НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

3x4_print

ДИМИДОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ- Доктор философии в области Стратегического Управления и Экономики, Дипломант и Лауреат Международных конкурсов (АПОЛЛОН- ЮНЕСКО)

Современная государственная политика в области социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности в России требует чёткой разработки комплекса скоординированных и объединённых единым замыслом политических, военных, организационных, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер. Для того, чтобы успешно управлять развитием национальной экономики, субъектов Федерации, местных органов власти, регулировать разнообразные процессы, происходящие в обществе, всем субъектам управления необходимо точно и правильно намечать цели, которые они преследуют, подготавливать научно обоснованные меры, обеспечивающие их достижение. Выбор верных стратегических приоритетов на национальном, региональном и муниципальном уровнях управления в сложной макроэкономической ситуации в России усиливает актуальность и значимость стратегического планирования. В связи с этим следует отметить важность принятия Федерального закона 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Данный Федеральный закон разработан Правительством РФ по поручению Президента РФ, которое содержалось в Указе от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Правительству поручалось менее чем за полгода подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики. Принятый закон о стратегическом планировании пришёл на смену Федеральному закону от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», служившему правовой основой государственного прогнозирования и программирования.

На современном этапе вопросы реализации данного закона являются приоритетными. Согласно статье 47 закона 172-ФЗ проведена большая работа на протяжении нескольких лет по подготовке необходимых нормативных актов, корректировке документов стратегического планирования, а также осуществления мониторинга. В течение 2015-2016 гг. успешно проводилась подготовка нормативных актов по порядку разработки и корректировки стратегических документов.

Минэкономразвития России разработал План подготовки документов стратегического планирования Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В целях обеспечения согласованности норм законодательства Российской Федерации и Федерального закона № 172-ФЗ в 2015-2016 гг. Минэкономразвития России было инициировано внесение изменений в ряд нормативных правовых актов — в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации по уточнению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Предполагается также возможность создания нормативной правовой базы участия крупных российских и региональных хозяйствующих субъектов — юридических лиц в стратегическом планировании.

В течение 2016 года текущие стратегические документы были приведены в соответствие с требованиями нового закона. Так, разработаны некоторые нормативные правовые акты, определяющие порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, а также осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования и управления. Оперативно был создан федеральный государственный реестр документов стратегического планирования и управления, в котором было осуществлено информационное обеспечение стратегического планирования и управления. Федеральный государственный реестр документов стратегического планирования был образован постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 года № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

В течение 2017-2018 гг. работа продолжается, необходимо будет привести в соответствие с Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании» действующие документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Наряду с усилением угрозы экономической катастрофы нашей планеты были созданы некоторые «концепции устойчивого развития» появление которых были связаны с тем обстоятельством, что в мировой науке в последние годы остро ставился вопрос о резком ухудшении состоянии биосферы и окружающей среды, о вступлении человечества в период глобальной экологической катастрофы, о срочной необходимости принятия экстренных и экстраординарных мер по её преодолению. Как считает известный российский учёный Н.Н. Моисеев термин «устойчивое развитие» (sustainable development) труднопереводимо на русский язык. Автор перевёл его как развитие, допускающее или согласованное с состоянием Природы и его Законами, причём его авторы (международная комиссия под руководством мадам Брутленд) имели ввиду, именно такой смысл. У нас в России его перевели именно как «устойчивое развитие» и более того, даже появилась Государственная Концепция Устойчивого Развития (ГКУР), хотя такой перевод термина представляется неким лингвистическим нонсенсом, ибо устойчивого развития просто не может быть — если есть развитие, то стабильности уже нет! Кроме того, произносить его без комментариев просто опасно, так как это может породить необоснованные иллюзии возникающие, как правило, у политиков в виде компромисса с междунаучным пониманием современной реальности и стремление некоторых политических лидеров предложить перспективы более оптимистичного, чем они представляются обычно учёным- биологам и экологам, но зато более устраивающее лоббистов большого бизнеса, которому смертельно опасны любые планетарные нестабильности. Общеизвестно, что термин «устойчивое развитие» просто вошёл в обиход, но и в государственные документы. Поэтому сейчас нецелесообразно отказываться от этого словосочетания, к которому уже привыкли — необходимо самому термину придать смысл, отвечающий научному содержанию проблемы и глобальным потребностям человека, а именно академик Н.Н.Моисеев предлагает рассматривать это, как некий предварительный этап выработки стратегии, обеспечивающей возможность сохранения человечества для дальнейшего сформирования Международной Программы, в которой будет ноосферное направление академика А.И.Субетто «Мир без Войн» в котором человеку предстоит изменить эмерджентно свой образ и характер жизнедеятельности и своё особое положение в мире биосферы — это уже постулат, к реализации которого человечество должно быть готово, если хочет сохраниться как вид, а не вымирать, как динозавры 50-70 млн. лет назад!

No Comments

Post a Comment