ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЁМОВ КАРАТЭ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЁМОВ КАРАТЭ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

katansky-photo-sm
Катанский С.А. гранд доктор, профессор МУФО, Есаулов М.Н. К.Т.Н., доцент кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ, Паперно А.А. Ст. преподаватель кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ.

Резюме. Методы быстрого и качественного освоения приёмов борьбы стоя в базовый период обученияз

Ключевые слова. Поэтапное формирование умственных действий и двигательного навыка.

Как показал многолетний практический опыт работы в высших учебных заведениях, что многие из поступивших первокурсников придя на кафедру физического воспитания с целью обязательного выбора вида спорта на время своей учёбы, проявляют желание заниматься таким видом боевых искусств, как каратэ. Некоторые из них объясняют свой выбор тем, кто- то, более сильный из сверстников их обидел в детстве и они, даже повзрослев, продолжают чувствовать неуверенность в своих силах, другие ещё в детстве через средства массой информации восхищались силой, мужеством, отвагой представителями мира боевых искусств, а потому имеют желание наверстать упущенное в детстве и быть похожими на своих героев. Третьи, кто уделял время в занятиям единоборствами, но не достиг желаемого технического уровня желают повысить своё спортивное мастерство. Как показало тестирование студентов на уровень физической подготовки, большинство из тех кто поступил учиться в технический вуз отстают в своём физическом развитии. Поскольку двух разовое посещение занятий на кафедрах физического воспитания у студентов является обязательным, то у них появляется возможность на протяжении четырёх лет повышать свой физический уровень.

Но записавшись в секцию, не все выдерживают, длительность срока обучения: для одних нагрузка оказывается слишком тяжёлой, у других появляется страх при ведении спарринга, у третьих слабая координация не позволяет качественно разучивать новые задание, от сюда может появляется комплекс собственной не полноценности, пропуски занятий под разными предлогами разочарование и бездарно потерянное время предназначенное для физического саморазвития. Что бы постараться этого не допустить педагог должен проявить в обучении личное мастерство и заставить студента поверить в свои силы. Практика показывает, что изучение любого из единоборств начинается с освоения базовой техники, включающей простейшие по координации движения с постепенным переходом ко все более сложным. Основной целью этапа базовой технической подготовки является формирование у неопытных спортсменов богатого арсенала двигательных умений, навыков и овладение основами рациональной техники. На этом этапе обучения специалисты рекомендуют строить последовательность изучения технико-тактических действий по правилам дидактики: «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Однако в подавляющем большинстве своем предлагаемые методики обучения далеко не всегда учитывают этапы формирования двигательного навыка и эффект его переноса с одного двигательного действия на другое, который, по мнению (Матвеева Л.П., 1977; Новикова А.,1974; Богена М.М.,1985), может быть как положительным, так и отрицательным. Эту проблему по усвоению знаний стало возможно рассмотреть с позиций теория поэтапного формирования умственных действий и управления процессом обучения, которая была разработана доктором психологических наук профессором Гальперин П.Я.. Её использование предполагало из нужного разнообразия технических действий выделить элементы, которые могли являться ключевыми ориентирами для своих родственных групп и на основе которых могла строиться цепочка следующих усложнений. Такой подход к системе передачи знаний помогал обучающимся осознанно усваивать новый материал и создавал для них такие условия, которые вынуждали их действовать в требуемой форме и с заданными показателями. Основные положения его теории позволили объяснить многие феномены обучения, обосновать эффективные методы в организации учебного процесса. Все это позволило принять данную теорию в качестве элемента методологической теории обучения двигательным действиям. Применение теории нашло отражение и в спортивной науке, так (Чхаидзе Л.В.,1948) использовал ее в обучении велоспорту, (Покровская-Руденко Н.Г.,1959) — в гимнастике, (Палий В.К.,1974) — в акробатике, (Шадрин М.В.,1965) — в подготовке байдарочников и т.д.
С целью проверки использования теория поэтапного формирования умственных действий и управления процессом обучения приёмам каратэ был проведён педагогический эксперимент.

Для проведения педагогического эксперимента было создано две группы спортсменов по двадцать человек в каждой из числа студентов обучающихся в вузе. Анализируя по фотографиям и кинограммам удары руками, было установленно, что ключевым движением в исполнении этих приемов является разворот вперед тазобедренного сустава, который передает свое усилие через туловище на ударную поверхность верхней конечности. С целью акцентирования внимания на этом движении при выполнении ударов вперёд передней частью кулака был разработан комплекс специально-подготовительных упражнений, который использовался при обучении опытной группы. Всего было апробировано два удара вперёд передней частью кулака: один выполнялся из боевой разноименной стойки, другой — из боевой одноименной стойки.

Для изучения ударов вперёд передней частью кулака из боевой разноименной стойки был выполнен следующий комплекс специально- подготовительных упражнений. Обучающиеся опускались на одно колено так, чтобы ягодицы касались пятки, затем по команде выполняли движение тазобедренного сустава вперед до полного выпрямления бедра и одновременно проводили имитацию удара кулаком вперёд, останавливая его в 1 см перед спиной партнера, которая служила ориентиром для поворота туловища под нужным углом (рис.1-3).

Kat-002
Рис.1 Рис.2 Рис.3

Затем упражнение выполнялось с переходом из узкой фронтальной стойки в боевую стойку с одновременным проведением имитации удара вперёд передней частью кулака разноименной руки.
На следующем этапе обучающиеся становились в боевую стойку, опускали руки на пояс, слегка сгибали сзади стоящую ногу в колене и выполняли движение тазобедренного сустава вперед до полного фронтального разворота пятки наружу. В заключение выполнялось то же самое упражнение, но с проведением имитации удара кулаком вперёд разноименной рукой.
Для разучивания ударов вперёд передней частью кулака из боевой одноименной стойки был выполнен другой комплекс специально-подготовительных упражнений. Обучающиеся опускались на оба колена и по команде выполняли движение тазобедренного сустава вперед до полного выпрямления бедер; одновременно проводили имитацию удара кулаком вперёд (рис.4-6). Затем имитация прямых одноименных ударов кулаком проводилась при переходе из стойки «кошки» — в боевую.

Kat-004

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Далее выполнялась имитация попеременных ударов вперёд кулаком то правой, то левой руки из боевой стойки с акцентом внимания на поворот вперед тазобедренного сустава стоя на месте перемещаясь вперёд, назад, в стороны. Удары изучались, как в голову, так и в туловище, каждый из них являлся ориентиром для следующего.
Практический опыт показал, что при изучении приемов каратэ наиболее трудными в техническом освоении являются удары ногами Поэтому была проведена серия экспериментов по изучению базовой техники в предварительном периоде обучения, где использовали набор специально-подготовительных упражнений, обеспечивающих освоение соответствующего учебного материала.
В опытной группе применялась следующая методика обучения ударам ногами.
1) Вначале изучали удар коленом, включающий в себя ориентир
и ключевой элемент для всех остальных приемов ногами — это естественное и высокое движение бедром вверх (1 — 2 занятия).
2) Затем, на протяжении следующих 30 занятий изучали удар ногой вперед, удар ногой назад, удар ногой в сторону с применением подводящих упражнений и ориентиров, обеспечивающих высокий вынос бедра вверх, полное выпрямление ноги под нужным углом, правильное положение стопы и устойчивое положение тела.
Последовательность разучивания ударов ногами вперёд.

kat-001
Рис.7 Рис.8 Рис.9 Рис.10 Рис.11 Рис.31

Последовательность разучивания ударов ногами в сторону.

Kat-005

Рис.32 Рис.33 Рис.34 Рис.35 Рис. 36 Рис.37

Последовательность разучивания ударов ногами назад.

Kat-006

Рис. 38 Рис. 39 Рис. 40 Рис. 41 Рис.42 Рис.43

Все вышеназванные удары изучались сначала из положения сидя или лежа, затем стоя на коленях, держась руками за стену, ставя и перенося ногу через спину стоящего на четвереньках партнера( рис.7-43 ) На последнем этапе отрабатывалось классическое выполнение приемов При изучении как ударов ногами, так и ударов руками. контрольная группа занималась по традиционной схеме обучения, а опытная — по системе поэтапного формирования двигательного навыка с применением ориентиров и специальных подводящих упражнений. В обеих группах разучивали по 4 различных удара ногами: вперед, назад, в сторону, коленом и два прямых удара кулаком.
При проведении контрольного тестирования была создана экспертная комиссия из трех человек. Комиссия учитывала количество попыток при разбивании досок размером 35 х 35 см. различными частями тела и оценивала по пятибалльной шкале качество выполнения имитации прямых ударов кулаком и качество выполнения имитации ударов ногами по воздуху
При проведении прямых ударов кулаком из разноименной и дноименной стоек различия между опытной и контрольной группами оставили 11,9% (p<0,05). 2. При проведении ударов ногами различия между опытной и онтрольной группами составили 12,8% (р<0,05). 3. В опытной группе разбили доски 55% студентов, а в онтрольной - 35%. Различия между группами статистически остоверны. Дальнейшее проведение эксперимента было продолжено в следующем семестре учебного года. Занятия проходили в тех же группах, контрольная группа так же занималась по традиционной программе обучения, а в обучении опытной группы использовались следующие методы поэтапного совершенствования двигательного навыка. При подготовке к эксперименту были взяты за основу четыре удара ногами: вперед, в сторону, назад, круговой вперед; и четыре удара руками: кулаком вперед, локтем, ребром ладони и основанием ладони. Удары совершенствовались вначале в положении стоя на месте, затем шагом вперед, шагом назад, в подскоке, в прыжке, попеременные удары верхними или нижними конечностями, а также комбинированные удары различными конечностями. По завершении эксперимента экспертной комиссией было проведено дежурное тестирование групп, которое заключалось в выполнении нормативов, разработанных Федерацией контактного каратэ для сдачи экзаменов на право ношения желтого пояса. В эзамен входили следующие упражнения: разбивание досок толщиной 2 см и размером 35 х 35 см, причем одну нужно было разбить рукой, другую - ногой, и на это отводилось всего 3 попытки. Не справившийся с упражнением освобождался от дальнейшего прохождения экзамена. Затем в ходе экзамена проходила демонстрация предложенной техники, а в конце его проводились соревновательные спарринги. 1. При разбивании досок в опытной группе с заданием справились 86% испытуемых, а в контрольной - только 73%. 2. С программой экзамена на право ношения желтого пояса вопытной группе справились 64% сдававших, а в контрольной - только 37%. 3. Из 20 проведенных встреч участники опытной группы выиграли на 4 боя больше, что составило 20% от общего числа встреч. 1.Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий// Доклады АПН РСФСР. - 1958. - № 2. - С. 28-31. 2.Запорожец А.В. Роль ориентировочной деятельности в обучении формирования образа производственных движений // Ориентировочно-исследовательский рефлекс и ориентировочная исследовательская деятельность. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 42-47 с. 3.Новиков А.А., Пилеян Р.А. Систематизация средств и методов совершенствования тактико-технического мастерства с позиций закономерностей теории управления движением (в спортивной борьбе)// Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 11. - С. 54 - 57. 4. Чумаков Е.М. Обьём технико –тактических действий для изучения в секциях борьбы самбо в коллективах физической культуры и д.ю.с.ш..М.: 1983. 106 с.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *