СКРИПИЧНЫЕ МИНИАТЮРЫ АРАМА ХАЧАТУРЯНА

СКРИПИЧНЫЕ МИНИАТЮРЫ АРАМА ХАЧАТУРЯНА

IMG-20240206-WA0002

РУБЕН СМБАТЯН
Кандидат искусствоведения, PhD (IUFS- Oxford),
доцент Ереванской консерватории имени Комитаса
(Армения, Ереван)

СКРИПИЧНЫЕ МИНИАТЮРЫ АРАМА ХАЧАТУРЯНА
Творческие достижения в музыке XX века связаны с именами великих композиторов и исполнителей, которые моделировали облик эпохи, пролагая пути в будущее, создавая произведения выдающейся художественной ценности, высокой духовности, ставшие частью мировой культуры.

Выдающийся армянский композитор Арам Хачатурян (1903-1978), во многом определил пути развития современной музыки, создав свой оригинальный, неповторимый стиль, воздействующий на формирование многих новаций в композиторском и исполнительском творчестве: балетном, музыкально-сценическом, кантатно-ораториальном, симфоническом, камерно-инструментальном, вокальном и т. д. В обширном творчестве композитора особое место занимает инструментальная музыка и, в частности – скрипичная. Его перу принадлежат пьесы для скрипки и фортепиано – «Танец» (1926) – посвящен А.Габриеляну, «Песня-поэма» (В честь ашугов, 1929), «Аллегретто» (1929), Соната (1932),* Концерт для скрипки с оркестром (1940) – посвящен Д.Ойстраху, «Ноктюрн» (1948) является авторским переложением из сюиты «Маскарад», Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961) – посвящена Л.Когану, Соната-монолог для скрипки соло (1973) – посвящена В.Пикайзену.

Скрипичный концерт А.Хачатуряна стал не только первым концертом, утвердившим этот жанр в армянской музыке, но, наряду со скрипичными концертами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Б.Бартока, И.Стравинского, А.Шенберга, А.Берга, является одним из выдающихся концертов XX века. Его исполняли все крупнейшие скрипачи современности. Характерные для стиля композитора импровизационность и темброво-гармоническая красочность, связанные с национальными традициями восточного инструментального исполнительства, оказали заметное влияние на творчество многих современных композиторов.

Начальный этап творческого пути был связан с созданием небольших инструментальных сочинений, ставших важной вехой и сыгравших особую роль в становлении стиля композитора. Подтверждением этому являются воспоминания выдающегося скрипача XX века Давида Ойстраха, которые он опубликовал в канун 70- летия композитора: «Мы с Арамом Ильичом почти ровесники – нас разделяет всего несколько лет, и я имел возможность быть свидетелем первых его ярких композиторских успехов. Отчетливо помню, какое сильное впечатление произвели его совсем ранние опусы, и в том числе – Танец си бемоль мажор, который, кажется, помечен первым опусом в списке его сочинений и прелестная «Песня- поэма» (В честь ашугов). Эти пьесы особенно дороги мне: я люблю их за то, что они полны экспрессии и того особого яркого света, которым озарено все, что создает Хачатурян».

В те далекие годы становления и формирования творческой судьбы, необходимо вспомнить, что Арам Хачатурян впервые прибыл в Москву из Тбилиси, в 1921-ом году в составе участников армянской драматической студии, под руководством своего старшего брата – режиссера и известного театрального деятеля Сурена Хачатурова. Осенью 1922 года, уже будучи студентом Московского университета, он, решив посвятить себя музыке, пришел в Музыкальное Училище имени Гнесиных, где его, девятнадцатилетнего молодого человека, зачислили в класс виолончели. Факты биографии композитора представлены во многих исследованиях, однако в книге «Арам Хачатурян. Страницы жизни и творчества» (Из бесед с Г.М.Шнеерсоном) Арам Ильич описывает свои первые шаги на музыкальном поприще: «Начав занятия в классе преподавателя виолончели С.Ф.Бычкова, я был абсолютно неграмотным музыкантом. Поэтому мне пришлось за одно лето пройти музыкальную грамоту и подготовительный курс сольфеджио». За короткий срок он изучил теоретические предметы и настолько освоил игру на виолончели, что выступал в концертах училища. Одновременно с игрой на виолончели, занимался в классе композиции у М.Ф.Гнесина.
Наряду с учебой и интенсивной работой, начальный период творчества А.Хачатуряна был связан с постоянным общением с известными армянскими музыкантами в Доме культуры Армении, участием в разносторонней деятельности Московского армянского музыкального коллектива (МАМК) при Доме культуры. Знакомство и тесная дружба с выдающимся армянским скрипачом, тогда еще студентом Московской консерватории Аветом Габриеляном, стимулировали интерес композитора к скрипичной музыке. Арам Ильич в воспоминаниях пишет: «Особенно много дали мне частые встречи с А.Габриеляном, в результате которых появился «Танец» – довольно виртуозная пьеса. Там и двойные ноты, и пассажи, и всевозможные скачки. В этой пьесе, с одной стороны, царит дух Востока, а с другой стороны, в ней есть что-то от «Крейслерианы», и не случайно, очевидно, «Танец» этот живет до сих пор, его охотно играют многие скрипачи». Первым исполнителем «Танца» был Авет Габриелян, которому посвящено это сочинение. Он играл его впервые в Малом зале Московской консерватории. На премьере этого произведения было много слушателей. Концерт прошел с большим успехом Этот первый опус композитора утвердился на концертной эстраде в интерпретации современных ему выдающихся скрипачей виртуозов – Мирона Полякина, Давида Ойстраха, Леонида Когана, Юлиана Ситковецкого.

Исключительную роль в достойной оценке произведений А.Хачатуряна сыграл классик армянской музыки Александр Спендиаров-Спендиарян. В те годы он был руководителем музыкальной секции Армгиза (Армянского государственного издательства). В декабре 1927-го года, в Доме культуры Армении в Москве, он по просьбе А.Хачатуряна прослушал ранние произведения молодого автора, воспринял их с высокой оценкой и рекомендовал к изданию скрипичный «Танец» и фортепианную «Поэму». Это первое издание инструментальных пьес Армгизом в Ереване, имело большое значение в творческой жизни композитора не только как художественное событие. А.Хачатурян в первые годы жизни в Москве по примеру старшего брата Сурена подписывался Хачатуровым. Следуя совету А.Спендиаряна, он на титульном листе «Танца» восстанавливает свою подлинную фамилию Хачатурян, о чем в дальнейшем с благодарностью упоминает в беседах со Шнеерсоном.
Именно в год издания этих инструментальных пьес А.Спендиарян подарил А.Хачатуряну свою партитуру «Ереванских этюдов» с дарственной надписью: «Араму Хачатуряну, моему высокоталантливому коллеге с пожеланиями пышного расцвета его незаурядного таланта».
Уже через три года появилась следующая концертная скрипичная пьеса, принесшая заслуженный успех автору. История создания этого произведения рассказана самим композитором: «В 1929 году в Москву приехала группа армянских ашугов во главе с Шара Тальяном. Это был квартет или квинтет ашугов с народными инструментами. Они пели ашугские песни Саят-Новы и других мастеров народной армянской музыки. Прослушав их выступление в Доме культуры Советской Армении, я был взволнован и восхищен. И под этим впечатлением написал сочинение для скрипки и фортепиано, назвав его «Песня-поэма» (В честь ашугов), в честь их приезда в Москву, потому что это стало событием в артистической жизни столицы».В «Песне-поэме» органично воплощены взволнованная приподнятость, рапсодичность, импровизационность в сочетании с подлинной виртуозностью – чертами, присущими ашугскому искусству. Однако ни в тематизме, ни в использовании характерных народных инструментальных приемов не ощущается прямого заимствования или подражания образцам народной музыки. Это совершенно оригинальная инструментальная пьеса, где скрипка и фортепиано выступают в равноценно развитых партиях, создавая прекрасный дуэт. Этому способствует использование всей инструментальной тесситуры, в частности, в скрипичной партии – большое разнообразие фактурных приемов, различных штрихов: рикошеты, флажолеты и т. д. Начинается фортепианным вступлением Recitando con espressione, имитирующем манеру и стиль исполнения на струнно-щипковых инструментах: канона – переливчатость пассажной фактуры и репетиции на одном или двух звуках, и тара – репетиции и характерное движение пассажа форшлагами, создающие обертоновые колебания.

По воспоминаниям Арама Ильича, «Танец» и «Песню-поэму» много играл Давид Ойстрах, который не расставался с ними и после того, как был сочинен Скрипичный концерт, и именно он сделал их популярными: «Нередко в моих авторских концертах, когда, казалось бы, скрипки уже достаточно, публика его (Д.Ойстраха) не отпускала и бесконечно вызывала, тогда на сцену выкатывался рояль, и Давид Федорович играл эти пьесы. Его исполнение было необыкновенно убедительным, вдохновенным, импровизационным по характеру».
В этих концертных пьесах ярко выявились особенности принципов мышления композитора, его художественного восприятия армянской национальной монодической акустики. Этим обусловлено характерное комплексное ладогармоническое осмысление звучания музыкальной ткани. Кроме того, в скрипичном исполнении «Танца» и «Песни-поэмы» возникают обертоны, создающие эффект микрохроматики, столь характерной для исполнения на армянских народных струнно-щипковых и смычковых инструментах. Естественно, что эти концертные пьесы играли все известные армянские скрипачи, они вошли в учебный процесс органической частью, наравне с выдающимися шедеврами мировой музыки, обогатившими скрипичный репертуар. Первым исполнителем обеих пьес был А.Габриелян, затем – Г.Богданян. Г.Смбатян Э.Тадевосян, А.Варданян, З.Петросян, А.Цицикян, В.Мокацян, Р.Агаронян и многие другие.

В инструментальном, в частности – скрипичном исполнительском репертуаре значительное место занимают также обработки, переложения и парафразы, созданные на основе народной музыки или музыкальных произведений разных композиторов. Известны развернутые виртуозные вариации оперных арий, созданных Паганини, Эрнстом, парафразы опер Гуно, Бизе, Римского-Корсакова, созданные Венявским, Сарасате, Ваксманом, Цимбалистом. Поистине огромно число обработок и переложений, написанных Иоахимом, Изаи, Крейслером, Хейфецом и другими выдающимися скрипачами. Крейслер создал также обработки скрипичных произведений великих скрипачей – Тартини и Паганини. Среди них достойное место занимают переложения и обработки из балетов «Гаянэ» и «Спартак», а также театральной музыки Арама Ильича Хачатуряна.
Первые переложения из «Гаянэ» были созданы Я.Хейфецом сразу после постановки балета и его издания в 1943-м году. Автор большого числа концертных обработок и переложений произведений различных композиторов Яша Хейфец блестяще переложил «Танец с саблями» и «Танец Айше», которые в его исполнении впервые прозвучали в эфире в годы Второй Мировой войны.Величайший мастер скрипки прекрасно воплотил в своих переложениях музыку А.Хачатуряна, при всей виртуозной насыщенности не перегружая скрипичную фактуру чрезмерными техническими сложностями. Поэтому оба танца постоянно звучат на концертной эстраде и пользуются большой популярностью в учебном процессе.
Вслед за американским скрипачом, последовали переложения и обработки М.Фихтенгольца, К.Мостраса, Л.Фейгина. Ряд переложений сделаны специально для учебного репертуара. Кроме переложений, созданных для скрипки и фортепиано, необходимо отметить также большое количество обработок и переложений, сделанных Г.Аджемяном для руководимого им Ансамбля скрипачей.
Кроме того, моим отцом, известным скрипачом, лауреатом международных конкурсов Генриком Смбатяном, было переложенно и издано в Ереване и в Москве «Адажио» из балета «Спартак», которое получило высокую оценку автора и часто звучит на концертной эстраде в разных странах. На титульном листе ереванского издания Арам Хачатурян написал: Милому, очень симпатичному Генрику Смбатяну. Спасибо за пропаганду и хорошую работу». И год издания – 1970-ый. Прошло время, и я издал в 2003 году сборник «Арам Хачатурян. Избранные страницы из балетов «Гаянэ» и «Спартак», для скрипки и фортепиано.

Концертные скрипичные миниатюры – пьесы, обработки и переложения музыки А.Хачатуряна прочно вошли в репертуар концертирующих скрипачей и звучат в разных интерпретациях с эстрады, видео и аудио записях, доставляя удовольствие и радость исполнителям и слушателям.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арутюнов Д., А.Хачатурян и музыка Советского Востока. – М.; «Музыка», 1983.
2. Ойстрах Д., Воспоминания, статьи, интервью, письма. – М.; «Музыка», 1978.
3. Хачатурян Арам. Страницы жизни и творчества. (Из бесед со Шнеерсоном). – М.; «Музыка», 1982.

4. Юзефович В., Арам Хачатурян. – М.; «Советский Композитор», 1990.

5. Геодакян Г., Традиционное и новаторское в музыке А.Хачатуряна, — М.; «Музыкальный современник», выпуск 3, 1979.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *