«Проблемы защиты семейных ценностей в России. Церковь и общество. Право семейное и каноническое. История и современность».

«Проблемы защиты семейных ценностей в России. Церковь и общество. Право семейное и каноническое. История и современность».

Профессор. ВАЛЮЧЕНКО Владимир Викторович к.ю.н ,PhD, Grand PhD

Введение.
Значение норм семейного права огромно. Так как через них Государство устанавливает порядок создания семьи, устанавливает статус родителя, порядок воспитания детей, защищает семью, мать, детей и.т.д. Каждый из нас является членом семьи. Те, кто ещё не создал свою, новую семью, обычно живут с родителями, братьями, сёстрами и другими родственниками. Совместно они составляют семью, ячейку общества, маленький коллектив. В семье происходит рождение и воспитание детей, заботятся о престарелых и нетрудоспособных её членах, организуют быт и отдых. В дружной семье человек находит своё счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества; от обстановки в семье во многом зависит, как человек учится, работает, ведёт себя в быту, в обществе. Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст.38). Но возникает вопрос, который становиться рано или поздно перед каждым человеком: как создать дружную, хорошую семью, воспитать детей и жить счастливо?! Как защитить свою семью? Это ведь только в сказках свадьбой все заканчивается, в жизни свадьба это только начало семейного пути. Православная Церковь многие столетия предлагает устраивать семью и созидать ее по Слову Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня каждый человек волен выбирать, как создавать свою семью и на каких ценностях.

1.Государство и семья.
Государство проявляет заботу о семье путём принятия разнообразных государственных мер по сохранению и укреплению семьи, её социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Государство создаёт и совершенствует работу детских учреждений; развивает систему социальных служб в помощь семье; устанавливает льготы многодетным и малообеспеченным семьям; семьям, воспитывающим детей-инвалидов; приёмным семьям; одиноким матерям; выплачивает пособия гражданам, имеющим детей, и принимает другие меры по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства.
Особое место при этом всегда занимали правовые нормы и, прежде всего, закон. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного законодательства, направленные на её укрепление, установление в семье таких отношений, при которых нашли бы своё полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.
Нормы семейного законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав при их нарушении, не допускать в соответствии со ст. 23 Конституции РФ (о праве граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны) произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Основные нормы, регулирующие отношения в семье между её членами, содержатся в федеральном законе – Семейном кодексе Российской Федерации (СК РФ), который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введён в действие с 1 марта 1996 года. Это четвёртый Семейный кодекс в истории российского семейного законодательства; каждый из предыдущих Кодексов 1918, 1926 и 1969 гг. отмечал собой определённую эпоху в развитии государства и общества. С принятием нового СК РФ регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами. В нормах СК РФ получили своё отражение и развитие положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Россией, и прежде всего Конвенции ООН о правах ребёнка (1989).
СК РФ охватывает законодательной регламентацией отношения внутри семьи, между её членами, оставляя за пределами своего воздействия сферу взаимодействия семьи и государства по таким вопросам, как государственная помощь семье, матери и ребёнку, развитие детских учреждений и т.п. Эти отношения регулируются другими отраслями законодательства, например административным, об охране здоровья граждан, социальном обеспечении, образовании.
СК РФ является актом, определяющим всю систему семейного законодательства. В нём установлены основные начала семейного законодательства, определён круг отношений, регулируемых семейным законодательством, структура и состав семейного законодательства, общие начала, касающиеся осуществления и защиты, семейных прав, а также определены основные институты семейного права.
К ним относятся группы норм, регулирующие заключение и прекращение брака (порядок и условия заключения брака, прекращения брака и признания его недействительным); права и обязанности супругов (личные права супругов, правовой режим их имущества); права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права детей в семье, права и обязанности родителей); алиментные обязательства членов семьи (родителей, детей, супругов и других членов семьи); формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приёмная семья); коллизионные семейные нормы (применение российского семейного законодательства, а также аналогичных законов иностранных государств к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства).
В состав семейного законодательства наряду с СК РФ входят также другие федеральные законы и законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с СК РФ. Законы субъектов РФ разрешают вопросы, как отнесённые к их ведению СК РФ (например, о снижении брачного возраста), так и непосредственно СК РФ не предусмотренные. При этом они должны касаться круга тех отношений, которые регулируются семейным законодательством и определены в самом СК РФ.
На основании и во исполнение СК РФ могут приниматься подзаконные акты, однако только в случаях, непосредственно предусмотренных самим Кодексом (например, согласно ст. 151 СК РФ Правительством утверждается Положение о приёмной семье).
Законы и подзаконные акты, как бы подробно они ни регулировали возникающие в семье отношения, не могут, естественно, предусмотреть всего разнообразия отдельных жизненных ситуаций, в связи с чем вопросы применения правовых норм в ряде случаев встречают затруднения. Поэтому большое значение для правильного понимания и применения норм семейного права имеют руководящие указания Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
Судебные решения и определения по отдельным конкретным делам не имеют значения нормативного прецедента (специфика гражданского процесса РФ). В то же время решения и определения, касающиеся наиболее спорных и вызывающих сомнения при разрешении дел вопросов, систематически публикуются в официальном Бюллетене Верховного Суда РФ. Хотя формально данные постановления обязательны лишь по тому конкретному делу, по которому были вынесены, суды принимают их во внимание при решении аналогичных дел.
Основными целями семейного законодательства являются укрепление семьи и построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов. Важнейшая из них – это обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита.
Основными принципами законодательного регулирования семейных отношений являются:
Добровольность брачного союза;
Единобрачие;
Равенство прав и обязанностей супругов в семье;
Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
Приоритет семейного воспитания детей
Забота об их благосостоянии и развитии;
Обеспечение приоритетной защиты несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Семейное законодательство, как и всё российское законодательство в целом, основано на принципе полного равенства мужчины и женщины во всех правах и обязанностях, вытекающих из брака и семьи, на равноправии всех граждан независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Эти цели и принципы лежат в основе всех правовых норм данной отрасли законодательства, исходя их них оценивается поведение каждого гражданина как члена семьи.
2.Церковь (право каноническое) и семья
а) Взгляды на брак в Ветхом и Новом Завете

Когда мы читаем о браке, семейной жизни и продолжении рода человеческого в Ветхом Завете, сразу же бросается в глаза, что главное здесь — это сохранение еврейского народа, бесконечные родословные, которые находим в Писании. Однако в то время брак не был единственным способом продолжения рода. Дети рождались и от наложниц, кроме того, существовал обычай брать в жены вдову брата, даже если она становилась второй женой (ужичество). Мы читаем о том, что Соломон, например, имел семь тысяч жен, царевен, и триста наложниц, а Царь Давид взял «еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона. Родились еще у Давида сыновья и дочери» (2 Цар. 5,13-14). В Ветхом Завете можно найти множество упоминаний о нескольких женах и наложницах. Такая забота о продолжении рода сегодня кажется нам излишней, а обычаи представляются довольно странными. Однако целью подобного многоженства являлось вовсе не удовлетворение плотской похоти, а желание иметь наследников. В Ветхом Завете мы не найдем никакого снисхождения Бога к разврату, как нет такого снисхождения и сейчас. Еще в ветхозаветные времена Бог начал открывать человеку. Свою волю. Мы видим, что Бог осуждает многоженство, наложниц и закон ужичества. Смыслом брака все больше становится не продолжение рода, а более высокие, духовные ценности. Наконец, Бог ясно изъявил свою волю, карая развратников. Для нас, считающих себя весьма культурными, образованными и утонченными современными людьми, эти кары могут показаться чрезмерно суровыми. Но ими Бог показывал, что источник жизни именно Он, а не физическое соединение мужчины и женщины. А где Бог, там все таинственно и свято. Воспроизведение и продолжение жизни не может не быть таинством. А святость и таинство должно хранить и оберегать от кощунства, нечистоты и непочтительного отношения. То, как Бог поступал с приверженными распущенности и извращениям в Ветхом Завете, говорит о том, что брак есть дивное и святое таинство — настолько святое и таинственное, что любая распущенность мерзка пред Богом и ее должно избегать всеми силами.
С пришествием Христа главной целью брака перестает быть потомство и продолжение рода, хотя это по прежнему остается его важной составляющей. Но Христос пришел в мир и принес залог воскресения мертвых и вечной жизни, сообщив христианскому браку новую цель — стяжание жизни вечной супругами и детьми.
Чин православного брака начинается словами «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Этими словами подчеркивается важность брака и сразу обозначается его цель. Согласно церковным канонам, христиане, вступившие в брак вне Церкви, отлучаются от церковных таинств. Некоторым это кажется непонятным и чересчур строгим. Но спросим тогда: «Что делает брак действительным? Что придает браку духовный смысл?» — В отличие от брачных обрядов в большинстве инославных церквей, в Православной Церкви брак не является договором — юридическим соглашением с перечислением взаимных обязательств сторон. Православный брак это скорее создание двумя людьми малой, семейной церкви для поклонения Богу Истинному и во спасение души. Эта семейная церковь подчинена Церкви Христовой. Как говорит св. Василий Великий, жениться естественно, но брак должен быть сверхъестественным, стать игом, которое супруги добровольно несут для Церкви. Отсюда видно, что в Новом Завете главной целью брака становится уже не продолжение рода, а спасение души, и сам чин брака содержит множество символов, разъясняющих эту цель.

б) Обязанности мужа

Муж глава есть жены… Мы знаем, что любое учреждение или организация — будь то Церковь, приход, монастырь, или, в миру, банк, корпорация или школа — должны имеет главу, руководителя. То же самое относится и к успешному браку, ибо семья также является организацией, организацией духовной и физической. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию главой брака является муж. Вспомним еще раз апостола Павла: «муж глава жене…». Муж, будучи главой, олицетворяет в семье принцип власти. Как священник является духовной главой прихода, и отвечает перед Богом за прихожан, будучи духовной властью в приходе, так и муж есть священник в семье, и отвечает за ход семейной жизни.
Это вовсе не означает, что муж лучше или выше жены. Перед Христом все равны; нет ни мужчин, ни женщин. Брак является равноправным союзом. Еще раз оговоримся: в Православии нет места какого-либо рода шовинизму. То, что муж является главой семьи, вовсе не дает ему права быть диктатором, тираном, судьей или абсолютной властью для своей супруги и детей. Но, как и любое высокое положение, положение главы семьи предполагает определенные обязанности, тяжелые и сложные, но в то же время интересные и многообещающие. Писание говорит, что муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Ефес. 5:25). Большинство христианских мужей имеют слабое представление, о какого рода любви здесь идет речь. В миру слово “любовь” обычно означает любовь плотскую, или же сентиментальную, романтическую. Это не имеет ничего общего с христианским пониманием любви. Вспомним слова Христа к ученикам о том, что нет больше любви, чем душу свою полагать за ближнего. Следовательно, с христианской точки зрения любовь подразумевает жертву и самоотвержение. Муж должен проявлять по отношению к жене столько заботы, внимания, опеки и нежности, сколько Христос проявляет по отношению к Церкви. Муж должен быть готов даже пожертвовать своей жизнью, ибо как Христос отдал свою жизнь ради любви к Церкви, так православный муж должен быть способен отказаться от всего — даже жизни, если необходимо — ради своей жены. Вспомним еще раз апостола Павла, который говорит, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви. Мы знаем, что Глава Церкви Христос омыл ноги Своим ученикам. Наш Спаситель показал этим, что значит быть главой — это значит служить, первенствовать в любви, понимании и терпении, защищать и оберегать свою семью. Именно к такому первенству и призывается муж, и только в этом случае он может быть истинным мужем и настоящим мужчиной, верным своей данной свыше природе. Разумная жена желает видеть своего супруга именно таким, и не станет стремиться к главенствующему положению. Психологи утверждают, что женщины испытывают глубокую неприязнь к мужчинам, отводящим им главенствующее положение в семье или позволяющим им занять его. Кроме того, известно, что случаи отклонений в поведении детей и даже психические расстройства часто случаются именно в тех семьях, где отец перестал быть главой, олицетворением сострадания, любви и защиты. Долг мужа любить жену и детей не позволяет ему запугивать свою жену и относиться к ней как к служанке, что нередко случается. Вот что говорил об этом св. Иоанн Златоуст:

«Поистине, разве слугу удержишь страхом, да и его не удержишь, ибо он вскоре оставит тебя. Но спутницу жизни, мать детей своих, источник всех радостей, не достоит сковывать страхом и угрозами, но привязывать любовью и добрым расположением. Что за союз, когда жена трепещет пред мужем? И что за радость мужу жить с женой как с рабыней? Даже если претерпишь от нее многое, не гневайся на нее, как Христос не гневается на Церковь».

Мужчины, мужья, настоящая любовь начинается, когда мы отдаем себя другим. Мы начинаем любить — в христианском смысле — когда начинаем отдавать. Некто пришел к св. Иоанну Златоусту с жалобой, что жена его не любит. Святой отвечал: «Иди домой и люби ее». «Ты не понял,» — возразил мужчина, — «как я могу любить ее, если она меня не любит?» «Иди домой, и люби ее» — повторил святой. И он был прав. Если нет любви, чтобы обрести ее, надо полюбить самому.

Мужчины часто жалуются священникам, что жены не любят их. А потом священник узнает, что мужчина ничего не делает для того, чтобы его любили, просто ожидая любви, словно некий идол, ожидающий жертв и поклонения. Таким мужьям следует уяснить, что единственный способ заслужить любовь супруги, это любить самому, ведь в жизни мы обычно получаем взамен то, что отдаем сами: ненависть за ненависть, любовь за любовь.

Отцы Церкви говорят, что христианские мужья должны любить своих жен больше, чем свои мирские обязанности, ибо нет успеха выше чем счастливая семья, и если неладно в семье, то все другия достижения теряют смысл. Наши семьи заслуживают самого лучшого. Сегодня среди нас слишком много таких, кто отдают все лучшее в мир, а все плохое оставляют для дома. Именно поэтому Отцы Церкви учат нас ценить превыше всего общество наших жен, и предпочитать быть дома с ними, нежели на работе. Мужья, и будущие мужья, давайте вспомним и слова нашего современника, Андре Моруа: «Я сделал выбор на всю жизнь; отныне моя цель — не искать того, кто мне приятен, но делать приятное тому, кого я избрал…»

в) Обязанности жены
Апостол Павел говорит: «Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу… Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем» (Ефес. 5; 22,24).
В современном обществе (есть такие тенденции), и в первую очередь в средствах массовой информации: кино, телевидении, журналах и книгах — дух послушания представляют чем-то заслуживающим презрения. Вместо этого на каждом углу призывают поступать по своему, выбирать лучшее, удовлетворять все свои прихоти и желания. Но, как мы уже говорили, православный брак не является частью мирского, секулярного общества. Его цели и цели общества не просто расходятся — они диаметрально противоположны. Цель христианского брака — вечная жизнь со Иисусом Христом в Царствии Небесном, а цель мирского общества — наслаждение, всевозможные удовольствия, самооправдание и своеволие.
Однако Священное Писание и Священное Предание открывают нам, что послушание есть начало христианского совершенства, что подчинение и послушание способствуют стяжанию прочих добродетелей. С другой стороны, своеволие разжигает страсть гордости и постепенно отчуждает личность от христианского образа мыслей и жизни. Митрополит Антоний (Храповицкий) пишет: «Если хочешь быть хорошим, умным человеком, а не глупой овцой в стаде, не соглашайся со своими современниками, погибающими духовно и физически; не иди путем своеволия, но путем послушания. Только тогда будешь личностью. Тогда, возможно… один… сохранишь веру, неожесточенное сердце и благородную душу, и не уподобишься потрепанному бурей флюгеру, как большинство наших современников».
Сам Иисус Христос явил пример совершенного послушания, ибо по Своему послушанию воле Отца предался Он ради нас на страдания и смерть, и привел нас от греха к свободе и спасению.
Время от времени мы видим семьи, где муж «под каблуком» у жены. Что мы обычно подразумеваем, употребляя это грубое выражение? Мы подразумеваем, что жена заняла в семье главенствующее положение и стала управлять мужем. Это происходит, когда муж слишком слаб, слишком погружен в себя или слишком занят, чтобы выполнять все свои обязанности; иногда бывает что жена сама стремится к власти в силу своих духовных или эмоциональных наклонностей. В последнем случае женщина, как правило, проявляет свой властный и агрессивный характер как в семье, так и вне дома. Подобная женщина лишена самых основ женственности: добросердечия, скромности и нежности. В таком случае в семье царят отношения безысходности, разочарования, несогласия и даже злобы. Первое, что должен сделать священник, видя подобных супругов, это попытаться убедить мужа занять место главы семьи и найти способ склонить жену уступить часть власти, не принадлежащей ей по праву. Следует понимать, что роли жены и мужа не исключительны: иногда жена должна продемонстрировать силу, а муж — подчиниться жене. В наиболее зрелых, духовных семьях, отношения супругов превращаются во взаимное послушание.

Заключение.
Вкратце мы проанализировали два начала — правовое, т.е. то через, которое Государство регулирует семейные отношения (нормы семейного права) и другое начало, которое рекомендуется Церковью (нормы канонического (церковного права).
Полагаю, что каждый совершеннолетний гражданин вправе сам выбирать себе путь по которому идти и созидать свой брак (например: (что модно у молодежи) — через «институт» «гражданского брака» (определения о котором в семейном законодательстве нет и отношения такие называются сожительством — состоянием не порождающим правовых последствий брака и в большинстве случаем заканчивающийся распадом) или пойти по пути древнему рекомендуемого Церковью. Ведь правовые нормы – это правила («то разрешено, это запрещено»), а духовные начала правовыми нормами регулируются только на уровне «права гражданина выбирать любую религию или не выбирать вообще»). В свою же очередь благодаря духовным началам созиждется брак. Полагаю, что учитывая настоящую статистику (разводы в ЗАГСе и количестве бракоразводных дел в суде, понятия о браке, которые навиваются секулярным обществом внять опыту и рекомендации Церкви очень актуально, так как это будет самым эффективным способом защиты семьи и детей..

Библиография:
1. Евангелие (любое издание)
2. Флоровский Г.В. Жил ли Христос? Логос,1991(репринт)
3. Ренан Э.История первых веков христианства: Жизнь Иисуса. Апостолы. М.,1991
4. Библейская энциклопедия. Терра,1991(репринт)
5. История религии (Эльчанов, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.). М..1991(репринт)
6. Мень. А История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни (многотомное издание). М.,1992-1993
7. Елисеев А.История религий. «Дрофа» М.,1997
8. Булгаков С.Н. Православие, М..1991
9. Христианство. Энциклопедический словарь (в 3 т). М.,1993-1995
10. Конституция РФ
11. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединения»
12. Семейный кодекс РФ.
13. Книга правил (репринт)
14. Апостол (любое издание)
15. Библия. «РБО» М., 2008
16. Библия (на церковнославянском языке). РБО., 2010


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *