Критерии сформированности артистизма личности

О. Дмитриева

Критерии сформированности артистизма личности

Содержание понятия «артистизм личности» позволяет нам говорить о трех основных критериях.
Информационный критерий, который предполагает измерение широты кругозора, информированности и наличия знаний в области явлений или феноменов эстетической действительности: театра, музыки (в частности хоровой), изобразительного искусства, поэзии.
Художественно-эмоциональный критерий, измеряющий степень глубины переживаний при исполнении хоровых произведений, эмоциональной выразительности во время работы хорового коллектива, которые проявляются в особенностях речи, жестах, мимике.
Деятельностно-практический критерий, дающий возможность констатировать устойчивость, полноценность развития актерско-
сценических и вокально-хоровых умений, проявляющихся непосредственно во время концертного исполнения и свидетельствующий о глубине духовно-практического освоения репертуара.
Каждый из названных критериев выражается в совокупности количественных и качественных показателей. Количественные показатели содержат информацию о количестве изученных вокально-хоровых произведений, просмотренных видеозаписей и прослушанных аудиокассет, посещений хоровых концертов. Частота посещений того или иного места обогащения духовной культуры должна была говорить о выраженности определенного типа интереса к виду музыкальной деятельности, театральному или изобразительному искусству. Качественные показатели артистизма позволяют судить в определенной степени о глубине его личностного развития (от потребности в глубоком овладении предлагаемым учебным материалом, до низкого уровня, выраженного в примитивном потреблении необходимой информации, отсутствием ее глубокой внутренней физической и психической переработки).
Критерии сформированности артистизма личности педагога-музыканта вытекают непосредственно из обозначенных выше критериев сформированности определенных актерско-сценических навыков, конкретизация которых обусловлена направленностью на область хорового искусства. Исходя из этого, можно охарактеризовать их следующим образом:
Информационный критерий сформированности артистизма личности, прежде всего, предполагает проведение оценки объема актерско-сценических знаний и умений в области вокально-хоровой подготовки, применения их в сфере хоровой музыки, широта кругозора в области хоровых жанров (объем произведений репертуара хорового класса, их стилевое и жанровое разнообразие, частота концертных выступлений).
Эмоциональный критерий артистизма измеряет наличие глубины переживаний от исполняемой музыки, о чем могут свидетельствовать наблюдаемые поведенческие реакции, вызванные конкретными хоровыми произведениями, степень эмоциональной выразительности при воплощении художественного замысла, объем «эмоционального тезауруса».
Деятельностно-практический критерий сформированности артистизма личности выражается в показателях качественного владения вокально-хоровыми и актерско-сценическими навыками, активного отношения к исполнению различных произведений вокально-хорового репертуара (равнодушно или с готовностью выполняются поставленные вокально-хоровые и драматургические задачи; увлеченность во время исполнения произведения; степень творческой реализации сценического замысла и т.п.).
В соответствии с названными критериями и их показателями можно выявить три уровня выраженности артистизма личности: высокий, средний и низкий.
Оценивая значение этого аспекта проблемы формирования артистизма личности в учебно-воспитательном процессе, следует подчеркнуть, что в этом вопросе следует соблюдать требования полноты, достаточности и необходимости всей совокупности педагогических условий, определяющих высокий уровень эффективности решения поставленной задачи.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *