Методологический анализ понятия «артистизм личности учителя»

О. Дмитриева

Методологический анализ понятия
«артистизм личности учителя»

Личностное влияние на формирование духовного мира подрастающего поколения всегда было и будет определяющим. Главное всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя: ее влияние на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
Актуальным в современном педагогическом образовании становится изучение условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала личности студентов, вовлечения их в творческую деятельность, которая на наш взгляд является основой ее профессионального роста, развития и совершенствования.
При изучении педагогического творчества и активизации роли учителя в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма — важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. Целенаправленное формирование артистизма личности будущего учителя в музыкально-исполнительском обучении является педагогической проблемой. Но поскольку артистизм относится к субъективному, внутреннему образованию личности, то его формирование является и психологической проблемой. Именно это качество представляется наиболее значимым из множества психологических и деятельностных особенностей, составляющих облик педагога-музыканта. Оно является показателем уровня его общепедагогической и духовной культуры, значение которой на современном этапе трудно переоценить.
В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности, но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя музыки. О.А. Апраксина отмечает, что артистизм учителя — не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество. Следовательно, учителю необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства, во многом близкого мастерству актера, то есть налицо проблема формирования сценических навыков и навыков актерского перевоплощения.
Профессия педагога чрезвычайно сложна с точки зрения актерского мастерства. Его значение в педагогической деятельности требует особого внимания и целенаправленной работы специалистов. К сожалению, этот процесс часто идет стихийно. Студенты овладевают вокальным и фортепианным искусством, но какого владения своими физическими голосовыми, эмоциональными данными требует партитура урока?
В вузе большое количество времени уделяется дисциплинам, развивающим профессиональные данные будущих специалистов, но, умению управлять собой на публике, времени уделяется недостаточно.
В последнее десятилетие значительно вырос интерес исследователей к проблеме обучения будущих учителей в педагогических вузах средствами театрального искусства. Анализ публикаций показывает, что гуманизация системы обучения и воспитания, выработка у студентов педагогических вузов умений творческого характера приобретает особое значение в педагогическом образовании.
Сюда же относится и задача собственно психологической подготовки музыканта к выступлению, принципы преодоления им излишнего эстрадного волнения, которое сегодня причиняет много страданий начинающим свой путь учителям-музыкантам. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский.
Проблема артистизма и формирования актерско-сценических умений стала предметом исследований последних лет. Большое количество работ, посвященных данной тематике, выполнено на примере педагогической деятельности и среди них существует большое разнообразие трактовок. Артистизм рассматривается: как личностно-адаптационный комплекс (Д.А. Белухин); как необходимый компонент общения (Л.А. Баренбойм); как компонент художественно-коммуникативных умений педагога-музыканта (Л.С. Майковская); как показатель профессиональной коммуникативной компетентности (А.К. Подгорная); как форма проявления профессионального мастерства хорового дирижера (С.А. Казачков).
В педагогике, как и в художественном творчестве, важное и непосредственно воздействующее значение имеет личность творца, выступающая и как выразительный материал творчества. Педагогический процесс к художественно-творческой деятельности приближает «факт значимости личности педагога в самом творческом педагогическом процессе, его субъективных устремлений и личностных проявлений в непосредственной деятельности. Этот момент делает педагогический процесс ближе по сущности к явлениям художественного творчества. Непосредственный творческий процесс реализуется через человеческую личность, где ее психофизиологическая природа выступает как определенная система выразительных средств».*
Таким образом, необходимо воспитать человека-художника, воспитать в нем образное мышление, раскрыть в нем личность, воспитать в нем тягу к естественности, которая должна стать основой основ творчества.
Поскольку понятие «артистизм» имеет непосредственное отношение к творческим процессам, то оно и станет следующим предметом нашего анализа.
_______________________________________________________________________
*Найко Н.М., Н.К. Метнер «Творческий процесс и его постижение» /на материале высказываний композитора /Сб. научных трудов. — М, 1992.
Артистизм определяется в толковом словаре как «тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе». По определению С.И. Ожегова артист — это «творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства: актер, певец, музыкант» (с.29). То есть артистизм является общекультурной категорией и относится к самым различным областям человеческой деятельности: к образу жизни и поведению, к различным видам искусства, к научной деятельности.
Музыкально-педагогическая деятельность предполагает сочетание самых разнообразных умений: педагогических, хормейстерских, музыковедческих, музыкально-исполнительских, исследовательских. Ее отличительной особенностью является наличие творческого начала, которое проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения. Учитель музыки в силу специфики профессии должен быть как бы един в трех лицах: он и актер, и певец и музыкант.
Профессиональное мастерство совершенствуется в процессе преодоления трудностей, когда происходит мобилизация всех сфер психики личности: сознания, воли, эмоций. Скорость совершенствования мастерства обеспечивают способности, которые указывают на особенности протекания психических процессов и содействуют успешности педагогической деятельности.
Таким образом, творческую деятельность учителя музыки нельзя рассматривать вне творческой природы искусства и вне общепедагогической деятельности. Педагогическое искусство часто называют театром одного актера, поэтому будущему учителю необходимо знать принципы театрального действия, его закономерности, владеть основами актерско-сценического мастерства.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *