СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Санти Джаясекера
Телевидение как средство массовой информации
Особенностью ТВ является способность создания, передачи и восприятия информации, которая с помощью электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, передается в любую точку мирового пространства. Эту задачу решают эфирное ТВ, кабельное ТВ и спутниковое ТВ. Экранность изображения, сопровождаемая звуком, обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит их доступность широкой аудитории.
Такой звукозрительный характер телевизионной коммуникации значительно усиливает персонификацию информации, подразумевая личностный контакт зрителя и ведущего, автора с телевизионной аудиторией.
Таким образом, персонификация телевизионной информации утвердилась во всем мире как основной принцип вещания и как существенное отличие ТВ от других видов СМИ.
Самым уникальным свойство телевидения является одновременность события и его отражения на телевизионном экране.
Возможность показа событий на экране телевизора в реальном времени напоминает зрителю о достоверности происходящего действия, создавая эффект присутствия на месте события.
Именно от этих специфических свойств телевидения зависят структурные, эстетические и функциональные возможности ТВ, занявшего особое место в системе средств массовой информации.
Наличие всех этих возможностей и постоянное совершенствование технической базы ТВ – определяет функции, выполняемые телевидением в современном виде.
Вопрос о социальных функциях телевидения ставился в целом ряде массово-коммуникационных исследований.
Эти исследования описывали основные формы деятельности и систематизировали главные функции медиа, изучали отношения между медиа и обществом.
Так, в основе функционального анализа лежит идея о том, что равно как одно явление имеет различные функции, так и одна и та же функция может быть присуща различным явлениям. А значит, не может быть точного соответствия между функциями и видами деятельности. Сам термин «функция» неодинаково трактуется в науке. Функция понимается то как «следствие», то как «цель». В зависимости от позиции наблюдателя один и тот же вид деятельности медиа рассматривается то в негативном, то в позитивном ключе. Словари определяют функцию не только как предназначение, но и как исполнение этого предназначения (обязанность, круг деятельности, назначение).
Понятия функция и деятельность, а так же связь между этими понятиями, позволяет нам в дальнейшем систематизировать социальные функции телевидения.
Восприятие телевидения телезрителем и «телевизионщиком» различно. Профессионал имеет определенную и структурированную систему критериев и оценок, обогащенную опытом профессиональной деятельности.
Оценка же телезрителем той или иной передачи и всего телевидения в целом не профессионально-отвлеченно, а с позиции своего «жизненного пространства». Каждый полагает, что он знает другого. В результате возникают несовпадение представлений об «общих» проблемах, когда обнаруживаются весомые разногласия, отчуждающие телезрителя от создателя телепрограмм.
Осмысление социальных функций телевидения как средства массовой коммуникации в обществе, помогает учитывать, с одной стороны, интересы аудитории, с другой – цели. В современном телевидении то и другое должны совпадать, ориентируясь на реальные интересы зрителя.
В странах с давними традициями коммерческого телевидения государственные органы, выдающие лицензию на вещание, ставят перед владельцами телецентров ряд условий, касающихся содержания передач, вещатель принимает обязательства не только развлекать аудиторию, но и информировать и духовно развивать ее. Ученые из Европейского института СМИ в 1990 году провозгласили, что вещание – это национальное достояние, используемое на благо всего населения, а не отдельных его групп. Следовательно, телевидение должно находиться под контролем, обеспечивающим охрану общественных интересов.
Правительства и парламенты не вмешиваются в работ телевизионного сообщества, контролируя только основные принципы вещания в целом.
Основными критериями такого развития считаются: 1) географическая универсальность; 2) удовлетворение всех интересов и вкусов; 3) удовлетворение интересов национальных меньшинств; 4) забота об общности и духе нации; 5) отстранение от интересов частных лиц и правительств; 6) стремление повысить качество программ должно преобладать над стремлением расширить аудиторию; 7) предоставление свободы творческим работникам. Свобода творчества дается для достижения перечисленных шести критериев.
Формируя принципы вещания, исследователи Европейского института СМИ называют необходимость давать аудитории «широкий взгляд на мир», «расширить горизонты зрителя», «уважать достоинство человека», «отражать плюралистический характер общества».
Предусматриваются ограничения времени на рекламу, повышаются требования нравственного уровня передач, предназначенных для детей и подростков. Таким образом, безграничной свободы слова быть не может, телевидение не должно расшатывать устои общества.
Большое количество документов, регламентирующих вещание в мире, позволяет сделать выводы о тех желательных для человеческого сообщества функциях, которые может выполнять телевидение.
Комплекс социальных функций не обязательно должен быть востребован каждым телезрителем. Каждый должен сделать свободный выбор: с одной стороны, выбор организаторов вещания, а с другой – выбор зрителя.
Информационно-аналитическая функция.
Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда следует, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телевизионной компании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Удовлетворение информационных потребностей человека – назначение всех средств массовой информации, в том числе и телевидения. Способность быстрее, полнее, эмоциональнее распространять информацию ставит выше радио и печатных СМИ. Включение прямого репортажа с места событий в выпуски новостей, динамичный показ происходящего, делает телевизионную передачу еще более правдоподобной и интересной.
Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются новые формы ее подачи – перед основным выпуском сообщаются заголовки новостей, а так де короткие выпуски между другими передачами.
В новостях сообщатся о наиболее существенных фактах из сферы политики и о событиях резко отклоняющихся от нормального течения жизни. Затем идут новости медицины, науки, культуры и спорта.
Обращение телеинформации к событиям, отклоняющихся от нормы (катастрофы, военные конфликты, преступления) можно объяснить погоней за сенсацией ради повышения рейтинга компании и, соответственно, прибыли. Это факт. Но, признавая это, необходимо отметить, что для любой системы, будь то биологический организм или техническое устройство да и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Живой организм сообщает об этом болевым ощущением.
Отражение ненормативных явлений в жизни общества можно считать индикатором «болевых ощущений социума». Эту информационную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Новости города и поселка, где живет человек, не менее важны для него, чем картина в государстве.
Региональные телестанции информируют обо всем, что достойно внимания и имеет смысл для зрителя.
По сравнению с центральными программами региональные новости выигрывают близостью к зрителям, наличием «положительных» сюжетов и большей «теплотой». Региональное ТВ корректирует зрительское восприятие жизни.
Мировой стандарт выпуска новостей, не взирая на обилие сообщений о криминале, катастрофах и военных конфликтах, не должен оставлять у телезрителей настроения безысходности и подавленности. Поэтому подобные телевизионные новости должны готовить высокопрофессиональные сотрудники.
Культурологическая функция.
Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, независимо от того, транслируется ли театральный спектакль, ставится ли игровой телефильм, внешний облик показываемых людей и даже ведущие информационных и других программ воспринимаются как некий эталон. Ведущим стараются подражать в манере ведения диалога, и даже копировать их стиль одежды.
Появление на экране малокультурных, самодовольных ведущих, бесцеремонно перебивающих собеседника, вызывает протест не только критиков, а в первую очередь телезрителей. Такая реакция заставляет телекомпании требовать от своих работников следования элементарным нормам вежливости, правильного употребления выражений.
Есть специальные телепередачи и даже каналы, которые создавались для приобщения аудитории к достижениям культуры и науки.
Итак, к культуре имеет отношение всякая телепередача.
Показ произведений искусства с комментариями писателей, музыкантов, художников строится по законам драматургии и гармонии.
Использование образных возможностей экрана в передачах культурно-просветительского направления требует не только большого объема знаний, но и высокого профессионализма производителей телепередач.
Способность телевидения перенести телезрителя в любое место на Земле отлично использовали в культурно-просветительских целях авторы фильмов ВВС о животных. Яркие, запоминающиеся ведущие, великолепные съемки – все это надолго остается в памяти телезрителей.
Когда можно коснуться рукой старых камней, видевших великие события, то находятся совсем иные слова и приходит состояние духа, которого невозможно достичь в павильоне студии.
Так же известны программы российского телевидения «Клуб кинопутешественников», «В мире животных», «Очевидное – невероятное».
На телеэкранах искусство обретает вторую, нетрадиционную форму социального бытия, когда государственное телевидение стимулирует развитие народного творчества: фестивали певцов, музыкантов, хоровых коллективов.
На региональных телеканалах получает развитие краеведческое направление: история городов, усадеб, традиции и нравы образа жизни людей.
Самым простым по форме и самым популярным является телевизионное знакомство с духовно богатой личностью. Эти передачи базируются на социальной потребности видеть лучших, видеть человеческий эталон.
В культурно-просветительских телепрограммах обязательно присутствует элемент назидательности. Важно сделать любое нравоучение деликатным и ненавязчивым.
Приобщение к культуре и искусству посредством телевидения, и это нужно признать, для многих телезрителей едва ли не единственная возможность познакомится с классикой и лучшими работами современных мастеров искусств.
Социально-интегрирующая функция.
Телевидение, как средство массовой коммуникации, должно поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое оно оказывает влияние.
Когда разные люди смотрят одни и те же телевизионные программы, это уже свидетельство их определенной общности и телевидение должно работать на укрепление этого чувства. И задачей вещания является выявление общенациональных, общечеловеческих ценностей, обсуждая пути решения общих проблем и как противодействовать опасным для общества тенденциям.
Помимо национального и религиозного признаков, обращают внимание на социально-психологические, социальные и возрастные различия телезрителей.
Интегрирующая (объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами телевидения (публицистика, искусство, спорт, развлечения), накладываясь на другие функции и где-то совпадая с культурологической, информационной, образовательной и другими функциями, объединяя подаваемый материал с потребностями общества с заботами отдельного телезрителя.
Социально-управленческая функция.
В демократических государствах телевидение, в большей части своих программ, является проводником государственной политики, напрямую участвуя в системе административного воздействия на людей и пропагандируя определенный образ жизни с набором политических и духовно-нравственных ценностей.
Вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население в государствах с тоталитарными режимами направлена на демонстрацию всеобщей любви к властям, к исполнению их указаний.
В цивилизованном обществе «поучение» сводится к социально-педагогическому воздействию, которое опирается на общественное мнение по вопросам нравственности и политики государства. Пропаганда всегда вторична по отношению к политике, которую она обслуживает.
Особо важную роль играет пропаганда ненасилия и неразделения на «наших» и «ненаших».
Обратная связь народа и ТВ является важнейшим элементом системы управления, средством контроля людей за действиями властей.
Речь идет все о той же социально-управленческой функции телевидения.
Образовательная функция.
Предполагает регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим свое образование.
Телевидение помогает студентам и школьникам лучше усваивать вузовские и школьные учебные программы, привлекая для этих целей талантливых ученых и педагогов. Этим устраняются противоречия между массовым характером образования и дефицитом высокопрофессиональных преподавателей.
Существуют платные университеты, высылающие зрителям тексты телевизионных лекций и выдающие дипломы после сдачи экзаменов.
Для трансляции учебных передач выделяются специальные телевизионные каналы, осуществляющие непосредственную связь с вузами, школами, колледжами, используя при этом учебные программы этих заведений.
Дальнейшее развитие спутниково-кабельных систем предусматривает и дальнейшее развитие телевизионной учебы на экранах телевизоров.
Знание социально-общественных функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо не только профессионалам, работающим на телевидении, но и в первую очередь государственным деятелям в их практической работе с социумом для лучшего взаимопонимания и прозрачности отношений власти и народа.
Литература:
1. Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт. // Телерадиоэфир. История и современность. М., 2005.
2. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1993.
3. Патерсон Р. Как анализировать современное телевидение. // Медиа. 2-ое изд. М., 2005.
Санти Джаясекера