НАСИЛИЕ – ЭТО БЕЗУМИЕ

НАСИЛИЕ – ЭТО БЕЗУМИЕ

izueitov-congress
Гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик А.Н. Иезуитов.

НАСИЛИЕ – ЭТО БЕЗУМИЕ

«Философия взаимодействия («биализм»)» (ФВ), по сути своей, является философией мира без насилия. Вместе с тем, само явление и понятие должно исследоваться с философской точки зрения, чтобы раскрыть его теоретический и практический смысл и установить реальное практическое применение.
В настоящее время много и часто говорят и пишут о насилии, и оно постоянно дает о себе знать в реальности. При этом одни признают и утверждают насилие как позитивно-значимое явление, даже полезное для жизни людей. Другие – безоговорочно и безапелляционно насилие отвергают. Однако и те и другие весьма субъективно и эклектично, неопределенно и неточно истолковывают насилие как явление и понятие, никак не объясняют его. Между тем для того, чтобы принять или отвергнуть что-либо, надо отчетливо понимать, что именно принимается и что именно отвергается. Это в реальных жизненных интересах человека, всех и каждого.
От частого и постоянного повторения слова «насилие» как явления и понятия яснее и точнее оно не станет. Необходимо именно философское постижение и объяснение насилия. Это попытается сделать ФВ.
Прежде всего, следует объяснить значение терминов, употребляемых ФВ.

Ум означает принципиальную способность человека мыслить. Разум означает природную способность человека мыслить, познавать и понимать.
Разум существует и в широком смысле как особое природное явление. Разум предполагает выбор цели и ее достижение. Цель и способ достижения цели могут быть самыми различными. В широком смысле, как показывают научные эксперименты, могут стать «альтруистами» микробы, уступая свою жизнь сильнейшим особям, и фотоны, которые бывают «умными», так как из пучка квантов некоторые из них сразу попадают в отверстия в стоящим перед ними экраном.
Рассудок означает способность именно человека здраво и трезво мыслить, способность понимать реальность такой, какая она есть. Homo sapiens означает человек рассуждающий, а не разумный.

Обобщая термины, данные в различных современных словарях, можно сказать, что насилие традиционно определяется как беззаконное применение принуждения в качестве физической силы в разных формах и к кому-либо, вплоть до террора, для приобретения и завоевания. Для ФВ в таком определении насилия содержится много неточностей и несообразностей.
С точки зрения ФВ, насилие, по существу, представляет собою взаимодействие материального (физического) и духовного начал, которое сознательно реализуется в жизни путем принуждения кого-либо материально (физической силой) и духовной силой. При этом саму силу образует взаимодействие материального и духовного начал, при важнейшей роли начала духовного. Насилие как силовое принуждение (материальное и духовное) в принципе не может быть законным. Принуждение имеет особое содержание и различные формы своего выражения. Крайним выражением насилия в качестве взаимодействия материального и духовного начал выступает террор как взаимодействие тех же принципиальных начал. Насилие приносит материальные и духовные страдания в их взаимодействии. Целью насилия является нападение и удержание захваченного путем насилия. У насилия есть и внешние, и внутренние источники, генетические и функциональные, в свою очередь, как взаимодействие материального и духовного начал, при важнейшей и направляющей роли начала духовного. Ошибочно мнение, что к насилию прибегают только варвары и дикари. Можно сказать, что в применении насилия самых разных видов цивилизация уже превзошла их.

Насилие не имеет какие-то априорно-ограничительные меры для реального воздействия, материального и духовного, в качестве принуждения, материального и духовного, по отношению к человеку. Оно поистине безгранично по своему конкретному проявлению и воздействию. Особенно жизненно опасно военное и всякое вооруженное насилие.
Любое насилие порождает собою новое насилие. Так может происходить очень долго. Тот, кто временно побежден насилием с чьей-либо стороны, сам стремиться победить своим насилием временного победителя. Так будет повторяться до полного взаимоуничтожения противоборствующих сторон. Надо отказаться от насилия как окончательной и бесповоротной проблемы в качестве иллюзии и чем скорее произойдет отказ, тем будет лучше для человечества. Обманчивым является участие «миротворцев», считающих, что они могут преодолеть насилие. Недаром говорят, что «умиротворенность» всегда ведет к войне. Даже ускоряет ее начало.
Безумие как явление и понятие трактуется в настоящее время весьма эклектично и без всякого соотнесение, тем более, взаимодействие с таким понятием и явлением как насилие.

Безумием считается сумасшествие, утрата разума и потеря рассудка, безрассудство, умопомешательство, умопомрачение, отсутствие ума, безумные поступки.

ФВ полагает, что безумие – это особое духовное состояние, которое в определенных условиях, объективных и субъективных, может возникнуть у человека, специфический внутренний ориентир, направляющий и определяющий собою поведение человека, его действия.
Безумие традиционно рассматривается как утрата человеческим рассудком способности к логическому и творческому мышлению в качестве важнейшей ступени процесса познания для человека. ФВ считает, что при доминировании насилия в мыслительном процессе различные способности человека внутренне настраиваются на насилие и подкрепляют его.
Особое безумие может поразить людей, чувствительно воспринимающих всякое насилие. Обезумить можно от горя, причиненного насилием.
При безумии часто говорят «он не в себе». Безумие действительно выводит человека за пределы собственной, присущей ему природы. Такое безумие порождает именно насилие.

Безумие не тождественно сумасшествию как психическому расстройству, которое поддается психотерапевтическому и психиатрическому лечению. Сумасшествие означает утрату чувства опасности. В безумии оно рассматривается как страх.
Безумие, органически взаимодействующее с насилием, клинической медициной не лечится.
Безумие особенно тесно связано с деятельностью рассудка, его деформацией. Ум как способность мыслить в принципе сохраняется и при безумии, хотя и в специфическом виде. Соотносимо безумие с разумом, его нарушением. Безумие, по существу, рассудочно.
Безумие соотносимо с глупостью, которое означает сознательное решение, не соответствующее действительности.
«У сильного всегда бессильный виноват». Насилие в этом случае угрожает безумием и сильному и бессильному. Безумие – это и результат и причина, источник насилия, материального и духовного, находящихся во взаимодействии, материальном и духовном. К безумию относятся различные мании: величие, преследование, непогрешимость, непобедимость, самодовольство, всезнайство и т.д. Они тоже не лечатся клинической медициной, а преодолеваются активным и реальным духовным воздействием на человека извне и духовным самопреодолением самим человеком.

Безумие, вызываемое насилием, не клиническое медицинское заболевание. Это особый и значительный духовный сдвиг, медицински значимый, во внутреннем мире человека, в его мозге, дающий человеку духовную установку на насилие. Насилие, в свою очередь, обусловливает особое безумие как духовный сдвиг во внутреннем мире человека, его мозге, дающий человеку определенную духовную установку.
Существует понятие «душевнобольной» означающее разрушение именно духовного начала человека, вызванное насилием над человеком как его особым духовным состоянием.
Безумие не тождественно такому явлению и понятию, как безумство, которое исключает всякое насилие над другими людьми и над самим собою.
Безумство представляет собою сознательное и добровольное самозабвение человека, материальное и духовное, как пример для других людей, прежде всего, пример духовный.
Безумство достойно воспевания. М. Горький писал: «безумство храбрых – вот мудрость жизни. Безумству храбрых поем мы песни.».
Безумство, по существу, проявляется во имя жизненных интересов других людей, материальных и духовных, не считаясь с угрозой для собственной жизни. Безумство – это преодоление человеком собственного страха перед лицом опасности и даже гибели. Аллегорически «уж» не стал и не смог стать «безумцем». Как «сокол».
Безумие нуждается в его устранении путем специального и в значительной мере внутреннего преодоления самим человеком и духовного воздействия на него извне.
Мозг человека представляет собою взаимодействие материального и духовного начал, при доминировании начала духовного. Мозг получает через различные органы чувств как взаимодействие материального и духовного начал разного характера и направленности информацию как взаимодействие материального и духовного начал, которые требуют от человека незамедлительного и действенного решения, материального и духовного. Если воспринятая человеком информация получает в мозге внутреннюю установку на насилие, материальное и духовное, то природно-естественное взаимодействие в мозге материального и духовного начал, при доминировании начала духовного, нарушается и даже разрушается. В мозге начинает доминировать негативное духовное начало как установка на реальное применение человеком насилия, материального и духовного. Это и есть безумие.
Внутренняя установка человека на насилие реально проявляется в его насильственных действиях по отношению к реальности, из которой он получает информационный импульс для реального проявления своего насилия. Человек сам увеличивает этим насилие в реальности, что сильнее и заметнее формирует и проявляет в его мозге внутреннюю установку на насилие, делает ее более прочной и устойчивой для человеческой деятельности как насилие, взаимодействующее с безумием.
Этот процесс будет долго продолжаться, если его реально не остановить. Безумие, выражающее себя в насилии, может стать маниакальным, что особенно жизнеопасно.

Вот как реально выглядит механизм образования насилия как безумие.
Определенный человек, предрасположенный к насилию, привлекательному для него, желает сам совершить насилие в жизни, получив для этого внутреннюю установку. Совершая после этого насилие, человек, тем самым, способствует его возрастанию в реальности, и от реальности человек снова получает теперь более впечатляющую целенаправленную установку на насилие. Таков процесс образования безумия от насилия и роль насилия для образования безумия. Насилие и безумие взаимостимулируют друг друга.
Существует разные виды насилия и безумия: от мини до макси. Насилие может быть частным, незначительным, а может стать беспощадным и безжалостным террором, индивидуальным и государственным.

Настоящим апологетом террора во время Великой Французской Революции был М. Робеспьер, который считал, что «террор есть не что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость». Ф. Энгельс обоснованно возражал Робеспьеру, полагая, что «террор – это бесплодные жестокости, совершаемые для собственного успокоения людьми, которые сами испытывают страх». Террор, по сути своей, не способен стать справедливостью, и он действительно порождает страх одной из сторон, ожидающей насилие на нее с другой стороны. Страх стимулирует насилие в его крайнем выражении как террор, и насилие, в свою очередь, вызывает страх, который порождает террор.
ФВ не согласна с утверждением социолога Питирима Сорокина, согласно которому «государственное управление» предполагает жесточайший террор, порождающий «всеобщий психоз», т.е. фактически безумие. Такое «государственное управление», по сути своей, преступно. Оно вопиюще антигуманно.
Бывает и особого рода насилие, вызываемое своего рода безумием, вызываемое самим человеком у самого себя. Так, неумеренное голодание как насилие человека над самим собой вызывает серьезное психическое расстройство, граничащее с безумием (анорексия), которое опасно для человеческой жизни.

Безумие тяготеет к насилию и его стимулируют наркотиками. Насилие вызывает безумие, безумие вызывает насилие.
Никакое насилие в принципе не может стать какой бы то ни было справедливостью. Реальной справедливостью, по сути своей, является взаимодействие, материальное и духовное, противостоящих друг другу сторон.
Издавна предпринимались различные попытки одной из воюющих сторон оправдать собственное насилие по отношению к другой стороне. Так, еще в Древнем Риме римляне оправдывали свою изуверскую жестокость по отношению к жрецам-друидам (Галлия) тем, что друиды якобы заживо сжигали пленных римлян в ивовых клетках как жертвоприношение. Применялись и применяются и другие самые разные и по своему изощренные способы оправдания собственного насилия в геополитике, не избегающие при этом лжи и предвзятости. В принципе насилие не имеет оправдания. Экстремум может обойтись без насилия. Взаимодействие, материальное и духовное, жизнеспособнее и плодотворнее любого насилия, порождающего безумие.
Своеобразным проявлением насилия, стимулирующего безумие, является садизм как маниакально-депрессивный психоз, нередко становящийся сравнительно массовым, как особое удовольствие и даже наслаждение, получаемое одним человеком от насилия, нередко самого жестокого по отношению к другому человеку. Военные условия обостряют и усиливают этот процесс.
Пока в мире, к сожалению, царит насилие, которое подкрепляет безумие, а безумие подкрепляет собою насилие.
Насилие уже давно культивируется в кино и является лейтмотивом многих фильмов, созданных Голливудом и не только им. Вместе с тем насилия уже начинают стыдиться и даже насмехаться над ним. Еще К. Маркс отмечал, что «человечество расстается со своим прошлым, смеясь». В кинокартине «Дворец» (2023), которую сам ее режиссер Роман Полански назвал «хулиганской», различные персонажи кинокартины предстают в экзотическом виде и неприглядном обличии, лишь бы их никто не упрекнул и не заподозрил в насилии по отношению к кому-либо. Это явно позитивный симптом. История показывает, над чем люди смеются и даже издеваются, существует не очень долго.
Насилие как государственная политика, внешняя и внутренняя, бесконечные и массовые кровопролития, постоянные и беспощадные войны, узаконенная жестокость реально делают для государства самоубийственной и безумной такую геополитику, истощая, без восстановления, материального и духовного, свои реальные возможности и ресурсы. Это неизбежно вело и ведет к гибели и разложению государства с безграничным насилием и безумием. Так уже было в истории и привело к фактическому исчезновению государств и даже цивилизаций. Вспомним в связи с этим самые разные государства: ассирийцев, шумеров, Ариев, ольмеков, майя, ацтеков, инков, Древнего Рима, Древнего Египта, гуннов, «Золотой Орды», чингисов, якобинцев, нацистов, «красных хмеров» и т.д.
Есть основания сказать, что существенной причиной распада СССР явился безграничный рост в нем Военно-Промышленного Комплексы (ВПК). Такой непомерной нагрузки на нее не выдержала экономика СССР, а насилие, включая различные запреты, нередко приобретала вид настоящего безумия.

Сначала ВПК заметно стимулировал развитие, а затем, став гипертрофированным, значительно тормозил и даже разрушал развитие. Исторический опыт весьма поучителен.
История показывает и доказывает, что философии принадлежит существенная роль в различном истолковании проблемы насилия и безумия.
Известно, что русский мыслитель П.Я. Чаадаев в своих «Философических письмах» (1829-1830), т.е. за особый, именно философский подход к русской истории, в которой, как считал Чаадаев, существовало последовательное и поистине безграничное насилие как главный принцип управления государством, русским царем Николаем I был официально объявлен «умалишенным». Видимо, особенно резкое неприятие у царя могло вызвать такое проницательное утверждение Чаадаева, связанное с его «Философическими письмами»: «Говоря о России, постоянно воображают, будто говорят о таком же государстве, как и другие; на самом деле это совсем не так. Россия – целый особый мир, покорный воле, произволению, фантазии одного человека, – именуется ли он Петром или Иваном, не в том дело: во всех случаях одинаково это – олицетворение произвола. В противоположность всем законам человеческого общежития Россия шествует только в направлении своего собственного порабощения и порабощения всех соседних народов. И поэтому было бы полезно не только в интересах других народов, а в ее собственных интересах – заставить ее перейти на новые пути.»

Очевидно, под «Петром» Чаадаев имел в виду Петра Великого, а под «Иваном» — Ивана Грозного. Их деятельность действительно носила в значительной мере характер «произвола» как всеобщего насилия в государстве. Оба они действовали «в противоположность всем законам человеческого общения», по существу, взаимодействию между людьми, материальному и духовному, жизненно необходимому, материально и духовно. На это опирались и опираются все другие «Петры» и «Иваны» как самодержцы.
В романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» (1863) Иван Грозный предстает как поистине безумный в своем патологическом насилии самодержец. В романе А.Н. Толстого «Петр Первый» (1929-1949) император в своем безудержном насилии проявляет себя как поистине безумец.

Кстати сказать, у А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» (1833) ее герой Чацкий прежде (вариант комедии) носил фамилию Чадский это явный намек на Чаадаева. За резкую критику Чацким насилия как принципа государственного управления чиновно светским обществом он был объявлен «безумным». Он – «спрыгнул с ума». В свою очередь, сам Чацкий, обличая такое общество, называл его «безумным». Действительно, насилие в принципе неотделимо от безумия, и безумие неотделимо от насилия. «Безумны» те, кто, так или иначе, поддерживают и осуществляют насилие, а не те, кто его не признает и осуждает.

История склонна к определенному повторению, хотя, как считал Г.Ф. Гегель, «история ничему не учит народы и правительство».
Русские писатели-классики выработали особый «эзопов язык» (скрытых исторических аналогий), допускаемый царской цензурой. «Эзопов язык» сохраняется и до ныне. Он живет и служит в настоящее время утверждению мира во всем мире, мира без насилия.
В аллегорической сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (1870) под видом губернаторов были представлены русские самодержцы с явными признаками безумия. Все государственные перевороты в городе Глуповым завершались насилием: очередных «Ивашку и Никишку сбрасывали с раската» (крыши). Насилие выглядит в данном случае как безумие, а безумие реализует себя через насилие.
Различные апологеты войны в настоящее время демагогически-изощренно расписывают психологические и другие «красоты войны», как насилия, ее непреходящую ценность для человечества, материальную и духовную. Всячески прославляется так называемое «искусство убийства» людьми своих врагов. Это выглядит как настоящее безумие. Пора любым способом, естественно, законным, прекратить такие упражнения и исключить из жизни человечества, всех и каждого, хотя бы на обозримое время насилие как норму существования.
Особенно негативным и жизнеопасным для человечества, всех и каждого, является то, что многие люди постепенно привыкают к насилию как норме собственного существования и безумию, которое реализуется в жизненной практике.
Еще Ф.М. Достоевский утверждал, «что ко всему привыкает человек». Такая привычка является особенно жизнеопасной для человека и давно пора ее уже преодолевать, материально и духовно.

Насилие вовсе не укрепляет безопасность людей, а, наоборот, реально ослабляет его и делает уязвимой для любого насилия, граничащего с безумием.

В истории насилие сплошь и рядом становилось поистине безумием, а безумие обусловливало насилие. Это явление, действительно всемирно историческое, правдиво воспроизвела всемирная литература разных народов.
Уже в «Илиаде» Гомера убедительно было показано как безудержное насилие превращалось в настоящее безумие, которое получает свое реальное выражение в насилии.

Целенаправленное и всеобщее насилие в Древнем Египте, которое привело к безумной геополитике, впечатляюще изобразил Б. Прус в романе «Фараон» (1885).
Безгранично жестокое и в то же время узаконенное насилие становится всеобщим безумием в Древнем Карфагене, как показывает Г. Флобер в романе «Саламбо» (1862).
В романе Г. Сенкевича «Камо грядеши» (1894-1896) Римскому Императору Нерону, осуществляющее им изощренное насилие доставляет безумное наслаждение.
В повести М. Твена «Принц и нищий» (1882) английский король Генрих VIII, убежденный сторонник всяческого насилия, одновременно выглядит безумным.

В. Гюго в романе «93й год» (1884) якобинский террор предстает как поистине безумное насилие.
В романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869) показана, что война как насилие, причем самое многообразное и жестокое, в принципе является противоестественной для природы человека. Даже война, геополитически вынужденная и временная, нарушает и деформирует внутренний мир человека мыслительно-психически, материально и духовно, фактически означая особого рода безумие. Именно мир во всем мире, мир без насилия, соответствует природе человека, всех и каждого, составляет философский смысл жизни. Сам Толстой внутренне противился злу, не насилием, которое считал главным злом, материальным и духовным.
В пьесе норвежского драматурга Г.Ибсена «Пер Гюнт» (1867) показана, как насилие становиться реально выраженным безумием, стараясь прекратить стремление героя к свободе, сделать его послушным насилию и потому по-своему безумным, пассивно-тихим.
В романе «Бесы» (1871-1872) Ф.М. Достоевского «бесы насилия», материально и духовно овладевая людьми, делает их поистине безумными.
Нацизм как безумное насилие выразительно изображен в романе В. Бределя «Испытание» (1935) и романе А. Зегерс «Седьмой крест» (1942).
В. Катаев в романе «Уже написан Вертер» (1980) показал, что массовое и безразборное насилие совершают люди поистине безумные. Название романа неслучайно. У И.В. Гете в его романе «Страдание молодого Вертера» (1774) сам Вертер страдает от своих внутренних сомнений и колебаний. У Катаева другие люди страдают от безумного насилия, совершаемого над ними.
Еще Н.А. Некрасов призывал писателей: «Сейте разумное, доброе, вечное.». Это, по существу, и есть утверждение мира во всем мире как мира без насилия и геополитического безумия, за что писателям «скажет» спасибо, сердечное не только «русский народ».
В жизни негативно проявляет себя и проявляется процесс превращения насилия в безумие и безумия в насилие.
Всем своим идейно-художественным строем всемирная литература убеждала читателя в бесчеловечности и недопустимости превращения насилия в безумие и безумия в насилие. Современность ждет от писателей правдивого и впечатляющего воспроизведения этого процесса.
Показательно, что и в прошлом и в настоящее время выступление людей против насилия над ними власти называли и называют «бунтарством» против себя и требовали и требуют его государственного запрещения. ФВ считает, что лучше бы запретить всякое насилие, которое ведет к безумию.
Следует также сказать, что примирение нетождественно взаимодействию. Оно носит сравнительно частный и временный характер, и одна их сторон примирения, хотя бы в чем-то хочет превзойти другую сторону конфликта.
Естественно накапливающуюся в человеке энергию следует направить на мирные, а не на военные цели. Это своего рода закон природы, обеспечивающий человеку его нормально-естественную жизнь, материальную и духовную.
После Первой мировой войны, на которой погиб его сын, Эр Киплинг написал «Эпитафию войны», в которой прямо заявлял: «Если кто-то спросит, почему мы погибли, ответим им – потому что наши отцы лгали нам». Ложь на войне не бывает во спасение. Она гибельна и для самого лгуна, и для обманутых им людей. Следует всегда помнить об этом, особенно в непростых современных геополитических условиях.
Еще Пушкин говорил, что, если берешься врать, это надо делать умело и талантливо. Так происходит сейчас сравнительно редко. Врать следует вдохновенно и увлекательно, с внутренним напором и демонстративным убеждением в своей правоте, вдохновенно и воодушевленно, со смелыми и новыми аргументами, а не отделываться казенно-поучительными трюизмами и весьма туманными дежурно-казенными намеками и фразами со скучающим и многозначительным выражением лица, косноязычно и еле шевеля губами и отделываясь ритуальными поцелуями. Тогда, может быть, кто-нибудь и поверит. Вранье – это своего рода искусство и дается оно далеко не всем и не сразу. Самая разная аудитория хорошо это чувствует и понимает.
В наши дни вспоминается полковник Скалозуб из «Горе от ума» Грибоедова с его знаменательными словами: «фельдфебеля в Вольтеры дам», который вас «в три ряда построит и мигом успокоит». Фельдфебелей сейчас немало, но вряд ли они всех «успокоят». Вольтер не сравним ни с каким фельдфебелем, и ни с какими «скалозубами» (это слово означает презрительную насмешку). Как известно, в прошлом не получилось. И ныне в жизни «фельдфебелей» многовато, а вот Вольтеров что-то не видно. Известно негативное отношение Вольтера к клерикализму.

В свое время граф А.К. Толстой предостерегал: «ходить бывает склизко по камушкам иным, о том, что было близко, мы лучше умолчим». Граф Л.Н. Толстой громко заявлял: «не могу молчать». Сейчас такое время, что действительно невозможно молчать и, прежде всего, надо говорить о мире во всем мире, мире без насилия.
Для ФВ, насилие и безумие представляют собою взаимостимуляцию, материальную и духовную, в самой разной мере и в самом разном выражении, негативно-материально и негативно-духовно значимую. Это реально жизнеопасно для человечества, всех и каждого, и это можно и нужно преодолевать различными способами и средствами, полностью исключив из материальной и духовной жизни человечества, всех и каждого, его материальных и духовных жизненных интересов.
Именно взаимодействие реально устраняет материальный и духовный негатив из жизни людей, способствует созданию и утверждению мира без насилия, материального и духовного.

©
28.12.2023 Санкт-Петербург


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *