Мастера голубого экрана

Мастера голубого экрана

 

Мастера голубого экрана

 Профессия телевизионный режиссер

 

Проф. Санти Джаясекера

 

Просматривая телевизионную передачу или видеофильм, зрители обращают внимание на игру актеров, качество съемки, но то, какая огромная работа была произведена режиссером – остается за кадром. От его таланта, квалификации режиссера-постановщика, зависит успех телевизионного спектакля, картины и их художественной ценности как произведения искусства.

Начальная функция в работе режиссера заключается прежде всего в осмыслении материала, его толковании – “о чем?”, “во имя чего?”, “что сегодня сказать зрителю?”. Именно он организовывают всю команду, одобряет декорации и фактуру для съемочного процесса, а также следит за монтажом материала.

Режиссер обязан знать работу каждого участника съемочного процесса: телеоператора, музыкального редактора, актера или монтажера.

Режиссура телевизионного фильма.

Слово режиссер происходит от французского слова управлять. Он управляющий, главный человек, который создает экранное произведение. Но это произведение создается коллективом людей. Все эти люди творческие, и у каждого свое представление, как это должно выглядеть, и только режиссер является тем человеком, который определяет стилистику и обладает правом решающего голоса.

При подготовке к производству фильма режиссер за основу берет литературный сценарий. Получив сценарий, режиссер начинает искать и использовать также изобразительно-выразительные средства, которые бы усиливали пластичность образов, материализованных в слове, и, тем самым не позволили бы получить вместо подлинного экранного воплощения идеи литературного сценария – поверхностную иллюстрацию.

Это требует профессиональных знаний и опыта, а так же творческого содружества с телеоператором и редактором. Единство требований со стороны редактора и режиссера обеспечивает успех в дальнейшей работе над фильмом.

Профессиональный режиссер, получив литературный сценарий, может сразу сказать, что их этого можно сделать: на основании опыта, на основании виденного уже, на основании того, что сценарий имеет определенные параметры и стандарты, а когда эти параметры известны, то какой можно получить результат – предусмотреть не составит труда.

Режиссерский сценарий – является как бы постановочным планом литературного сценария. Это режиссерская трактовка его. На экране жизнь воспроизводится в больших масштабах, сосредотачивает внимание зрителей на переживании людей, показывая их характеры в тончайших оттенках, воспроизводя реальную среду, в которой они действуют.

Вместе с редактором и автором сценария режиссер выбирает участников съемки, определяет ситуационную линию для лучшего раскрытия характера героев.

Только такое совместное содружество окажет благотворное влияние на работу над фильмом. Главным документом режиссера и постановочный группы в подготовке к производству фильма является постановочный проект.

По детальности проработки будущей съемки, по качеству проекта – продюсер может судить о профессионализме всей постановочной группы. Снимается ли короткий 30 секундной ролик или полнометражная картина – все равно постановочный проект есть главный документ, по которому можно понять какие планы у режиссера, что он хочет передать зрителям в своей работе и какими средствами это будет достигнуто.

Наряду с режиссерским сценарием в постановочном проекте планы мизансцен и раскадровки представляют ключевую часть концепции будущего произведения.

“Раскадровками” в экранном творчестве называют последовательность всех нарисованных кадров будущей картины с указанием номера, длительностью и методами съемки. Все нарисованные кадры строго увязываются с планами мизансцен, с расположенными точками съемками, с путями перемещения актеров и телевизионных камер.

Каждая точка съемки имеет свой номер, соответствующий номеру кадра в раскадровке и режиссерском сценарии. Съемочный период – самое дорогое в производстве фильма. От того, как продуман и проработан этот период зависят не только сроки и денежные затраты, но и качество художественного замысла, степень реальности его воплощения, а так же творческий успех.

Язык графики. Каждый режиссер и оператор должны графически показать друг другу, что они хотят увидеть в кадре, какую крупность, в каком ракурсе. Должны уметь прорисовывать основные элементы композиции кадра.

Как правило, разработка раскадровок ведется в два этапа: Первый этап – режиссер сам прорисовывает все кадры и мизансцены, увязывая с режиссерским сценарием. Второй этап – защита постановочного проекта. Проект показывается заказчику или спонсору, получая деньги на производство фильма.

 

Режиссура прямого эфира.

Прямой эфир – это прежде всего информационные передачи. Прямой эфир – это ток-шоу, трансляция спортивного матча или запись реалити шоу.

Это только небольшой перечень работ в прямом эфире, требующих от режиссера большой концентрации внимания и эмоций. Динамика, непрерывность процесса, последовательность действий на экране – основные составляющие прямого эфира. Постоянность и одновременность передачи и времени – заставляет режиссера всегда быть в напряжении и держать в постоянной готовности всех участников съемочного процесса.

Прямой эфир предусматривает съемку не одной камерой, а несколькими. В этом случае режиссеру необходимо осуществлять руководство переключением телевизионных камер и делать монтаж кадров осмысленно с определенной и ясной связью. В этом случае технический монтаж сливается с конструктивным. Отличие технического монтажа от конструктивного состоит в том, что если в первом случае кадры соединяются осмысленно. Цель конструктивного монтажа – верно произвести движение на экране. В репортажных передачах режиссерская работа над сценарием происходит уже непосредственно в прямом эфире.

Свойство прямого экрана – одновременность – полностью исключает для режиссера одно из главных условий творчества – возможность изменять что-либо во время процесса съемки. Материал для монтажа, вопросы темпа и ритма решаются мгновенно, одновременно с ходом передачи.

Телевизионный режиссер работает на свою аудиторию, на конкретного зрителя и это понимание вносит определенную коррекцию в его деятельность.

Профессия телережиссера предполагает в равной степени наличие как таланта и оригинального видения, так и терпения, колоссальной трудоспособности, умения полностью отдаваться любимому делу.

Талантливый режиссер может рассчитывать на всемирную популярность и удовлетворение своих творческих амбиций.

 

Телевизионный оператор.

Телеоператор – одна из интереснейших профессий на телевидении. Он всегда работает в команде и всегда рядом с режиссером. Вместе обсуждается сюжет, вместе согласовывается план.

Но в отдельные моменты телеоператору нужна точность и быстрота реакции, оперативность и способность принимать самостоятельные решения.

В работе телеоператора есть своя специфика.

— Работа в телевизионной студии предусматривает съемку телевизионных, научно-популярных и документальных фильмов.

В телевизионной студии характерна многокамерная съемка – одновременно несколькими камерами, которые следят за действием с разных точек съемочной площадки. Оператор и режиссер управляют камерами дистанционно. Многокамерная съемка позволяет снимать без перерыва длинные сцены, что облегчает работу актеров. Она удобна при съемках массовых сцен.

— Прямой репортаж с места события. Красочные репортажи во время народных гуляний, праздников, вручения наград. Трансляция матчей со стадионов, а так же выезды и репортажи с места катастроф. Оператор посредством технических решений воспроизводит настроение, эмоции, доносит до зрителя основную мысль, общую атмосферу.

— Съемка телевизионных программ. Это и участие в создании телевизионных спектаклей, политических и научно-образовательных передач, музыкальных и развлекательных шоу.

Телеоператор должен обладать определенными профессиональными навыками: уверенно владеть телевизионной и съемочной аппаратурой, владеть различными видами съемок, иметь представление о фотокомпозиции, знать работу с осветительными приборами.

Телеоператор отвечает за художественное и техническое качество записываемого материала.

Значительное внимание телеоператор должен уделять свету. Он должен работать в любых условиях либо с хорошим, либо с плохим светом.

Телеоператор работает с прямым, отраженным и рассеянным светом, руководит работой осветителя для точного расположения теней, а также степенью освещенности деталей. Для компенсаций различных условий освещения используются специальные фильтры. Основной показатель телеоператора как профессионала – уверенная работа с телевизионной техникой, светотехникой, его умение быстро перестраивать экспозицию и фокусное расстояние, постоянно обращать внимание на перспективу видеокадра, изменяя положение камеры плавно и только по необходимости изменять масштаб изображения, одновременно используя трансфокатор.

Умение работать с камерой как со штатива, так и с руки с использованием встроенного микрофона, необходимо оператору в экстренных условиях.

Правильный выбор композиции напрямую влияет на способ восприятия снимаемой сцены.

Ну и конечно, профессиональному телеоператору необходимо знать и применять экранные средства выражения: кадр, план, ракурс, монтаж.

Видимое пространство в рамке экрана – это кадр.

Масштаб изображения в кадре – план.

Угол, образуемый оптической осью объектива камеры – это ракурс.

Расстановка в определенном порядке кадров называется монтажом.

Одно из самых сложных средств экранного выражения – съемка с движения. В арсенале телеоператора должны быть несколько приемов такой съемки. Съемка камерой, поворачивающейся вокруг своей вертикальной или горизонтальной оси, называют панорамированием.

Следующий вид съемки в движении, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным, называется тревеллинг.

Различное сочетание тревеллингов с панорамированием называют проекторной съемкой.

Используя эти приемы съемки с движения, оператор должен уметь выдержать статику в начале и в конце каждого кадра, сохранить характер исполнения панорамы, почувствовать пластику эпизода.

При каждом отдельном эпизоде оператор должен поворачивать камеру не более одного раза, медленно увеличивая скорость поворота.

Для получения более полной и объемной картинки используется телеоператорская съемка крупных планов, позволяющая видеть зрителю глаза и руки героя, лучше понимать его эмоции.

Изображение в эфире есть конечный результат деятельности членов съемочной группы: сценариста, режиссера, актеров – автором которого и является телеоператор, его глазами зритель видит все происходящее на экране.

Хороший телеоператор всегда востребован в телекомпаниях, телестудиях, рекламных и продюсерских организациях.

Режиссер монтажа.

Монтаж – это расстановка кадров в строго определенном порядке.

Монтаж может быть технический, конструктивный, художественный и параллельный.

Технический монтаж применяется в основном в кино, когда склеиваются куски киноленты.

Когда кадры монтируются осмысленно с ясной связью между ними – такой процесс называется конструктивным монтажом.

Когда кадры соединяются между собой, создавая образные связи – это художественный монтаж.

Врезая кадр один в другой, снятых в разное время и в разных местах, можно добиться одновременности двух различных действий – такой монтаж называется параллельным.

Режиссер монтажа должен быть ближе по духу и телережиссеру и редактору. Он должен знать историю телевидения, быть в курсе новых монтажных решений, знать теорию монтажа.

Он должен уметь работать с компьютерной техникой и знать новейшее программное обеспечение.

Ему приходится монтировать не только телепрограммы, выходящие в эфир в записи, но и те программы, которые выходят в прямом эфире, где нет права на ошибку.

Большой отдачи от режиссера монтажа требует работа над выпуском ежедневных информационных программ в прямом эфире с несколькими источниками изображения.

 

Работа звукорежиссера.

Зритель слышит ушами звукорежиссера и голос телеведущего и концерты, и телеспектакли, и звучание оркестра – поэтому профессия режиссера звука также необходима, как и важна.

Большой профессиональной отдачи требует работа с огромными микшерскими пультами, которые позволяют управлять десятками микрофонов, одновременно записывая и обрабатывая звук, используя современные компьютерные технологии. Всем этим в совершенстве должен владеть звукорежиссер.

 

Телеведущий – как лицо программы.

Все прекрасно знают телеведущих информационных, детских, спортивных и развлекательных программ. Этот перечень полюбившихся зрителю телеведущих можно продолжить. У каждого из нас есть свой любимый и нелюбимый ведущий. Мы им верим и с нетерпением ждем очередного выхода телевизионной программы, в которой одним из героев является ее ведущий. Жизнь телеведущего в эфире недолгая, но очень яркая. Найти такую “яркую звездочку” – вот цель многочисленных кастингов и просмотров, на которых отслеживаются и тщательно отбираются самобытные и талантливые образы.

Красивая профессия.

Художник-гример телепрограмм – одна из самых красивых профессий на телевидении. Его задача сделать участников передачи: для зрителя – своими людьми, а из телеведущего – своим и красивым.

Не все приходящие на телевидение для съемки спокойно позволяют гримеру проводить манипуляции на своем лице.

И если телеведущий не появляется в кадре без грима, то с некоторыми “важными персонами” приходится поработать. Но в любом случае побеждает красота. Эту красоту делает художник-гример.

Продюсер телепрограмм.

Продюсер – это организатор производства телепрограмм и телесериалов. Он же является директором съемочной группы. Его работа это организация выезда техники и съемочной группы до расходов на написание сценария, от расходов на приобретение и изготовителя декораций до обедов для участников съемки.

И поэтому хорошего продюсера, организатора телепроизводства, мечтает заполучить каждый телеканал или продюсерский центр.

 


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *