аффектов (в сущности — эмоций) . Будучи осознанными, аффекты превращаются в желания. Человек бессилен их ограничить, укротить. Спиноза называет это рабством. Наоборот, господство над аффектом есть свобода. Согласно его учению, «аффект разума» должен взять верх над всеми остальными аффектами.

В XIX в. изучение эмоций становится на естественнонаучную основу. Многие крупные физиологи, биологи и философы — Чарльз Дарвин, Клод Бернард, Герберт Спенсер, Чарльз Шеррингтон и др. — посвящают этой проблеме свои труды.

Большой вклад в дело изучения эмоций внес Ч.Дарвин. В своем научно-естественном трактате «Выражение ощущений у человека и животных», вышедшем в 1872 г., он рассматривает широкий круг внешних (видимых) эмоциональных проявлений в виде мимики и пантомимики, вазомоторных реакций, сердечной деятельности, внешнего дыхания, экскреции ряда желез внешней секреции.

Страх, ярость и другие сильные эмоции побуждают к бегству или схватке. Во время сильной боли почти каждая мышца тела приходит в состояние усиленной деятельности. Значительная боль, возбуждая животных и фиксируясь на генном уровне, делает их более сильными и увертливыми. Но от страха животное может быть и  парализовано.

Эмоционально обусловленные движения человека и животных Дарвин объясняет тремя «началами». Первое — движения полезные, служащие для удовлетворения желаний или освобождающие нас от неприятных ощущений. Вследствие частого повторения они становятся настолько привычными, что воспроизводятся независимо от того, полезны они или нет, всякий раз, когда мы чувствуем то же желание или ощущение (даже очень слабое). Второе — противоположные движения у человека возникают при наличии негативных настроений и желаний, что Дарвин назвал антитезой. Третье — прямое действие возбуждения на тело, протекающее независимо от воли и в значительной степени от привычки.

Ч.Дарвин вскрыл ряд физиологических механизмов эмоциональных реакций. В первом начале усматриваются механизмы безусловно-рефлекторных эмоциональных реакций (привычные движения) и условно-рефлекторных (движения, вызываемые внутренними ощущениями) реакций. Этот уровень мы в своих рассуждениях отнесли к инстинктивным реакциям.

Второе начало вытекает из очень важного наблюдения о противоположности различных эмоциональных состояний, что позволило в дальнейшем построить различные классификации эмоциональных состояний, основанные на принципе антитезы Дарвина — классификация эмоциональных состояний по противоположности (отрицательные эмоции — положительные эмоции, удовольствие — неудовольствие, удовлетворенность — неудовлетворенность и т.д.) .

 

Замечательное утверждение Дарвина о том, что многие привычные выразительные движения передаются по наследству. Заучивание или подражание,  не играют никакой роли при некоторых выразительных движениях, потому что они существуют уже в первые дни и остаются на всю жизнь, совершенно вне нашего контроля. Таковы «. . .расслабление кожных артерий при краснении и усиленная деятельность сердца при гневе. . .». Таким путем мы в состоянии понять и тот факт, что молодые и взрослые люди совершенно различных рас, выражают одно и то же состояние духа совершенно одинаковыми движениями.

Теория позитивистского эволюционизма, идущая от Г.Спенсера (1867), после работы Ч. Дарвина (1872) открыла генетический путь рассмотрения эмоций, хотя и ограничила это рассмотрение в основном областью филогенеза.

 

Многими психологами и психиатрами эмоции рассматривались лишь в рамках душевных переживаний. Вот почему, несмотря на некоторую односторонность и отчасти парадоксальность, теория американского психолога У.Джемса и близкая к ней теория датского ученого К.Ланге (профессора кафедры патологической анатомии Копенгагенского университета) были, несомненно, прогрессивными. Причиной эмоции, по У.Джемсу, являются бесчисленные рефлекторные акты, возникающие под влиянием внешних объектов (то есть раздражителей, исходящих из внешней среды) , и немедленно создаваемые нами. Всякая эмоция, в конечном счете, выражается в рефлекторном акте («телесное возбуждение») . В этом отношении У.Джемс полностью стоит на точке зрения Ч. Дарвина и Г. Спенсера и подробно цитирует дарвиновское описание симптомов страха, заключающихся в основном в двигательных реакциях.

К.Ланге был весьма близок к пониманию механизма условного рефлекса.

Физиологические механизмы эмоций изучались американским физиологом Вальтером Кенноном в первой четверти XX века. Поставив блестящую серию экспериментов, В.Кеннон (1927) последовательно установил роль ряда нервных и эндокринных факторов в возникновении и формировании физиологических механизмов эмоциональных состояний.

В.Кеннон  исходит в своей концепции из того, что страх, ярость и другие эмоции являются могучими факторами, определяющими поведение животных и человека. «Все больше и больше выясняется, — пишет В.Кеннон, — что причины поведения, как человека, так и высших животных следует искать в воздействии известных эмоций, которые получают свое выражение в инстинктивных актах».

Для расшифровке механизмов эмоциональных реакций  В.Кеннон поставил эксперименты по изучению функций такой важной эндокринной железы, как надпочечник. Автор детально рассмотрел влияние одного из главных секретов надпочечника — адреналина, который, по мнению В.Кеннона, определяет степень эмоциональных реакций.

Так, адреналин, выделяющийся при боли, ярости и страхе, вызывает усиленный распад углеводов в печени и увеличивает содержание сахара в крови; способствует притоку крови к сердцу, легким, центральной нервной системе, конечностям и оттоку ее от заторможенных органов брюшной полости; он быстро уничтожает мышечную усталость и повышает свертывание крови. Все эти последствия влияния адреналина являются весьма целесообразными для организма и способствуют его устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды.

Другим важным действующим началом в формировании эмоциональных поведенческих реакций является деятельность нервной системы, причем двигательные реакции при эмоциях носят рефлекторный и наследственный характер. Эмоции страха, ярости и т.д., по мнению В.Кеннона и Г.Спенсера, носят предваряющий, сигнальный характер и, следовательно, связаны с рефлекторной нервной деятельностью.

В.Кеннон придает большое значение рефлекторному выделению адреналина и повышению содержания сахара в крови при эмоциях.

Так как любой рефлекс, как правило, это полезная реакция, то и данный процесс является полезным при эмоциях, тем более, что протекает быстро, а это как раз и требует в большинстве случаев эмоциональных реакций. В естественных условиях за эмоциями страха и гнева может последовать усиленная деятельность организма (например, бегство или драка), которая требует продолжительного и интенсивного напряжения большой группы мышц, и мобилизация сахара в крови может оказать им важную услугу.

В.Кеннон пришел к выводу, что эмоции получают свое выражение (т.е. своеобразие, отличие) при участии в реакции конкретных отделов автономной нервной системы — краниального, симпатического и сакрального.

Краниальный отдел автономной нервной системы принимает участие в накоплении запасов тела и укреплении его от внешних воздействий. Сакральный отдел служит для поддержания рода. Симпатический — для сохранения индивидуума. Сохранение жизни и целостности организма является главным и существенным: от этого зависит инстинкта продолжение рода и все энергетические запасы организма могут в нужный момент использоваться для данной цели. Эмоциональные состояния, зависящие от стимуляции симпатической нервной системы, характеризуются значительно большей интенсивностью, чем эмоции, проявляющиеся с участием других отделов автономной нервной системы. Они легче всего достигают сознания.

В инстинктивных механизмах взаимодействия эмоций различного происхождения (с точки зрения нервной иннервации процессов возбуждения) главное место, по мнению В.Кеннона, отводится эмоции голода. Так, совершенно естественно, что чрезмерная активность симпатического отдела, подавляющая те функции краниального отдела, которые благоприятствуют пищеварению и питанию, может привести к невыгодным результатам. Прекращение процесса питания и вместе с тем отсутствие аппетита ради самосохранения под влиянием защиты или нападения может быть только временным. Если прекращение питания было бы более длительным, то это могло бы представить серьезную опасность для организма вследствие истощения энергетических запасов. Но в организме существует надежный механизм, обеспечивающий необходимость принятия пищи, — периодически появляющееся чувство голода, к которому невозможно привыкнуть( инстинкт самосохранения).

Кеннон приходит к выводу, что висцеральные реакции, вызываемые симпатическим отделом вегетативной нервной системы (ускорение работы сердца, торможение движений желудка и кишечника, сокращение кровеносных сосудов, поднятие волос, увеличение содержания сахара в крови, выделение адреналина и др.), являются стандартной реакцией, подобно врожденным рефлексам низшего порядка, к которым относится, например, чихательный рефлекс. Некоторые из ярких эмоций (например, гнев) могут проявляться даже у животных, что говорит в пользу предположения о нервно-рефлекторном характере эмоций. Однако более сложные и тонкие эмоции у животных не проявляются. Это уже другой уровень эмоций, который мы отнесли к потребностям более высокого уровня – потребность в гармонии, красоте( инстинкт гармонии).  Такие  потребности требуют более тонко организованных нейронных групп, чем гнев; такую организацию можно предположить в коре головного мозга или в комбинации последнего с подкорковыми центрами.

Усиленная секреция адреналина, повышенное содержание сахара, ускорение кровообращения и ускорение свертывания крови — все эти и другие физиологические изменения способствуют повышению у животных сопротивляемости организма внешним воздействиям, его жизнеспособности и выживаемости прежде всего путем усиления двигательной активности.

Накопление нейрофизиологических знаний о таламокортикальных связях привело к созданию таламической теории эмоций, которая связана с именем Хэда, Кеннона и Барда. Бард (1920) выдвинул ряд положений, часть из которых В.Кеннон (1927, 1931) применил при формировании таламической теории, а Бард (1928, 1929) позднее дал ей ряд подтверждений.

Липпер (1948) и другие ученые, объяснили эмоции как организующий, «мобилизующий» процесс, который они пытался включить в систему представлений о мотивации.

Экспериментальные работы В.Кеннона, позволившие сформулировать «адренало-таламическую» теорию эмоций, подходят вплотную к современному этапу изучения механизмов эмоций, когда наиболее полно были раскрыты центрально-нервные и эндокринные механизмы эмоциональных состояний. Разработке современной теории эмоций в значительной степени способствовали труды отечественных физиологов И.М.Сеченова, И.П. Павлова, П.К.Анохина, С.И.Берриташвили, П.В.Симонова и других. Результаты этих исследований в настоящее время  актуальны и требуют тщательного изучения психологических  и  биологических основ эмоций. В настоящее время весьма актуально соотнесение результатов этих исследований с основами рефлексотерапии, которая за тысячи лет накопила  богатый опыт  изучения рефлексов человека  и  применения этих знаний в лечении. В основах рефлексотерапии весомая роль отводится эмоциональным состояниям и их влиянию на состояние здоровья. Выделены «полезные и вредные эмоции», предписаны профилактические упражнения управления эмоциями и  компенсации негативных эмоциональных состояний. В наших исследованиях  мы сделали акцент на исследовании влияния эмоций при формировании потребностей, желаний, влечений, мотиваций и поведения. Для этого была создана модель инстинктов как ресурсов, в которой инстинкт – это есть запускной механизм потребностной, мотивационной, эмоциональной активности. Инстинкт, задавая силу для проявления эмоции, формирует  базу для проявления всего спектра человеческой активности, от самосохранительного поведения до самопожертвования ради своих детей, блага семьи и общества. Только человек может достичь планки высочайших по своему качеству потребностей в гармонии и красоте, истине и мудрости. При этом эмоции так же претерпевают повышение качества и поднимают уровень удовлетворения и удовольствия от плодов своей деятельности, творчества. Именно человек способен развивать и  совершенствовать качество эмоциональных переживаний, формируя собственное чувство эстетики, соотнося его с  принципами гармонии, которые диктует Природа. Метод, разработанный автором – ресурсная терапия- нацелен на глубокую работу с качеством эмоциональных переживаний, глубокую переработку травмирующих переживаний и создание устойчивого ресурсного эмоционального соcтояния. (www.mipu.org.ru      mipu@yandex.ru)

 


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *