ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БИЗНЕС-ЛЕДИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ. РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ

photo-bukatova

АВТОР: БУКАТОВА ЮЛИЯ, PhD

The article analyses gender characteristics of a leader, which influence positive psychological climate in the team. It deals with types and models of women’s governance, gender aspects of team and individual leadership, features of interpersonal relations taking into account female state of mind and characteristic features of their intellect. A number of factors are referred to that confirm that a business lady has a high managerial potential, by virtue of which she can influence the successful formation and development of the team.
Keywords: leader, leadership, management, gender, competence, business lady.
В статье проанализированы гендерные особенности руководителя, которые влияют на создание положительного психологического климата в коллективе. Рассмотрены типы и модели управления женщин, гендерные аспекты руководства коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом женской психики и характерных черт интеллекта. Приведен ряд факторов, которые подтверждают, что Бизнес-леди обладает высоким управленческим потенциалом, благодаря чему она может влиять на успешное формирование и развитие команды.
Ключевые слова: руководитель, руководство, управление, гендерные особенности, компетентность, бизнес-леди.
Постановка проблемы. В последнее время способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность и требует определенных личностных качеств и ресурсов. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности. В условиях современной трансформации общества происходит дальнейшее изменение гендерных стереотипов и гендерных ролей. Все больше женщин отказываются от традиционно приписанных им гендерных ролей и осваивают новые социальные сферы и соответствующие социальные роли. Существует мнение, что работать под руководством женщины задача не из легких. Руководителей различают по половому признаку, а деловые качества при этом остаются «за кадром». Функция руководителя объединять людей в коллектив, планировать и координировать их действия и осуществлять контроль над выполнением своих распоряжений. Для этого мало быть профессионалом, необходимо стать лидером. Подчиненные должны признавать бесспорный авторитет начальника, который способен видеть дальше, умеет брать на себя инициативу, признается арбитром в межличностных отношениях и не боится риска. Многие считают, что все это мало напоминает женщину мягкую и опекаемую. И все же женщины-руководители это реальность.
Анализ научных исследований и публикаций. Исследованиями в области психологии пола и гендерных стереотипов занимались такие ученые: Ю.Е. Алешина, А. Беком, С. Бем, В.А. Васютинский, А. Вейнингер, А.С. Волович, В. А. Геодакян, Т.С. Говорун, Д.М. Исаев, В. М. Каган, И.С. Кон, А.С. Кочерян, В. Кришталь, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Д. Таннен и др.
В работах этих и ряда других авторов предложено и обосновано оригинальные подходы и методы исследования роли и гендерных особенностей руководителя в формировании социально-психологического климата в трудовом коллективе с учетом новых взглядов, возникших вследствие становления новых экономических отношений.
Целью исследования является изучение наличия и влияния гендерных особенностей руководства как составляющей создания положительного психологического климата в коллективе.
Изложение основного материала исследования
Социально-психологический климат (от Klim (klimatos) поклон) качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Основная роль руководителя в формировании положительного социально-психологических климата минимизировать уровень конфликтности в коллективе.
Положение женщины в обществе является мерилом его прогресса, поэтому женский вопрос общенациональное и должно решаться усилиями всего общества. Ситуация в современной системе управлении воспроизводит то, что мы имеем в обществе. Если в обществе низкий уровень понимания гендерного равенства с точки зрения стереотипных социальных ролей, то это находит свое отражение и в управление. Но вместе с тем, культура управления существенно влияет на изменения в обществе и его развитие. Именно поэтому необходимо обратить особое значение на гендерный аспект культуры управления.
Под руководством А. Кулачек в 2012 г.. Было проведено специальное исследование «Препятствия для женщин в управлении», в результате которого были выделены основные проблемы, которые негативно влияют на карьеру женщин [2].
В первую очередь можно выделить влияние традиционного окружения на рабочем месте. По мнению исследователей, традиционная мужская культура создала три существенных барьера для равенства мужчины и женщины:
— первый барьер — женщин хотят видеть зависимыми, заискивающе, скромными исполнительницами, тогда как мужчин призывают быть независимыми, способными к конкуренции, направленными на действие;
— второе препятствие — для избрания на ответственный пост Бизнес-леди должна сначала продемонстрировать свою реальную компетентность, тогда как мужчине достаточно иметь потенциальную;
— третий барьер — существует мнение, что нравственность и высокая должность — вещи несовместимые, и женщины не стремятся служебных вершин, не желая ставить под угрозу свои семейные отношения и ценности [3].
Таким образом, женщины в РФ, с одной стороны, активно участвуют в управлении персоналом, а с другой — фактически не влияют на принятие решений. А. Кулачек выделяет три главных аргумента необходимости содействия профессиональному развитию и консолидации женщин-политиков и женщин, работающих в органах управления.
Проведенный анализ научных источников, а также собственной практики управленческих ситуаций позволил выделить ряд особенностей, которые подтверждают, что женский стиль управления гораздо разнообразнее по своим проявлениям. Мотивация трудовой деятельности женщины имеет определенные отличия. Известная пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу в гендерном аспекте претерпевает значительные корректур на каждой ступени. Так, например, женщины имеют подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями. Например, если Бизнес-леди чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке, семье, то она оказывает меньшее значение своим отношениям с коллегами и, как правило, не стремится к лидерству в организации. Однако, она же может стремиться к утверждению самостоятельного статуса в целях самоактуализации и подтверждения собственной «полноценности».
Позиция женщины меняется, если она одинока или работает из-за материальной необходимости. Важно подчеркнуть, что особенности мотивации труда у женщин отражают скорее своеобразие личности, а не общие закономерности. В управлении персоналом бизнес-леди больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, ее больше волнует сфера межличностных отношений, чем руководителя-мужчины.
Бизнес-леди более чутко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, опирается на технологию «знаков внимания»: проявляет эмпатию, чуткость в понимании душевного состояния и морально-этических коллизий. Осуществляя функцию контроля за деятельностью персонала, Бизнес-леди не стремится к жестким санкциям, а в первую очередь желает обеспечить необходимые условия для подчиненных с целью минимизации наказаний. При этом она сохраняет способность реализовывать жесткие меры к тем, кто не справляется с поставленными задачами.
Эмоциональность — эта черта особенно характеризует женский стиль управления. В процессе принятия решений бизнес-леди полагается на свои ощущения, интуицию, знаменитую женскую логику, она склонна вести себя как целостная личность, чуткая к большинству аспектов проблемы, имеющих для нее также и эмоциональное значение. Но в результате повышенного уровня эмоциональности бизнес-леди более оскорбительна, острее реагирует на критику, что не позволяет ей всегда быть объективной и вести себя конструктивно [4, с. 349].
Однако, нередко эта черта приводит к сбору и распространению недостоверных сведений (слухов, сплетен) и их использованию при принятии решений, что неизбежно снижает их качество. Вместе с тем, в экстремальных ситуациях Бизнес-леди способна демонстрировать не стратегию страха и избегания, а активного противостояния. Используя различные модели поведения, Бизнес-леди находит оптимальные пути, в сложившихся условиях.
Исследования показывают, что женщины в своей профессиональной деятельности и в ситуациях риска способны формировать адекватные стратегии, отличающиеся, с одной стороны, осознанной осторожностью, а с другой — необходимым уровнем риска и даже авантюризма, что помогает организации выживать в условиях неопределенности современного бизнеса [1 , с. 9].
В сочетании с изложенными психологическими особенностями женщин важное значение имеют факторы, составляющие объективное основание для расширения участия женщин в профессиональной деятельности — это высокий образовательный потенциал, демографическая и социальная ситуация в стране. Для повышения эффективности использования трудового потенциала женщин необходимо учитывать указанные особенности, что позволит повысить уровень прибыльности любой организации, а также будет способствовать экономическому развитию общества в целом.
Выводы и предложения. Гендерный подход, как многогранное видение процесса, предполагает диалог представителей разных полов с учетом формы их взаимодействия и взаимодополнения, должен занять действующее место в современной науке управления. Именно учет гендерного аспекта обогатит культуру управления персоналом и поможет ей своевременно и адекватно реагировать на изменения в социальной, политической, экономической жизни государства.
Литература:
1. Власова Т. Влияние гендерного дискурса на процесс социокультурных трансформаций в современной РФ / т Власова // Поиски гендерной паритетности: российский контекст. [Монография / составитель и общая редакция: Грабовская И]. — М: Издательство МГУ, 2016. — С. 7-14.
2. Гендерное равенство — залог развитого общества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sud.kz/rus/news/gendernoe-ravenstvo-zalog-razvitogo-obshchestva-2
3. Гончарук Г. Женщина в управление и бизнесе. Реалии и перспективы / Г. Гончарук [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// articles/view/gendernaya-politika-dostizheniya-realii-perspektivi2/
4. Доронина Н. С. Основные факторы, формирующие поведение персонала / М. С. Доронина, В. И. Ковалева // Коммунальное хозяйство городов: научн.-техн. сб. Сер .: «Экономические науки». Вып. 78. — М .: Техника, 2013. — С. 348-354.

No Comments

Post a Comment