Некоторые аспекты проблемы формирования артистизма личности учителя

О. Дмитриева

Некоторые аспекты проблемы формирования
артистизма личности учителя

Современный этап общественного развития характеризуется тем, что человеческий труд перестает быть сугубо исполнительским и механически однообразным, рутинным, а все больше становится творческим. Это вызывает определенные изменения в сфере образования: происходит переосмысление педагогических ценностей, возникает необходимость поиска новых технологий развития личности, наиболее полного раскрытия ее творческого потенциала.
Решение современных проблем народного образования невозможно без серьезных изменений в системе подготовки учителя, так как именно он является носителем новых педагогических идей, проводником их непосредственно в жизнь. Корни педагогических исканий наших дней надо искать в изменении общей социокультурной ситуации последнего десятилетия, когда под сильным влиянием потребностей и духовных течений эпохи в отечественной педагогике утверждается гуманистический идеал образования.
Гуманистический подход к системе обучения и воспитания подразумевает отказ от авторитарного взаимодействия учителя с учениками, от формального подхода к решению педагогических задач. Школа сегодня нуждается в атмосфере доверия, творчества и уважения к личности, которую должен привнести с собой современный учитель. Педагог должен быть для детей не только носителем некоей суммы знаний по определенному предмету, но и яркой интересной личностью, умеющей устанавливать и развивать с ними доброжелательные отношения, что приведет к эффективности сотрудничества и плодотворным результатам в учебно-воспитательном процессе.
Совместная деятельность всегда связана с общением, которое проявляется в стиле поведения, выражающемся в манере человека говорить, выражать свои чувства и настроения, в движениях и жестах. Отсюда следует, что только максимальное самораскрытие личности учителя, выразительность его поведения в значительной степени способствует эффективности взаимодействия с учащимися и является наиболее существенным фактором, оказывающим влияние на личностное становление подрастающего поколения.
Проблема формирования артистизма личности и овладения актерско-сценическими умениями будущих учителей представляется актуальной, так как поставленный голос, хорошо развитая речь, естественные и непринужденные жесты, высокая коммуникативная культура являются составной частью профессиональных умений педагога.
Особое значение ее решение имеет в деятельности преподавателей художественно-эстетического цикла, в частности учителя музыки, ответственных за развитие образного мышления учащихся, а также за их эмоционально-эстетическое и нравственное совершенствование.
Значимость развития данного профессионального качества у будущих педагогов-музыкантов обусловлена следующими факторами:
возрастанием социальных требований к качеству подготовки
специалистов в условиях реформирования высшего образования;
наличием конкуренции в профессиональной среде и осознанием
необходимости дальнейшего саморазвития и самосовершенствования;
творческим характером профессии педагога-музы канта и его музыкально-исполнительской деятельности, успешность которой во многом зависит от уровня сформированности его личностных качеств, таких как: самостоятельность, инициатива, глубокая личная заинтересованность в решении специфических задач музыкального воспитания и образования.
Отсюда очевидна необходимость создания и разработки обучающих технологий, способных обеспечить формирование артистизма личности будущего учителя.
Речь в данном случае пойдет не об увеличении учебных нагрузок студентов, а скорее о сочетании, взаимосвязи и взаимодействии компонентов системы вузовской подготовки, а так же о формах и методах, способствующих интенсивному формированию артистизма личности.
Анализ теоретических исследований, результаты изучения практической работы педагогов-музыкантов и собственный опыт позволяют говорить о том, что артистизм будущего учителя неразрывно связан с формированием личности в целом. Это способствует решению множества задач: эффективности педагогического взаимодействия, созданию творческой атмосферы сотрудничества в педагогическом процессе и максимальному раскрытию творческого потенциала всех его участников.
Сегодня особенно остро ощущается потребность в творчестве всей массы учителей, а не педагогов-новаторов. Педагоги-мастера сохраняют способность воспринимать действительность и каждую встречу с учениками как бы впервые. Их работа, как и работа актера, — постоянное творчество.
Педагогическое творчество имеет взаимозависимый двухсторонний характер: с одной стороны, это творчество учителя, с другой творческая деятельность учащихся.
В педагогической деятельности образуется особая структура способностей, воплощающая в себе взаимодействие педагогических, литературных, актерских, режиссерских умений, подчиняющихся педагогической направленности.
Близость природы театральной и педагогической деятельности отмечалась еще К.Д. Ушинским, который считал, что в основе педагогического такта лежит психологический такт, который одинаково нужен и поэту, и литератору, и актеру, и педагогу, то есть всем тем, кто так или иначе думает действовать на души других людей.*
_____________________________________________________________________________
*Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. — М.: Изд-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.

Общие позиции по проблемам формирования и совершенствования творческих способностей, творческого мышления содержатся в трудах крупных музыкальных теоретиков. К ним относятся работы ведущих ученых в области музыкознания и музыкальной психологии (Б.В. Асафьев, Б.В. Медушевский, Е.Б. Назайкинский, В.И. Петрушин, Ю.А. Цагарелли),* инструментальной педагогики (Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз),** воспитания студентов музыкально-педагогических факультетов (О.А. Апраксина, Г.М. Цыпин и др.)***.
В целом, можно сказать, что на сегодняшний день проблема использования достижений театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе признана в педагогической теории достаточно перспективной.

* Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.; Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.; Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.; Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие. — М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.;
** Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, 1974.; Коган Г.М. Избранные статьи. — М.: СК, 1972. — Вып.2.; Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — 5-е изд. — М.: Музыка, 1988;
*** Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. — М.: Сов. Композитор, 1988.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *