Доктор Элмира Тухватуллина /Dr. Elmira Tukhvatullina, Доктора Натуропатии, Doctor of Naturopahy (N.D.)
УДК 616-056.8
Ключевые слова: аддиктивное поведение, современное общество, отталкивающее поведение, психоактивные вещества, наркотики, алкоголь, методы интегративной медицины, привычки, человек.
В статье автор представляет оригинальный взгляд на проблему аддиктивного поведения в современном обществе, выделены объединяющие тенденции ухудшения психофизического и социального здоровья разных стран, ключевые социальные проблемы общества. Поднимается вопрос деятельностной помощи врача интегративной медицины в адаптации лиц, демонстрирующих аддиктивное поведение, помощи выборе путей самореализации, возвращения к правильным ориентирам, преодолении жизненных трудностей и выстраивании жизненной стратегии.
В статье раскрываются общие причины ухода лиц различных социальных и возрастных групп в аддиктивное поведение, которое является начальной формой отклоняющегося поведения и влечет за собой следующую ступень – делинквентное поведение.
В современной психологии и медицине аддиктивным (от англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) принято считать поведение, которое выражается в стремлении уйти из реальности путем изменения своего психического состояния. Этот изменение сознание может быть достигнуто путем употребления психоактивных веществ веществ (алкоголь, медицинские препараты ограниченного оборота или запрещенные препараты) или погружением в какой -либо вид деятельности – азартные, компьютерные игры, трудоголизм, патологическое накопительство, переедание и так далее. Ключевым признаком является остоянная фиксация внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Например, одним из самых распространенных вариантов отклоняющегося поведения, среди молодежи и подростков, является употребление и злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них.
Зависимое поведение в свете современных подходов делится на ряд категорий, такие, как: химические, биологические и нехимические.
Так, к химическим зависимостям относятся алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания и др. На сегодняшний день появляется всё больше и больше новых видов быстрого и компульсивного удовлетворения своих потребностей, структура и эффект от употребления химических наркотиков приобретают всё более сложный специфический характер, но самое страшное — возросла скоротечность привыкания человека к агенту зависимости. Тенденции такой направленности делают вопросы просвещения, профилактики и коррекции аддиктивного поведения весьма актуальными.
Обширную категорию нехимических зависимостей составляют информационная (компьютерная, телефонная, интернет-зависимость), зависимые занятия (трудоголизм, коллекционирование), экстремальные развлечения или неоправданный риск, криминальные зависимости (клептомания) и многие, многие другие.
К биологическим зависимостям относят булимию, анорексию, вкусовую зависимость.
На современном этапе развития общества все эти проблемы значительно обострились из-за ускорения темпов жизнедеятельности, несовпадения психологической зрелости индивидуума его социальной зрелости, которая зависит от многих социально-экономических, исторических, культурных факторов формирования того или иного этноса.
Огромную роль в современном мире играет и развивающийся миграционный кризис, охвативший значительное число государств.
Большинство мигрантов, столкнувшись с реальной жизнью в стране, которую они выбрали в качестве убежища, разочаровываются, не получая сразу того, чего ожидали, тем более, что красочная реклама, образ жизни элиты, позиционируемый как эталон, обещали им поколению все блага мира, практически с нулевыми затратами труда.
Все это вкупе с усилением криминализации общества создает благоприятную почву для аддиктивного поведения, которое проявляется у контингентов, слабо адаптирующихся к смене жизненных обстоятельств, с низкой переносимостью психологических затруднений.
Не будет преувеличением сказать, что основным мотивом развития аддиктивного поведения является современный цивилизационный парадокс, а именно —повышающийся уровень дезориентации у огромной части людей касательно развития в духовной сфере жизнедеятельности, кардинальную неспособность личности позитивно и удовлетворительно отвечать на вызовы экзистенциального аспекта существования (смысл существования — жизнь — смерть — борьба с одиночеством).
Старые мировоззренческие модели, комплекс жизненно важных ориентаций и поведенческих стратегий являют собой совокупность ошибочных или недостаточно отрефлексированных попыток ответа на такого рода первостепенные категории личности. Некорректный или неполноценный ответ на эти вопросы, а также полное отсутствие у личности какого-либо ответа вообще закономерно детерминируют нарастание внутреннего напряжения, повышенную тревожность и страх смерти. Здесь любая форма аддиктивного поведения, вне зависимости от его происхождения (химического или нехимического, биологического), по факту являет собой присущий образец деструктивного решения экзистенциальных проблем личности и закономерно приводит к трудно корректируемым психическим и духовным изменениям.
Австрийский психиатр, психолог, философ и невролог Виктор Эмиль Франкл выдвинул гипотезу о том, что фундаментальной мотивационной силой в людях является стремление к смыслу. Выживание для человек в экстремальной ситуации определяется им как бесполезное, бессмысленное, если он не видит смысла в чем-то вне себя.. При блокировке стремления к смыслу возникает состояние экзистенциальной фрустрации и экзистенциального вакуума. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум и являются непосредственной причиной зависимого поведения.
В.Э.Франкл писал: «Таким образом, в соответствии с экзистенциальной концепцией зависимое поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность и уходят от ответственности за поиск смысла».
С позиции идей философии взаимодействия высказанных профессором МУФО Иезуитовым А.Н. необходимо рассматривать проблему возникновения аддиктивного поведения индивидуально и комплексно в единстве взаимодействия с такими категориями, как особенности и направленность личности, характер ее социальных взаимоотношений, специфика агента зависимости и экзистенциальных установок.
Вопрос коррекции аддиктивного поведения широк и разносторонен. Ведущую роль в выборе методов коррекции, профилактики и предотвращения рецидивов играет особенность агента, вызывающего отталкивающее поведение. В любом случае, коррекция аддиктивного поведения предполагает комплексный подход.
И такой подход, на наш взгляд, наиболее полно может предложить концепция интегративной медицины, привлекающей к себе в последние годы все более шристальное внимание. Именно интегративность (от англ. «integrate» — объединять, сводить в единое целое), предполагающую сочетание разных оздоровительных систем, известных человечеству на сегодняшний момент и делает интегративную медицину эффективным инструментом коррекции аддиктивного поведения. В задачи этого медицинского направления входит оздоровление всего организма пациента как целостной системы, реабилитация последнего после и недопущение развития такой же или иной патологии в будущем Синтез современных и древних методов лечения, восточной и западной, но главное — научной и альтернативной медицины, называемой еще нетрадиционной — позволяет достичь наиболее обнадеживающих результатов на этом пути.
Комплексный интегративный подход к профилактике и коррекцтт аддиктивного поведения включает:
Фармакотерапию. Этот способ терапии традиционен для многих химических аддикций. Он предполагает применение медицинских препаратов, очищающих организм от наркотических и психоактивных веществ (алкоголь здесь не исключение). Как правило, действие медикаментов направлено на конкретные вещества в организме. В результате их употребления желание человека принимать эти вещества ослабевает. Однако перед терапией пациент должен обязательно пройти процедуру дезинтоксикации, иначе лечение будет неэффективным (иногда даже может оказаться опасным для здоровья).
К средствам дезинтоксикации в обязательном порядке добавляются витамины групп B и C, восстанавливающие организм. А в случаях с нарушениями функций печени (при химических зависимостях это не редкость) лечение дополняется гепатопротекторами. Процедура дезинтоксикации (а иногда и весь период терапии) проходит в стационаре, где пациента наблюдает лечащий врач. Только после очищения организма от вредных веществ и нормализации психического состояния можно приступать к другим методам терапии.
Психотерапию. Зависимость следует считать не только проблемой метаболизма, но и стойкой привычкой действовать определенным образом или принимать какие-то препараты. Другими словами, у человека с аддиктивным поведением имеется психологическая установка, преодолеть которую в одиночку ему может быть очень трудно. Поэтому и применяются методы психотерапии.
Можно выделить три главных психотерапевтических направления:
Когнитивно-поведенческая психотерапия. Это сеансы, которые проводит с клиентом опытный специалист в спокойной обстановке. Обсуждаются предпосылки формирования зависимости, вырабатываются новые поведенческие шаблоны, создается дополнительная мотивация к преодолению аддикции. (В особых случаях специалистом может использоваться гештальт-терапия, способствующая самоосознаванию человека.).
Высокую эффективность демонстрирует новое революционное направление Когнитивно-поведенческой психотерапи, представляющее собой синтез древних знаний и современного психотерапевтического подхода — разработанная профессором Кожамжаровым Ж.М. цифрология Сюцай.
Цифрология Сюцай, основанная на древней тибетской традиции, ставит свой целью изучение путей и методов духовного и физического совершенствования человека, реализацию его высшего предназначения, заложенного Творцом.
В подходе Сюцай цифры являются знаками и проводниками прошлого, настоящего и будущего человека. В основе цифровой науки Сюцай лежит ряд основных элементов: душа, сознание — разум, подсознание и его составляющие: ум (наслаждение, ЭГО, память и тонкий интеллект), мысли-эмоции.
Цифрология Сюцай утверждает, что каждый человек имеет свой «цифровой код» в виде даты рождения, влияющий на реализацию личности и жизненный путь. Для исследования жизненного пути, настоящего и, главное — будущего той или иной личности цифрология Сюцай оперирует понятиями «Число сознания», «Матрица», «Число Миссии», «Сфера», анализируя отношение человека к 12-ти основным аспектам жизни: любовь, деньги, семья, отношения, здоровье и т.д.
Практикующим хорошо Сюцай знаком феномен «инсайта» (англ insight — проницательность, понимание) акта непосредственного понимания, «озарения», момент решения мыслительной задачи, «замыкания поля». С таким «озарением» приходит покой, сила потока, идеи, мысли, раскрывается творчество и человек начинает глобально реализовываться в жизни, становясь востребованным, понимающим замысел Творца.
Аутотренинг. Метод эффективен для людей, сохранивших силу воли и адекватное мышление. Человек сам понимает, что нужно избавиться от зависимости и мотивирует себя. Однако аутотренинг эффективен лишь на ранних стадиях развития аддиктивного поведения, и в запущенных случаях обращаются к психотерапевтическому и медикаментозному лечению. Также метод подходит в качестве дополнительного.
Помощь близких. Суть в том, что преодолеть зависимость человеку помогают небезразличные к нему люди. Они могут принимать непосредственное участие в терапии (поддерживая, формируя более щадящие условия, мотивируя и т.д.) и/или обращаться за помощью к специалисту.
Социальная профилактика. Социальная профилактика предполагает борьбу с зависимостями среди социальных масс, еще не столкнувшихся с аддикциями. Эта борьба осуществляется на трех уровнях:
Воспитание. Это педагогическая коррекция взглядов людей, проводящаяся уже в раннем возрасте и фиксирующаяся в сознании на всю жизнь. Специалисты формируют у детей и подростков понимание правильного и здорового образа жизни, учат их самостоятельно управлять своей жизнью (без «допинга»), адекватно воспринимать себя и реальность, трудности и проблемы.
Информирование. Посредством СМИ среди людей не только пропагандируется здоровый образ жизни, но и рассказывается о зависимостях и их последствиях, приводятся реальные примеры. Кроме того, СМИ разного уровня знакомят людей с путями преодоления зависимостей, в чем оказывают серьезную поддержку службы доверия и прочие социальные организации.
Наблюдение. По большей части наблюдением занимаются воспитательные и образовательные учреждения. Преподаватели, воспитатели, учителя – все они преподают свои дисциплины и одновременно наблюдают за воспитанниками и учащимися. При обнаружении подозрительных изменений они немедленно сообщают о них родителям и близким людям.
Все эти методы являются неотъемлемой частью интегративного подхода к профилактике и коррекции аддиктивного поведения.
Интегративная медицина приемлет каких-то общих, стандартных способов лечения, применяемых ко всем людям без разбора. Согласно ему, каждому человеку требуется индивидуальное комплексное лечение. Иными словами, в рамках интегративной медицины терапия направлена не на болезнь, а на самого пациента с его проблемами. терапевтические мероприятия должны восстанавливать не только оптимальное физическое и физиологическое самочувствие, но и гармонизировать душевное состояние больного, без чего невозможна эффективная помощь при аддиктивном поведении.
Именно взаимодействие врача, практикующего интегративное направление, и пациента по принципу равноправного партнерства дает шанс на успех лечения. Должен установиться наивысший уровень взаимопонимания, а участие обратившегося за помощью в процессе собственного выздоровления имеет не меньшее значение по сравнению с деятельностью лечащего специалиста.
Литература:
1. Иезуитов А.Н. «Философия взаимодействия» о настоящем и будущем, Санкт-Петербург, «Дух времени», № 2 2021
2. Кожамжаров Ж.М. Авторская методика «Огненный цигун»- Древний метод психоэмоциональной коррекции и физического восстановления человека. — Женева-Санкт-Петербург-Париж.: Вестник Всемирного Научного Конгресса ООН-Женева №1 от 17 сентября 2020 г.- 220 с. (с.117-121).
3. Бобров, А.Е. Азартное расстройство (патологическая склонность к азартным играм): клинические, лечебнопрофилактические и социальные аспекты / А.Е. Бобров. – Москва: Медпрактика, 2008. – 267 с.
4. Брус, Т.В. Современное представление о неалкогольной болезни печени / Т.В. Брус, А.Г. Васильев // Российские
5. биомедицинские исследования. – 2020. – Т.5 – № 1. – С. 18-25.
6. Валеева, Г.В. Консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья / Г.В. Валеева // Ученые
7. записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2018. – № 2(30). – С. 112-119.
8. Доля, А.А. Психологические особенности наркозависимых / А.А. Доля, В.Г. Моисеев // Молодой ученый. – 2018. – № 18. – С. 435-438.
9. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции / А.Ю. Егоров // Аддиктология. – М.: Вестник, 2005. – С. 56-69.
10. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 224 с.