Некоторые аспекты формирования креативных способностей у студентов

Ф.Шамсутдинова
Некоторые аспекты формирования креативных
способностей у студентов

При установлении основных понятий учения о способностях наиболее удобно определиться с самим психологическим понятием «способность».
Во-первых, под способностями понимаются психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость. Медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условие успешности выполнения каких-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится тем знаниям, навыкам, или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Мы не можем понимать способность как врожденные возможности индивида, потому, что способности определили как «индивидуально- психологические особенности человека», а эти последние по существу не могут быть врожденными.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.
Необходимо подчеркнуть, что способность по своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. Таким образом, чем больше развита у человека способность, тем успешней он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.
Надо помнить, что отдельные способности не просто существуют рядом друг с другом и не зависимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия степени развития других способностей.
Исходя, из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является «креативность».
Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал Л.Т.Репуччи, «их число растет каждый день». Определения были проанализованы и разделены на шесть типов:
— гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего),
— инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта),
— эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражение творца),
— психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я),
— проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение Дж.Гилфорда: «Креативность-это процесс дивергентного мышления), в шестой тип вошли определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше-разные, в том числе весь расплывчатые (например, «добавление к

запасу общественных знаний»).*
Зачастую, придерживаются лишь некоторых из этих определений:
1.Креативность (от лат. creatio- созидание) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Креативность рассматривают как важнейших и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющего опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
2.Креативность — это способность адаптивно реагировать на необходимость, на необходимость новых подходов и новых продуктов. Данная способность позволяет также осознавать все новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательной, так и бессознательный.
Существует необходимость рассмотрения креативности как процесса. В этой связи интересны изыскания Ф.Барррона и Д.Харрингтона, которые, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:
1 Креативность — это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный характер, так и бессознательный характер.
2 Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
3 Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью — эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.
4 Креативные продукты могут быть различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем.*
В настоящее время наиболее разработанной представляется область дифференциально — психологического анализа феномена креативность, компонентами иерархической организации которого являются конструкты одаренности, таланта и гениальности.
Анализ проблемы развития креативных (творческих) способностей во многом будет предопределяться содержанием, которых мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании креативные (творческие) способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что же такое креативные (творческие) способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью, мы понимаем такую деятельность человека, в результате, которой создается нечто новое — будь то предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знания о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека
__________________________________________________________________________
*Taylor C.W. Various apporoaches and definions of creativity // R.Stenberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridg: Cambr. Press, 1988.-P.429-446.
можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой являет не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих (креативных) способностей выглядит следующим образом: «Творческие (креативные) способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности разного рода».

* Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality/ Ann, Rev. Of psychol, V.32 1981.- P. 439-476.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *