ТРЕВОЖНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ БЕРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК: КЛИНИКО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Processed with VSCO with 4 preset
Processed with VSCO with 4 preset

Татьяна Ивановна Брессо, доктор медицинских наук, профессор

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Россия

E-mail: bresso54@mail.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности использования несовершеннолетними
беременными различных психологических защит, а также приведена оценка уровня
тревожности и эмоционального интеллекта. Определены виды используемых защит и
степень их выраженности. Автор приходит к выводу о том, что несовершеннолетние
беременные используют максимальное число психологических защит, что позволяет снизить
тревожность и является одним из следствий более высокого по сравнению со сверстницами
уровня эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: механизм психологической защиты; психологические защиты;
несовершеннолетние беременные; материнство; юное материнство.

ВВЕДЕНИЕ
Юное материнство является одной из современных социальных проблем, аспекты которого
изучаются в рамках акушерства и гинекологии, психологии, социологии. По причине
незрелости психоэмоциональных процессов несовершеннолетние женщины испытывают
серьезные затруднения с беременностью и родами, что выражается, в частности, в высокой
вероятности возникновения осложнений.

Факт достижения (или недостижения) возраста совершеннолетия с биологической точки
зрения не является предпосылкой нормального течения беременности и родоразрешения.
Возраст совершеннолетия – формальная категория, связанная с возможностью формирования
и выражения воли во вне. Физиологическая готовность к беременности наступает в позднем
подростковом возрасте с момента полового созревания. Как правило, готовность женского
организма к гестации наступает в возрасте 16-17 лет. Готовность к гестации определяется
индивидуально исходя из признаков завершения пубертатного периода. Следует отметить,
что на половое созревание оказывают воздействие факторы среды (в том числе социальные
факторы), поскольку за последние несколько столетий средний возраст наступления полового
созревания снизился. Необходимо отметить, что окончание пубертатного периода может
произойти в возрасте 18-19 лет, что служит вариантом индивидуальной нормы.

В силу объективных закономерностей психофизиологического развития и характера
отношений в обществе полноценная реализация материнства возможна лишь в
совершеннолетнем возрасте. Т. Н. Разуваева, Т. П. Омельченко на основе проведенного ими
эмпирического исследования делают вывод о том, что несовершеннолетние беременные
имеют стойкое негативное отношение к образу «Я-мама», что является особенностью
эмоционально-оценочного компонента их самосознания [4, с. 52]. Формирование
стабильного положительного отношения к материнству с готовностью принятия на себя
соответствующей ответственности завершается во взрослом возрасте. В ситуации же с
несовершеннолетними беременными отсутствие сформированных представлений о
материнстве является очевидным. Исследователь Е. С. Михайлин среди наиболее значимых социальных аспектов, присущих несовершеннолетним беременным женщинам, указал раннее начало половой жизни, низкий образовательный ценз и социальный статус, личную незащищенность [3, с. 26]. В связи с этим, нами была выдвинута следующая гипотеза: несовершеннолетние беременные используют большое число выраженных психологических защит. Для проверки данной гипотезы, а также определения конкретных особенностей механизма психологической защиты несовершеннолетних беременных было проведено эмпирическое исследование. В ходе исследования была также проведена оценка уровня тревожности и эмоционального интеллекта в качестве факторов воздействия на механизм психологической защиты.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В проведенном нами исследовании приняли участие 50 девушек в возрасте до 18 лет, которые
были распределены на две группы. Контрольную группу составили 36 учениц 9, 10, 11
классов школы No 906 г. Москва в возрасте до 18 лет. В экспериментальную группу вошли 25
девушек в возрасте от 13 до 18 лет, беременных и находящихся в постродовой ситуации в
филиале специализированного дом ребенка «Маленькая Мама» (г. Москва). Исследование
проводилось по методикам Плутчика-Келлермана-Конте, Спилбергера-Ханина, Н. Холла. Для
повышения точности интерпретации полученных результатов проводилась клиническая
беседа. Математическая обработка полученных результатов осуществлялась по критерию
Манна-Уитни.

ОБСУЖДЕНИЕ
Как показали результаты тестирования, в экспериментальной группе уровень тревожности
имеет средние показатели (показатель тревожности больше 45 баллов означает высокий
уровень тревожности, от 31 до 44 баллов – умеренный уровень, менее 31 балла – низкий).
Выявленный в экспериментальной группе средний уровень тревожности с учетом состояния
беременности можно рассматривать как относительно безопасный для здоровья. Более
низкий уровень тревожности в экспериментальной группе обусловлен различными
факторами. В первую очередь здесь необходимо отметить оказание психологической помощи
несовершеннолетним беременным, которые были включены в экспериментальную группу.
Однако данный фактор не следует расценивать как единственный и основополагающий,
поскольку, как было указано в теоретической части исследования, различные исследователи в
целом отмечают отсутствие высокого уровня тревожности у несовершеннолетних
беременных, что не связывается напрямую с оказанием некоторым из них постоянной психологической помощи. На наш взгляд, причина отсутствия высокого уровня тревожности и тенденции к его появлению состоит в большем количестве психоэмоционального опыта, которым располагают несовершеннолетние беременные. Несовершеннолетние беременные часто имеют сложные отношения в семье, а также раньше начинают половую жизнь. Несмотря на то, что данные обстоятельства следует трактовать как негативные, они приводят к развитию способности к разрешению стрессовых ситуаций. К тому же, исследовались те женщины, которые сделали позитивный репродуктивный выбор, что имеет уравновешивающее личность значение (осознанное принятие ответственного решения повышает уровень личностной культуры.

Обратимся теперь к математически обработанным данным, изучение которых необходимо
для установления связей (таблица 1)

Тест Спилбергера-Ханина
Ситуативная Среднее значение в Среднее значение в Уровень значимости
контрольной группе экспериментальной различий p= группе
ситуативная тревожность 51,53 42,04 0,023*
Личностная тревожность 51,44 40,92 0,009*
Таблица 1: Средние значения и уровень значимости различий, выявленных по тесту Спилбергера-Ханина в контрольной и экспериментальной группах.

* Нулевая гипотеза отвергнута (значимые различия существуют)

В контрольной и экспериментальной группах выявлены значимые различия между уровнями личностной и ситуативной тревожности. Таким образом, тревожность у беременных несовершеннолетних имеет следующие особенности:

1. Среди несовершеннолетних беременных женщин преобладает низкий уровень личностной и ситуативной тревожности, что подтверждается проведенными исследованиями и данными различных ученых;

2. Низкий уровень тревожности обусловлен различными факторами, такими как:

— регулярная доступность психологической помощи;

— наличие опыта преодоления стрессовых ситуаций (способность несовершеннолетних беременных справляться со стрессом объясняется их большим жизненным опытом по сравнению со сверстниками, хотя и с преимущественно негативным оттенком);

— совершение несовершеннолетними беременными женщинами позитивного
репродуктивного выбора.

Отмечая пониженный уровень тревожности, произведем интерпретацию данных,
полученных при использовании опросника Плутчика-Келлермана-Конте (рис. 1). При этом
отметим, что все защиты не существуют обособлено, а их конкретная совокупность зависит
от большого числа психофизиологических и социальных факторов, часть из которых носит
индивидуальный характер. В качестве основных факторов влияния можно выделить возраст,
место учебы или работы, специфика отношений в родительской семье, характер отношений с
отцом ребенка, мотив принятия решения о сохранении беременности, отношение близких
родственников к беременности, имущественное положение беременной (наличие и уровень
дохода, место проживания – отдельная квартира, комната и др.), индивидуальные
психофизиологические особенности (в том числе экстрагенитальные заболевания).
Математическая обработка содержится в таблице 2
представлена в таблице 2.

Рисунок 1: Индекс жизненного стиля, LSI.

Индекс жизненного стиля
Название шкалы среднее значение среднее значение Уровень
Контрольной экспериментальной значимости
Группы группы различий р=

смещение 59,72 87,88 0,012*
регрессия 60,09 77,75 0,051
замена 83,72 83,00 0,109
отрицание 73,91 93,75 0,002*
проекция 50,09 88,00 0,005*
компенсация 60,45 76,13 0,051
гиперкомпенация 41,45 91,25 0,000*
рационализация 37,09 90,63 0,000*

Таблица 2: Средние значения и уровень значимости различий, выявленных по индексу жизненного стиля.

* нулевая гипотеза отвергается (значимые различия существуют)

Рассмотрим более подробно психологические защиты, используемые беременными несовершеннолетними (по результатам интервью Плуцика-Келлермана-Конте и клинического интервью).

Несовершеннолетние беременные используют максимальное количество психологических защит. В контрольной группе самые высокие показатели были зафиксированы по шкалам «замещение» и «отрицание».

Отрицание проявляется вовсе не в отношении беременности. Экспериментальную
группу составили беременные и родившие женщины, сделавшие позитивный
репродуктивный выбор, поэтому их беременность не носит характер фзнстрации.
Отрицанию подлежат наиболее вероятные сложности, которые возникнут в связи с
беременностью – это сложности в получении профессионального образования, необходимого
уровня дохода, установления длительных доверительных отношений с партнером и т.п. Факт
беременности не отрицается – он вытесняется. Вытеснение в данном случае выступает
попыткой самооправдания и снятия личной ответственности. Несовершеннолетние
беременные стремятся вытеснить те обстоятельства, которые привели к ранней беременности
– ранее начало половой жизни, неразборчивость в социальных связях. Иными словами,
вытесняются те обстоятельства, которые могут вызвать осуждение со стороны.

Регрессия проявляется в использовании более простых поведенческих моделей, что
снижает число возникающих конфликтных ситуаций. Это приводит, в частности, к
нивелированию индивидуальных психологических особенностей личности.

Проявление компенсации свидетельствует о попытке переноса ценностной модели
матери, которая, однако же, не интегрируется в психику. Несовершеннолетние
беременные, совершившие позитивный репродуктивный выбор, стремятся к
осознанию себя как матерей, но в силу несформированности материнской «Я-
концепции» юные беременные склонны не к реальному воплощению ценностной
основы материнства, а к обычной идеализации.

В результате проекции юные беременные переносят собственные негативные
чувства, эмоции и неудачи на других людей. Проекции подвергается их
некомпетентность в сфере материнства.
Высокие показатели были зафиксированы по шкале замещения. Замещению подвергаются различные обстоятельства в зависимости от личной ситуации беременной женщины. Например, негативные эмоции, связанные с неудовлетворительными отношениями с партнером, могут проявляться по отношению к другим людям.

По шкале гиперкомпенсация (реактивные образования) высокий показатель
объясняется тем, что беременные оценивают свои негативные качества как прямо
противоположные (так, беременные зачатую наделяют себя такими качествами,
как заботливость, жалостливость, хотя они в выраженном варианте имеются
далеко не у каждой).

Особый интерес представляет шкала рационализации, высокую степень которой мы рассматриваем как одну из специфических особенностей механизма психологической защиты беременных несовершеннолетних. Решение о сохранении беременности, особенно на поздних сроках, подвергается рационализации, когда женщина логически обосновывает свой выбор, при этом причины сохранения беременности могут быть самыми разными, среди которых можно выделить следующие рационализированные мотивы:

— Гуманистический мотив (сохранение жизни ребенка);

— Мотив сохранения собственного здоровья (аборт может нарушить репродуктивную функцию, привести к осложнениям будущей беременности);

— Мотив социальной ответственности.

Мотив социальной ответственности проявляется в том, что беременная женщина мысленно наделяет себя чувством высокой личной ответственности перед собой и окружающими (в беседе многие беременные выдвигали следующий довод: «любая другая сделала бы аборт»). Данный мотив следует считать наиболее неблагоприятным, поскольку он свидетельствует о наличии в психике деформационных явлений, когда стирается грань между личным и общественным (решение о прерывании или сохранении беременности является делом личным, за счет которого неприемлемо развивать чувство преимущества над другими).
Отметим, что в мотивационном комплексе беременных присутствуют все три
мотива, однако степень их выраженности различна. Указанный мотивационный
комплекс развивается в контексте рационализации, что придает ему негативный
характер, поскольку мотивы имеют преимущественно сознательную, логическую
природу, тогда как на подсознательном уровне имеется большое количество
страхов и негативных эмоций. В этом случае происходит нарушение механизма
формирования мотивации.

Отметим, что использование максимального числа психологических защит
является малораспространенным явлением. Исследования беременных по
опроснику Плутчика-Келлермана-Конте проводились различными учеными,
однако характеристики экспериментальных групп были разными. Так, как
показало исследование, проведенное Т. В. Шахворостовой, у женщин,
страдающих бесплодием, было выражено использование следующих защит:
«отрицание», «регресс», «проекция», «реакционные образования» [5, с. 255]. Как
пишут К. В. Кислякова, О. С. Ковшова, у женщин с осложненным течением
беременности выявлены такие защиты, как «подавление», «замещение»,
«реактивное образование», и в результате использования данных защит
«неприемлемые для личности импульсы становятся бессознательными и могут
приводить к эмоциональным реакциям и психосоматическому реагированию» [2,
с. 133]. То есть, использование максимального числа защит является специфичным
и присуще несовершеннолетним беременным. Мы полагаем, что это обусловлено
в первую очередь несформированностью представлений о материнстве
несовершеннолетних беременных. И. Н. Земзюлина отмечает, что формирование
адекватного типа готовности к материнству зависит от возраста беременной
женщины и срока беременности [1, с. 41]. Юный возраст беременных
свидетельствует о недостаточной готовности к материнству, что в ситуации
беременности обусловливает использование различных психологических защит в
их наиболее выраженной форме.

Для определения факторов воздействия на механизм психологической защиты
была так же эмоционального интеллекта девушек. Уровень эмоционального
интеллекта был определен на основе результатов теста Холла (рис. 2).

Рисунок 2: Результат теста Холла.

Результаты теста Холла показали, что уровень эмоционального интеллекта в экспериментальной группе значительно выше, что подтверждается значением интегративного индекса. Однако эмоциональный интеллект в экспериментальной группе нельзя назвать зрелым, так как они плохо умеют управлять своими эмоциями, а также есть проблемы с самомотивацией. Сильными сторонами эмоционального интеллекта несовершеннолетних беременных и матерей являются эмоциональная осведомленность и эмпатия, что обусловлено стремлением понять собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние будущего ребенка.

Значимые различия по тесту Холла наличествуют по следующим шкалам:
эмоциональная осведомленность, эмпатия, интегративный показатель (таб. 3).
Данные результаты соответствуют предварительным выводам. Ключевым
значением обладает интегративный показатель, благодаря которому виды
качественные различия между двумя группами. Очевидно, что беременность и
роды стимулируют формирование эмоционального интеллекта, но лишь частично.
Неспособность полностью управлять своими эмоциями свидетельствует об
эмоциональной незрелости личности, чего, впрочем, нельзя требовать от
несовершеннолетних девушек. Хотя значимых различий по шкале управления
своими эмоциями нет, следует отметить, что это единственная шкала, по которой
контрольная группа превосходила экспериментальную. То есть, развитие
эмоционального интеллекта в экспериментальной группе было сопряжено с
возрастанием эмоциональной нестабильности, что в большей части обусловлено
неожиданной беременностью и гормональными изменениями.

Тест Холла

Название шкалы среднее значение среднее значение Уровень
Контрольной экспериментальной значимости
Группы группы различий р=

Эмоциональная 6,42 11,34 0,000*
осведомленность

Управление своими 5,84 5,65 0,631
эмоциями

Самомотивация 7,23 8,13 0,315

Эмпатия 10,12 13,34 0,000*

Управление эмоциями 8,47 10,31 0,06
других людей
Интегративный 38,08 48,77 0,000*
индекс

Таблица 3.

Средние значения и уровень значимости различий, выявленные по тесту Н. Холла,
по контрольной и экспериментальной группам.

Таким образом, молодые матери характеризуются более высоким уровнем эмоционального интеллекта, чем их сверстницы, не находящиеся в ситуации материнства, что обеспечивается развитостью эмпатии и эмоциональной осведомленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Несовершеннолетние беременные и родившие девушки имеют ряд
отличительных эмоционально-личностных особенностей, которые обусловлены
ранним материнством, причем некоторые особенности носят позитивный
характер;

2. Беременные и родившие девушки используют большее число психологических
защит в наиболее выраженной степени, наиболее значимыми из которых являются
гиперкомпенсация и рационализация;

3. У девушек в ситуации раннего материнства уровни личностной и ситуативной
тревожности находятся в пределах нормы, тогда как обе разновидности
тревожности присутствуют у школьниц, входящих в контрольную группу;

4. Молодые беременные женщины и матери используют большое количество психологических защит и имеют более выраженные иррациональные установки, за исключением катастрофизации что обусловлено
принятием факта беременностью и отсутствием тревожности;

5. Ключевой психологической защитой является рационализация, чрезмерное
развитие которой обусловлено как личностными особенностями беременных, так
и просчетам в работе психологов, когда попытки формирования мотивационного
комплекса «сверху вниз» приводят к негативному результату.

6. В экспериментальной группе зафиксированы более высокие показатели
эмоционального интеллекта, обеспеченные развитием эмпатии и эмоциональной
осведомленности; что обеспечивается развитостью эмпатии и эмоциональной
осведомленности.

7. Уровень депрессии в экспериментальной группе гораздо выше, нежели в
контрольной, что обусловлено в первую очередь ее когнитивно-аффективным
компонентом.

8. Юные мамы характеризуются более высоким уровнем эмоционального
интеллекта, нежели их сверстницы, не находящиеся в ситуации материнства,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Земзюлина И. М. Переживание беременности в контексте жизненного пути
личности как фактор формирования готовности к материнству // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2009. No 91. С. 31-41.

2. Кислякова К. В., Ковшова О. С. Психологическое сопровождение женщин с
угрозой прерывания беременности // Электронный научно-образовательный
вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2017. No 12. С. 132-134.

3. Михайлин Е. С. Социальные характеристики несовершеннолетних беременных
женщин, решивших сохранить ребенка в условиях мегаполиса (на примере г.
Санкт-Петербурга) // Журнал акушерства и женских болезней. 2015. No 1. С. 23-28.

4. Разуваева Т. Н., Омельченко Т. П. Эмоционально-оценочный компонент
самосознания несовершеннолетних беременных // Научный результат. Серия
«Педагогика и психология образования». 2015. No 1-3. С. 47-53.

5. Шахворостова Т. В. Психолого-акмеологические факторы психологической
защиты личности в процессе подготовки к материнству // Известия Саратовского
университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития.
2016. No 3 (19). С. 254-255


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *