ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО
Проф. Тюрин Владимир
ВВЕДЕНИЕ.
В последнее время отмечается заметный интерес к прошлому России. Находившиеся в идеологических ограничениях исторические науки получили возможность углублённых исторических исследований и объяснений.
Нужно отметить, что в ряде случаев история стала переосмысливаться, а порой и искажаться в целях политических и спекулятивных интересов. Кажется, нет ни одного исторического события, которое не было бы представлено с позиции того или иного автора с точки зрения его собственных, а чаще ангажированных интересов. И не было Куликовской битвы, и нашествие поляков было благом для Московской Руси, Пётр Великий не выиграл Полтавскую битву, а проиграл.
Нужно признать, что подобные “исследования“ с одной стороны отражают противоречивые позиции российских историков и категоричную советскую историографию, а с другой стороны мы видим русофобство, прямую клевету и ложь. В фальсификации истории российской истории особенно усердствуют историки Украины, Грузии, Белоруссии, не говоря уже о прибалтах или Польше. Эти новые “исторические’ открытия часто являются инструментом идеологического давления и дискредитации, как прошлого, так и настоящего России.
В этой связи считается актуальным рассмотрение исторических событий прошлого России с позиций достоверности, на базе анализа и суждений российских историков, их дискуссий, и работ современных историков, имеющих объективную, по нашему мнению, концепции толкования истории России.
Рассматриваемый в работе исторический период относится к царствованию Петра I, точнее к первым годам его правления .По видимому нет ни одного дня, который бы не был описан его современниками и историками. И если в работах современников мы встречаемся с фактографией, то историки преподносят нам факты и события с учётом их последствий с собственным мнением и видением
Всё это требует внимательного подхода при изучении и обобщении материала.
Отметим, что и при жизни Петра Великого и после его кончины существовали и сохранились противоположные и непримиримые оценки его деятельности.
Чёрными красками он изображается, как враг православия, “антихрист ‘, как Прозападник, изменивший духовные начал Святой Руси, как самодур и палач, лично рубивший головы стрельцам.
Другие в нём видят – Императора, создавшего Российскую империю.
Пётр 1 открыл для России Европу, а Европу для России. Он создал флот и армию, он победил на суше и на море. Пётр 1 организовал Государство
и государственный механизм.
На фундаменте, заложенном Петром1, строили свою деятельность последующие российские правители и государственные структуры. Наследие Петра 1, определило существование России на многие годы вперёд
Любые преобразования масштабного, государственного характера отмечаются конкретными событиями, которые, в свою очередь, подготовлены предшествующим развитием общества.
Рассматривая правление Петра1, особое внимание следует уделить т.н.
Великому посольству, как одному из ключевых мероприятий, предпринятых Петром1 в первые годы своего царствования.
Великое посольство двинулось в Европу в1697 г. Петру Алексеевичу было двадцать пять лет. Он был молодой, самоуверенный и неопытный как политик.
За его плечами были детские страхи, женитьба и постоянное давление сестры Софьи. И самое главное, его потехи, его потешные полки. «Игра в Войну» была его главным увлечением, его любимым занятием вплоть до совершеннолетия.
Ему удалось свалить Софью и заточить её в монастырь, удалось на время утихомирить стрельцов. После устранения Софьи, страной правит мать Петра 1 – царица Наталья и окружающая ей родня Нарышкиных. А семнадцатилетний Пётр продолжает свои потешные забавы..
Но на это же время приходится его сближение с Францем Яковлевичем Лефортом, в определённом смысле, искателем приключений. Лефорт, однако, был опытный и добросовестный офицер, быстро обрусевший и со временем ставший лучшим другом Петра и, можно сказать наставником и исполнителем воли царя.
Отметим, что Пётр с детских лет, со времени своих потешных увлечений
живо интересовался европейским бытом. Офицеры в его потешных полках были сплошь иноземцы, потому что он доверял им больше, чем стрельцам, которых он боялся. Пушки и ружья тоже иноземные, потому что они лучше. И, известно, что в Европе много полезного и нужного, а в Московии этого нет.
Иностранцы учили его языкам, рассказывали о достоинствах Европы, и к тому же в Немецкой слободе жила Анна Монс. Спасибо Лефорту, соединил их.
После смерти царицы Натальи, молодой царь, ему было двадцать два года, приступил к управлению страной
А всего через год Пётр1 начал войну с Турцией. Было предпринято два похода на турок, Первый, в 1695 году окончился неудачно, но компания следующего года принесла успех. Победа была отмечена торжествами в столице. Однако, выход в Чёрное море оставался в руках Турции.
От нас скрыт внутренний мир молодого царя, развитие его государственного мышления, его замыслы и амбиции. Но уверенно можно сказать, что с ним произошло нравственное и идеологическое изменение. Пётр 1 стал самодержцем. В нём сконцентрировались желания и чувства его предшественников – Московия должна быть великой. И Пётр начал действовать.
Великое посольство явилось одним из первых шагов в осуществлении его замыслов. Дипломатическая миссия началась в 1697 г. Большой дипломатический отряд в направился в Европу Сам царь выступал под именем урядника Преображенского полка, Михайлова.
Целью Великого посольства являлись: поддержка в борьбе против Турции, что также обеспечивало свободный выход из Азовского моря и в дальнейшее завоевание северного побережья Чёрного моря; поиск союзников Руси в предстоящей Северной войне со Швецией. Были и негласные, но тоже значительные цели, как-то поднятие престижа России в Европе, приглашение иностранных специалистов. К тому же Пётр своими глазами хотел увидеть Европу.
Основная задача поездки, создание какого-либо альянса для борьбы с Турцией, не была решена.
А главным стало другое, изучение передового опыта, приглашение в Россию иностранных специалистов, изучение организации и производства, передовых в это время, европейских стран Пётр 1 «вошёл» в Европу и воспользовался тем, что считал нужным.
И, в этом смысли, данная дипломатическая миссия по праву считается великой, Великим посольством.
ПЁТР ВЕЛИКИЙ И ЕГО ВРЕМЯ.
Анализируя «Петровский период» российской истории необходимо дать общее и краткое описание предшествующих событий в целях выявления мотивации его деятельности, формирования нравственного облика, а так же оценить его замыслы, как исполненные так и не исполненные.
Понятно, что непосредственное воздействие на личность и её развитие оказывает ближайшее окружение. В свою очередь родители, близкие, воспитатели сами являются выразителями
общественного сознания, современной обстановки в стране с существующими проблемами и противоречиями.
Очевидна духовная последовательность идущая от московских государей, можно сказать, и от Киевской Руси, которая заключалась в стремлении к величию. “Москва – третий Рим, а четвёртому не быть“. И все великие московские князья и первый самодержавный царь всея Руси, стремились к возвышению Московского государства.
Миновало смутное время, Москва поднялась на ноги и вновь ожила идея особого предназначения Святой Руси. Другое дело, что эту идею разделяли и признавали далеко не все.
Русь – святая, безусловно; у Руси – своя дорога, особый путь, тоже понятно. Но, врачей приглашали иноземных, мастера , тоже сплошь “немцы“, да и в опричниках иностранцы.
При царе Михаиле Фёдоровиче были попытки преобразования армия преобразовывается с учётом европейских новшеств, созданы “полки нового строя”,и Немецкая слобода обустроена в Москве, где проживают иноземные специалисты и мастеровые.
Страна успокоилась, хозяйственный механизм заработал, и с враждебными соседями помирились.
Царь Алексей Михайлович, наследник первого царя из рода Романовых, “отец преобразователя“, как его называет Василий Осипович Ключевский, управлял относительно спокойной страной, но были проблемы, были трудности.
По замечанию Ключевского, нужда заставила обратить внимание на Европу, в надежде найти там выход из домашних затруднений.
Важнейшей характеристикой духовного, а отсюда всего общественного существования Московского государства верность старине, своей самобытности. Даже русская православная церковь отличала себя от греческой, ортодоксальной, от которой в своё время и приняла христианство. В памяти сохранились совсем недавние события борьбы с польско-литовскими агрессорами, когда произошло единение народа. Основой такого объединения и самоотверженной борьбы служил призыв спасения своей родины, Московского царства, спасение русской старины.
Царь Алексей Михайлович Тишайший как его называли, по выражению В.О.Ключевского, “представлял в высшей степени привлекательное сочетание добрых свойств верного старине древнерусского человека с наклонностью к полезным и приятным новшествам“
Но какой бы хороший не был царь, ему не обойтись без проблем. При нём бунтовал Степан Разин, В его царствование произошёл знаменитый церковный Раскол русской церкви. Обратим внимание и на другие характеристики Алексея Михайловича, которые, в частности, проявились в его отношениях с патриархом Никоном.
Никон, победивший старообрядцев и безжалостно преследовавший их; Никон бывший другом и даже наставником Царя перешёл границу дозволенного, в своих амбициях. Он и подписывал грамоты и указы, называя себя государем и выступил с идеей главенства духовной власти над светской. И попал в опалу. Не были услышаны его мольбы о прощении.
Дружба дружбой, а самодержавие незыблемо, на том стоим .
Алексей Михайлович воевал и турками, и с крымцами, и с поляками. И Украину присоединил по просьбе Переяславской Рады.
Эти события, поступки, дух времени в целом передавался по наследству, оставался в памяти и замыслах.
Так случилось, что Московская Русь оказалась отрезанной, от естественного европейского единства. При зарождении государства христианская ориентация на Византию поставило Киевскую Русь, а затем и отделившиеся от неё княжества на сторону противоположную католической Европе. И монголо-татарское нашествие окончательно изолировало восточные русские княжества.
Сейчас много говорится о положительной роли татарского покорения Руси. Это позволило подняться Московскому княжеству, в дальнейшем стимулировало движение русских на восток и т.д. С этим нельзя не считаться. Однако, около трёхсот лет Северо-Восточная Русь могла общаться только с татарами. И смогла выжить, а затем и возродиться. И ни о каком культурном общении с Европой не могло быть и речи. А с ближайшими соседями: Литвой, Ливонией, Польшей, Швецией приходилось воевать.
На основе таких посылов и назрела необходимость перемен в Московском государстве. Но эти устремления и намерения тут же пресекались той частью элиты государства, которая была довольна своим положением, благополучием и покоем .
Царь Алексей Михайлович тянулся к новшествам и изменениям, но не мог и не хотел приступить к преобразованиям и реформам. Отец преобразователя родил преобразователя, и в этом его главный вклад в построении нового движения России.
Пётр Алексеевич, ставший впоследствии Великим был четырнадцатым ребёнком Алексея Михайловича и третьим ребёнком от второго брака отца с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царь Алексей ушёл в лучший мир, оставив тринадцать детей от первой супруги, Марии Ильиничны Милославской, «в Бозе почившей», и троих от матери Петра 1.
Как и большинство русских царей, Алексей Михайлович жил недолго, по сегодняшним меркам. И в сорок семь лет скончался. Маленькому Петру было четыре года. И сразу же между двумя родственными кланами, между Милославскими и Нарышкиными разгорелась борьба за власть. Милославские одолелели.
До десяти лет Пётр 1 жил под присмотром царя Фёдора Алексеевича, брата по линии Милославских. Однако, царь Фёдор правил недолго, он скончался молодым в двадцать два года. Его брату Петру было десять лет. Петра Алексеевича провозгласили царём. Но это не устраивало царевну Софью старшую сестру Петра, и весь клан Милославских, к которому она принадлежала.
Воспользовавшись волнениями среди стрельцов, Милославские сумели изменить результаты интронизации Петра, и провозгласили сразу двух царей, первым царём – Ивана, тоже сына Милославской и вторым царём Петра 1. Но Иван Алексеевич был больной и недееспособный, а Пётр – малолетний. И фактическое правление государством, было вверено их старшей сестре Софье, дочери Марии Милославской. Софью считали энергичной, умной и властолюбивой. Победители торжествовали.
Пётр с матерью переехал в село Преображенские, где и жили, не вмешиваясь в государственные дела, вернее их не допускали до государственных дел. Пётр с тех пор, поражённый злобой стрельцов, считал их враждебной силой. К врагам причислялись и сама царица Софья и весь род Милославских.
Пишут, что он и Кремль не возлюбил, как ненадёжное и опасное место.
Напрашивается сравнение с детскими годами царя Ивана Васильевича. Детские страхи, грозившая опасность от власть имущих, желание держать царя подальше от престола. Правда, у Ивана Грозного всё было страшнее.
И тут напрашивается вопрос: не явилось ли такое детство причиной ответного удара, желанием сломать, или хотя бы изменить, устранить всё то, что давило его, таило опасность.
Необходимо остановиться на воспитании Петра, оценить его образование и условия формирования его как личности.
Во-первых, Петра учили по старому, по старорусскому обычаю. И первый учитель царевича, некто Зотов был рекомендован в учителя, приверженцем старой веры. Помимо принятой практики обучения, учитель рассказывал царевичу про царя Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Александра Невского. Русским есть чем гордиться. Конечно, Петру объяснили все перипетии смутного времени, рассказывали о войне с польскими захватчиками.
Но после смерти царя Фёдора Алексеевичч, Стрелецкие волнения, интриги сестры Софьи, бесчинства и угрозы стрельцов, привели к решительному разрыву с Софьей и Милославскими и безвыездном проживании в селе Преображенском. В десять лет обучение Петра закончилось.
И начался этап “самообразования” на задворках села, в играх и баловстве с дворовыми ребятами.
Современная педагогика предлагает практику обучения детей в играх. Такой подход пробуждает инициативу ребёнка, мотивирует его поведение, пробуждает стремление к познанию и самостоятельности. Так случилось, что маленький Пётр овладел этим методом. Тае вели себя и все дворовые ребята. Однако, они не могли предаваться всё время играм, У низ не было знаний и природного ума для выдумок. В лучшем случае они являлись помощниками и исполнителями затей царя.
Итак, главным занятием юного Петра была “игра в войну”, для потехи для забавы. Однако, игра становилась очень похожей на военную подготовку петровского окружения.
Примечательно, что именно в это время началось “вторичное обучение” Петра. Царь “гораздо с охотою“ принялся за учёбу. И достиг успехов в арифметике, артиллерии, фортификации; он изучил астролябию, строение крепостей и приступил к строительству потешной флотилии на Перяславском озере.
Интересы Петра в те годы были односторонни, Никакие другие науки или познания его не привлекали.
Вначале две роты составляли его армию, Преображенский и Семёновский, потом они доросли до полков с иноземными офицерами во главе. Но самым главным был назначен русский, Головин.
Потешные полки, стали регулярными, проводились учения,
Офицеры получали жалование, несли службу.
Но во главе, так называемого, троевластия оставалась царица Софья: умная, волевая и не оставляющая мысли о единоличном правлении. И препятствием на её пути являлся младший брат со своими потешными полками.
И Софья делает первый ход, опять на сцене появляются стрельцы, опят заговор.
Оповещённый Пётр, бежит из Преображенского села к Троице в испуге, бросив дома мать и беременную жену. На память о той ночи у Петра остались нервные судороги.
Но обстановка изменилась. К царю подошли его потешные войска, потянулись, поверившие в него из лагеря сестры, и со стрельцами договорились. Софья была низложена и заперта в монастырь. Управлять государством стала Наталья Кирилловна, мать Петра.
А царь не изменял своим привычкам: те же военные игры и учения. Однако, качество этих действий отвечало подготовки регулярных армий.
На это время приходится сближение Петра с иноземцами Немецкой слободы, прежде всего с авантюристом Лефортом, по определению Ключевского, ставшего другом молодому царю, Гордоном, бывалому вояке, Тиммерманом и многими другими.
В немецкой слободе Пётр учился, впитывал иноземный дух, слушал рассказы о преимуществах и привлекательности Европы
Обычно современники и историки говорят о разгульном образе жизни царя, даже в молодые годы. Это было и не нам судить считать ли недостатками такое поведение. Государю всё можно.
Наталья Кирилловна кое-как управляла государством, а Пётр понарошку воевал, веселился, влюблялся.
Зимой 1694 года молодая, по сегодняшним меркам, всего 42 года, царица Наталья Кирилловна закончила земной путь.
Пётр 1 единственным, не считая несчастного Ивана, правителем Московского государства. Но качество жизни царя не изменилось. Государственный механизм как-то работал, старые порядки и устои поддерживали страну.
И уже летом того же года Пётр Алексеевич начинает настоящую войну. Понятно, что царь готовился к ней. К этому времени потешные полки преобразовались в регулярную армию, хорошо вооруженную оружием и артиллерией. В Воронеже стал строиться флот.
Эта компания известна под названием Азовские походы Петра1. Первая военная акция царя, воплощение его замыслов показатель организованности и реального военного руководства.
После изгнания Софьи военные действия на юге сводились к стычкам с крымскими татарами. Но к1694 году созрело решение о войне с Турцией. Царь понимал, что государство может считаться сильным и независимым, если выйдет к морю. Эта Московская идея существовала со времён Ивана Грозного, но кроме Белого моря Московская Русь была блокирована враждебными и сильными соседями. Итак, Турция.
Было два Азовских похода. Первый оказался неудачно, но всего через несколько месяцев второй поход принёс победу, Азов был взят, и договор с Турцией подписан, Пётр торжествовал.
Но и царь и его окружение понимало до полной победы далеко.
Выход в Чёрное море под контролем Турции, крымские татары продолжают беспокоить, а подписанный с турками Договор мира не обеспечит.
Пётр 1, как ни кто другоё понимал необходимость укрепление Московского государства. Но такое укрепление могло осуществиться лишь путем обновлений, изменении промышленной основы государства, системы управления в целом и, создании системы образования и обучения, формировании современных национальных идей и устремлений. Но, прежде всего, требовалось преобразовать армию и создать флот, которые явятся инструментом решения замыслов царя. Но сначала следует “учиться, учиться и учиться”.
ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ.
Пётр Алексеевич задумал Посольство в Европу в неполных двадцать пять лет. В свои годы он не имел опыта государственного управления, вряд ли понимал экономику, не знал реальную жизнь народа. Он не ещё не состоялся ни как политик, ни как дипломат. Его военный опыт сводился к двум Азовским походам, один из которых был неудачным. И Азов сдаётся «на договоре, а не военным промыслом».
Но молодой царь вдохновлён идеей преобразования Московской Руси, её перестройки. И пусть мотивом этой перестройки являлось создание мощной современной армии и флота замыслы царя были глубже.
При историческом анализе того или иного события, необходимо рассматривать последствия этого события, его влияние на обстоятельства, его масштабность и значение.
Оценивая деятельность Петра1, следует всё его правление, все результаты его деятельности, успехи и ошибки. И на основании общей картины можно говорить о значении конкретных событий и деяний.
При таком подходе первая дипломатическая миссия Петра 1, приобретает существенное значение. И её результаты можно считать точкой отсчёта государственных преобразований в России.
Посольство двинулось из Москвы 9 марта (по старому стилю) 1697 года. Всего в Посольстве насчитывалось 250 человек. В том числе 30 молодых дворян специально направлялись для обучения» корабельному делу». Посольство сопровождала охрана. Дипломатическую миссию возглавлял генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А.Головин и думский дьяк П.Б.Возницын Сам царь ехал инкогнито как «урядник Преображенского полка Пётр Михайлов».
Необходимость системных изменений в России понимали многие. Но приверженность русской старине, которую рассматривали как символ существования страны, являлось непререкаемым фактором правления и общественного сознания. Так и уживались в допетровской Руси очевидная отсталость и желание улучшить положение в стране, её процветание и мощь. Робкие шаги, которые предпринимались до Петра, скорее взывали о необходимости глубокой перестройки, нежели меняли московскую действительность.
А Петр 1 решился и взялся за дело. Можно ли это объяснить умудрённым пониманием необходимости обновления, были ли желания преобразования ещё наивного и самоуверенного правителя? Историки дают этому феномену различные объяснения. Нам же остаётся проследить за событиями и рассмотреть их последствия.
Цели, поставленные перед посольством, включали политические, познавательные, как говорят сегодня пропагандистские задачи, Были и скрытые интересы, Так, великие послы получили ещё негласные инструкции о привлечении на русскую службу морских капитанов «которые бы сами в матросах бывали, а службою дошли чина, а не по иным причинам, таких же поручиков и кучу возможных мастеров, «которые делают на кораблях всякое дело».
Создание современного русского флота отвечало страстным желаниям царя. До Посольства, в октябре 1696 года, Боярская д ума провозгласила «Морским судам быть».
Однако, официальной целью Посольства являлось «подтверждение древней дружбы и любви для общих всех христианству дел, к ослаблению врага Креста Господня, Салтана Турского, Хана Крымского и всех бусурманских орд».
Конечно, Пётр 1 хотел и на Европу посмотреть и себя показать.
Пётр Алексеевич хотел получить признание, в его активе был Азов и дружелюбные намерения.
Пётр 1 планировал посетить Германию, Голландию, Англию, Австрию и Венецию – наиболее развитые и успешные страны Западной Европы того временно.
Да Царь хотел учиться, да, он хотел перенимать передовой опыт и новшества, но ни о каком подражании, ни о каком преклонении перед Западом, и ни о каком подчинении не были и речи. В.О.Ключевский приводит такие слова Петра 1: «Европа нужна нам ещё на несколько десятков лет, а там мы можем повернуться к ней спиной».
У Петра 1 был практичный взгляд на отношения с передовой Европой, Там можно заимствовать то, чего нет в России, перенимать то, чего у нас нет, учиться тому, чего не знаем. Это ли не основа преобразований, и не кратчайший путь к обновлению страны? И царские ученики принялись грызть гранит науки.
Интересны в этой связи указания царя. Волонтёрам , предписывалось: при возврате в Москву привести с собой по два искусных мастера морского дела с уплатой расходов из казны; тому из дворян, кто обучит морскому делу за границей своего дворового человека выдать из казны по 100 рублей и т.д.
Пётр 1 был верен самому себе, ставши учеником, посвящая всё время учению и работе. В Кенигсберге царь доучивался артиллерии и получил аттестат «огнестрельного мастера» и всяческую похвалу за быстрое и глубокое освоение военного мастерства. В Голландии Царь плотничал на верфях Ост-индской компании. И проработав там четыре месяца, Пётр узнал «что подобно доброму плотнику знать». Потом царь переехал в Англию, где из корабельного плотника стал «учёным мастером».
Кажется, Пётр 1 интересовался всем. Царь слушал лекции по анатомии, посещал анатомический театр, присутствовал на операциях. Он осматривал достопримечательности, кунсткамеры, фабрики, заводы, военные и торговые суда и ещё, и ещё. В Лондоне наблюдал изготовление артиллерийских снарядов, в Портсмуте посетил и буквально обследовал военные корабли их вооружение и устройство. Навестил британский парламент, встречался с английскими епископами. Но Петр Алексеевич видел в Европе, прежде всего, верфь, завод, мастерскую.
Большинство историков не упускает возможности рассказать о разгульных эпизодах со своими приближёнными в его заграничной поездке. Заметим, что и в Москве молодой царь зачастую предавался пирушкам и бесшабашному разгулу. Эти случаи дополнят портрет царя.
Но нам бы не хотелось смаковать пьяные загулы царя со своим окружением.
Следует согласиться с мнением известного русского историка и философа Владимира Сергеевича Соловьёва. Он советует оценивать Петра 1 ни по качествам его личности, а по делам. Поэтому вернёмся рассмотрению результатов Великого посольства.
Итак, посольство посещают Германию, Голландию, Англию и Австрию. 19 волонтёров также отправлены в Венеции. Все волонтёры и послы распределены, передними стоят задачи, исполнение которых находится под контролем Царя.
После Австрии Пётр 1 хотел посетить Венецию, но получив известие о стрелецких волнениях в Москве, прервал путешествие. Стрельцы – постоянная опасность, постоянная угроза. Пётр устремился домой.
Можно подвести итоги дипломатической миссии Петра1. Что исполнило Посольство, а что не получилось.
1. Создание альянса Московского государства с ведущими европейскими странами..
В это время в Европе складывалась напряжённая обстановка, вызванная ожиданием близкой кончины испанского короля Карла11, последнего из рода Габсбургов,
не имевшего наследников по мужской линии Ни Австрию, ни Англию, ни Пруссию новые военные планы не интересовали. Франция имела мирное соглашение с Османской империей. Ни до Петра было, ни до его идей и предложений.
Однако, такой результат подтолкнул Петра 1 к другому замыслу. И уже на обратном пути в Москву царь останавливается в Польше. Встреча с королём Речи Посполитой Августом 1 превратилась в трёхдневную пирушку, а отношения монархов- ровесников переросли в дружбу. Но нашлось время и для серьёзных, можно утверждать судьбоносных планов. Пётр 1 и Август 1 договорились “дружить против” Швеции, что отвечало замыслам Петра. Не время воевать с Турцией, сразимся со Швецией. Начало Северной войне России со Швецией было положено.
2. Освоение западных достижений, передовых технологий, обучение русских на западе и привлечение европейских специалистов, мастеров и умельцев.
Эта цель была достигнута. Около восьмисот опытных зарубежных специалистов были приглашены в Московское государство. Можно уверенно говорить, что именно они создали фундамент необходимый для преобразования государства. Заметим, что с тех пор приглашение специалистов стало необходимым и обычным. Добавим, обучение русских в Европе положило начало созданию собственно русских моряков, русских офицеров и служилого люда в армии, мастеров в различных видах деятельности и хозяйствования.
3. За время пребывания Пётр 1 смог оценить воочию западные достижения и наметить ориентиры развития страны, предусмотреть использование полезных и эффективных методов производства, вооружения и хозяйствования.
Таковы, по нашему мнению, итоги и результата Великого Посольства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
То или иное событие в истории государства получает оценку по роли и последствиям, которые были оказаны им на общее состояние и развитие государства и общества.
В историческом контексте Великое посольство следует рассматривать как начало великого пути реформ и преобразований Московской Руси.
Кажется, нет ни одной области общественного и политического существования, которых не охватили изменения в петровскую эпоху преобразований.
Заметим, и личность Петра 1 и его деятельность была предметом, мягко говоря, дискуссий.
О Петре 1 писали современники и историки, государственные деятели, и т.д., в т. ч. такие несовместимые как Вольтер и Карл Маркс.
Упреки и обвинения предъявлялись как Царю, так и его деятельности. К таким обвинениям относятся
— отказ Пётра 1 от исконных русских традиций, русской старины,
— отстранение Церкви от главенствующих позиций в государстве, лишение её привилегий,
— использование подневольного труда, когда десятки тысяч крепостных крестьян переводились в государственные и использовались на тяжёлых, изнурительных работах,
— тяжёлое экономическое положение страны и др.
Самого Царя упрекали в жестокости, доходящим и до ярости поведением, вызванное сопротивлением, непослушанием и неисполнительностью.
За отношение к Церкви Петра 1 считали богоотступником и называли даже «антихристом».
Но результаты деятельности Петра 1, его реформы и преобразования, в корне изменившие Московскую Русь, и превратившие страну в Российскую империю, говорят сами за себя. Кажется невероятным, что за период правления Петра 1 воплотились в жизнь, говоря сегодняшним языком, грандиозные проекты. И вот главные из них.
— Укрепление централизованного государства,
— Преодоление технической отсталости,,
— Создание флота (военно-морских сил),
— Практически создание современной армии и её вооружения,
Была создана отечественная промышленность. В России выпускалось современное оружие. Появились железорудные
(металлургические) заводы, закладывались верфи и.т.д.
Пётр 1 уделял большое внимание подъёму образования и культуры в целом. Были открыты Навигационная школа, Артиллерийская школа, две военно-инженерные школы.
Огромное значение имело основание Академии наук и Библиотеки.
Проводились различные государственные реформы, осуществилась финансовая реформа.
Государство было преобразовано, оно стало называться Россией, Империей. И Пётр1 стал первым императором.
А первым шагом на пути преобразований было Великое посольство. И к словам поэта о том что Пётр 1 прорубил окно в Европу можно добавить: а Великое посольство открыло путь в Европу.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.
Лекции 53-69.
2. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. М. «Мысль», 1993.
3. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения.
М. «Наука», 1983.
4. Соловьёв В.С. Философская публицистика
М. «Правда».
5. Гуськов А.Г. Великое посольство 1697-1698.
Источниковедение. Диссертация. Интернет 2012.
6. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.
Том ХХ111. С.-Петербург, 1898
7. Всемирная история. Том V. Соцэкгиз. 1958
При написании работы также использованы материалы, представленные в Интернете.