Шанти Джаясекара, PhD
Исторический жанр в кинематографе.
В предлагаемой работе рассмотрены отдельные аспекты эволюции киноискусства за сто двадцать лет своего существования и, в частности, историческая тематика.
Отметим, что едва ли не первой большой драматической кинопостановкой явился фильм «Страсти Христовы». Историческая тема находит выражение в кинофильмах, произведенных в отдельных странах и, прежде всего, в США, на «фабрике грез», в Голливуде. Понятно, что рассмотрение тех или иных направлений кинематографа необходимо осуществлять в контексте общего обзора.
Кинематограф в своей истории претерпел, да и сейчас не избавился от недостатков, присущих всему новому: соперничество, взлеты и падения, забвение и снова подъемы.
Эволюция киноискусства стимулировалась, прежде всего, интересами бизнеса, творческой мотивацией исполнителей, представляющих все стороны киноискусства и прогрессом технических и изобразительных средств кинематографа, позволяющих создать «вторую реальность».
Время немого кино прошло, «Великий немой» сделал свое дело, но оставил живое наследие.
Америка пережила Великую депрессию, едва ли не погубившую собственный кинематограф.
В Германии главой кинематографа стал Геббельс, что сделало немецкие кинофильмы, за редким исключением, серыми и быстро забываемыми. Французское кино пережило и упадок, и подьем. И вот, пришла Вторая мировая война.
Жорж Садуль в своей «Истории киноискусства» отмечает, что во времена войны были выпущены впечатляющие фильмы СССР и что, несмотря на оккупационный режим, во Франции вышло много замечательных фильмов; успешно был представлен кинематограф Швеции и т.д.
Ну, а что США? Предвоенная вспышка нескольких, в т.ч. и первых цветных фильмов Голливуда, может быть представлена следующими работами.
Отметив первую в мире полнометражную цветную кинокартину Виктора Флеминга «Унесенные ветром» (1939), получившую 8 Оскаров, следует отметить «Серенаду солнечной долины» (1941) с замечательной музыкой. Музыкальная композиция фильма «Поезд на Чаттанугу» имела 4 номинации Оскара и др.
Но в это время эффективно действовала индустрия документального кино.
Заметно проявился Альфред Хичкок, отец «фильмов ужасов», обосновавшийся в Голливуде сразу после войны.
Сразу после войны бурно развивалось итальянское кино. Итальянскую школу представляли такие выдающиеся режиссеры, как Виторио де Сика, Чезаре Дзаватини, Лукино Висконти и др., кто стоял у истоков замечательной итальянской школы.
Мы не можем себе позволить более объемное описание многих достойных кинопроизведений. Отметим лишь еще один важный факт, такой как техническое перевооружение, внедрение различных новаций и т.п., позволяющих создавать высококачественную кинопродукцию. Остается лишь иметь значительное и зрелищное содержание.
В мировом кинематографе в 50-е гг. прошлого века сложилось самостоятельное научное направление — киноведение, и, как всякая наука, киноведение определило теоретическую базу кинотеории.
Тут уместно сделать следующее замечание: любая теория при своем появлении обычно разрабатывает собственные идеи, аргументирует и доказывает свои концепции и т.п. В общем случае расхожее выражение «теория без практики мертва» предлагает практическую реализацию теоретических выводов.
В теории киноискусства отмечается обратный созидательный ход. Вначале , на базе инженерных открытий, литературы, изобразительных искусств и др. сложилась практика кинематографа. И лишь затем на основе образовавшегося культурного и социального феномена определился теоретический, т.е. научно-исследовательский подход осмысления и восприятия киноискусства. Искусствоведы выделяют следующие основные характеристики и признаки современной киноиндустрии, в т.ч. такие как жанр, концепция и др. отдельно рассматривается работа сценариста и методы его работы и т.д.
Киноведы оценивают проблемы киноискусства и искусства в целом. Также рассматриваются проблемы теоретического и эмпирического киноведения, проблемы языка и лингвистики, этические и социальные аспекты кино и т.д. Сложилось объемное теоретическое пространство различного рода гипотез и дискуссий, критических разбирательств и взаимной критики. При этом реальное киноискусство и конкретные кинопроизведения часто используются для аргументации «глубокомысленных» рассуждений.
Перефразируя известное выражение «искусств для искусства», можно сказать «кинонаука для кинонауки». Конечно, существуют и немало глубоких изысканий, безусловно полезных практикам и теоретикам, обучающимся и постигающим киноискусство.
Кинокритики утверждают, что в погоне за прибылью создатели кинофильмов выпускают легко усвояемые и «штампованные» картины, когда сценарии из «заготовок», подходящих для любых фильмов, из разряда » массовой культуры» и для «массового зрителя». Еще в древнем Риме плебеи требовали «хлеба и зрелищ». Таким образом, подчеркивается, что создатели фильмов приспосабливаются к упрощенному требованию «зрителя из массы». С этим можно согласиться. Но такой зритель приносит деньги, создает прибыль. Без духовности, отсутствия культурных корней, погоня за прибылью, которая является религией, описывают преподносимую в привлекательной зрелищной обертке, сыграли огромную роль в развитии «поп-культуры», родителем которой явился Голливуд.
Американские исследователи продводят разделительную черту между продукцией, удовлетворяющей народный вкус, и, эксплуатирующей пристрастия и симпатия публики.
Конечно, никто не будет отрицать, что были, есть и будут замечательные, качественные фильмы, отвечающие высоким требованиям искусства с большой буквы.
Действительно, когда познакомишься с выдающимися фильмами, то понимаешь, насколько оцениваются все характеристики. В частности, одна из наиболее престижных премий — «Оскар» голливудской киноакадемии, присваивается по таким номинациям, как лучшие фильмы, лучшие режиссеры, лучшие актеры, лучшие сценаристы, лучшие звукооператоры, лучшие художники. К середине прошлого века сложилась, так называемая, классификация жанров. Сразу оговоримся, такие классификации различны, границы киножанров условны, к тому же в практике зачастую существует смешение жанров.
Назовем только некоторые из них: любовные истории, фильмы ужасов, вестерн, боевик, фэнтези, исторические фильмы и др. Как уже говорилось, американскую кинопродукцию можно представить в виде «ширпотребной», низкопробной, но воспринимаемой невзыскательным зрителем, и «интеллектуальной», независимо от жанра фильмов.
Но у любого фильма, вернее у его создателей, будь то чисто коммерческой «штампованный» боевик или душещипательная драма, есть одна цель — привлечь внимание зрителя, добиться успеха.
По этому поводу уместно привести цитату из американской энциклопедии общественных наук: «Каким способом эта форма развлечения (фильм) функционирует для миллионов трудящихся людей? Она спасает их от невыносимого давления и воздействия действительности. Фильм подготавливает фрейдистское путешествие по стране мечтаний. Эти мечтания могут быть нездоровыми, но во всяком случае они более здоровые, чем те, которые рождает бар на углу улицы или обшарпанные стены комнаты. На час или два зритель отождествляет себя с героем или героиней, и в глубине сердца чувствует себя потенциальным героем, становится на миг искателем приключений…».
С экономической точки зрения, кино — это индустрия, производство, причем коммерческое, и как любое коммерческое производство, ориентировано на получение прибыли. Известно, что киноиндустрия включает и производство фильмов научного, документального и просветительского характера.
Постановка современного фильма обычно предполагает и реализует коммерческий проект. Но здесь мы можем встретить и малозатратные фильмы, у которых имеется своя аудитория.
Полномасштабный фильм может рассчитывать на успех, если в нем не участвуют известные актеры. Естественно, что основу фильма составляет хорошая режиссура, и режиссер — автор успеха или провала. И, наконец, техника кинопроизводства, искусство оператора.
Совершенствование аппаратуры, съемок, применение впечатляющих спецприемов, трюков и т.д. и творческое использование всех новшеств, создали искусство кинематографического производства. На базе вышерассмотренного возможно перейти к рассмотрению исторического жанра кинематографа. Перейдем от общего к частному.
В отличие от позиций некоторых кинокритиков и киноведов, считающих кино обособленным видом искусства, развивающимся по внутренним законам, мы полагаем, что кино является и детищем, и пребразователем по своим законам и театра, и литературы, и живописи, и музыки.
Сочетание и гармонизация классических видов искусства и появление на их основе киноискусства, и конкретно отдельного фильма, является авторской задачей коллектива постановщиков.
Историческая тема представляет собой возможность совмещения зрелища и познания, т.е. знакомство с историческими событиями и персоналиями. Историческая тема вечна, несмотря на известные периоды забвения, вызванные, например, научно-популярными фильмами и телевидением. Однако, искусство остается искусством, в том числе, и в жанре исторического фильма, и интерес к искусству не пропадет.
«Исторический» фильм вновь и вновь имеет особенности, которые вновь и вновь привлекают и продюсеров, и постановщиков, в силу следующих причин.
Во-первых, несомненная «живучесть» исторической тематики. Это, прежде всего, касается религиозной тематики, которая находится в центре внимания не только верующих. Во-вторых, проведение исторических исследований, археологических открытий, издание литературных произведений также поддерживает интерес зрителя.
Остается лишь найти форму и средства «современного» представления для современного зрителя. Вообще прием современного представления не нов, он пришел из театра. Можно напомнить и Марка Антония с автоматом в руках, и Юлия Цезаря в современном костюме, в постановке лондонских театров много лет тому назад, и фильм «Иисус Христос — суперзвезда» (1973) Нормана Джулиана, с танками вместо римских легионеров. Понятно, что совмещение временных периодов лишь частная деталь. Речь идет о психологической ассоциации, о нахождении общих точек человеческого бытия в прошлом и настоящем. Считается, что «исторические» фильмы родились в Италии. Первые ленты показали падение Трои, войны Карфагена и Рима, и другие исторические события. «Исторические фильмы» ,дают постановщикам возможность сочетания жанров кино. Такую практику Сергей Эйзентштейн называл «полижанризмом». Полномасштабные «исторические» фильмы, в определенном смысле, недоступны телевидению, что дает дополнительные преференции кинопроизводителям.
«Исторические» фильмы иногда характеризуются как познавательное развлечение. Кроме того, многие фильмы довольно свободно обращаются с историческими фактами, такие фильмы часто называют лжеисторическими. В «библейских» фильмах литературной основой могут быть как религиозные события, так и литература сегодняшнего дня, когда сюжет зависит от воображения автора. Однако, несмотря на критику, такие фильмы имеют большой успех. Здесь уместно вспомнить выражение: «зрелище главнее знания». Обычно «исторические» фильмы относятся к высокобюджетным, но тем не менее, большинство из них доходны и даже высокодоходны.
К успешным фильмам с исторической тематикой, вышедших на экраны в свое время, можно отнести «Бен-Гур», «300 спартанцев», «Спартак» и др.
В 1980-1990-гг., собственно исторических фильмов было создано очень мало. Однако, спустя время, исторические сюжеты снова разыгрывались на экране.
Естественно, нам не удается даже поверхностно рассмотреть наиболее примечательные фильмы, поэтому оценим лишь некоторые из них.
Фильм «Бен-Гур» вышел на экраны в 1959 г., производство «MGM», продюсер Сэм Цымбалист, режиссер Уильям Уайлер. Фильм был признан лучшим фильмом года и получил 11 «Оскаров». Стоимость создания фильма равнялась 15 миллионам долларов, что в то время было значительной суммой в кинопроизводстве. А прибыль от показа составила несколько десятков миллионов.
Интересно, что первый фильм под таким же названием был выпущен в 1926 году. Фильм был произведен той же компанией «MGM» и также имел большой успех, а сценарий был написан на основе незаметной книги, относящейся к рядовой рыночной литературе.
Так в чем же дело? В чем секрет успеха? Почему этот фильм был признан одним из лучших, почему его назвали «суперкассовым»?
Прежде всего отметим, что «Бен-Гур» представляет собой замечательное зрелище; фильм — шедевр режиссуры, великолепны съемки и монтаж. Недаром говорят: «В Голливуде могут быть плохие режиссеры, плохие сценаристы, но не бывает плохих операторов».
В эскизном представлении фильм рассказывает о судьбе иудейского неофита БенГура и римского наместника Мессалы. Многообразие жанровых и стилистических, ярких спецэффектов и массовых батальных сцен поглощают внимание зрителя, вводят его в свой увлекательный и фантастический мир.
Вторым планом проходит идея богоборничества, идея победы новообращенного христианина БенГура над язычником Мессалой, представленная сценой состязания на колесницах. Сцена наполнена символическими и метафорическими образами и картинами.
В фильме мы видим и любовь, и страдание, и борьбу за свободу. БенГур был и работал и наместником Рима. Он спас свою мать и сестру, и вернул свое богатство.
Никогда до «Бен-Гура» и никакое другое искусство не показывали древний Иерусалим, древних трирем-военных весельных римских судов. Но к наиболее впечатляющим относятся сцены скачек.
У многих фильмов данного жанра или пренебрежение историческими фактами, или собственное толкование исторических событий, подчиненное обстоятельствам.
Правило создателей исторических фильмов — привлекать популярных актеров. Но иногда даже проверенные приемы не оправдываются. Так, в фильме «Клеопатра», известная, знаменитая Элизабет Тейлор своей игрой, по мнению критиков, почти провалила фильм.
Одним из замечательных факторов исторического киносказа является информация, это источник познания истории массовым зрителем. К историческим фильмам, в общем отвечающим и зрелищности, и познавательности, можно отнести такие фильмы, как «Спартак», «Триста спартанцев» и др., имевшие большой успех. После большого перерыва вышел фильм «Гладиатор» (2000), также посвященный и возродивший затухающий жанр, так называемого , «Пелума». Этот жанр характеризуется античной тематикой, масштабными батальными сценами и выразительными спецэффектами. «Гладиатор» получил 5 «Оскаров». Многие кинофильмы несут идеологическую нагрузку. Это в полной мере относится и к историческим фильмам. Это может выражаться и в проекции исторического или обстоятельств на ту или иную проблему современности, на какое-либо историческое обоснование или объяснение современных явлений И др.
Исторический фильм может претендовать на успех, если освещаемые события проникнуты или несут духовные и моральные идеалы, борьбу за свободу, за справедливость. И, хотя это зачастую является обычным приемом, сродни рекламе, тем не менее «массовый зритель» верит в добро и справедливость, и ждет их торжества.
Таков краткий обзор становления и развития исторического жанра в мировом кинематографе. Лучшие фильмы этого жанра привносят и зрелища, и просвещение, обогащая и мировую, и национальную культуры.
Литература:
1. А. Снегирев. Премия «Оскар». Популярная энциклопедия. ЭКСМО, М., 2001.
2. Р. Макки (Robert McKee) История на миллион. Мастер-класс для сценаристов, писателей. М. 2008.(перевод с английского)
3. Ж. Садуль История киноискусства (перевод с французского) М., 1957
4. Р. Соболев Голливуд, 60-е гг. М. «Искусство», 1973
5. История кино. Современный взгляд (по материалам конференции) М. «Материк», 2004.
6. Кино США на рубеже веков. (авторский коллектив). ??? 2012
7. В. С. Соколов Киноведение как наука. М. 2012
8. Киноискусство и кинозрелище (сборник статей) С-Пб, 2011
9. Г. Савицкий Этот простой и сложный язык кино. М. «Просвещение», 1981