УДК 159.99
Мюнх Ирина, N.D., PhD
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОСТЕОПАТИИ
В статье сделана попытка рассмотреть сложные психологические, морально-этические и философские аспекты взаимодействия врача-остеопата и пациента на осно-ве различных моделей такого взаимодействия в свете методологических подходов остеопатии.
Ключевые слова: остеопатия, этика, психология, деонтология, духовность, фи-лософия медицины.
Остеопатическая медицина, как один из эффективных немедикаментозных под-ходов к лечению многих заболеваний получила широкое признание в мире. Можно ска-зать, что остеопатия стоит между традиционной (народной), опирающейся на древние традиции целительства, и современной, имеющей в своем арсенале все передовые до-стижения науки, медициной. И как в традиционной, так и в современной медицине пси-хологические вопросы взаимодействия между врачом и пациентом занимают централь-ное место. И это взаимодействие может складываться по-разному.
Роберт Витч (американский биоэтик) определял четыре модели взаимоотноше-ний врач-пациент: инженерную, пастырскую (патерналистскую), коллегиальную и кон-трактную.
В рамках инженерной модели врач воспринимает пациента как обезличенный объект воздействия. В рамках пастырской модели взаимоотнощения врача и больного приобретают глубоко личные, доверительные черты, пациент относится к врачу как к «пастору», «гуру». Такие отношения имеют сходство с религиозными.
Модель взаимоотношений, которую Роберт Витч определил, как коллегиальную предполагает равноправное взаимодействие между врачом и пациентом для достижения общей цели — выздоровления больного.
Контрактная модель предполагает взаимодействия врача и больного на основе формализованного общественного договора об оказании услуг и представляется наибо-лее обезличенной и «бездушной».
Чтобы разобраться, какая модель взаимоотношений присутствует в оказании остеопатической помощи, нужно вернуться к её истокам, её принципам. Основные принципы остеопатии сформулировал её основоположник доктор Эндрю Тейлор Стилл. Он определил их так:
• Тело является целостным единством, состоящим из тела, духа и души.
• Тело обладает потенциалом самолечения, механизмами саморегуляции и система-ми поддержания состояния здоровья.
• Тело состоит из тканевых структур, форма и функция которых неразрывно связа-ны друг с другом.
• Остеопатическая терапия представляет собой синтез трех главенствующих прин-ципов: тело-дух-душа, активизацию собственных целительных сил и неразрыв-ную связь между тканевой структурой и функцией.
Остеопатическое учение является не только принципом лечения определенных болевых синдромов. Благодаря целостному взгляду на тело это учение рассматривается остеопатами как всеобъемлющая терапевтическая концепция для тела, духа и души. Остеопатия использует научно проверенную медицину, химию, физику и биологию, а так же методы, эффективность которых проверена опытным путем, но на сегодняшний день не подтверждена научными доказательствами. Можно сказать, что руки врача-остеопата являются залогом, как успешного лечения, так и его неудачи. Развития чут-кости рук как первостепенного органа осязания представляет собой целое искусство. Интуитивное восприятие взаимосвязей между телом, духом и душой является основой философского рассмотрения вопроса.
Остеопатия является не статичной терапией, основанной на твердых правилах, а динамичным процессом, подверженным постоянным изменениям и адаптации.
В своем лечении остеопат принимает во внимание не только личность пациента и условия его жизни, но и воздействующие на него факторы окружающего мира. По-этому остеопатия является комплексным лечением.
Больной принимает активное участие в процессе собственного выздоровления. Пока остеопат активизирует труднодоступные для пациента потенциалы самоисцеления, сам он по рекомендации остеопата проявляет активность в определенных жизненных сферах.
Доктор Эндрю Тейлор Стилл писал: «Цель врача состоит в том, чтобы найти здоровье. Болезнь может найти каждый»
Сопереживания с пациентом. Именно чувство сопереживания лежит в основе успешного остеопатического лечения.
Уже в 1933 году В.И.Вернадский, отдавший много своих сил синтезу естествен-нонаучных знаний, в первую очередь, при разработке учения о живом веществе, о Био-сфере, и затем учения о переходе Биосферы в Ноосферу, поставил проблему смены дисциплинарной парадигмы организации науки как единого, со все увеличивающейся дифференциацией научного знания, на проблемно-ориентированную парадигму органи-зации науки и все растущий процесс интеграции научных знаний.
Руки остеопата, прежде всего пальцы, в результате его духовно-волевых усли-лий концентрируют в себе всепроникающее духовное начало. Это начало через касание руками остеопата проникает в тело пациента, в те внутренние органы и участки тела, где так или иначе нарушено взаимодействие материального и духовного начал и, ча-стично переходя при этом в начало материальное, реально восстанавливает нарушен-ное взаимодействие различных начал. Потому-то после остеопатического сеанса паци-ент чувствует себя обновленно-помолодевшим физически (материально) и духовно (психически), поскольку сеанс действительно возвращает его материально и духовно в естественно-нормальное состояние.
Остеопатические терапевтические принципы подразумевают под телом единство тела, духа и души и в соответствии с этим осуществляют диагностику и лечение. Одна-ко понятие «целостный» имеет гораздо более широкое значение. Наряду с телом суще-ствуют душа и дух — понятия, которые с величайшим трудом поддаются объединению в один ряд с материальной медициной органов и все же оказывают решающее влияние на каждого отдельного человека. Тело и психика неразрывно связаны друг с другом. Мен-тальность, духовность, мышление ощущения, понимание, надежда, основы вероиспове-дания, этика и мораль являются неотделимыми друг от друга элементами целостности человека. Падение кроме повреждения ткани может означать и возникновение эмоцио-нальной проблемы. Конфликтная ситуация наряду с эмоциональной нагрузкой может также привести к повреждению ткани.
Роль психологии в работе остеопата трудно переоценить. Возвращаясь к моде-лям взаимодействия «врач-пациент» Роберта Витча следует признать, что в остеопатии преимущественно реализуется модель коллегиальная, модель, предполагающая тесное взаимодействие врача и больного на пути к выздоровлению. Такая модель обусловлена, кроме того, и тенденциями развития современного общества — широкой доступностью разного рода информации, повышением общего интеллектуального и образовательного уровня населения. Наряду с очевидными положительными элементами такое положение имеет и существенные отрицательные стороны.
При реализации такой (коллегиальной) психологической модели едва ли не ре-шающую роль приобретают личностные характеристики пациента, его психологический статус, характер, темперамент, социальный статус наконец. Его способность слушать, слышать, воспринимать информацию. В свою очередь, врач при реализации такой моде-ли должен быть для пациента безусловным авторитетом, должен вызывать доверие, симпатию, наконец. И тут во взаимоотношениях врача и пациента должны вступать в силу элементы и «пасторской» модели, когда врач выступает в роли учителя, наставни-ка, лидера, ведущего пациента к здоровью.
На этом пути врач-остеопат должен внимательно следить за изменениями пси-хологического состояния пациента в связи с проводимой терапией — как важнейшей оценкой эффективности проведения лечебного процесса. Динамическое наблюдение за психологическим состоянием пациента, проводимое остеопатом в процессе лечения мо-жет дать важную информацию о влиянии проводимых лсчебно-реабилитационных ме-роприятий на течение заболевания. Они также имеют известное прогностическое значе-ние и способствует выбору правильной тактики дальнейшего проведения лечебного процесса.
Психологический или, скорее психотерапевтический подход поможет найти ис-тинную причину психосоматического заболевания. Найти и осознать причину вытеснен-ных негативных эмоций. А в дальнейшем — научить подобной работе самого пациента, что поможет ему выйти на совершенно другой «осознанный» уровень жизни, позволя-ющий быть здоровым и счастливым.
Задача остеопата – найти зону нарушения баланса тканей и работать с ней. Так через изменение тела будет происходить разрушение замкнутого круга (стимул – эмоция — телесная реакция). Когда во время такой работы будут всплывать и прояв-ляться подавленные негативные эмоции, остеопат должен выступить в роли психотера-певта и эта филигранная, эффективная и высокопрофессиональная работа непременно приведет к исцелению от недуга, восстановлению душевного дисбаланса и жизненной гармонии.
Незаменим врач, владеющий уникальным сочетанием остеопатии и глубокими знаниями психологии.
Список использованной литературы
1. Антоненко И.В. Социально-психологическое содержание феномена доверия //ЧФ: Социальный психолог. — 2003. — № 2 (6). — С.27-37.
2. Федотов Д.Д. Врач — больной/ Л.А. Богданович, Д.Д. Федотов — Вопросы психоги-гиены «Медицина», 1971. с 81-91
3. Зильбер А.П. Модели взаимоотношений врач-больной / А.П. Зильбер. Этюды ме-дицинского права и этики — М.:МЕДпресс-информ, 2008. с 29-32
4. Иезуитов А.Н. «Философия взаимодействия» о настоящем и будущем, Санкт-Петербург, «Дух времени», № 2 2021
5. Новосельцев С.В. Остеопатия: Основные приемы лечения и самопомощи. ИК «Невский проспект», 2003, с 11-18
6. Телешевская М.Э. Глазами больного/ М.Э. Телешевская — К.:Здоровье, 1985. с 71-94
7. Кожевников А.Д. Искусство общения с больным/Клиническая медицина — 2002; №4; с 65-69
8. Лещинский Л.А. Врач и больной / Л.А. Лещинский Деонтология в практике тера-певта — М.:Медицина, 1989. с 29-151
9. Введение в биоэтику/А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. — Введение в биоэтику — И.:«Открытое общество» 1998. с 53-76
10. Субетто А.И., Семикин В.В. Ноосферная психология (предпосылки и основания становления в XXI веке) / Под науч. ред. президента Международной ассоциации выжи-вания человечества, доктора психологических наук, доктора педагогических наук, док-тора технических наук, профессора Виктора Витальевича Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2020. – 40 с.