Катанский С.А. Гранд доктор, профессор МУФО, К.П.Н., доцент кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ assakat@rambler.ru т.+79030013545.
Паперно А.А. Ст. преподаватель кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ.+79264551634antonpaperno@ gmail.com
На протяжении многих последних десятилетий между специалистами возникают споры к чему можно отнести восточные единоборства: к боевым искусствам, или спорту. Какое отношение они имеют к оздоровительным практикам, философии, идеологии и воспитанию. Что послужило поводом к их появлению, какие факторы способствовали их развитию и затуханию.
На протяжении тысячелетий различные государства вели между собой войны и чтобы они были успешными шла подготовка военнослужащих на основе изучения различных воинских искусств, одним из которых были различные виды единоборств. Для того чтобы воины были мотивируемы в их среде формировалась определённая психо -философия включающая в себя с одной стороны образ врага, с другой образ героя, который его мог победить. Яркий образ героя мог возникнуть только от ассоциацией себя каким-то образом с могучими Богами, или по родословной как у Ахилла и Геракла, или от инициации полученной от жрецов различных религиозных течений. Идеология и образ порождали мотивацию, она в свою очередь действия, которые меняли технологии обучения направленного или на подготовку к войне, или к физическому совершенствованию.
Существует множество подтверждений тому, что в древней Индии были хорошо развиты различные виды единоборств пропитанные культовой психо -философией — это отражено как в мифологии, так и в религии, и в искусстве. Кришна сражал врагов метая чакры острые металлические пластины, Шива пользовался огромным мощным луком. Кали саблей отрубала головы. С одной стороны это можно рассматривать как легендарный эпос, с другой стороны существует множество исторических школ боевых искусств, патриархи которых считают себя учениками и приемниками Индуистских Богов, действиям которых они подражали. Например в различных литературных приключенческих источниках присутствует упоминание тугов, или тхугов-душителей, представителей -секты поклонников богини смерти Кали. Про них писали такие известные писатели, как (Жюль Верн, 2021, Конан Дойль,1998).
Их боевое искусство строилось на использовании специальной узкой шелковой ленты, которой душили противника.
Стиль Ваджра-мушти можно перевести как «кулак грома и молнии», -это особый тип поединка, в котором противники вооружены специальным дубинками – ваджрами. Это — «Громовой жезл» — оружие Бога Индры. Так создателем древнего индийского стиля единоборств калари паятту считается сам Бог Шива. Это боевое искусство тесно связано с исполнением его разрушительного боевого танца. По преданию первым учеником Шивы стал брахман Парашурама, который распространил эту систему боевого искусства в среде брахманов, которые в свою очередь продолжили распространять полученные знания не только среди кшатриев- войнов аристократов. Считалось, что кшатрии обладают обострённым чувством справедливости, согласно традиции их гражданский долг — это защита слабых, водворение закона и порядка. Поскольку Индийские княжества вели между собой войны, то они постоянно требовали людского пополнения и места кшатриев стали занимать представители других слоёв общества, которых также стали обучать воинским и боевым искусствам. Об этом можно узнать познакомившись с текстом 8-го века Кувалаймала Удьотанасури, в котором написано следующее: “изучали и практиковались в стрельбе из лука, сражались с мечом и щитом, с кинжалами, палками, копьями и кулаками, а также на дуэлях (ниюддхам)”. Меняется государственная политика, меняются устои общества, появляются наёмники- это в отличии от кшатриев у них другое воспитание, от сюда другой менталитет, другое мировоззрение и другая психофилософия.
«Большое влияние на формирование теоретической и практической форм боевых искусств оказала религиозная философия чань – буддизма. Чань –буддизм является разновидностью буддизма Махаямы.» (Торчинов Е.А.,2021). Его распространению в Китае способствовали индийские монахи проповедники, одним из низ был легендарный буддийский монах Бодхидхарма, который по легенде он был знаком с боевым искусством калари паятту. Как гласит предание гласит около 475 г. н. э. он прибыл морским путём в Китай, где стал основателем буддийской созерцательной секты под названием «Дхьяна» («чань» — по-китайски и, позднее, «дзен» — по-японски). Для улучшения восприятия сознанием учеников сложных философских истин Бодхидхарма стал вводить её отдельные физические упражнения в промежутки отдыха между занятиями, которые позднее легли в основу китайского кунфу. Парадоксально, то, что как известно буддизм- это религиозно – философское учение: о культуре, доброте этике, образе и ценности жизни и т.д. Следовательно занятия и практика боевыми искусствами монахами в монастырях целиком и полностью противоречат этому духовному направлению основным его оружием должны были выступать: слово, доброта и самообладание. Но можно отметить, что толчком к их изучению китайскими монахами стало желание Бодхидхармы, повысить концентрации их внимания для лучшего восприятия духовных основ буддизма. Затем, как показала жизнь знание боевых искусств стало необходимой самообороной в пути проповедника, при нападения грабителей, а так же они могли быть хорошим оружием при нападения врагов на монастырь. Как можно предположить, что религиозно- философские течения способствовали развитию в Китае различных видов единоборств. «На их основе формировалась система воспитания, благодаря чему, постепенно в Китае чисто воинское искусство превратилось в некую систему духовного воспитания и стало частью культуры в целом » (Маслов А.А.,1995). Причём, с одной стороны связь буддизма и боевых искусств способствовала формированию другой психо- философии в монастырской среде — изменение менталитета монаха философа на менталитет монаха война -философа. С другой стороны становление и рост мастеров боевых искусств происходил под влиянием дзен буддизма. В период гражданских и внешних войн боевые искусства в Китае изучали для самообороны и военные, и население, а в период мира те и другие для физического развития, оздоровления и спорта. Изменялись обстоятельства, изменялось воспитание, мировоззрение и цели обучения. Позднее полученные от Бодхидхармы знания китайских монахов в основу различных видов единоборств, распространившихся по всей Юговосточной Азии( Хаберзедзер Р. ,1995). Один из этих видов получил современное название каратэ. Но появилось оно не в Японии а на острове Окинава. У истоков этого боевого искусства стояли скорее всего китайские стили кулачного боя — цюань-фа. Об этом говорит китайское написание иероглифа слова «каратэ», он обозначал просто руку. Но, даже если источником возникновения каратэ были китайские стили, на Окинаве они изменились до почти полной неузнаваемости. Причиной этому стали политические и социальные потрясения, произошедшие на момент его возникновения.
Одной из них послужил запрет местного короля Се Хаси на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. В интересах усиления централизованной власти была устроена и «охота за мечами» местных правителей при короле Се Сине (1477-1536). Затем оккупировавшие Окинаву в 1609 году японцы, издали закон в котором позволялось в каждой деревне иметь не более одного стального ножа и одного топора, прикованного для хозяйственных нужд к колоде на главной площади. Можно предположить, что как абсурдная политика властей, так и насилие со стороны самураев и разного рода разбойников побудили окинавцев создавать тайные общества, где они обучались безоружному бою, умению поражать противника ударами различных частей тела. Поскольку их противниками часто становились профессиональные воины, то их менталитет формировал особую психо-философию, породившую основной принцип окинавского каратэ, в котором — каждый достигший цели удар должен приводить противника к смерти. Так появилось новое боевое искусство получившее название ТЭ — руки, а позднее ОКИНАВА ТЭ – руки Окинавы. В годы буржуазной революции Мейдзи (1867-1912) правительство Японии издало указ о мобилизации населения Окинавы. Врачи проводившие медицинские осмотры заметили, что юноши занимающиеся окинава тэ резко отличаются своим физическим развитием от других представителей населения. В связи с этим в педагогическом училище и в одной из школ города Сюри были впервые легализованы занятия этим единоборством. К началу ХХ века оно уже входило в обязательную программу подготовки личного состава японской армии. В 1916 г. в Киото, с показательными выступлениями направляется группа окинавских бойцов, и среди них – Фунакоси Гитин – основатель стиля каратэ Шотокан. В 1924 г. он открыл первый публичный клуб каратэ в токийском университете Кэйо, от туда оно стало распространяться по всей стране. После военного поражения Японии в 1945 американские оккупационные власти запретили все японские боевые искусства за исключением каратэ, которое посчитали всего лишь разновидностью китайской гимнастики. В 1948 была создана Японская ассоциация каратэ (JKA) во главе с Г. Фунакоси, объединившая ведущих специалистов этого вида единоборств.
С этого времени каратэ стало развиваться и как как вид спорта, что сформировало новое мировоззрение, с ним новую форму обучения, воспитания и формирование психофилософии бойца — спортсмена. Такой благоприятный исход развития как каратэ, так и других боевых искусств Японии мог и не произойти. Дело в том, что провозглашённый Императором Муцухито курс на создание в стране «просвещенной цивилизации», направленную на заимствование западной. Некоторые высокопоставленные государственные чиновники ярые сторонники реформ объявили боевые искусства «наследием дикости и варварства. Это приводило к тому, что морально подавленные авторитетные мастера единоборств закрывали свои школы. Но реформирование не сумело подавить у большей части населения тяги к славному прошлому своей страны и не последнюю роль в этом сыграли лучшие представители традиционных школ боевых искусств, среди них: основатель дзюдо Кано Дзигаро, «отец каратэ» Фунакоси Гитин, патриарх айкидо Уэсиба Морихэи. Это позволило им перенести старые, добрые традиции в то, что потом стали называть- новое бу-до. Возникает вопрос – что всё-таки изменилось? В школах соблюдался тот же ритуал, носилась та же одежда, выдавались те же ученические и мастерские сертификаты, и это было не слепым подражанием былым традициям, а данью уважения к наследию предков. Произошло не просто изменение в окончании изучаемого стиля боевых искусста: дзю-до, айки-до, каратэ- до, когда вместо иероглифа дзюцу-техника стали писать иероглиф до-путь, а духовно-философский смысл его изучения. Естественно, что под этим подразумевается не дорога в физическом понимании этого слова, а некий путь духовно этического развития в процессе посещений занятий боевыми искусствами. «Постижение этого пути более длительный процесс нежели обучение техники, хотя без неё тоже обойтись нельзя. Безусловно она появилась раньше и предшествовала развитию филосовско- этической системе боевых искусств. Поэтому можно сказать, что «дзюцу» послужило фундаментом для «До» Ларин А.(2000). В настоящее время в независимости друг от друга развиваются два основных идеологических и направления бу-дзютсу и бу-до. Чтобы лучше понять общность и различие этих систем, представляющих огромный пласт мира единоборств, полезно рассмотреть и проанализировать каждую из них в отдельности. Занятия классическими видами бу-дзюцу направлены на подготовку воинов с целью ведения боевых действий и уничтожением противников на полях сражений. Будо- это японский термин, означающий современные японские боевые искусства. В философском понимании его можно рассматривать как образ жизни и процесс самосовершенствования который осуществляется в процессе занятий различными боевыми искусствами. Одновременно и единство и противоположность, с одной стороны будзюцу — это боевое искусство, которое вы практикуете, с другой будо — это образ жизни, которым вы живете, и путь, по которому вы идете, практикуя будзюцу. Занятия бу-до пропагандируют жизнеутверждающий спорт, и порицают возможность проведения поединков со смертельным исходом. Присущий сторонникам бо- дзюцу суровый воинский дух, направленный на разрушение чужой жизни , морально неприемлем для последователей современных систем бу-до, вследствие специфики своей деятельности. Так как, им приходится участвовать в организации и проведении спортивных турниров, на которых происходит лишь моделирование условий реальной рукопашной схватки и поединки происходят по заранее оговорённым правилам. В реальном бою правил нет. Поэтому при подготовке спецназа задачей инструкторов является, помочь научится бойцам суметь преодолеть мысли о жизни и смерти, побеждать любыми средствами, с использованием любых приёмов.
Цель занятий бу-до носит оздоровительный характер. Он тесно связан с карьерным ростом, в основе которого лежит физическое совершенствование, приобретённое в результате многолетней практики боевых искусств, цель которого — утверждение себя в системе жизни современного гражданского общества. Основной задачей занимающихся современными видами бу-дзюцу является совершенствование официально одобренных методов ведения рукопашного боя, для тех, кого правительство уполномочило вести борьбу с нарушителями общественного порядка. При обучении к примеру, полицейских присутствует концепция боевой нравственности, которая носит оборонительный характер для непосредственного приспособления к гражданской жизни. Происходит переориентация сознания обучающихся действия, которых направляют не на безнаказанное санкционированное убийство врага, на сдерживание его атакующих действий по возможности не лишая жизни. Практически- это принцип странствующих китайских монахов, которые перенесли его и на корейский полуостров. В начале XX века Корея находилась под властью Японии, где существовал запрет на обучение всех единоборств связанных с нанесением ударов, поэтому мастерам корейских боевых искусств, история которых насчитывала более 2000 лет, приходилось вести занятия тайным образом, результате этого единоборства в Корее корейские потеряли официальное развитие. Это закончилось после того как Гитин Фунакоси убедил императора в необходимости включения «каратэ» в программу общеобразовательных школ. После легализации корейские школы единоборств стали работали под японскими названиями.. После освобождения Кореи от японской оккупации в 1945 году, боевые искусства легализовались, открылось много школ, в которых практиковались боевые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тансудо, тэквонбоп и так далее, они сохранили национальную технику, но духовно-философская традиция была утрачена. С приходом к власти президента Пак Чон Хи возникает стремление поставить боевые искусства на службу государству, создав единую систему единоборства. Такое объединение было создано под названием консудо Кореи. Основатель одной из школ тансудо был генер, мастер каратэ Шотокан Чхве Хон Хи, который в 1955 году, который включил этот стиль боевых искусств в программу подготовки корейских военнослужащих. Чхве Хон Хи был убежден, что использовать китайские и японские названия боевых искусств в корейской армии нельзя, поэтому своему стилю единоборства дал название тхэквондо. Дословный перевод, как «путь ноги и кулака» эта система включает: спорт, самооборону без оружия, оздоровительные и духовные практики. Парадоксально, что хотя генерал посчитал, что не патриотично использовать иностранную терминологию в названиях национальных боевых искусств, но всё же оставил в названии стиля японское слово «до», хотя слово означающее путь можно было бы писать и по корейском языке. Каким путём идти — воина, или спортсмена каждый занимающийся тхэквондо должен для себя решить сам, в силу своего воспитания, мировоззрения и образования.
Как было изложено выше боевые искусства Восточной Азии зародились в Китае, затем они распространились в соседние страны, в десятом веке они появились во Вьетнаме. В городе Тханлонге, нынешний Ханой в одиннадцатом веке уже существовала академия боевых искусств, где в течении пяти лет готовили наставников. В 16-м веке был написан трактат «О вьетнамском искусстве боя». В тот период времени он был известен под названием «во туат» -кулачный бой, или «вьетводао» — боевой путь вьетов. В названии стиля присутствует философская составляющая- дао, по китайски- путь. Это связано с тем, что вьетнамцев считают самый низкорослой нацией в странах Азии, самосовершенствуясь и самоутверждаясь физически и духовно они сумели разработать свои эффективные стили ведения боя, позволяющие противостоять более сильному, или многочисленному противнику. Так же за многие века сформировались школы со своими приемами, церемониалом, моралью, лечением травм и болезней, музыкой и спортивной одеждой. Обучение в них носило ярко выраженный личностный характер. Отношение «учитель-ученики» больше всего походили на взаимоотношения строгого отца с собственными детьми, в этом можно проследить конфуцианские традиции. В период французского колонизации вьетнамские боевые искусства попали под запрет властей, по этому вынуждены были уйти на нелегальное положение. Из подполья они частично вышли в 1945 году, затем в 1980 г. была создана Всемирная федерация Вьет Во Дао со штаб-квартирой в Париже. А в 2015 году образовалась Всемирная федерация вьетнамских традиционных боевых искусств. Изменилось политическая ситуация в стране, изменился и подход к изучению вьетводао, в результате боевое искусство трансформировалось в спорт и стало носить более оздоровительный характер. В результате изменилось технологии обучения. На тренировочных занятиях учили не убивать и травмировать, а вести поединки в специальной защитной экипировке, на соревнованиях выступать под наблюдением судей и побеждать по количеству и качеству проведённых технических действий менталитет. В результате изменились методы воспитания, а с ними произошли изменения мировоззрение, менталитете, и психофилософии учеников.
Подводя итог изложенному можно сделать следующие выводы
Изначально различные виды единоборств возникли как один из разделов воинских искусств, смысл изучения которых заключался умение быстро нейтрализовать противника без использования какого вида оружия. Их развитие, или запрет на них исходил от воли правящего государственного аппарата и политической ситуации в тот, или иной промежуток времени.
В основу зарождения школ боевых искусств легли следующие факторы: создание профессиональных армий и желание гражданского населения противостоять насилию.
Местами и развития и распространения различных боевых искусств среди гражданского населения в различных странах Юго-Восточной Азии стали центры отдельных религиозно- философских течений.
Изменение идеологии в структуре правящего аппарата различных стран мира послужило поводом для разделения боевых систем самозащиты и нападения на два направления: убийство противника на поле боя без использования различных видов вооружения и в современный спорт.
Не смотря на то, что биомеханника многих их технических действий в обоих направлениях схожа, но духовный мотив изучения разный. В одних направлениях учат быстро убивать в других состязаться в спортивной подготовке. Для одних высшим проявлением духа является победы и выживание в условиях войны. Для других победы на олимпийских играх.
Использованная литература:
Артур Конан Дойл. Собрание сочинений в 14 томах. Том 9. Тайна Клумбера. Жрица тугов. Роковой выстрел (Артур Конан Дойл) М.: Терра 1998
Жюль Верн. «Вокруг света в восемьдесят дней» М.: Эксмо 2021 640 с.
Ларин А. Кобу- до- искусство работы с традиционным холодным оружием. М.: Гранд. 2000. 243.
Маслов А. Небесный путь боевых искусств. — С.-Петербург: Текс, 1995. — 490 с.
Максимов А. Психофилософия. Для тех кто перепутал себя с камнем. СПб.: Питер, 2016 г. 256 с.
Торчинов Е.А. В ведение в буддизм М.: ACT 2021 512 c.
Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. — СПб.: Евразия, 2000. — 384 с.
Фунакоши Г. Каратэ-до — мой жизненный путь. — Тверь: Прометей, 1995. — 170 с.
Хаберзетзер Р. Каратэ-до. — Тирасполь: Медоус, 1995. — Кн. 1. — 180 с.