Др. Проф. НЕЛЛИ АВЕТИСЯН
ОТЗЫВ О КНИГЕ САНТИ ДЖАЯСЕКЕРА «ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ИНДИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ»
22 сентября 2024 года, в Париже, на XVII Международном научном Конгрессе организованном Международной научной академией Арарат и Международным университетом Фундаментального Обучения, состоялась публичная презентация книги Махатма, Доктора, Профессора Санти Джаясекера «Традиции и современность в индийском кинематографе», в присутствии ученых из разных стран мира. Эта книга несомненно является большим вкладом в научную область киноведения, и по поставленной проблематике и по об’ему изученного материала и творческому осмыслению процессов происходящих в индийском кинематографе с 1975 — 2018 годы. Практически, на стыке XX и XXI веков, последовательно разворачивается лента кинематографа, как сам автор книги назвал «кинопанорама», пригласив читателя к просмотру многообразного индийского кино. Традиции и современность, — это вечная, классическая тема для исследователя, дающая много возможностей для раскрытия национальных особенностей уникальной и богатой культуры Индии. Несмотря на многосоставность населения, численностью около 1,5 миллиарда человек, об’единяющим фактором является общность философских учений, также характерные для жителей страны: сохраняющийся традиционный уклад жизни, обычаи, моральные и нравственные ценности, передающиеся из поколение в поколение, благодаря которым создается ощущение целостности древней индийской культуры. Вместе с тем, Душа народа раскрывается через искусство, через национальные шедевры — эпосы «Махабхарата» и Рамаяна», через богатую классическую поэзию, литературу, с произведениями Робиндраната Тагора, также,через музыку и танцы.
Искусство индийского танца, это выдающееся, неповторимое явление синкретизма проявляющегося в сольном многомерном танце-рассказе о жизни и деяниях Кришны, в разнообразных видах сольных и массовых танцев, красочных костюмов и т.д. В книге Санти Джаясекера приводятся точно найденные примеры, выделяющие приоритетные особенности игровых художественных кинолент, ставших об’ектом исследования. Во вступительном очерке, который написан на высоком профессиональном уровне, представлены особенности индийской национальной культуры: социальную структуру жизни, существования каст, конфликтных ситуаций, построенных на борьбе с социальным неравенством, сложным патриархальным семейным укладом и многими темами и сюжетами, лежащими в основе кинолент. Большой центральный аналитический очерк посвящен анализу изученных кинокартин. Надо отдать должное, автору книги Санти Джаясекера, поскольку эта часть написана виртуозно. Компактно изложен сюжет каждой рассмотренной киноленты, отмечены имена артистов исполняющих главные роли, режиссеров, участие в известных кинофестивалях, престижные премии, даты. Даются также определения жанровой принадлежности каждого представленного фильма, который предваряет афиша проката, что придает читателю ощущение достоверности и красочности. Из огромного количества кинолент выпускаемых киноиндустрией «Болливуд» и другими известными Кинокомпаниями Индии (1000 кинокартин в год), С. Джаясекера выбрал именно те, которые внесли значительный вклад в развитие индийского кинематографа. В исследовании просматривается эволюция стилистических особенностей кинокартин: от более традиционных к современным тенденциям полижанровости и полистилистики. Это большая кропотливая работа, принесшая заслуженный успех автору книги. Заключительная часть, знакомит читателя с особенностями структуры современных индийских национальных кинокомпаний, культуры религиозных учений, в частности буддизма, благодаря которым, в индийском кино, несмотря на сложности и разные перепетии жизни героев кинолент, нет трагизма, ощущения безысходности бытия. Напротив, авторы фильмов находят способы, благодаря которым люди смотрят в будущее с оптимизмом. Гуманизм подходов в выражении биализма духовного и материального взаимодействия, проявляется в книге через разные аспекты определений, интересных сравнений.
Большинство индийских фильмов украшает музыка, красочные шоу, впечатляющие постановки. Песни и танцы в индийском кино способствуют все большему распространению, и увеличению числа поклонников и зрителей в мировом пространстве. Книга «Традиции и современность в индийском кинематографе» написана увлеченно и увлекательно для читателя, доставляя радость в восприятии и открытии многих явлений действительности. Санти Джаясекера, получивший профессиональное режиссерское образование, сам является автором, сценаристом, постановщиком и режиссером уникального художественного фильма «Истинная любовь» Особенностью этой киноленты является то, что непрофессиональные «артисты» играют самих себя. Это прекрасный, очень трогательный и красивый фильм о молодых людях «с ограниченными возможностями», но наделенных разными талантами: незрячий музыкант-пианист, глухонемой художник и переводчица, преодолевающая сложности речи. Этот фильм о любви, соперничестве и благородстве отношений. Философская концепция автора фильма Санти Джаясекера, ставшая основой сюжета, изложена в его книге: «Согласно индийской культурной традиции, истинная любовь всегда бескорыстна, не эгоистична, не мстительна и не расчетлива. Такая любовь исключает непримиримое соперничество. Высоконравственный человек без всякой борьбы, сознательно и добровольно уступает в любви своему сопернику…(стр. 303)». Музыка в раскрытии содержания фильма играет главенствующую роль, а начало Первого Концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского звучит как лейттема, придавая особый смысл происходящему на экране. Эта известная мелодия поется со специально написанном для кино текстом о любви, соответствующему смыслу картины. Фильм воспринимается естественно, органично и художественно эстетично. Во всем творчестве Санти Джаясекера проявляются его личностные, индивидуальные качества — высокая духовность, стремление к красоте и гармонии. Книга об индийском кино, которая была представлена на конгрессе, оформлена очень эстетично, изысканно красиво, с деталями индийской орнаментики, также, рук женщины и мужчины в традиционных национальных золотых украшения символизирующих блеск и красоту культуры Индии.
Автор книги посвятил ее своим Родителям. Эта незабвенная память, любовь, благодарность и трепетность чувств, — вызывает глубокое уважение.
Махатма, Др.Проф. Санти Джаясекера является автором множества статей, фильмов и книги «Традиции и современность в индийском кинематографе», также, автором проекта, создателем, руководителем и главным редактором трех научных журналов, выпускаемых одновременно на разных языках: «Дух Времени» (русский), «World Scientists” (английский) и «Les Scientifiques Français» (французский). Он является также создателем и руководителем кинокомпании «Аполлон» и «Аполлон — Афродита», Президентом Всемирной Академии кинематографии в Париже (Франция). Кроме того, создателем, ректором и президентом нескольких частных престижных учебных заведений: Международного Университета Фундаментального Обучения (МУФО, Действует с 1998 г.), Международного Высшего Ученого Совета (ассоциация ученых мира МВУС, действует с 2007 г.), Президентом и Ректором созданного в Париже Inter-University Higher Academic Council (IUHAC). Активная жизненная позиция, гуманистическая направленность всей деятельности Санти Джаясекера, ярко выразилась и воплотилось в его многогранном творчестве.
НЕЛЛИ АВЕТИСЯН Заслуженный Деятель Культуры Республики Армения. Doctor of Arts, музыколог,
PhD (Oxford), профессор МУФО и IUHAK (Париж, Франция). Член Совета Союза композиторов Республики Армения. Член-корреспондент Международной научной Академии Арарат (Париж, Франция).