РУБЕН СМБАТЯН
Кандидат искусствоведения, PhD (Oxford)
Доцент ЕГК им.Комитаса.
Профессиональная музыка связана с развитием исполнительского искусства, с востребованностью звучания музыкальных инструментов, которые сыграли важную роль в становлении композиторского творчества, Скрипка и ее древняя армянская предшественница джутак известна в Армении с давних времен. Упоминание о джутаке имеется в письменных источниках Григора Нарекаци (родился в 940-м году), в «Книге скорбных песнопений» (создано в 1001-1003гг. XI века). Интересным обоснованием этому является известный артефакт – ваза византийского происхождения найденная в раскопках армянского города Двин (10-ый век) и находящаяся в Армении, в хранилище древних рукописей Матенадаране, с изображением скрипача играющего на скрипке смычком, в плечевой позиции. Этот рисунок опубликован в книге «Теория музыки в древней Армении» выдающегося музыковеда-мидивиста Никогоса Такмизяна, в котором автор пишет о том, что уже в X веке этот инструмент был известен в Византии, Армении и на Ближнем Востоке. Как утверждают в своих исследованиях некоторые музыковеды, среди популярных струнных народных инструментов: канон, кнар, тавиг, тар, кяманча, саз, – джутак играл важную роль в музыкальном исполнительстве. На протяжении веков, широкое развитие получили основные области народного, народно-профессионального, гусано-ашугского музыкального творчества, в котором инструментальное сольное и ансамблевое исполнительство занимало большое место. Как отмечено в исследовании Ж.Зурабян: «Особенно процветает (в XVI-XVII веках) искусство сазандаров, сопровождающие народные празденства, обряды, придворные торжества и т.п. С установлением форм сольного и ансамблевого музицирования, устанавливаются и жанры в репертуаре сазандаров.Это народные песни, танцы и развернутые импровизации – мугамы. Искусство мугамата в Армении развивалось в основном как форма инструментальной музыки, вбирая в себя лучшие черты народного песнетворчества, его богатые традиции».
Исторически сложившиеся культурные традиции и их проявления в разной территориальной и культурной среде (имеется в виду творчество музыкантов Восточной и Западной Армении), наложили свой отпечаток на развитие скрипичной музыки и, в частности, концертных скрипичных пьес. Появление этого жанра в XIX веке носило двойственный характер: с одной стороны традиции национального исполнительства были заложены в инструментальном мышлении гусано-ашугского искусства, с другой – в освоении богатого творческого наследия скрипичных произведений и исполнительских традиций европейского искусства, приобщение к которому было связано с творческой необходимостью в становлении и развитии армянских скрипачей-профессионалов. Некоторые, наиболее одаренные и перспективные музыканты получали образование у выдающихся концертирующих скрипачей и педагогов Европы и России, занимали достойное место в мировом музыкальном процессе. В исполнительской деятельности скрипачей-армян, звучали также импровизации и пьесы собственного сочинения, которые можно рассматривать в качестве начального этапа формирования жанра концертных пьес, однако, эти произведения не получили дальнейшего распространения, не стали художественным событием композиторского творчества. Наряду с обширным концертным репертуаром, они исполняли свои пьесы во время собственных выступлений. Вместе с тем, необходимо отметить выдающуюся роль наиболее одаренных профессиональных скрипачей-композиторов, сыгравших большую роль в становлении этого жанра. Самыми давними образцами обработок и переложений народных мелодий являются небольшие скрипичные пьесы solo, или в сопровождении фортепиано, иногда ансамбля, основой для создания которых послужили народные песни, танцевальные мелодии, мугамы. Народные, народно-профессиональные музыкальные источники в творчестве гусанов и ашугов стали основополагающими для армянских композиторов, многие из которых хорошо владели разными инструментами, в том числе скрипкой.
В книге скрипачки и музыковеда А.Цицикян «Армянское смычковое искусство» отмечено, что во второй половине XIX века выдвинулись два направления скрипичного исполнительства: народно-профессиональное, с присущим классическому восточному исполнению богатством средств выразительности – импровизационностью, национальной манерой интонирования, опорой на песенно-танцевальный фольклорный материал, и другое, основанное на тенденции об’единения национальных исполнительских традиций с достижениями европейской музыкальной культуры. Направление восточного классического исполнительства связано с именами Кемани, Сепуха, Худаверди, Ретевоса, которые вписали свою страницу в развитие скрипичной музыки. Одновременно с ними развивалось другое направление, связанное с именами династии скрипачей-композиторов Синанянов, Айка Кютеняна, Давида Давтяна и других. Выдающуюся роль в развитии концертного исполнительства сыграл известный скрипач Иоанес (Ованес) Налбандян, для которого писали концертные пьесы классики армянской музыки Александр Спендиарян и Никогаес Тигранян. В этой связи, важно вспомнить, что первая концертная скрипичная пьеса была создана выдающимся западноармянским композитором Тиграном Чухаджяном (1837-1898), автором первой армянской оперы «Аршак Второй» (1868). Он родился в Константинополе, получил профессиональное композиторское образование в Италии (Милане). Им создано несколько опер, оперетт и множество произведений в разных жанрах, в том числе камерно-инструментальные сочинения.
В 1883 году он написал произведение «Ave Maria» для голоса или скрипки (на выбор) и фортепиано, в стиле итальянских оперных арий. Это сочинение было издано и пользовалось популярностью у скрипачей. В этот же период, на волне национально-освободительного движения было создано множество песен на слова армянских поэтов. Особой любовью были отмечены песни Г.Ераняна «Айастан», «Киликия», «Арик Айказунк» и другие. Они, и песни других авторов стали музыкальным материалом для скрипичных переложений, обработок и аранжировок. Кроме этого, скрипачи стали использовать как основу для пьес: городской фольклор, бытовые песни и танцы. Большую роль в становлении и развитии армянского скрипичного искусства сыграли константинопольские музыканты: основатель династии – скрипач Грикор Синанян (1836-1914), с именем которого связаны организация инструментального ансамбля, в дальнейшем ставшего «Армянским оркестром» состоящим из 40-а музыкантов-армян и концертирующего по разным странам, кроме того, организация музыкально-профессионального образования европейского типа. Следующий представитель этого знаменитого рода – Арутюн Синанян (1872-1939), скрипач, пианист, органист и композитор, которого высоко ценили Тигран Чухаджян и Комитас; на протяжении всего творческого пути этот музыкант активно концертировал в разных странах. Он является автором более семидесяти сочинений, среди которых имеются также инструментальные пьесы написанные для голоса, скрипки, фортепиано, мандолины. Многие из бытовавших в народе лирических и патриотических «национальных песен» были изданы А.Синаняном в самом конце XIX и начале XX веков под названием «Армянские народные песни» в его гармонизации и аранжировке для фортепиано, голоса или скрипки (по желанию). Это известные песни «Цицернак», «О инч ануш», «Дпроцасер», «Майр Аракси аперов» и другие, в которых скрипка, по желанию в точности дублирует голос. В числе его изданий имеются и другие названия для скрипки: «Альбом танцев» для мандолины или скрипки соло. Представитель третьего поколения этой династии – Геворг Синанян, талантливый скрипач и композитор, получил музыкальное образование в Париже, в «Эколь классик де музик». Дальнейшее образование связано с Парижской национальной консерваторией, которую он блестяще окончил занимаясь в классе прославленного скрипача и педагога Эдуарда Надо. В 1928 году получил 1-ю премию, что дало ему право концертировать в крупных городах Европы и Америки.
В концертных выступлениях в разных странах, среди произведений обширного скрипичного репертуара, он исполнял также произведения собственного сочинения. Кроме того, пропагандировал творчество армянских композиторов исполняя свои обработки и переложения музыки Комитаса, Александра Спендиаряна, Никогаеса Тиграняна, Арама Хачатуряна, Аро Степаняна, Романоса Меликяна, Грикора Сюни, Сергея Бархударяна, Каро Закаряна и других.
Среди плеяды западноармянских скрипачей, которые занимались композицией, необходимо выделить творчество наиболее выдающихся, получивших образование в Европе, свободно конкурирующих с видными представителями скрипичных школ. Наиболее яркий и талантливый скрипач Давид Давтян (1880 – 1911) родился в Трапизоне (Турция). После завершения Брюссельской консерватории в классе Сезара Томсона (1-ая премия), он поехал в Прагу, чтобы продолжить совершенствование у известного скрипача и педагога Оскара Шевчика, затем, продолжил учебу у Яна Кубелика. Далее, он берет уроки у знаменитых скрипачей и композиторов Пабло Сарасате и Эжена Изаи, которые не только высоко ценили, но и высказывались о нем, как о блестящем скрипаче-виртуозе. В 1904 году он участвовал в международном конкурсе в Брюсселе и завоевал Гран При, после чего был приглашен на должность профессора Брюссельской консерватории. Давид Давтян гастролировал во многих странах, в том числе некоторых городах Кавказа, был также и в Ереване. Кроме известного скрипичного репертуара, который постоянно пополнялся, в концертные программы он включал «Шахназ» Н.Тиграняна и собственные программные пьесы: «Воспоминания», Легенду «Дух Армянина», «Скорбь нея» (ней – персидская флейта), «Душа нея», «Слезы Киликии», «Сладкие грезы». На сцене, он сочинял, творил: отталкиваясь от собственной музыкальной идеи, изначально имея определенный композиционный план, играл виртуозные импровизационные произведения, основанные на национальном мелосе. К сожалению, жизнь выдаюшегося скрипача оборвалась очень рано (в 31 год). Но даже в своей короткой но творчески насыщенной жизни, он проложил путь к вершинам славы и широкому признанию, способствуя развитию национального музыкального искусства. По поводу его кончины великий армянский поэт Аветик Исаакян написал в некрологе: «Когда он играл, вы сразу отдавались ему, забывая о себе и действительности, волшебно-лазурным туманом окутывал вашу душу и поднимал на сказочных крыльях в далекие миры…и вам казалось, что вы парите над бушующим океаном, среди бриллиантовых звезд, под вашими ногами звенит молчание бескрайних лесов, колышатся золотистые поля, вы слушаете жалобы одиноких раненных звезд, плач бледных лунных бликов и родников…Он не играл, он опьянял вас огненным небесным вином. Он не играл, он сплетал прекрасную волшебную сказку…Он сам был как сон, и, исчез как сон…» (перевод с армянского мой. Р.С.)
Другой представитель скрипичного искусства, Айк Кютенян (1886 – 1972) родился в Кесарии (Турция). Скрипичному мастерству учился в Брюсселе у Сезара Томсона, в Праге у Оскара Шевчика, композиторскому мастерству у Вацлава Новака, и в Париже, у известного скрипача-композитора Венсана д’Энди. Этот выдающийся музыкант много концертировал в разных городах Европы и Америки, сочинял в разных жанрах, в том числе писал скрипичные пьесы, которые исполнял в программах своих концертных выступлений. Среди них: «Омар Хайам», «Сфинкс на закате», «Ашуг», «Проходящий караван», «Пастух», «На исламском кладбище». Произведения А.Кютеняна основаны на музыкальном материале разных народов, поскольку он занимался также фольклорно-этнографической деятельностью на Ближнем Востоке и на Балканах, собирая мелодии армян, венгров, арабов, персов, турков и других народов. Среди его скрипичных пьес имеются также «Армянская колыбельная», «Албанский танец», «Болгарские мотивы», «Армянская мелодия», «Три восточных танца» и другие. Его композиторское наследие было известно в западных странах. В одном из изданий энциклопедии Гроува была напечатана статья, в которой определяя творческий стиль армянского композитора, отмечается, что он одним из первых попытался «проникнуть» в ладовую основу восточной музыки. «Его произведения приковывают внимание своим необычным языком, который он развил путем эмансипации от ортодоксальных мажора и минора, и путем настройки скрипки на такие интервалы, которые позволили бы исполнение двойных нот и аккордов в соответствии с характером различных восточных стилей». После ряда блестящих выступлений в Париже, его пригласили преподавать в Цинцинанти (США) на место всемирно известного скрипача и композитора Эжена Изаи, после чего он занялся преподавательской и концертной деятельностью в Америке. Музыкальный авторитет Кютеняна был настолько высок, что его сочинения издавали крупнейшие мировые издательства: Шотт, Брейткопф и Гертель. Айк Кютенян, также как и его предшественники и современники сыграл значительную роль в развитии скрипичной культуры.
Имя другого выдающегося скрипача Иоаннеса (Ованеса) Налбандяна (1871-1942) и сейчас приковывает внимание своей необыкновенной творческой активностью, талантом, умением проникнуть в замысел композитора. Вместе с тем, он, также как и другие одаренные музыканты сочинял, создавал пьесы для скрипки, которые сам исполнял во время концертных выступлений. Он родился в Симферополе. Желание получить профессиональное музыкальное образование было связано с впечатлениями от концертов Генрика Венявского и Александра Вержбиловича в Симферополе. С 1886 года он учился в Петербургской консерватории у Николая Галкина, затем, совершенствовался в классе знаменитого профессора Леопольда Ауэра, который высоко ценил дарование армянского музыканта. В репертуаре И.Налбандяна, наряду с концертами, сонатами и другими произведениями И.С.Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, исполнялись произведения композиторов-романтиков: Мендельсона, Шумана, Вьетана, Шпора, Эрнста, Венявского, Бруха и других. По совету Л.Ауэра, И.Налбандян встретился в Европе с великими скрипачами Йозефом Иоахимом и Пабло Сарасате, которые высоко оценили заслуги и дарование армянского музыканта. П.Сарасате написал о нем отзыв: «Я имел удовольствие послушать выдающегося ученика Леопольда Ауэра, господина Налбандяна, который обладает замечательным талантом скрипача-виртуоза». Знаменателен также исторический факт встречи Налбандяна с знаменитым композитором Петром Ильичом Чайковским в 1892 году. Это незабываемый вечер, на котором профессор Л.Ауэр впервые исполнил Скрипичный концерт Чайковского в присутствии автора. После концерта и последовавшего за ним ужина, по просьбе Чайковского, Налбандян исполнил свою обработку крымской мелодии. Чайковский отметил ее приятное звучание и теплоту исполнения. Один из лучших выпускников Петербургской консерватории (а затем и ее профессор) И.Налбандян продолжил профессиональное совершенствование в классе знаменитого Йозефа Иоахима (педагога Л.Ауэра), одновременно гастролировал в городах Германии и России. Блистательный скрипач-виртуоз, он наряду с исполнительской и педагогической деятельностью сочинял пьесы для скрипки: «Восточный каприс», «Марш», «Этюд», «Баллада» и другие, которые включал в свои концертные программы. Однако, эти пьесы, также как пьесы многих его предшественников не вышли за рамки собственного исполнительского репертуара. В программах его гастрольных выступлений на Кавказе (1907-1928), в Александрополе (Гюмри), Ереване и Эчмиадзине наряду с шедеврами европейской и русской скрипичной музыки он пропагандировал произведения армянских композиторов.
Знаменательный исторический факт: скрипач Иоаннес Налбандян и композитор Александр Спендиарян (1871-1928), оба будучи выходцами из Крыма познакомились и подружились, много музицировали, играли даже вместе с великим художником Иваном Айвазовским в его крымском доме в Ялте. По воспоминаниям Спендиаряна, Айвазовский держал скрипку на колене как кяманчу. Среди ранних произведений композитора заслуживают внимания несколько скрипичных пьес: «Песня» напоминающая мугам, «Колыбельная», «Вальс», «Мелодия», а также «Романс» и «Канцонетта» посвященные И.Налбандяну. Когда он впервые сыграл эти произведения своему педагогу, Ауэр был в восторге: «Как горячо написано! И какое горячее исполнение!». Композитором написаны также известные пьесы «Хайтарма», первая часть которой создана на материале армянской городской песни «Чахараки ерг», а вторая представляет собой татарский танец «Хайтарма».Спендиаряном также созданы для скрипки: обработка народной песни «Кохба яйли» и ашугской песни Саят-Нова «Дун ен глхен» и другие. Скрипичные пьесы выдающегося композитора А.Спендиаряна вошли в исполнительский золотой фонд, стали репертуарными.
Известный слепой композитор из армянского города Гюмри Никогаес Тигранян (1856-1951), получивший специальное профессиональное образование в Германии, в сотрудничестве с выдающимся восточным музыкантом, таристом Агамал Мелик-Агамаляном записывал армянские, грузинские, курдские, персидские фольклорные образцы, народные песни, наигрыши и мугамы, которые широко использовал в своем творчестве. На основе мугамов им написаны известные пьесы для скрипки и фортепиано «Шахназ» (композитор назвал ее «Восточная баллада») и «Шюштар». Эта важнейшая область восточной монодической музыки до Н.Тиграняна не была использована армянскими композиторами. Им созданы также обработки народных мелодий: «Зурни трнги», «Вер-вер», «Керогли». Среди этих сочинений, «Шахназ», который написан на основе персидского мугама, пользуется особой любовью армянских скрипачей.
Развитие скрипичного исполнительства шло параллельно с композиторским творчеством. Не удивительно, что встреча гениального армянского композитора Арама Хачатуряна (1903-1978) и замечательного, блестящего скрипача Авета Габриеляна(1899-1983) стала судьбаносной. В творчестве Арама Хачатуряна, две пьесы для скрипки и фортепиано занимают особое место: «Танец» созданный в 1926 году и посвященый А.Габриеляну и «Песня-поэма» сочиненная в 1929 году. Об истории создания Песни-поэмы композитор писал: «В 1929 году в Москву приехала группа армянских ашугов во главе с Шара Тальяном. Это был квартет или квинтет с народными инструментами. Они пели ашугские песни Саят-Новы и других мастеров народной армянской музыки. Прослушав их выступление я был взволнован и восхищен. И под этим впечатлением написал пьесу для скрипки и фортепиано, назвав ее «В честь ашугов». Обе пьесы впервые исполнил скрипач Авет Габриелян, а в дальнейшем с большим успехом играли знаменитые скрипачи: Мирон Полякин, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий, а также Эдуард Тадевосян, Рубен Агаронян и многие другие выдающиеся скрипачи. Развитие армянского композиторского творчества протекало интенсивно, наряду с произведениями написанными в разных жанрах, особое место уделялось созданию концертных скрипичных пьес композиторами разных поколений. Вместе с тем, необходимо отметить вклад армянских скрипачей в создание великолепных обработок и переложений народной музыки, вошедших в концертный репертуар скрипачей.
РУБЕН СМБАТЯН
Кандидат искусствоведения, PhD (Oxford)
Доцент ЕГК им.Комитаса.
РЕЗЮМЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В СКРИПИЧНЫХ ПЬЕСАХ АРМЯНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Данная статья посвящена особенностям использования народных источников в концертных скрипичных пьесах, созданных армянскими скрипачами (которые также сочиняли музыку) и профессиональными композиторами во второй половине XIX и начале XX веков. В статье отмечена активная художественная деятельность и выделена важная роль выдающихся армянских музыкантов-скрипачей, благодаря которым их творчество вышло на мировую арену. Это знаменитое семейство Синанянов, Давид Давтян, Айк Кютенян, Иоаннес Налбандян, Авет Габриелян и другие скрипачи. Большую роль сыграли также композиторы Тигран Чухаджян, Александр Спендиарян, Никогаес Тигранян, Арам Хачатурян, которые интересно и своеобразно подошли к творческим вопросам, связанным с созданием концертных пьес обогащающих скрипичный репертуар.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: народная музыка, скрипичные концертные пьесы, репертуар, исполнительство, скрипач, профессиональный композитор, концерт, произведение, обработка, переложение.