Доктор Элмира Тухватуллина /Dr. Elmira Tukhvatullina, Доктора Натуропатии, Doctor of Naturopahy (N.D.)
Ключевые слова: девиантное поведение, аддикция, делинктвентный, адаптация, дезадаптация, структура личности
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является широко распространенным, длительным, непроцессуальным, поддающимся лечению детским поведенческим расстройством, характеризующимся тремя группами симптомов: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью [2, 6, 13, 15, 24, 27]. СДВГ сопровождается задержкой развития систем мозга, обеспечивающих формирование высших психических функций, таких как внимание, память, восприятие, письменная и устная речь; нарушениями социализации, школьной дезадаптацией, снижением успешности обучения.
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особое внимание, так как число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее частых нервно-психических расстройств детского возраста. Природа СДВГ гетерогенна, в его этиологии и патогенезе играют роль раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде, а также генетические и социально-психологические факторы, прежде всего внутрисемейные.
Ранее некоторые эксперты считали СДВГ расстройством поведения, вероятно потому, что дети обычно проявляют невнимательное, импульсивное и чрезмерно активное поведение, а также потому, что коморбидные расстройства поведения, в частности, широко распространены оппозиционно-вызывающее расстройство и кондуктивное расстройство. Тем не менее, СДВГ имеет хорошо обоснованную неврологическую подоплеку и не является просто «неправильным поведением».
Актуальность исследования о синдроме гиперактивности известна давно во многих странах. Например, в Германии до сих пор популярны детские стихи про непоседу Филиппа, автором которых является
врач Генрих Хоффманн (Heinrich Hoffmann). Первое издание вышло в 1845 г.
называлось «Der Struwwelpeter».
«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гаррибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение. Так писал великий русский физиолог И.М.Сеченов в вышедшей в 1863 году книге «Рефлексы головного мозга». Подытожил он свои наблюдения более сухо, но всеобъемлюще: «Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно лишь к одному явлению — мышечному движению».
В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей – это повышенный уровень двигательной активности в детском саду и дома. Она может быть, как естественным проявлением физиологических потребностей ребенка (особенно младшего возраста) к движению, проявляться под влиянием конфликтных психотравмирующих ситуаций и дефектов воспитания, так и выявляться с первых лет или даже месяцев жизни.
Современными исследователями признается, что природа СДВГ гетерогенна, в его этиологии и патогенезе играют роль раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде, а также генетические и социально-психологические факторы, прежде всего внутрисемейные.
Считается, что в основе развития СДВГ лежат повреждения развивающегося мозга в периоды беременности и родов, приводящие к нарушениям морфофункционального онтогенеза нервной системы.
Важной причиной этого заболевания является наследственная предрасположенность, роль которой подтверждается клинико-генеалогическими исследованиями, а также выявлением нескольких регулирующих обмен дофамина в мозге кандидатных генов, которые могут детерминировать синдром дефицита с гиперактивностью.
Необходимо отметить, что в настоящее время существует целый ряд подходов к оценке причин возникновения СДВГ.
Нейробиологическая теория предполагает, что у детей с СДВГ отмечается ряд особенностей строения и функционирования структур мозга, преимущественно префронтально-стриатоталамо-кортикальных структур. В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение ЦНС в пре- и перинатальный периоды, которые могут сочетаться между собой.
Нейромедиаторная концепция свидетельствует о вовлеченности в патологический процесс при СДВГ основных нейромедиаторных систем головного мозга: дофаминовой, норадреналиновой и серотониновой.
С точки зрения сторонников генетической концепции к числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ (роль некоторых из них подтверждена, другие рассматриваются в качестве кандидатных) относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге. СДВГ считается полигенным расстройством, при котором одновременно существующие многочисленные нарушения процессов нейромедиаторов обусловлены влияниями нескольких генов, перекрывающими защитное действие компенсаторных механизмов.
Нейропсихологическая теория. СДВГ рассматривается с позиций нарушений (незрелости) функций лобных долей головного мозга (особенно префронтальной области) — управляющих функций (поведенческого торможения и самоконтроля).
Ряд исследователей подчеркивает роль пищевых факторов и несбалансированного питания. Возникновению или усилению симптомов СДВГ могут способствовать несбалансированность питания (например, недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов, особенно в утренние часы), а также недостаточность в пище микронутриентов: витаминов, фолатов, омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, макро- и микроэлементов (магния, железа и др.)
В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация – DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), – согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как СДВГ. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
Социальнопсихологические факторы, по мнению исследователей, модифицируют проявления раннего повреждения центральной нервной системы и действие генетических факторов.
Нейрорадиологическими исследованиями установлено наличие у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью морфологических изменений, затрагивающих, главным образом, лобную область коры и базальные ганглии (хвостатое ядро, бледный шар) и способствующих нарушению лобно-подкорковых связей. Отмечена преимущественная локализация морфологических изменений в правом полушарии.
Известно, что возникновение симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или их нарастание, как правило, относится к младшему школьному возрасту. Подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств (алкоголизма и наркоманий) и асоциального поведения. Однако распространенность, структура факторов риска и динамика основных проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в разные возрастные периоды остаются недостаточно изученными.
Не смотря на то, что СДВГ считается расстройством детского возраста и всегда начинается в детстве, лежащие в основе нейрофизиологические различия сохраняются во взрослой жизни, а поведенческие симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни. Хотя диагноз иногда может быть не выставлен до подросткового или зрелого возраста, некоторые из проявлений обнаруживались в детском возрасте.
СДВГ – нейробиологическое расстройство, этиология и патогенез которого носят комбинированный характер. Несмотря на значительное количество исследований, проведенных к настоящему времени, причины и механизмы развития остаются недостаточно раскрытыми. По мнению российских и зарубежных исследователей, необходимо учитывать воздействие ряда факторов, влияющих друг на друга. Факторы, вызывающие повреждение мозга у детей, делят на биологические, действующие до родов, в момент родов и после родов, и социальные, обусловленные влиянием непосредственного окружения. Клинико-генеалогические исследования и катамнестические наблюдения подтверждают генетическую этиологию СДВГ. Гиперактивность, предположительно, является врожденной характеристикой наравне с темпераментом, биохимическими параметрами, специфической реактивностью центральной нервной системы (ЦНС).
При всех типах синдрома дефицита внимания и гиперактивности выявляются нарушения церебральной гемодинамики. Менее выраженные нарушения без изменения скорости мозгового кровотока на интракраниальном уровне имеют место у пациентов с гиперактивным расстройством и преобладанием гиперактивности, более грубая церебральная гемодинамическая дисфункция на экстра- и интракраниальном уровнях в разных бассейнах характерна для гиперактивного расстройства с нарушением внимания и речи.
Доказательством генетической предрасположенности является наличие симптоматики СДВГ в детстве у родителей, дети которых в настоящее время страдают данным синдромом. Симптомы чаще проявляются у монозиготных близнецов, чем у дизиготных. Высокая частота заболевания установлена среди братьев и сестер детей с СДВГ, а риск развития СДВГ выше, если у матери или обоих родителей имеются указания на синдром в анамнезе. Генетические исследования СДВГ подтверждают значительный вклад в этиологию,
Среди основных причин раннего органического повреждения ЦНС выделяют четыре типа: гипоксический, токсический, инфекционный и механический. Неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детских церебральных параличей и умственной отсталости. Патологические воздействия на плод в более поздние сроки беременности часто влияют на формирование высших корковых функций и служат фактором риска для развития СДВГ.
Предполагается также, что причины возникновения СДВГ в значительной степени связаны с нарушением активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по-видимому, связаны с дисфункцией норадренергической системы. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что разные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.
Негативные социально-психологические факторы усугубляют влияние генетических, пренатальных, перинатальных и постнатальных патологических факторов, но не являются самостоятельной причиной формирования СДВГ.
Причиной формирования гиперактивности может стать микросоциальная среда ребенка — его семья, по данным исследований не менее чем в 15% случаев. Прежде всего, определяя эмоциональную связь ребенка с матерью, семья закрепляет, а иногда и провоцирует возникновение гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника — центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.
Во многих семьях гиперактивных детей постоянно контролируют, тормозя развитие независимости и самостоятельности. В контролирующем поведении родственников значительно больше указаний и гораздо меньше ласки, поощрения и похвалы. Исследованиями установлено, что с уменьшением симптомов гиперактивности ребенка, которые купировалисьпутем приема стимуляторов, снижался родительский контроль за поведением ребенка и значительно уменьшалось проявление негатива. В дальнейшем в таких семьях все чаще наблюдается неумеренное ужесточение режима воспитания. В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешены и неопытны.
Ребенка часто наказывают, начинают сомневаться в его способностях, постоянно указывают на ошибки, а иногда начинают считать неполноценным.
опасным является заблуждение о том, что дети с СДВГ перерастают эту патологию, и после 12-14 лет все симптомы исчезнут. Современные исследования показали, что проявления синдрома дефицита внимания сохраняются во взрослой жизни более чем у половины всех детей, страдающих этим расстройством.Такое большое количество мифов и заблуждений относительно СДВГ объясняются тем, что страдающие им дети и взрослые выглядят вполне нормально, они способны справляться с элементарными обязанностями. Синдром, хоть и осложняет жизнь человека, но все же не делает его тяжелобольным. Взрослые приспосабливаются к своей патологии настолько хорошо, что способны ввести в заблуждение даже самых опытных врачей. В большинстве случаев выявить отклонения можно только после тщательного компьютерного исследования головного мозга пациента.
Литература.
1. Агрис А. Р. Дефицит нейродинамических компонентов деятельности у детей с трудностями обучения: автореф. дис. … канд.психол. наук / А. Р. Агрис. -Москва, 2015. — 35 с.
2. Ахутина Т. В. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. — М.: В. Секачев, 2012. — 48 с.
3. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
4. Ахутина Т. В. Применение Луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии / Т. В. Ахутина, Е. Ю. Матвеева, А. А. Романова // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. — 2012. — № 2. — С. 84-95.
5. Белоусова Е. Д. Синдром дефицита внимания/гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2000. — № 3. — С. 39-42.
6. Брязгунов И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
7. Вассерман Л. И. Информационная теория психики Л. М. Веккера в решении концептуальных и практических проблем нейропсихологии внимания и коррекции когнитивного дефицита у детей / Л. И. Вассерман, Т. В. Чередникова, И. В. Логвинова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. — 2014. — № 2. — С. 20-33.
8. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 384 с.
9. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов / под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова.- М.: АПН РСФСР, 1960. — 488 с.
10. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Альтхерр [и др.]; под ред. М. Пассольт; пер. с нем. В. Т. Алтухова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. -160 с.
11. Глозман Ж. М. Междисциплинарный подход к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности / Ж. М. Глозман [и др.] // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20-24 июня 2016 г. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.- С. 663-665.
12. Глозман Ж. М. Нейродинамические факторы индивидуальных различий в успешности школьного обучения / Ж. М. Глозман, И. В. Равич-Щербо, Т. В. Гришина // В кн.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под ред. В. А. Москвина. М.-Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. — Т. 2. -С. 103-113.
13. Глозман Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. — СПб.: Питер, 2008. -80 с.