Ф.Шамсутдинова
Творческий потенциал как одна
из важнейших характеристик личности человека
Для современного периода развития общества и всех его сфер, и образования в частности, характерны множественные изменения, как в содержании, так и в структуре. Современные условия экономического роста требуют от учреждений системы образования подготовки более квалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов.
Необычайно актуализируют задачу совершенствования и развития системы образования, улучшение образовательного процесса в вузе и стратегические задачи развития высшего образования в нашей стране, приоритетной из которых является «подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, адаптивного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде».
В этой связи не случайно, система образования и благополучие граждан Казахстана призваны приоритетными направлениями в развитии в нашей республике. Становление современной, национальной системы образования через интеграцию данной системы в мировое пространство вытекает из программы стратегического развития Республики Казахстан «Казахстан 2030».
Ежегодно преподаватели ВУЗовских кафедр интересует вопрос о том, насколько полно выпускаемые ими молодые специалисты подготовлены к творческой самостоятельной работе, насколько им в условиях перехода к рынку удалось каждого студента «провести» через такие программы и курсы, которые должны позволить лучше раскрыться личностям студентов и найти себя в качестве молодых специалистов на рынке труда.
Сегодня, несмотря на новую экономическую систему в стране, перед высшей школой, стоят традиционные задачи подготовки компетентных, высококвалифицированных, творчески активных специалистов.
Однако, содержательный аспект подготовки специалистов, с учетом возможного ранее на предприятиях их доучивания, сегодня заменен типовым стандартом специалиста в условиях рыночных отношений.
Понятие «творческая деятельность молодого специалиста» объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности молодого специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности.
Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.
Для развития в личности человека такого качества как творческая активность необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесение изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования.
Еще Иммануил Кант (более 200 лет назад) заметил, что, науке ход и процесс открытия можно продемонстрировать лишь задним числом. При этом подобные демонстрации и отчет о них, как показала практика, не могут обучить других людей делать научные открытия. Истина всегда конкретна, и знание общих особенностей и теории творческого процесса в науке не может само по себе гарантировать плодотворную деятельность, так же как, например, знание формальной логики далеко недостаточно, для того чтобы мыслить логически.
Из сказанного вытекает, что обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них научной и учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.
Преподавателем должен быть передан в полном объеме также такой вид обучения, как руководство самостоятельной учебно-познавательной, научно- исследовательской и профессионально — практической деятельностью студентом. В условиях перехода на платное обучение, когда рынок определяет приоритетные научные и производственные направления, возможна более качественная разработка преподавателями конкурентоспособных педагогических технологий, методик обучения, развивающих потенциальные возможности студентов, их стремление к знаниям, новаторству, творческой активности и профессионализму.
В этой связи, одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии является мобилизация креативных ресурсов личности через инновационный инструментарий. В роли такового инструментария могут быть рассмотрены технологии творческого саморазвития личности, к которым относится инновационные технологии обучения, широко апробируемые в образовательных учреждениях нашей страны.
Ключевой проблемой в решении задач повышения эффективности качества учебного процесса является проблема формирования уровня творческого саморазвития личности студента, а так же его креативных (творческих) способностей. Следует помнить, что как отмечали многие великие дидакты и философы прошлого (Платон, Аристотель, Я.А.Коменский, И.Г.Песталлоци, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский) развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает научиться чему-либо, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами. Поэтому все достижения педагогики должны быть направлены на то, чтобы научить обучающегося учиться, т. е самостоятельно и активно добывать новые знания. Сегодня продолжается поиск таких эффективных средств и методов подготовки специалистов высокой квалификации, которые бы обеспечили приобретение студентами необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков, позволяющих оптимально адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности.
В числе наиболее современных методических подходов к повышению общей и профессиональной подготовки студентов специалисты называют методы формирования креативных способностей. От них во многом зависит взаимосвязь обучения с профессиональной подготовкой, творческим характером обучения, привитие студенту потребности к глубокому усвоению знаний, совершенствованию профессионального мастерства, эрудиции и культуры.