Кошурко А.Н., проректор по научной работе МУФО, г. Санкт-Петербург, GPhD бизнес-администрирования в области государственного и муниципального управления и недвижимости, академик АВИН,
д.э.н., профессор
Фесина Е.Л., полный профессор кафедры экономико-математического моделирования ИУЭиФ К(П)ФУ, г. Казань, GPhD в области экономики,
д.э.н., профессор
Аннотация
Банковский сектор экономики является привлекательным полем для легализации доходов, полученных преступным путем. Преступные группировки по¬ставили под контроль большое количество банков, что связано с ослаблением госу¬дарства и его правоохранительной системы. Отмывание капиталов препятствует усилиям регулирующих и правоохранительных органов идентифицировать источники незаконных доходов, прослеживать их связь с преступными действиями и конфисковывать финансовые активы преступных сообществ.
Ключевые слова: преступные доходы, легализация денежных средств, уклонение от уплаты налогов, транснациональная преступность, криминальная экономика.
В условиях формирования рыночной экономики в России возникли такие негативные явления, как перелив неконтролируемых капиталов, легали¬зация доходов, полученных преступным путем, взяточниче¬ство, связанное с предоставлением банковских кредитов, мошенничество с использованием фальшивой финансовой документации. Из-за неэффек-тивности правоохранительного и фискального контро¬ля значительные денежные суммы выводятся из-под налогообло¬жения и вывозятся за рубеж. Исследования показали, что основной механизм по отмыванию денег и уклонению от уплаты налогов, как в международной, так и в российской экономике находится в банковском секторе экономики [6]. Государство пока не в состоянии обеспечить надлежащий уровень контроля за деятельностью по отмыванию денежных средств и уклонению от уплаты налогов в этом секторе из-за отставания законодатель¬ства, отсутствия должной правоприменительной практики и не¬определенности трактовки отдельно действующих уголовно-правовых норм. Это требует изучения меж¬дународного опыта по борьбе с отмыванием капиталов и финансированием терроризма. Актуальность исследуемой проблемы объясняется многофакторностью схем и методов отмывания преступных доходов в банковском секторе экономики.
. Благоприятные возможности для совершения незаконных финансовых операций в банковской сфере создают новые информаци¬онные технологии. Большой проблемой становится рост мошенничес¬ких операций с интернет-услугами [1]. Так, расходы компа¬ний занимающихся торговлей в Интернете на обес¬печение собственной безопасности и безопасности клиентов возросли с 940 долларов в 2013 г. до 3,4 млрд. долларов в 2015 г. [2]. По данным Институ¬та компьютерной безопасности количество хакерских взломов в России увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2010 г. с 28% до 43% [7]. Механизмы и спо-собы совершения преступлений с применением компь¬ютерных технологий специфичны и имеют высокий уро¬вень латентности. По оценкам экспертов, латентность преступлений с использованием компьютерных техно¬логий в США достигает 80%, в Великобритании — 85%, в Германии — 75%, в России — более 90% [5].
В настоящее время страны с развитой рыночной экономикой ежегодно теряют десятки мил¬лиардов долларов из-за слабой защиты своих телекоммуникационных систем [10]. Интенсивное развитие компьютерных сетей и телекоммуникацион¬ных систем в России привело к необходимости безотлагательного формирования в стране эффектив¬ного механизма борьбы с новыми видами экономичес¬ких преступлений, совершаемых с использованием но¬вых информационных технологий. В этих условиях пер¬воочередное внимание должно быть уделено созда¬нию соответствующей инфраструктуры правоохрани-тельных и фискальных органов на основе новых инфор¬мационных технологий.
В целях борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, Ассоциация рос¬сийских банков разработала меморандум «О мерах по противодействию использования кредитных организа¬ций в целях вывода крупных сумм денежных средств из легального денежного оборота в теневую экономику». В списках Ассоциации значится более 700 банков и кре¬дитных организаций Она объединяет 80% банковских уч¬реждений России, которым принадлежит более 70% со¬вокупного банковского капитала и около 90% всех акти¬вов банковской системы страны [3].
В 2015 г. Банком России было проведено свыше 900 проверок коммерческих банков, отозваны лицензии более чем у двух десятков банков, нарушивших требования Федерального закона № 147-ФЗ «О про¬тиводействии легализации доходов, полученных пре-ступным путем, и финансированию терроризма», установлен запрет на проведение некоторых видов операций у 350 банков [4]. По данным МВД России в 2016 г. воз¬буждено 35 уголовных дел в отношении руководителей коммерческих банков через которые были отмы¬ты денежные средства на сумму более 280 млрд. руб¬лей [8].
Увеличение международного внимания к отмыванию денег заставило многие страны принять специальное законодательство, препятствующее их легализации. Вводятся международные стандарты, которые увеличивают прозрачность банковских операций, уменьшают банковскую тайну и другие факторы маскировки собственности на финансовые активы. Начиная с 1994 г. 55 стран приняли законодательство или инструкции, требующие, чтобы банки давали отчеты о крупных валютных сделках. Кроме того, все большее количество стран начинает устанавливать контроль и за небанковскими финансовыми учреждениями. В настоящее время 49 стран требуют, чтобы эти учреждения выполняли те же самые стандарты идентификации клиентов, что и действующие в этих странах банки [9].
Для эффектив¬ной борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем в банковском секторе экономики недостаточно уголовно-правовых мер, необходима система мер специального предуп¬реждения, включающая меры ответственности за на¬рушения установленных правил финансовых опера¬ций. Необходимо также предусмотреть, чтобы лица, спо¬собствовавшие раскрытию преступления и доброволь¬но передавшие государству доходы, полученные от не¬законной деятельности, освобождались от уголовной ответственности за действия по легализации преступ¬ных доходов.
Методы отмывания денег становятся все более изощренными, что требует от банков и других кредитных институтов нового подхода к разработке соответствующей стратегии борьбы с более изобретательным криминалом. Для отслеживания рисков отмывания денег и финансового мошенничества уже недостаточно использовать информационные технологии и программное обеспечение, которые являются лишь вспомогательными техническими средствами, работающими на основе заданных параметров. Для принятия адекватных решений с помощью электронной обработки данных необходимы глубокий превентивный анализ и выявление возможных рисков отмывания денег с учетом особенностей того или иного банка. Это служит основой для разработки стратегии и программы конкретных действий по борьбе с отмыванием денег в банковском секторе экономики.
Литература
1.Анисимов В.Ю., Левитский В.Д. Банковские преступления // Юридический бюллетень предпринимателя. — №3, 2012.
2.Давыдов А. Зона повышенной опасности // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. — № 5, 2015.
3.Едронов В.М., Павлов А.А. Криминализация экономических отношений в кредитно-финансовой сфере. — М.: ГЛОБУС, 2016.
4.Зарубежный опыт правовой регламентации борьбы с организованной преступностью // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. — № 6-7, 2012.
5.Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. — Сб. статей. — М.: «Олимп», 2014.
6.Икрамов Р.Ф. Экономика и организованная преступность: Монография. — М.: Академия МВД РФ, 2015.
7.Париновский В.Д. Компьютерные преступления и информационная безопасность: Справочник. — М.: Юрист, 2013
8.Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США. / Материалы международной конференции 20-21 мая 2012 г. — М., 2015.
9.Свентон Б. Экономическая преступность. — М.: «Прогресс», 2013.
10.Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты: Материалы научной конференции 9 июля 2016 г. — М.: Независимый благотворительный фонд культуры «Форос», 2016.