проф. Санти П. Джаясекера
проф. А.Н. Иезуитов «Философия взаимодействия»: теория и практика
Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, любая наука имеет свою теоретическую и практическую базу как философское основание.
Исторически, онтологически и гносеологически, теоретически и практически, уже исчерпали себя традиционные философские концепции: во всем видах материализм и идеализм, дуализм и агностицизм как односторонне-ограниченные. Принципиально по-новому, эффективно и поистине универсально, способно решать проблемы, стоящие в настоящее время перед теорией и практикой, «Философия взаимодействия».
Уже сравнительно давно существует мнение, и по сути своей, весьма упрощенное, относительно взаимоотношений теории и практики: практика предоставляет теории материал, теория, обработав его, возвращает обратно практике.
На самом деле, взаимодействие между теорией и практикой значительно сложнее, многогранней, многозначней и даже причудливей, чем это принято считать.
Начнем, как мы уже неоднократно так делали, с этимологии. Никогда не устареет мудрое суждение Р. Декарта: «Объясняйте значение слов, и вы избавите мир от половины заблуждений». Очередной раз обратимся к нему.
Теория (от греч. theoría – наблюдение, исследование) рассматривается как обобщение опыта общественной практики; совокупность обобщающих практику положений, образующих какую-либо науку. Такое понимание теории, с точки зрения ФВ, неточно. Теория не только обобщает уже известное из практики, общественной и персональной. Она сама совершает открытия и прокладывает новые и перспективные пути для практики как общественной, так и персональной.
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) рассматривается как деятельность людей, направленную на создание ими условий, необходимых для их существования; приемы и навыки такой деятельности, полученные в процессе обучения им; источник и критерий истинного знания. Такое определение практики тоже является неточным для ФВ. «Деятельность» и «условия существования» носят материальный и духовный характер, а практика не только «существует», она развивается, материально и духовно, и не является единственным критерием истинности научного знания. Теорией можно обучаться и в разной мере овладевать ею. Теория раскрывает и объясняет сущность какого-либо реального явления, материального и духовного. Практика находит в теории подтверждение правота и значимости того, чем она реально занимается, так или иначе, используя теорию, определяющую характер и направленность самой практики.
Теория, соответствующая реальности, подтверждает истинность практики. Практика, соответствующая реальности, подтверждает истинность теории. Таково их гносеологическое взаимодействие.
Есть основания сказать, что теория в известной мере практична, а практика, в известной мере, теоретична.
Знаменитый физик Л. Больцман считал, что «нет ничего практичнее хорошей теории», а гениальный художник Леонардо Да Винчи был убежден, что «практика всегда должна быть построена на хорошей теории». «Хорошей» в данном контексте означает соответствующей реальности. Ей в принципе должны соответствовать и теория и практика. Теория и практика взаимодействуют друг с другом материально и духовно. При этом в теории доминирует духовное начало, в практике – начало материальное. Неточное и одностороннее определение теории и практики и взаимодействия между ними приводит к серьезным просчетам и ошибкам в науке и не только в ней, негативно дает о себе знать, материально и духовно, в жизни человечества, всех и каждого.
Какое же, спрашиваются, существует, с позиции ФВ, реальное взаимодействие между теорией и практикой, и каким образом можно и нужно преодолевать противоречия и несогласованность между ними.
Взаимодействие это бывает самым разнообразным и даже заранее непредсказуемым, всюду играя весьма значительную роль, материальную и духовную.
Взаимодействие теории и практики является жизненно необходимым человечеству, всем и каждому.
Взаимодействие различных начал не следует смешивать с перепутыванием различных начал, теоретическим и практическим, как начал не совсем ясных и понятных.
Теория и практика убеждают, что наиболее простое объяснение бывает наиболее вероятным. «Философия взаимодействия» стремится к максимально возможной простоте и доступности, предлагаемых ею объяснений, поэтому она является наиболее соответствующей реальности.
У ФВ нет каких-то определенных политических пристрастий и установок, ее главная теоретическая и практическая цель – мир во всем мире, мир без насилия.
Принято считать, что принципиально новая концепция проходит в своем научном восприятии три стадии: не может быть, в этом что-то есть, как же может быть иначе. Такие стадии проходит и ФВ, утверждающая реальность духовного начала, существующего вне и независимо от своего восприятия, его всеобщее и постоянное взаимодействие с началом материальным, непосредственно-чувственно воспринимаемым и частично переходящим в начало материальное.
Судя по всему, ФВ приближается к третьей стадии своего истолкования.
Для ФВ принципиально важно теоретически и практически предложить и обосновать определение духовного начала как количественно значимого реального явления. Духовное начало создать невозможно (во всяком случае, пока). И оно количественно измеряется опосредованно. При этом духовное начало предполагает свою позитивную и негативную направленность. По существу духовное начало представляет собою разницу между предполагаемым количественным показателем и реально-непосредственным измерением реального явления. Комплексное предположение может делаться самым разным способом: формально, аудиовизуально и т.д. После этого реальное явление непосредственно измеряется и оказывается количественно больше, чем предполагаемое его измерение. Разность и есть количественный показатель реально-количественного выражения духовного начала, в принципе присущего любому реальному явлению, хотя и в разной мере.
Этот процесс можно предварительно смоделировать, скорее всего, на минимодели, и затем экстраполировать на количественно-реальное явление.
Органичное взаимодействие теории и практики при доминировании духовного начала особенно жизненно необходимо учитывать в экстремальных ситуациях, когда возникает реальная угроза существованию человечества, всех и каждого.
Как известно, в первой половине 80-х годов прошлого века были очень напряженные отношения между СССР и США. Каждая из стран реально ожидала ядерного нападения на себя и готовилась сама напасть на другую страну.
В городе Серпухов (Московская область) был создан особый Центр, чтобы своевременно обнаруживать пуск американских баллистических ядерных ракет в сторону СССР. В Центре находилась специальная система «Око» для дальнего обнаружения такого запуска. Полученный ею сигнал о запуске мгновенно передавался в Центр, который был обязан незамедлительно принять свое решение о запуске собственных ядерных баллистических ракет и передать свое решение на самых верх для принятия им окончательного практического решения о запуске в сторону противника собственных баллистических ядерных ракет.
25 сентября 1983 года дежурным в Центре был 44-летний подполковник Станислав Петров, специалист высокого класса. В 00 часов 15 минут на специальном табло вспыхнула надпись: «Пошла! Баллистическая ракета в воздухе». Затем надпись: «Ракетное нападение». Тревога повторялась дважды. По инструкции, Петров должен быть немедленно предпринять ответные меры и дать свое решение о запуске собственных ядерных ракет. Петров медлил. Он знал, что ответный ядерный удар будет бесповоротным и обратно ракеты вернуть невозможно. Так Петров ждал мучительных для него 18 минут, не давая команды о запуске собственных ядерных ракет. Через 18 минут он сообщил: «Я считаю это ложной тревогой. Ракет нет». Прошло некоторое время и поступило сообщение, что это была ложная тревога. Просто на следящий за запуском ракет советский компьютер попало отражение солнечного луча от зеркала, существующего на полигоне, где запускали ракеты. Это был очень трудный момент и очень сложный для Петрова. Специалист высокого класса, он понимал, что может быть допущена ошибка и в практической работе системы слежения и в самом ее устройстве. Он был также внутренне настроен на сохранение мира во всем мире и не спешил дать, по существу, команду, которая могла привести к гибели всего человечества. Это принципиально важно отметить. Именно человек не дал такую команду. Дело в том, что этот вопрос принципиально важный. Если бы за состоянием ракет возможного противника наблюдал искусственный цифровой интеллект (сейчас это узаконено), он, получив такую тревожную информацию, немедленно дал бы команду на запуск собственных ядерных ракет, и тогда бы произошла катастрофа для всего человечества. Вот почему надо весьма осмотрительно относиться к применению «цифровизации» и «искусственного интеллекта» в военной области. В военной области, как и в других областях, человека нельзя заменить никакой «цифрой» и никаким искусственным интеллектом. Человек незаменим. Именно человек, бесконечно миролюбиво настроенный, может спасти мир от военной катастрофы, находясь даже в самой экстремальной ситуации.
В настоящее время ядерный конфликт в мире особенно реален, а таких людей, как Петров, мы не видим. Есть не мало апологетов начала ядерной войны и реальная ядерная угроза возрастает.
Самое удивительное и вместе с тем знаменательное состоит в том, что Петров не заслужил никакой благодарности и получил от своего командования выговор за то, что сразу же не записал полученные им сведения в особый журнал. Спустя год он был отправлен в запас, не удостоившись повышения в прежнем звании и, как это было принято. Петров поселился во Фрязино под Москвой, где тихо и одиноко скончался в 2017 году.
На Западе Петров получил от ООН звание «Человека, который предотвратил ядреную войну» и другие высокие международные премии. В СССР и в России – ничего, и о нем вообще никак не упоминали до 1993 г. Сейчас в РФ Петрова снова замалчивают и никак не упоминают о его героическом поступке, предотвратившем ядерную войну.
Более того в настоящее время, по существу, самыми «достоверными сведениями о массированном запуске средств воздушно-космического нападения на нашу страну» считаются сведения, полученные различными техническими современными средствами («искусственный интеллект», «цифровизация»). Они мгновенно дают команду о запуске ядерных ракет со стороны Российской Федерации. Опыт Петрова совершенно забыт, а зря. Такая забывчивость опасна для человечества.
Мало того уже создана под Москвой Специальная Короткометражная станция с особым детектором, которая должна по тревожному сигналу, полученному от детектора, самостоятельно запустить ядерные ракеты по возможному ядерному противнику, даже если в Кремле нет Министра обороны и начальника генерального штаба, и, непосредственно, ракеты запускать некому. Запуск производится автоматически и механически, мгновенно и бесповоротно, его остановить уже невозможно. Такое начало ядерной войны оказывается безличным, у нее нет конкретных виновников, виноваты приборы. От этого человечеству легче не становиться. Угроза ядерной войны только реально усиливается.
Надо иметь в виду, что любая теория, чтобы в принципе стать практически нужной, должна содержать в себе открытие нового, которое является практически действенным и полезным людям материально и духовно. При этом существует определенная мера исторически обусловленного практического применения и практической значимости различных открытий. Фактически вечный и непреходяще теоретические открытия практически значимые Архимеда, Ипатии, Пифагора, Д. Бруно, У. Гарвея, Н. Коперника, Д. Уатта, М. Ломоносова, А. Лавуальве.
До сих пор функционально-практически устойчивы теоретические открытия И. Ньютона, И. Кеплера, Б. Паскаля, Ф. Фултона, В. Рентгена, К. Циолковского.
Уже в известной мере превзойдены теоретические и практические открытия Демокрита, Эвклида, Т. Браге, П. Лапласа, К. Линнея и т.д.
Фактически перестали действовать теоретически и практически важные в определенное время открытия: Ф. Лебона (газовое освещения), Д. Папена (паровой двигатель для судов), Р. Аркрайт (прядильная машина), К. Шаппа (воздушный телеграф). Надо также учитывать, что и современные открытия могут быть вовсе не вечными, а теоретически и практически применяться определенное время. Здесь необходим самый последовательный и серьезный историзм при подходе к различного рода открытиям, теоретически и практически значимым.
С точки зрения ФВ, можно пересмотреть и некоторые открытия, считающиеся бесспорными.
В наше время любое открытие торопятся объявить «фундаментальным». Необходимо понять и объяснить, теоретически и практически, насколько прочен и долговечен сам «фундамент» и в какой мере он соответствует реальности как взаимодействию материального и духовного начал.
Так, Д.И. Менделеев полагал, что «величина атомного веса определяет характер элемента, как величина частицы определяет свойства сложного тела». В то же время А.Н. Бутлеров был уверен, что «химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей».
Как известно, «величина», «вес» и «тело» — явления материальные. Таким образом, для Менделеева постоянная «величина абсолютного веса» именно как материальное начало «полностью» определяет «материальный характер» «элемента» как «материальной величины». В свою очередь, «материальная частица» целиком «определяет» именно материальные «свойства» сложного тела явления материального. Все это и есть последовательный «материальный монизм», по существу, исключающий духовное начало и поэтому делающий научные представления о микромире (теоретически и практически) односторонне-ограниченными. В понимании Бутлерова «натура» включает в себя духовное начало, и это духовное начало органически взаимодействует с началом материальным в каждом элементе и образующих его частицах. Бутлеров оказывается точнее и проницательнее Менделеева. Элементарные частицы действительно представляют собою взаимодействие материального и духовного начал, при значительной роли начала духовного.
«Сложное тело», как взаимодействие материального и духовного начал, обладает духовными свойствами, они реальны, и с ними нельзя не считаться.
Кстати сказать, сам Менделеев в принципе не отвергал «натуру». Он признавал, что его доктор Н. Пирогов «смог сразу мою натуру понять», т.е. понял духовное состояние и духовное самочувствие самого Менделеева.
Духовное начало в определенных условиях способно в известной мере переходить в начало материальное, заметно увеличивая его, и, таким образом, изменять величину атомного веса элемента. Было замечено, что в некоторых местах нашей планеты, где, как считает ФВ, особенно активно проявляет себя духовное начало, атомных вес у элемента заметно увеличивается.
У элемента появляются новые свойства, материальные и духовные.
«Периодическая система химических элементов» Менделеева является, таким образом, в атомарном плане подвижно-эволюционной, устойчивой и одновременно изменяющейся как взаимодействие в элементах материального и духовного начал. Конкретно-практическая значимость «Периодической системы» становится в своем применении многообразнее и многозначнее.
Бутлерову принадлежит суждение, принципиально важное и непреходяще значимое для теории и практики в науке: «факты, не объясняемые существующими теориями, наиболее дороги для науки, от их разработки следуют по преимуществу ожидать ее развития в ближайшем будущем». Именно ФВ разрабатывает и объясняет факты, не объясняемые существующими в настоящее время различными теориями. Этого следует ожидать в развитии науки в ближайшем будущем.
Нельзя не заметить, что в современном мире достаточно отчетливо наблюдается локальное воинствующе-демонстративное мракобесие как попытка теоретически и практически заменить и подменить науку религией. «Клерикализация» науки вряд ли пойдет ей на пользу. История это уже показала и доказала. ФВ непосредственно не вмешивается в явно негативный для подлинной науки процесс. Пусть разбирается с ним история и теоретически, и практически.
Замена и подмена «искусственным интеллектом» или «Высшим интеллектом» познание реальности человеческим разумом в равной мере псевдонаучны и бесперспективны, теоретически и практически. Отсутствие собственного интеллекта не скрыть ни «искусственным интеллектом», ни «Высшим интеллектом».
Религия на самом деле вовсе не стабилизирует человеческую общность, духовную и материальную, а нарушает и даже разрушает ее, теоретически и практически, фактически оправдывает насилие, материально и духовное, в собственных интересах, материальных и духовных.
Обращение науки к объяснению «Высшим интеллектом» того, что сама наука своим интеллектом понять и объяснить не может, означает признание такой наукой ее собственного философско-интеллектуального бессилия. Традиционные концепции действительно не могут понять и объяснить с позиций уже существующие и особенно новые реальные явления. Это способно сделать, теоретически и практически, ФВ.
Так называемые «вещие сны» как свое непосредственное общение с «Высшим интеллектом» сами ученые приписывают себе как великое открытие. На самом деле, это явная психическая аномалия и сочиненная ретроспектива, а не подлинно фундаментальное открытие.
Как это не покажется странным, с современным культом «цифровизации» объективно корреспондирует такое Средневековое учение как «каббала» (от древнеевр. – таинственный, загадочный), которая придавала особый смысл «цифре» как основе всех вещей.
На самом деле «цифра» обозначает количество (число вещей), а не их сущность. Духовное начало, функционально значимое, в «цифре» (знаки) представлено весьма слабо.
Среди современных апологетов «цифровизации» есть люди, внутренне тяготеющие к «каббалистике». История иногда повторяется в самых разных своих вариантах, казалось бы, совсем неожиданных.
«Цифра» может быть своего рода подспорьем в механических и заранее запрограммированных операциях, но никак не гегемоном в науке и не только в ней. Говорят даже о «цифровом развитии». Что сие означает, совсем непонятно: что именно развивается и как именно развивается.
Апологеты «цифровизации» уже придумали какие-то «преступления» человека перед «цифровизацией». На самом деле, механическая замена человека «цифрой» есть преступление перед человечеством, всем и каждым, нарушающее и разрушающее природно-естественную, материальную и духовную жизнь людей. Механическая замена человека «цифрой» есть преступление перед человечеством.
ФВ полагает, что теоретически и практически следует уточнить такое явление и понятие, как «Великий шелковый путь». Им сейчас многие безоглядно пользуются. Исторически и этимологически точнее говорить о «Великом шелковом и бархатном пути» как торговом пути. Дело в том, что шелковые ткани в широком смысле включали в себя шелковый бархат, технологически близкий к шелку, но не тождественный ему. Родиной шелка и шелкового бархата была Индия. Из Индии шелк и шелковый бархат попадали в Китай и оттуда поступали через Среднюю Азию и Ближний Восток в Европу, где пользовались большим спросом, материальным и духовным. Недаром говорили: «шелки» – «бархаты», «в шелках» – «в бархатах». Отмечалось общее в обеих тканях (нить гусеницы шелкопряда, структура) и особенное в шелковом бархате (ворс, плотность, толщина, вес). Шелковый бархат, как особый вид шелковой ткани, обладает сакральностью, визуально и тактильно воспринимаемой.
Так происходило в течение веков, и подобный путь сейчас возрождается.
Он призван, теоретически и практически, стать снова «Великим шелковым и бархатным путем». Это важно уточнить сейчас и теоретически, и практически, чтобы избежать разного рода недоразумений.
В настоящее время появилась такая точка зрения на историю как сплошной, непрерывный процесс от предков до современности. ФВ, в принципе, не согласна с ней. История представляет собою взаимодействие различных сил, материальных и духовных, их взаимодействие, материальное и духовное. В истории возможны своего рода остановки, собирание определенных сил и даже ретардации, при общем поступательном развитии как взаимодействии различных сил, материальных и духовных.
Предки тоже бывают самые разные. Как говорится, в предках надо любить их доблести и стыдиться их пороков.
Современники предпочитают выбирать наиболее удобных, особенно для власти, предков для того, чтобы удержать политическую власть в своих руках в данный момент и на перспективу.
Фактически подтверждается позиция историка М.Н. Покровского: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». Сейчас политику «опрокидывают в прошлое» очень резво и рьяно. Реальная история не терпит насилия над собой ни теоретически, ни практически. У нее свои законы и свой ход времени. Человек может его ускорить или замедлить, но изменить не в состоянии, как бы ему не хотелось.
Познание и применение ранее неведомого потенциально таит в себе опасность, материальную и духовную, для человека. Углубленное теоретическое познание энергетически-разрушительных возможностей кванта, практически неисчерпаемых, может привести к созданию «квантовой бомбы», по сравнению с которой водородная бомба любой энергетически-разрушительной мощности окажется игрушкой. Необходим поэтому, считает ФВ, жесткий и постоянный общественный контроль за теоретическим изучением кванта и особенно практическим применением его энергии, которая может стать жизненно опасной для человечества, всех и каждого, для утверждения мира без насилия. Работа уже ведется и может быть реально завершена в обозримое время, а потом испытания…
Исторический опыт показывает, что когда начиналось познание ранее неизвестной атомной энергии, не предполагалось, что на этой основе потом будет создана атомная бомба. Не следует об этом забывать и не принимать во внимание в наши дни, теоретически и практически.
На войне для человека губительной оказывается любая ложь, особенно когда речь идет о совсем будто бы «нестрашной энергии ядерного оружия». Нас всерьез и оптимистически уверяют, что «нестратегическое ядерное оружие» (ракеты), всего лишь в 50 клт., вовсе не так уж опасно для мирного населения. Такое оружие предназначено, чтобы целевым образом уничтожать отдельные центры военного управления, различные огневые точки, военные предприятия, и определенные скопления военнообязанных. Все это явная ложь и не во спасение, а на погибель, «ложь умолчания». Вспомним Хиросиму и Нагасаки. Мощность ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму, предполагалась 5 клт. тротила, оказалась в 15 клт. Произошел дополнительный и значительный переход духовного начала ядерной энергии в начало материально-разрушительное. Ядерная бомба, сброшенная на Нагасаки, планировалась мощностью в 7 клт. тротила, ее реальная мощность оказалась 22 клт. Произошло значительное дополнение ядерной энергии. Суммарная мощность двух взрывов атомных бомб насчитывала 37 клт. Трудно даже вообразить, какие реальные последствия имел бы ядерный взрыв мощностью в 50 клт., причем неизвестно, с каким увеличением своей ядерно-энергетической разрушительной мощности. Не надо сознательно обманывать себя и других людей. Это чревато неотвратимой гибелью многих мирных людей и самих взрывников, кто применяет ядерное оружие. Такова реальная теория и практика.
ФВ считает, что неправомерно отожествлять, теоретически и практически, как это сейчас зачастую происходит, терроризм с вооруженным нападением извне одной воюющей страны на другую воюющую с ней страну во время их боевых действий.
Терроризм, по сути своей, представляет собою сознательные и опасные для жизни людей практические действия одного лица или нескольких лиц (ячейка) внутри какого-либо государства, осуществляемые его собственными гражданами или гражданами другой страны, направленные против существующего государственного режима в стране, где происходит террор. Бывает терроризм, организованный одним государством внутри враждебного ему другого государства. При этом все происходит именно внутри, а не вне.
Терроризм не может быть генетически и функционально территориально внешним. Внешней является территория, на которой может происходить терроризм. Эта территория бывает временно захваченной одной страной у другой страны. Все равно сущность терроризма как действий изнутри сохраняется. У терроризма есть свои объекты (предметы), посредством которых он осуществляется (оружие, взрывные устройства и т.д.). Ракетами терроризм пока не обладает. Источник терроризма – удар изнутри, а не извне. Это теоретически и практически значимо. Чем точнее будет определение кого-то негативного явления, тем точнее и эффективнее будут применяемые против него меры.
Еще Ж. Руссо считал, что «от природы люди – вовсе не враги друг другу». В природе людей – взаимодействие с друг с другом, материальное и духовное. Оно реально задерживается и даже нарушается индивидуально и социально значимыми факторами.
Любая война противоестественна. Ее можно избежать. Всюду и всегда открыт путь к взаимодействию. Была бы только к нему добрая воля. Природа поддерживает людей. И люди призваны соответствовать своей собственной миролюбивой природе.
В медицине «цифровизация» как «искусственный интеллект», теоретически и практически, превращает человека в схему на компьютерном экране. Эту схему лечат различные врачи. Если лечение оказывается неуспешным, виноват сам индивидуально неповторимый человек, поскольку он не полностью соответствует такой схеме, которая считается универсально всеобщей. Это жизнеопасно для человека, теоретически и практически. Его лечение требует взаимодействие общего и особенного при лечении людей.
В связи с «искусственным интеллектом» все чаще говорят и пишут сейчас об «одомашнивании человека». По существу, это означает, что, подобно домашнему животному, человек будет механически получать от «искусственного интеллекта» все, что материально необходимо человеку, все материальные блага, и у человека не будет никаких материальных забот относительно своего материального существования. В то же время человек будет полностью лишен всякой духовной самобытности и всякой инициативы, духовной независимости и свободной воли. Это является, своего рода, дополнением к «одомашниванию человека», теоретически и практически, к превращению человека в робот. Человек вряд ли захочет практически быть «одомашненным» таким образом.
В настоящее время планируется проведение экспериментов на суперколлайдере NIC, от которых ожидаются прорывные для науки результаты, теоретически и практически значимые. В данном случае предлагается практика без ее достаточного теоретического обоснования. Уже имеется весьма поучительный прецедент подобного рода и негативного характера. При конструировании и создании Большого Адронного Коллайдера (БАК) никак не учитывалось, что при разгоне в БАК элементарных частиц в них происходит частичный и заметный переход присущего им духовного начала энергии в материальное начало энергии, что значительно усиливает материально разрушительное воздействие в целом энергии элементарных частиц на материальную структуру БАК. Это приводило к разного рода авариям в БАК и нарушению его работы.
Необходимо было, считала и считает ФВ, предварительно проверить на модели БАК меру реального перехода духовного начала энергии разгоняемых в нем элементарных частиц в начало материальное их энергии, учитывая реальную разницу между энергией предполагаемой и реальной, количественно-измеряемой энергии. Реальная энергия будет больше расчетно-предполагаемой. Это теоретически и практически надо предусмотреть и при конструировании суперколлайдара NIC.
ФВ считает, что энергетика, о которой сейчас много пишут и говорят, может и должна теоретически и практически создавать особенно эффективную энергию как взаимодействие присущих ей материального и духовного начал. При этом необходимо заранее учитывать, что духовное начало энергии, минимоделируя такой процесс, в значительной мере и заметно переходит в материальное начало энергии, количественно увеличивая практическую эффективность энергии в целом.
В настоящее время некоторые астрономы запугивают людей тем, что в 2029 г. с Землей столкнется большой астероид «Апофис», который нанесет Земле огромный ущерб, материальный и духовный. Для ФВ, такое запугивание людей является теоретически и практически необоснованным. Дата 2029 г. весьма условна, и она может быть в любой момент изменена. Астероид «Апофис» представляет собою взаимодействие материального и духовного начал. Причем духовное начало в нем очень велико и влиятельно. Земля, в свою очередь, есть взаимодействие тех же принципиальных начал и у нее духовное начало тоже весьма велико.
Как показывает история астрономии, именно благодаря своей принципиальной духовной общности с Землей и ее жителями ни одно Космическое тело, если оно сталкивалось с Землей, не наносило ей серьезного ущерба. Различные по своей величине астероиды и метеориты, падая на Землю, не убили ни одного человека и падали в безлюдные места.
Кроме того, астероид «Апофис» пройдет на значительном расстоянии от Земли и не нанесет ей никакого ущерба, материального и духовного.
Войны гораздо опаснее, материально и духовно, для Земли, чем различного рода астероиды и метеориты. Запугивание космической катастрофой не может скрыть от людей реальную опасность ядерной войны. Никакие предполагаемые космические катастрофы ни теоретически, ни практически не могут быть с ней сравнимы.
Современная медицина обращает исключительное внимание на то, что трансплантация (материально-операционное пересаживание) различных внутренних органов от умершего донора к живому реципиенту заметно изменяет характер реципиента, его пристрастия, вкусы и т.д. Происходит определенное внешнее и внутреннее уподобление реципиента своему донору.
Предлагаются различные объяснения этого феномена. Одни ученые считают, что в данном случае часть души донора переселяется в душу реципиента. Другие – видят в этом проявление «памяти клеток», которая перемещается в клеточный организм реципиента.
ФВ предлагает свое принципиальное объяснение.
Внутренние органы донора и реципиента и организмы донора и реципиента в целом представляют собою взаимодействие материального и духовного начал. При этом духовное начало играет важнейшую роль в функционировании внутренних органов и организма в целом, особенно когда духовное начало частично переходит в начало материальное, заметно усиливая его. Это получает заметное проявление во внешнем облике и духовных качествах донора и реципиента.
Когда в организм реципиента пересаживается внутренний орган донора, он вступает в материальное и духовное взаимодействие с материальным и духовным началами, присущими организму реципиента.
При этом духовное начало организма донора, заметно переходя в материальное начало организма реципиента, и тем самым, усиливая его реальное проявление, стимулирует определенное сходство, материальное (внешний облик), и внутреннее (духовные свойства) между реципиентом и донором. Принципиально важна духовная совместимость организма донора с организмом реципиента. У умершего донора некоторое время остается реально действенным его духовное начало.
Пока определение духовной совместимости проводится методом проб и ошибок. Духовная несовместимость ведет к отторжению внутреннего органа донора от организма реципиента. Таковы теория и практика в области трансплантологии, с точки зрения «Философии взаимодействия».
С особенной заостренностью и бурной эмоциональностью обсуждается в настоящее время в мире весьма деликатный и сокровенный вопрос относительно операционной смены полов, мужского и женского, и правомочности такой операции. Это явление уже практически затронуло ряд стран.
В данном случае практика явно опережает теорию, поскольку никакого философского объяснения практики не дается.
«Философия взаимодействия» попытается дать его.
Для ФВ, все, так или иначе, связанное с сексуальностью, духовно значимо. Секс органично связан с любовью через присущее обоим явлениям духовное начало, которое доминирует в любви и заметно присутствует в сексе. Реально существуют «духовное вожделение» и «духовный оргазм».
В зарождении жизни через взаимодействие разных полов значительная роль играет духовное начало. Уже установлено, что яйцеклетка для своего оплодотворения сама выбирает из миллионов сперматозоидов одного, духовно близкого ей.
Ген является носителем духовного начала, присущего определенному полу. При этом генетически может не совпадать внутренняя духовно-половая принадлежность человека с его материально-выраженными внешними половыми признаками. Духовное начало, очень влиятельное и активное у человека, играет определяющую роль в его гендерном самоощущении по отношению к собственным внешним половым признакам, по которым официально и общепринято определяется пол человека. Несовпадение у человека его внутреннего, духовно-полового самоощущением с внешними половыми признаками является мучительным для человека, вынужденного скрывать и подавлять свою внутреннюю сексуальную неудовлетворенность. На Земле, по статистическим данным, таких людей миллионы, более 10. Они действительно мучаются, всячески скрывая свои мучения и насилуя этим сами себя.
Операционное вмешательство фактически избавляет людей от таких мучений и открывает для них реальный путь к природно-естественным, сексуальным наслаждениям и радостям любви. Это жизненно необходимо человеку. Такое принципиальное истолкование теоретически и практически очень непростого вопроса предлагает и обосновывает ФВ. Вопрос этот остается открытым для его дальнейшего и серьезного научного обсуждения.
Уже было замечено, что в спорте встречаются мужеподобные женщины и женоподобные мужчины, чаще женщины. Этот феномен вызывает у общественности разного уровня неприятие и осуждение. Никакого объяснения ему не дается. ФВ попытается, в принципе, дать его, что позволит, как надеется ФВ, помочь самим спортсменам и спортивным судьям верно оценить это реальное явление.
Некоторые спортсмены-женщины, имея от природы внешние и материально-выраженные признаки одного пола, внутренне, духовно самоощущает себя, тоже от природы, людьми другого пола. Их известное мужеподобие реально проявляется во внешнем облике и внутреннем состоянии. У мужчин-спортсменов их особое духовно-гендерное самоощущение обусловливает определенное женоподобие во внешнем облике и внутреннем состоянии. Несовпадение внутреннего духовно-полового самоощущения и материального внешнего выражения своих половых признаков доставляет таким спортсменам разного рода неудобства и даже страдания. Спортивные результаты фиксируются на основании внешнего полового признака спортсмена. Его внутренние духовно-гендерные самоощущения никак не учитываются, что является негативным, внешне и внутренне, для спортсмена. ФВ не видит в этом ничего аморального и тем более преступного. Человеческая природа очень причудлива и многосложна. С этим надо реально считаться. Природа была, есть и будет главной для человека. Нужно попытаться установить определенное взаимодействие между внутренним, духовно-гендерным самоощущением спортсмена и его внешним, материально-выраженным гендерным обликом. Дело это очень непростое, но необходимое и для спорта, и для спортсмена.
Человеку пора прекратить любое насилие, материальное и духовное, теоретическое и практическое, над самим собой, самонасилие, противоречащее его собственной природе. Насилие – это реальное явление многообразное и многозначное, материально и духовно.
Следует подчеркнуть, что насилие, материальное и духовное, теоретически и практически, может происходить в политике как «справа», так и «слева». Необходимо прекратить любое насилие, «правое» и «левое», во имя жизненных интересов человечества, всех и каждого, и создать мир без всякого насилия, материального и духовного, «правого» и «левого». Никакое насилие мир не спасет. Спасет его, теоретически и практически, только взаимодействие.
Нисколько не устарела восточная мудрость, согласно которой, тайна – это опасное оружие для деспотизма. Если все засекретить, то в народе возникнут домыслы с фактами, которые представят дела гораздо хуже, чем они есть на самом деле. Власти необходимо самой разоблачить кое-какие мелочи, утаив главные пороки своей системы. Так происходит и в наше время, правда без особенных позитивных результатов.
Ни теоретически, ни практически никак нельзя признать обоснованной констатацию потерь во время войны в людской силе и технике только с одной воюющей стороны и полное игнорирование таких потерь у воюющей с ней другой стороны, словно бы у нее их нет и не может быть. Это явное несообразность и тоже «ложь умолчания», которую невозможно скрыть ни теоретически, ни практически.
Современным наукам теоретически и практически угрожает реальная опасность. Все больше набирает силу идея, согласно которой государственное финансирование науки ставится в прямую зависимость от того, насколько непосредственно технологически нужны те или иные научные исследования государству и его бюджету. Особенно велика такая опасность для гуманитарных наук, которые непосредственно технологически не служат государству и его бюджету. Наука многогранна и многофункциональна, теоретически и практически. Наука в целом может и должна служить утверждению мира без насилия.
В настоящее время предлагаются самые разные определения культуры, по существу, эклектические и вульгарно-социологические. ФВ дает свое принципиальное понимание и объяснение сущности культуры.
Для ФВ, культура (от лат. cultura – создание, возделывание) представляет собою целенаправленную духовную деятельность человека, имеющую материальное выражение. В культуре органично взаимодействуют материальное и духовное начала. В материальной культуре доминирует начало материальное. В духовной культуре (художественной) – начало духовное. В принципе, считает ФВ, не существует каких-либо культур, суверенно-особых по своей природе, генетической и функциональной. Принято считать, что есть культуры: буржуазная, социалистическая, религиозная, национальная и т.д. На самом деле, это взаимодействие общего и особенного в культуре, специфическое (особенное) использование неизменной природы культуры (общее), в различных целях, ее исконной духовной целенаправленности. Целенаправленное использование культуры носит социально-исторически и этнически обусловленный характер. Цели и целенаправленность у культуры могут быть самые разные. При этом сама природа культуры теоретически и практически сохраняется в качестве общей и неизменной для всех культур как бы они не назывались. В этом состоит всеобщность и универсальность культуры, теоретическая и практическая.
Современному человечеству, всем и каждому, жизненно необходимо культура миролюбивая, материально и духовно, теоретически и практически.
Создатель первого и пока единственного в истории Международного договора о защите культурного наследия Н. Рерих был убежден, что «Знаменем Культуры» может и должно быть «Знамя Мира» во всем мире.
Взаимодействие различных культур, материальных и духовных, материально и духовно может и должно всемерно утверждать, материально и духовно, мир без насилия, материального и духовного.
Еще И. Кант в своем трактате «О вечном мире», над которым он упорно работал в течение многих лет, приходил к убеждению, что один народ не имеет права менять образ жизни, согласно которому другой народ хочет устроить свое материальное и моральное существование. Фактически это означает признание философом жизненной необходимости «вечного мира», материального и духовного, для всех народов и отрицание любой войны одного народа против другого народа. Важно при этом уточнить, какой именно «образ жизни». Ведь он может быть и агрессивно-воинствующим. При его существовании войны в принципе не избежать. Может и должно быть взаимодействие, материальное и духовное, теории и практики, во имя утверждения ими «вечного мира», мира без насилия, материального и духовного.
Существует в истории и другое толкование «вечного мира». Немецкий фельдмаршал Мольтке утверждал: «Вечный мир – это сон, и даже не прекрасный, потому что война есть звено божественного мироздания. Без войны свет погряз бы в простейшем материализме».
Показательно, что рабочие одной немецкой типографии отказались печатать особую книгу под названием «Будущее мировой войны», заявив, что «война не должна иметь будущего». К сожалению, их призыв не оправдался и не оправдывается. В истории бывают самые разные повороты. Есть и современные сторонники взглядов Мольтке. Об этом не следует забывать. Историю надо всегда помнить и теоретически, и практически, не забывать о существующих в ней реальных угрозах.
В наше время актуально звучат слова Прусского Короля Фридриха II, убежденного авторитариста-самодержавца в теории и практике: «Если вам нравится чужая провинция и вы имеете достаточно силы – занимайте ее немедленно. Как только вы это сделаете, вы всегда найдете достаточное количество юристов, которые докажут, что вы имели все права на завоеванную территорию». Эти слова, которые звучат действительно актуально, не следует воспринимать, ни теоретически, ни практически как некую программу действий.
Известен такой принципиально значимый эпизод в истории дипломатии. Русский, как называли его «бархатный канцлер» А.М. Горчаков и германский, как называли его «железный канцлер» О. Бисмарк противостояли друг другу в дипломатии. При этом Горчаков мог быть «железным канцлером», а Бисмарк – «бархатным канцлером». Образно говоря, иногда «бархатный канцлер» Горчаков снимал «бархатную перчатку» с «железного кулага», а Бисмарк надевал «бархатную перчатку» на «железный кулак». Недаром говорят: «бархатный весь, а жальце есть». В противостоянии двух канцлеров дипломатическую победу одержал Горчаков как непреклонный сторонник мира без насилия.
С точки зрения ФВ, все предшествующие ей философии в принципе были односторонне-ограниченными, в материальном и духовном смысле, истолковывая природу общества и человека.
Выдающийся русский критик В.Г. Белинский писал: «Чем одностороннее мнение, тем доступнее оно для большинства, которое любит, чтобы хорошее неизменно было хорошим, а дурное – дурным, и которое слышать не хочет, чтобы один и тот же предмет вмещал в себя и хорошее и дурное. ФВ, в принципе, лишена всякой односторонности. Для нее конкретно «хорошее» и конкретно «дурное» находятся во взаимодействии и могут быть в одном предмете, частично и заметно переходя друг в друга и усиливая одно из начал, материально и духовно.
Для ФВ, «хорошо», иными словами «добро» — это все, что, так или иначе, реально содействует утверждению и развитию взаимодействия материального и духовного начал в человеческой жизни. «Плохое», иными словами «зло» — это все, что, так или иначе, нарушает и разрушает взаимодействие материального и духовного начал в человеческой жизни. Различная мера «добра» и «зла» имеет самое разное конкретное выражение и проявление.
Мы заканчивает свой доклад. ФВ уже давно и неоднократно подчеркивала и подчеркивает, что для успешного теоретического обоснования практической значимости того или иного реального явления необходимо взаимодействие в понимании и объяснении образующих его начал.
ФВ доступна всем и каждому. Можно и нужно добровольно и сознательно принять ее в соответствии с собственным мышлением и реальностью, которая теоретически и практически представляет собою на всех уровнях и во всех проявлениях именно взаимодействие присущих ей материального и духовного начал, которые могут переходить частично и заметно друг в друга, оставаясь суверенными. Этот процесс знаком каждому человеку и может быть им довольно легко, без особого напряжения, воспринят и понят.
Надо иметь в виду, что существуют различные теории, которые не соответствуют реальной практике, и практика, которая не имеет достаточного теоретического обоснования. «Философия взаимодействия» исходит из того, что теория и практика всегда могут и должны взаимодействовать, а взаимодействие соответствует реальности как взаимодействию присущих ей материального и духовного начал.
В современном мире философами все острее ощущается потребность в его универсальном управлении. Именно идея взаимодействия материального и духовного начал может стать основой такого управления, материального и духовного.
В своем Завещании А. Нобель говорил о присуждении Премии его имени «литературным произведениям идеалистического направления». В данном случае, «идеалистическое направление» не означает «идеалистическое» от слова «идеализм», т.е. приверженность писателя к определенному философскому направлению. Для Нобеля «идеалом» была жизнь без войны, мир во всем мире. Слово «идеалистический» поэтому означало для него приверженность писателей делу мира как идеалу самих писателей, который может и должен быть реально осуществлен и к осуществлению которого они призывают в своих произведениях. Недаром фактически первая Нобелевская премия, имеющая отношение к литературе была самим Нобелем присуждена австрийской писательнице-пацифистке Берте фон Зутнер.
Работа нашего XVIII ВНК, как и всех предыдущих ВНК, проходит в соответствии с Завещанием А. Нобеля и направлена на содействие укреплению мира во всем мире. Различного вида теории и различная практика находятся в органическом взаимодействии и призваны содействовать утверждению мира без насилия, материального и духовного. Я надеюсь, что наш ВНК будет активным участником такого содействия.
И последнее, что необходимо сказать, и, пожалуй, теоретически и практически самое главное в настоящее время.
Все мы живем сейчас в поистине особенном внешнем и внутреннем, материальном и духовном состоянии. Ядерная война – реальная и пугающая всех нас угроза для жизни. Ядерная война может начаться внезапно, в любой момент и в самых разных местах нашей планеты.
И вот, что сейчас является, как считает ФВ, самым реально опасным для всех нас.
Предупреждение о начале ядерной войны как массовой атаке ядерными ракетами, и даже неядерными, одной страны на другую страну целиком и полностью доверено в наши дни упорно считающимися самыми надежными и самыми достоверными приборам, основанным на «искусственном интеллекте» и «цифровизации». С точки зрения ФВ, — это очень жизнеопасная иллюзия.
Первичная и массовая ракетно-ядерная атака, произведенная по случайной тревоге, — вовсе не «сдерживание», не «защита». Это, по существу, необоснованное нападения и явная агрессия. Массовую ядерную атаку невозможно остановить, дело сделано, и его последствия ужасны.
Приборы, предупреждающие о начале ядерной войны, сверхпослушны заранее заложенной в них программе, которую им приказано неукоснительно выполнять: уловить и, как можно раньше, начавшую свой подъем чужую ракету, ядерную и неядерную, и немедленно отправить собственную ядерную ракету в сторону противника. Никаких колебаний, размышлений, сомнений у прибора нет и быть не может. Это фактически бездуховная и в принципе не рассуждающая машина, при этом машина может ошибаться в своих подозрениях и расчетах. Так уже случалось, а команду на взлет собственной ядерной ракеты в случае ошибки, допущенной машиной, она сама исправить и отменить не в состоянии. Это может своевременно и реально сделать только человек, постоянно контролирующий все действия машины, объявляющей тревогу. Вспомним поистине героический поступок Петрова, о котором уже говорилось. Сейчас в принципе сходная ситуация усугубляется. Только человек может спасти человечество от, казалось бы, сложного с виду, но реального по своей сути ядерного удара по человечеству, неважно с какой стороны. В настоящее время постоянный контроль за любыми действиями машины, предупреждающей о ядерном нападении, не предусмотрен.
Это означает, что ядерный кошмар действительно может начаться на Земле в любой момент и в любом месте. Он непредсказуем и неотвратим. В таких условиях «ядерной депрессии» самые позитивные и жизненно необходимые человеческие действия внутренне оказываются для человека, их исполнителя не очень духоподъемными и вдохновляющими. Можно строить самые разные планы, выдвигать и принимать самые разные решение, предлагать самые разные проекты, декларации, платформы, манифесты и т.д. Над всеми ними и над их исполнителями висит Дамоклов ядерный меч. «Нить», на которой он висит, становится все тоньше и менее прочной.
Из этого следует, что только реально и полностью устранив всякую угрозу ядерной войны, грозно нависшей над человечеством, и утвердив на всей Земле, теоретически и практически, полный мир без насилия, материального и духовного, людьми смогут реально, с удовольствием, жизнерадостно и успешно исполняться все планы, программы, решения, предложения и т.д., выработанные человечеством для него самого. Об этом надо помнить всегда и везде, всем и каждому, особенно тем, у кого в руках ядерное оружие. Никакой бункер не спасет.
Такова главная и центральная проблема, стоящая сейчас перед человечеством, теоретически и практически. Все остальные проблемы, их немало, производные и зависимые от нее. Человечеству пора принять действенные меры против реально грозящей ему ядерной войны. Еще не поздно.
Следует сказать, что и теоретически, и практически мы живем пока живет наука, пока живем мы, живет наука. Постараемся вместе пожить подольше и подружнее, теоретически и практически, в том нам наверняка помогут наши ВНК.
Для работы следующего XIX ВНК (2025 год) предлагается такая тема: «Структура современной науки: традиционное и новое, общее и особенное». Тема эта весьма актуальная. Есть о чем поговорить и поспорить. Наука может и должна служить делу мира во всем мире, содействовать созданию мира без насилия, материального и духовного. Дата XIX ВНК может быть определена в рабочем порядке.
Благодарю всех за внимание и терпение. Что поделаешь, наука требует жертв, и они, в конечном счете, оказываются оправданными.
22.11.2024