ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Лошкарёв Михаил Владимирович,PhD

Юридический механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина лучше всего начать с взаимосвязи человека с обществом и государством.

Существует сложная интегрированная связь человека с социальной средой. Эта связь носит активный, преобразующий характер с обеих сторон. С одной стороны, эффективность реализации человеком и гражданином своих прав, свобод и обязанностей зависит от комплекса социальных условий (экономических, культурных), с другой стороны — отношение личности к ценности, защищаемой посредством прав, к правам, свободам и обязанностям других лиц (позитивный либо негативный), их характер деятельности формируется под воздействием факторов социальной среды.

Юридический механизм условий реализации и средств защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России, состоит, думается, из следующих элементов: во-первых, правовые нормы, закрепляющие права, свободы и обязанности человека и гражданина и возможности их защиты, систематизированные в правовые институты различных отраслей права; во-вторых, юридические факты, влекущие возникновение или прекращение данного права, а в некоторых случаях — его ограничение; в-третьих, деятельность специально уполномоченных органов и субъектов по созданию и поддержанию необходимых и достаточных условий реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; в-четвёртых, это непосредственно деятельность суда, правоохранительных органов и других органов, организаций, призванных защитить данные права, свободы и обязанности человека и гражданина от посягательств; в-пятых, специальные юридические процедуры, позволяющие фактически реализовывать права и свободы либо защитить его (например, возможность обращения в суд, в органы внутренних дел, международные организации); в-шестых, уровень правовой культуры всего социума и микросреды, в которой человек осуществляет свои права, свободы и обязанности, а также уровень правовой культуры самого носителя права; в-седьмых, институт юридической ответственности за деяние, влекущее противоправное ограничение либо прекращение данного права.
Говорить о действенности юридического механизма можно лишь при условии бесперебойного функционирования всей совокупности выделенных элементов.
Каждое субъективное право может быть рассмотрено с точки зрения перманентности его существования. По мнению большинства учёных (В.А.Патюлин, Ф.М.Рудинский, ЦАЯмпольская и др.) субъективное право проходит в своём развитии 4 стадии: стадию возникновения конституционных прав, свобод и обязанностей, стадию готовности к реализации прав, свобод и обязанностей, стадию непосредственной реализации прав, свобод и обязанностей и стадию прекращения прав, свобод и обязанностей. Большинство конституционных прав, свобод и обязанностей человека проходят все вышеназванные стадии в процессе своего существования.
Отметим существование определённых различий в стадиях реализации каждого из элементов. Вехами в определении порядка реализации права, его стадий выступают юридические факты. Юридическим фактом, влекущим возникновение конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации является его рождение. Однако говорить о появлении конкретного субъекта данного права можно лишь при наличии необходимого юридического условия, — живорожденности, определяемой существующими медицинскими критериями. Что же касается конституционных прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, то оно возникает с момента их появления на территории Российской Федерации.
Некоторые права и свободы, например, на неприкосновенность жизни, характеризуются отсутствием стадии готовности к реализации. Оно реализуется постоянно, непрерывно, в виде правового состояния. Наиболее типичная форма реализации прав и свобод — использование их самим субъектом. Своеобразие данных прав и свобод состоит в том, что использование не требует субъекта совершения каких-либо действий. Благом является уже само существование носителя права. Полная же реализация может быть осуществлена при условии соблюдения остальными лицами запрета посягательств в отношении предоставляемого правом блага. В некоторых случаях имеет место такая форма обеспечения реализации прав и свобод, как правоприменение. Это относится к ситуациям, когда компетентные государственные органы защищают права, свободы и обязанности человека и гражданина путём вынесения властных индивидуальных актов (например, при вынесении судом приговора, предусматривающего изоляцию от общества преступника, осуждённого за угрозу убийством).
Кроме того, права, свободы и обязанности реализуются в процессе исполнения специально уполномоченным лицом действий, направленных на защиту этих прав, свобод и обязанностей, являющихся его должностной (профессиональной) обязанностью (к примеру, при производстве врачом неотложной хирургической помощи, необходимой для спасения жизни пациента; при извлечении пожарным человека из горящего здания и т.п.).
Юридическим фактом, прекращающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, является физическая смерть.

Несколько иной процесс реализации других элементов прав и свобод — это таких, как права на свободное распоряжение своими правами и свободами. Например, добровольное поставление личностью своей жизни и здоровья в опасное положение; Во-первых, в процессе медицинского вмешательства в человече-ский организм: а) с целью спасения жизни или поддержания здоровья самого лица; б) с целью спасения жизни или поддержания здоровья иного лица (при производстве операций по трансплантации органов или тканей); в) с целью проведения медико-биологических испытаний с участием того или иного лица в качестве испытуемого. Во-вторых, занятие видами профессиональной деятельности, содержащими элемент риска. В-третьих, действия по спасению жизни в экстремальной ситуации, не являющиеся профессиональной обязанностью.
В качестве блага, обеспечиваемого данным правом, выступает свобода действий человека в отношении своей жизни и здоровья, возможность добровольно подвергнуть их риску. Риск при этом должен быть морально и фактически, то есть по конкретным обстоятельствам дела, оправдан. Поскольку речь идёт о распоряжении самым дорогим, что есть у человека — жизнью и здоровьем, логично предположить, что субъектом распоряжения должно быть лицо, обладающее способностью адекватно оценить сложившуюся ситуацию, прогнозировать пути её возможного развития и принять ответственное решение.
Деятельность органов внутренних дел по созданию необходимых условий по реализации юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, соблюдении, охране и защите их от преступных посягательств регулируется множеством нормативных правовых актов, объединённых в определённую систему. Согласно сложившейся юридической практике в российской юридической науке классификации правовые акты о правоохранительных органах выстраиваются в чёткую иерархическую структуру в зависимости от их юридического значения.
Ведущая роль среди них принадлежит Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, международным правовым актам. Конституция регулирует важнейшие отношения, основные вопросы государственной и общественной жизни и имеет высшую юридическую силу. Вместе с тем, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Пункт 4 статьи 15 Конституции устанавливает, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, применяются правила международного договора. Как преемник СССР Россия в настоящее время является участницей свыше 16 тысяч между-народных договоров и соглашений, из который около 600 — многосторонние 1.
Всё большее значение в последнее время уделяется роли международных (межгосударственных) соглашений по вопросам, связанным непосредственно с организацией и деятельностью правоохранительных органов и, в частности, органов внутренних дел. Особое место занимает «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамбле-ей ООН 10 декабря 1948 года, и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Они ратифицированы и являются обязательными к исполнению на всей территории нашей страны и всеми её государственными органами, общественными организациями, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, лицами без гражданства и иностранными гражданами.

Одно из важных значений в деятельности органов внутренних дел имеет такой международный правовой акт, как Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию порядка, определяющий основные требования, которым должен отвечать сотрудник правоохранительных органов

В ст. 17 Конституции России провозглашается, что Российская Федерация признаёт и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, то есть не требуется дополнительного принятия закона, индивид может ссылаться на статью 18 Конституции РФ. Статья 2 Конституции устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Положения этой статьи конкретизируются нормами статьи 114, возлагающей на Правительство Российской Федерации обязанность осуществлять необходимые меры по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также осуществлять иные полномочия, возложенные на него Конституцией, конституционными законами, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации.
Это фундамент и юридическое основание, в силу которого Правительство Российской Федерации вправе и обязано проводить работу по обеспечению реализации гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина. Поставленную задачу Правительство выполняет через систему государственных правоохранительных органов, одним из звеньев которой являются органы внутренних дел.
Кроме названных конституционных норм, правовую основу деятельности органов внутренних дел по обеспечению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина образуют нормы, содержащиеся в второй главе Конституции Российской Федерации («Права и свободы человека и гражданина»).

Не менее важное значение имеет судебный контроль за правомерностью ограничения неприкосновенности и свободы личности; тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и других сообщений; в обеспечение правосудием прав и свобод человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми законными способами, а также право на обжалование действий всех государственных органов и должностных лиц, нарушающих права человека и гражданина, в том числе в международные органы, презумпция невиновности, в запретах принуждать человека давать показания против самого себя.

No Comments

Post a Comment