Доктор Элмира Тухватуллина /Dr. Elmira Tukhvatullina, Доктора Натуропатии, Doctor of Naturopahy (N.D.)
УДК 616-056.8
Ключевые слова: аддиктивное поведение, современное общество, толерантность к неопределённость, интолерантность, коппинг-стратегии, подверженность, неприемлемое поведение.
В середине прошлого века в психологии впервые был описан такой феномен, как «толерантность к неопределенности». Этим терминов стали описывать отношение личности к неопределенной, двусмысленной, неоднозначной, динамичной, изменяющейся ситуации.
Толерантность к неопределенности по сути рассматривается как личностная черта человека, предрасположенность человека действовать определенным образом. Диалектически противоположная ей характеристика — интолерантность неопределенности, то есть непереносимость непонятных, неоднозначных ситуаций.
На сегодняшний момент в вопросах управления, руководства, подбора персонала достаточно серьезное отношение уделяется тому, насколько человек способен действовать в ситуации неопределенности. Дело в том, что человека с низкой толерантностью к неопределенности ситуации, которая не укладывается в шаблон, либо вводят в ступор, либо заставляют тем или иным образом менять свое поведение.
Если рассматривать все способы, как человек справляется со стрессом, то можно выделить две ведущие коппинг-стратегии: проблемно ориентированные, когда поведение направлено на разрешение существующей проблемы, и эмоционально ориентированные — поведение направлено на изменение своего состояния.
Копинг-стратегии (от англ. coping strategy —стратегия преодоления) — это способы адаптироваться к стрессовой ситуации, иными словами, это реакция на стресс, выраженная через мысли, чувства и действия.
Как отмечает в своей статье «Философия взаимодействия» о настоящем и будущем», размещенной в научном журнале «Дух времени» Гранд-доктор философии, профессор, академик А.Н. Иезуитов: «Мы переживаем сейчас очень знаменательное время, исключительное по своему реальному состоянию и будущему реальному развитию. Реальному, т.е. независимому от своего восприятия, непосредственного и опосредованного, и кем бы то не было. Предсказанием будущего и в связи с этим выяснением смысла своего бытия люди занимались всегда, особенно разного рода философы-футурологи. Современное общественное мнение полагает, что после пережитой миром пандемии коронавируса, мир уже никогда не вернется к своему прежнему состоянию и устройству. Неминуемо наступит нечто совсем новое и непредвиденное. Учитывается при этом опыт прошлого, предыдущих прогнозов человеческого будущего и поисков смысла человеческой жизни».
Процессы глобализации, новые информационные технологии способствуют не только развитию технического прогресса или общества, но и увеличению числа различных форм отклоняющегося поведения, в том числе и аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение – рецидивирующее, компульсивное, ясно и рационально не мотивированное, не поддающееся контролю побуждение к совершению определенных действий или поступков, конечной целью которых является получение субъективного физического и психологического удовольствия, источником которого могут выступать как психоактивные вещества (ПАВ), так и различные виды деятельности, опредмечивающие аддикцию. Прогредиентное течение аддиктивного поведения сопровождается ущербом различного характера для самого аддикта, его ближнего и более широкого социального окружения. новыми реалиями жизни человека в современном мире, с его возросшей изменчивостью, многовариантностью и непредрешенностью
Реализация аддиктивного поведения проходит фазы, характерные для всех видов аддикции — «воздержания», «автоматических фантазий», «фрустрации», «предвосхищения и планирования», «компульсивной реализации», «отчаяния и катастрофы», «зарока» прохождение которых, после периода ремиссии, возобновляется рецидивом аддиктивного поведения с прогредиентным усилением симптомов тяги, абстиненции, повышения толерантности, потери контроля над поведением и усилением сверхзначимости его реализации. неопределенность не просто постоянным условием нашей жизни и деятельности, но вызовом, на который необходимо дать ответ
Пограничные психические состояния возникают, как правило, в ответ на острый стресс или хроническую психическую травму. Они развиваются, например, после утраты, развода, увольнения, финансового краха, потери жилья и других подобных событий. В тоже время нельзя не учитывать и пограничных состояний, формирующихся на фоне хронических стрессов. Человек может долгое время страдать от неудовлетворенности качеством личных отношений, постоянных проблем на работе, нехватки денежных средств и других обстоятельств, воспринимая эти условия существования как неизбежность и вроде бы примирившись с ними. Однако подавленные негативные эмоции накапливаются, внутреннее напряжение растет, резервы истощаются, и «срыв» возникает вроде бы без значимых внешних причин.
Поиск путей ухода от тягостной реальности с изменением состояния сознания различными способами реализуется как специфическая самоорганизующаяся форма активности, как хроническое, рецидивирующее заболевание мозга, схожее по природе с другими хроническими болезнями, как одна из форм девиантного, рецидивирующего, дезадаптивного и негативно прогредиентного поведения; как жизненный стиль, направленный на поиск удовольствия.
Вынужденное совершение определенных поступков без ясной рациональной мотивации, противоречащим интересам человека и окружающих его людей и манифестирует в виде аддиктивного поведения.
Некоторыми исследователями аддиктивное поведение рассматривается как результат изменения функций нейротрансмиттеров в мезо – кортико — лимбической системе; как исключительно стремление к поиску и употреблению ПАВ; как сверхценная привычка; как неадекватный способ социальной адаптации; как копинг — стратегия; как внутреннее побуждение к определенным действиям; как неконтролируемое стремление к получению удовольствия на основе физической и психологической зависимости от источника удовольствий, как стремление к постоянной стимуляции ЦНС и потребность прерывать гомеостаз.
Современная социальная реальность определяемая как социальная нестабильность, предъявляет повышенные требования к субъекту в плане активности.
В этиологии и генезе формирования аддиктивного поведения учитывают комплекс биологических, психологических и социальных факторов. Неприемлемое поведение лучше всего соответствует понятию мультифакториальных заболеваний. Для мультифакториальных заболеваний был предложен термин «подверженность». Подверженность отражает врожденную тенденцию к развитию болезни, т.е. восприимчивость или уязвимость, генетическую предрасположенность и всю комбинацию внешних обстоятельств, которые обеспечивают «большую или меньшую вероятность развития заболевания». Подверженность – это вероятность заболевания, которая детерминирована всей совокупностью внешне- и внутрисредовых факторов
Необходимо отметить существенное противоречие между наличием большого массива данных о связи толерантности к неопределенности с чертами личности и единичных эмпирических данных о связи ценностей с толерантностью к неопределенности, а также лишь теоретических содержательных параллелей, проводимых между ними. Ценностно-смысловая сфера личности лежит в основании всех процессов регуляции жизнедеятельности и отношений человека с миром. При этом при нарастающей неопределенности и сложности мира еще не до конца выявлены ценностно-смысловые ресурсы толерантного отношения к неопределенности, что и задает проблему связи между формированием аддиктивного поведения и толерантности к неопределенности.
Неопределенность как отсутствие определенности, однозначности может быть обнаружена во множестве ситуаций: в повседневности, в межличностной коммуникации, при межличностном и межгрупповом взаимодействии, при решении задач профессиональной и учебной деятельности, во время принятия решений. В межличностной коммуникации неопределенность связана с полисемантичностью используемых понятий, несоответствием их информации, поступающей по вербальному и
невербальному каналам. Неясность, неоднозначность ролевых моделей участников в силу имеющихся противоречий становится – в их взаимодействии – фактором возникновения неопределенности.
При решении задач профессиональной деятельности, а также в трудных жизненных обстоятельствах отсутствие необходимой информации, неясные критерии результативности и вероятностный характер развития ситуации порождают неопределенность.
В настоящее время выявлены взаимосвязи толерантности к неопределенности с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности и показаны различия ценностно-смысловых структур при разном уровне толерантности к неопределенности. Выявлены ресурсные для толерантности к неопределенности и противоречащие ей ценности, а также различия структур ценностей при различных уровнях толерантности к неопределенности, касающиеся преимущественно средней зоны их иерархии. Выявлены и характерные при высокой и низкой толерантности к неопределенности констелляции ценностей. Новыми являются обнаруженные связи барьерности-реализуемости личностных ценностей с толерантностью к неопределенности. Изменение толерантности к неопределенности тесно связаны с характеристиками ценностных структур в период нарастания глобальной неопределенности.
Толерантность к неопределенности связана также с характеристиками содержательных и динамических аспектов ценностно-смысловой сферы личности. Система ценностей личности определяет различия в уровне толерантности к неопределенности, причем в наибольшей степени это относится к ценностям, расположенным в средней зоне их иерархии, тогда как высокоранговые и низкоранговые ценности связаны с уровнем толерантности к неопределенности в меньшей степени. Толерантность к неопределенности связана с большей важностью ценностей познания, свободы и творчества, и меньшей важностью ценностей материального благополучия, здоровья, а в отдельных аспектах толерантности к неопределенности ценностей интересной работы и счастливой семейной жизни. Более высокой толерантности к неопределенности соответствует большая доступность ценности уверенности в себе, тогда как при более низкой толерантности к неопределенности более доступны ценности активной деятельной жизни и красоты природы и искусства. При низких уровнях толерантности к неопределенности ценность любви является ресурсом толерантности к неопределенности. Барьерность-реализуемость личностных ценностей связана с толерантностью к неопределенности: более высокая реализуемость ценностей сопряжена с более высокой толерантностью, тогда как более высокая барьерность – с более низкой толерантностью.
Например, в период нарастания неопределенности, связанной с распространением COVID-19, изменились как составляющие ценностно-смысловые сферы и толерантность к неопределенности, так и структурные связи между ними, при этом осмысленность жизни как внутренний личностный ресурс стали противостоять увеличению выраженности симптомов дезадаптации и дистресса.
Можно рассматривать неопределенность как барьер или вызов суть которого связывается со все возрастающей скоростью усложнения мира, которая ставит человека перед необходимостью постоянного выбора в направлении самоусложнения в целях адаптации к ней.
Понятие неопределенности включает три аспекта: новизну, сложность и неразрешимость. Поэтому в первую очередь исследования важен поиск связей толерантности к неопределенности с релевантными данным аспектам личностными и когнитивными характеристиками, такими как открытость опыту любопытство, креативность творческая мотивация и даже любовь к сюрреалистическому искусству. Показана устойчивая связь толерантности к неопределенности со склонностью к риску.
Закономерными представляются прямые связи толерантности к неопределенности с готовностью нарушать этические нормы, т.е. аддиктивного поведения. Толерантность к неопределенности проявляет себя не только по отношению к противоречивости внешней ситуации, но может также способствовать разрешению внутренних противоречий, связанных с конфликтами в ролевых структурах и структуре идентичности
Неспособность к успешному самоопределению и конструированию образа собственного будущего связаны со срывом биографической рефлексии
Впервые понятия «интолерантность к неопределенности» и «толерантность к неопределенности» были предложены E. Frenkel-Brunswik в 1948 и 1949 годах в контексте проблем этнических стереотипов и антисемитизма В публикации 1948 г. «Intolerance of ambiguity as an emotional perceptual personality variable» автор отмечает, что предрассудки чаще проявляются в дихотомичных концепциях полоролевого поведения, взаимоотношений родителей и детей и межличностных отношениях в целом. Людей, склонных к предрассудкам, отличают тенденция к однозначной категоризации (слабый – сильный, чистый – грязный, моральный – аморальный) при оценке других людей; нежелание думать в контексте вероятностей; сравнительная неспособность отказываться от сложившихся установок при решении интеллектуальных задач; поиск авторитета и опора на его мнение.
Толерантность к неопределенности понимается как «способность принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью». В то время как интолерантность к неопределенности описывается как черта личности, связанная с множеством поведенческих феноменов, например, нежеланием анализировать проблемы в терминах вероятностей и предпочтением ясных, понятных ситуаций. Можно сказать, что это разновидность психологического дискомфорта или угрозы, восприятие новых, сложных и/или неразрешимых ситуаций как источников угрозы.
Толерантность к неопределенности связна с авторитаризмом, предрассудками и избеганием признания неопределенности и суждение о вероятных событиях при недостаточно ясных условиях на основе своего прошлого опыта. Эмоционально ориентированная стратегия гораздо более сложнее, чем проблемно ориентированная, и она заключается в принятии неопределенности.
Проблема связи формирования аддиктивного поведения и толерантности к неопределенности глубока и многогранна и еще требует серьезного профессионального исследованя.
Литература
1. Иезуитов А.Н. «Философия взаимодействия» о настоящем и будущем, Санкт-Петербург, «Дух времени», № 2 2021
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010.
3. Гусев А.И. Толерантноcть к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 300-329
4. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.
5. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности–интолерантности к неопределенности // Психологический
6. журнал. 2010. Т. 31, № 1. С.74-86.
7. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.
8. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. / сост., ред. А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. С. 88-98.
9. Петрова Н.И. Толерантность самоактуализирующейся личности // Толерантность и проблема идентичности. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Ежегодник Российского психологического общества, 2002. Т. 9 (4). С. 254.
10. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper & Brothers. 1950.
11. Andersen S. M., Schwartz A. H. Intolerance of ambiguity and depression: A cognitive vulnerability factor linked to hopelessness // Social Cognition, 1992. Vol. 10 (3). P. 271-298.