Тезисы.
(По книге А. А.Бейли «Образование в новом веке»)
БОНДАРЕНКО ВАЛЕНТИНА ГРИГОРЬЕВНА (ЧАНДИРА)
BONDARENKO VALENTINA (CHANDIRA)
Доктор философии в области педагогической психологии, профессор Международного Университета Фундаментального Образования (МУФО), Санкт-Петербург, Россия
Рецензенты:
ШАНТИ ПУШПАКУМАРА ДЖАЯСЕКАРА, Доктор юриспруденции, Гранд-доктор философии, профессор-академик;
ЛУКОЯНОВ ВИКТОР ВИТАЛЬЕВИЧ, Президент Международной Ассоциации Гармоничного Развития Человека (ЮНЕСКО), Гранд-доктор философии в области психологии, Доктор психологических наук, Доктор Педагогических Наук, профессор-академик;
КУРИС ИРИНА ВИКТОРОВНА, Гранд — доктор философии в области педагогической психологии, профессор-академик, Президент Северо-Западного Регионального отделения АТПП.
ПЛАН
1. ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ
2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ
3. НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ
4. ТЕНДЕНЦИИ НОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
5. ЭТАПЫ БУДУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
6. РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ
Москва 2015
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
ПРАВИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ должно отталкиваться от методов ПРОШЛОГО, обеспечивать сферу приложения усилий в НАСТОЯЩЕМ и обозначать пути, ведущие к духовному БУДУЩЕМУ.
«Слово «духовный» не имеет отношения к так называемым религиозным делам. Всякая активность, которая ведёт человеческое существо вперёд к каким-либо формам развития – физического, эмоционального, ментального, интуитивного или общественного – если она его продвигает по сравнению с его теперешним состоянием, по существу духовна… Дух человека бессмертен; он вечно пребывает, прогрессируя от ступени к ступени на Пути Эволюции, раскрывая неуклонно и последовательно Божественные атрибуты и аспекты». Цит. по: А.А.Бейли «Образование в Новом веке», М., 2013, Амрита-Русь. стр.20
I. ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ
1) ПРЕОДОЛЕНИЕ ДУАЛИЗМА «объективной», направленной на внешнее точки зрения западной культуры, и «субъективной», устремлённой вовнутрь культуры восточной. Необходимо объединить оба идеала для ГАРМОНИЧНОЙ ЖИЗНИ, в которой человек сможет достигнуть ЦЕЛОСТНОСТИ себя и своего мира.
2) ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРИНЦИПОВ, на которых может быть предпринято ОБЪЕДИНЕНИЕ человеческих ЦЕННОСТЕЙ и ДОСТИЖЕНИЙ. Именно это в будущем должно стать средством для устранения социальных расколов и психологической разобщенности.
3) ПРОВЕДЕНИЕ СИНТЕЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ и ПРЕОДОЛЕНИЕ ДВОЙСТВЕННОСТИ СОЗНАНИЯ на субъективных уровнях. Восточное и западное полушария земного шара подобны правому и левому полушариям человеческого мозга. Новый синтез призван восстановить ДУХОВНОЕ и КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
ГЛАВНАЯ НАДЕЖДА НА ВЫЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА основана на СИНТЕЗЕ работы обоих полушарий (восточной и западной культур). Следовательно, направление развития человечества — это движение к гармоничному СИНТЕЗУ культур обоих полушарий. МИРОВОЙ МОЗГ должен служить узлом, где перекрещиваются планетарные нервы. ЧЕЛОВЕЧЕСВО НУЖДАЕТСЯ во всепланетном образе жизни, всепланетной этике и всепланетном способе чувствования, чтобы решить стоящие пред ним великие задачи Новой Эпохи.
Пришло время восстановить ЕДИНСТВО ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО, ЭКСТРАВЕРТНЫХ и ИНТРАВЕРТНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Решение этой задачи ПРИЗВАНА возглавить РОССИЯ, девиз которой: «Я СОЕДИНЯЮ ДВА ПУТИ».
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ в Новом Веке – пролить свет на четыре главных вопроса человеческого существования:
1) Что такое ЧЕЛОВЕК?
2) Что представляет собой ФИЗИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ (КОСМОС), в которой человек живёт?
3) В ходе каких ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ род человеческий выделился из матрицы природы, став самосознательным и творческим индивидуумом?
4) Какой НАИЛУЧШИЙ ВИД ОБЩЕСТВА можно предложить для прогрессивной и самостоятельной эволюции человека?
II. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ.
«Образование должно удовлетворять нуждам человеческого духа. Оно должно помогать людям вырабатывать адекватную личную философию и чувство ценностей; воспитывать вкус к литературе, музыке и искусствам; раскрывать способность анализировать проблемы и приходить к разумным выводам». Цит. А.А.Бейли «Образование в Новом веке», М., 2013, Амрита-Русь. Стр.12
В общей ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ должны сочетаться три основных подхода:
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, которой нужно давать образование;
2.СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА, которое мы пытаемся создать или сохранить;
3.МИРОВОЗЗРЕНИЕ или КОСМОГОНИЯ – теория о месте человека во Вселенной.
Психологические и социальные основы образования в Новом Веке должны быть сформулированы как можно более исчерпывающе. Следующий шаг состоит в том, чтобы проверить справедливость этих принципов на практике.
ДВЕ ГЛАВНЫЕ ИДЕИ, которые должно проводить образование — это ЦЕННОСТЬ ИНДИВИДУУМА и ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ в том, чтобы пролить свет на КУЛЬТУРНОЕ РАСКРЫТИЕ современного человечества и сделать следующий шаг, который должен быть предпринят в его МЕНТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ. Задачей образования должна быть такая ТРЕНИРОВКА МЕХАНИЗМА ЛИЧНОСТИ, чтобы ЛИЧНОСТЬ ОТЗЫВАЛАСЬ НА ЖИЗНЬ ДУШИ. Истинная работа образования заключается в том, чтобы обучать низшего человека (личность) ПРАВИЛЬНОМУ РАЗЛИЧЕНИЮ и ПОДЛИННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ, чтобы человек мог строить себя и свою жизнь в точном СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЬЮ СВОЕЙ ДУШИ, создавая на Земле то, что является его ВКЛАДОМ В ЦЕЛОЕ. (Человек читает свою судьбу на Небесах и пишет её своей жизнью на Земле)
III. НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Образование в прошлом занималось искусством обобщения ИСТОРИИ ПРОШЛОГО и прошлых достижений во всех областях человеческой мысли и излагало накопленное человеческое знание. Оно имело дело с формами науки, которые развивались в прошлом.
2. Образование касалось главным образом ОРГАНИЗАЦИИ НИЗШЕГО УМА, и развитость ребёнка в значительной степени оценивалась его реакцией на накопленную информацию.
3. Образование главным образом ТРЕНИРОВАЛО ПАМЯТЬ. Наша история отражает методы, посредством которых племена достигали статуса наций в ходе агрессий, войн и завоеваний. География основывалась на сходной реакции на ИДЕЮ ЭКСПАНСИИ. Завоевания науки, завоевания наций и завоевания территорий – все они провозглашались расовыми достижениями. Все они указывают на метод Эпохи Рыб с его идеализмом, воинственностью и обособленностью во всех областях – религиозной, политической и экономической. Но Эпоха Водолея – это эпоха СИНТЕЗА, ВКЛЮЧЕНИЯ и ПОНИМАНИЯ, ставящая НОВЫЕ ЗАДАЧИ перед образованием.
4. ОБРАЗОВАНИЕ – НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, чем тренировка памяти и большее, чем информирование учащегося о прошлом с его достижениями. Образование больше, чем исследование предмета и формирование соответствующих заключений. Образование больше, чем искренняя попытка научить ребёнка или взрослого быть хорошим гражданином и разумным родителем, а не бременем для государства. У него гораздо более широкое предназначение, чем сформировать человеческое существо, состоятельное в коммерческом отношении. У образования иные задачи, нежели сделать жизнь приятной. Оно всё это охватывает, но ДОЛЖНО БЫТЬ И ЧЕМ-ТО НАМНОГО БОЛЬШИМ.
5. ОБРАЗОВАНИЕ, с точки зрения человеческого развития, имеет ТРИ ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:
ВО-ПЕРВЫХ, оно должно делать человека здравомыслящим гражданином, мудрым родителем и контролируемой личностью;
ВО-ВТОРЫХ, оно должно помочь человеку устранить разрыв между различными аспектами его собственной ментальной природы;
В- ТРЕТЬИХ, оно должно обеспечить единение между личностью и душой, помогая строить МОСТ СОЗНАНИЯ между ними (антахкарану).
6. Образование в новом веке должно заниматься УСТРАНЕНИЕМ РАЗРЫВА между ТРЕМЯ АСПЕКТАМИ УМА: между низшим умом, душой и высшим умом. Эти три аспекта составляют важную часть природы человека: 1) Низший конкретный ум, на который были ориентированы образовательные процессы прошлого (и в значительной степени – настоящего); 2) Душа (Эго) — на работу с этим принципом претендовала религия; 3) Высший абстрактный Ум, хранитель идей — с миром идей претендовала иметь дело философия.
7. Образование, таким образом, является наукой построения МОСТА СОЗНАНИЯ (Наукой Антахкараны). МОСТ СОЗНАНИЯ (или АНТАХКАРАНА) – это мост, который выстраивает человек между тремя аспектами своего ума – посредством медитации, понимания и творческой работы души.
8. Таким образом, ИСТИННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это наука СОЕДИНЕНИЯ составных частей человека, потом ИНТЕГРАЦИИ его со своим непосредственным окружением и, наконец, СОЕДИНЕНИЕ С БОЛЬШИМ ЦЕЛЫМ, в котором ему приходится играть свою роль.
«Прежде чем человек сможет ступать по Пути, он сам должен стать этим Путём». Цит. по: А.А.Бейли «Образование в Новом веке», М., 2013, Амрита-Русь. стр.25
IV. ТЕНДЕНЦИИ НОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕНДЕНЦИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ должна заключаться в том, чтобы ученик становился СОЗНАТЕЛЬНЫМ ХОЗЯИНОМ своего оснащения. Образование должно открыть ему глаза на жизнь, распахнуть перед ним двери в мир объективных явлений и отношений и помочь ВОЙТИ В МИР РЕАЛЬНОСТИ. Возрастание ОСВЕДОМЛЁННОСТИ души, УГЛУБЛЕНИЕ и РАСШИРЕНИЕ ПОТОКА СОЗНАНИЯ и развитие внутренней непрерывной осведомлённости, плюс ПРИВНЕСЕНИЕ АТРИБУТОВ и АСПЕКТОВ ДУШИ на ФИЗИЧЕСКИЙ ПЛАН через посредство её тройного механизма (эфирного, астрального и ментального тел) составляют ЗАДАЧУ ВСЯКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Разъяснить ПРИРОДУ ИДЕЙ, СПОСОБЫ их интуитивно улавливать и ЗАКОНЫ, которые должны управлять любой творческой работой – ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ.
Настоящий ПЕДАГОГ должен работать с ЭНЕРГИЯМИ в МИРЕ ЭНЕРГИЙ. Этому помогает наука ПСИХОЛОГИЯ, (в первую очередь — ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, которая активно развивается в наши дни). Подход к человеку с точки зрения энергии и улавливание СЕМИ ТИПОВ ЭНЕРГИЙ, которые определяют человека и его активность — это дело ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ХХI ВЕКЕ. В отличие от эпохи Рыб, более ментальные типы людей эпохи Водолея привыкают считать любые события, любые всемирные движения, национальные правительства плюс любые политический условия ВЫРАЖЕНИЯМИ ЭНЕРГИЙ, действующих во ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. Людям нужно повсеместно усвоить, что в целом мире явлений, сил и энергий нет ничего, чтобы не могла быть ВЗЯТО ПОД КОНТРОЛЬ со стороны того, что ДУХОВНО.
V. ЭТАПЫ БУДУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
БЛИЖАЙШИЕ ШАГИ В ОБРАЗОВАНИИ – это развитие адекватных средств понимания и изучения человеческого естества. Для этого нужны усилия:
1. ПСИХОЛОГИИ (трансперсональной психологии);
2. Науки о СЕМИ ЛУЧАХ;
3. Учения о СОСТАВЕ ЧЕЛОВЕКА,
4. Признание фактов, сообщаемых ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ АСТРОЛОГИЕЙ.;
5. Принятие ЗАКОНА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.
ОБЯЗАННОСТЬ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ – работать с цивилизованными массами, прививая им культуру. Точно также необходимо работать с культурными людьми, готовя их к Пути Просветлённых.
ТРИ АСПЕКТА БУДУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – это: ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА, ДУХОВНОСТЬ.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это реакция человечества на цель любого конкретного мирового периода (Нация сегодня считается цивилизованной, если она открыта ментальным ценностям, требуя в то же время ценностей материальных). Цивилизация характерна для масс и для массового сознания.
КУЛЬТУРА – это тесное сближение двух миров – чувств и мышления. Культура характерна для индивидуума и незримого духовного человека. Культурный человек соотносит мир смысла с миром явлений, воспринимая оба умом, как два аспекта единого мира.
МАССЫ должны быть ЦИВИЛИЗОВАНЫ – это первый шаг к той КУЛЬТУРЕ, которая делает их настоящими, полнокровными ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ СУЩЕСТВАМИ. Человек должен быть способен жить в мире внешних реальностей и в то же время осознавать себя живущим во внутреннем мире — мире ума и души.
1) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1-14 лет) — ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЦИВИЛИЗАЦИИ. Закладывает основы правильных человеческих взаимоотношений. Готовит ребёнка к тому, чтобы быть гражданином. Учит занимать своё место в социуме.
2) СРЕДНЯЯ ШКОЛА (14-21 год) – ХРАНИТЕЛЬНИЦА КУЛЬТУРЫ. Готовит к будущей профессии и к практическому приложению идеалов. Соединяет в СОЗНАНИИ мир явлений с миром истинных ценностей и смысла. Обучает связыванию ОБЪЕКТИВНОЙ внешней жизнедеятельности с миром СУБЪЕКТИВНОЙ внутренней жизни.
3) ВЫСШАЯ ШКОЛА (21-28) – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДУХОВНОСТИ. Хранительница методов, техник, систем мышления и жизни, связывающих человеческое существо с миром душ, с миром смыслов. Ощущение единства со всем миром. Обсуждение международных проблем – экономических, политических, социальных, религиозных.
РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ заключается в том, чтобы:
1. ЦИВИЛИЗОВАТЬ ребенка, тренируя и правильно направляя его ИНСТИНКТ;
2. ПРИВИТЬ ИСТИННУЮ КУЛЬТУРУ, обучая достойно использовать свой ИНТЕЛЛЕКТ;
3. ВЫЗЫВАТЬ отклик ИНТУИЦИИ и развивать её. (Интуиция – это голос души, проходящий через открытое сердце).
Важно, чтобы работа БАЗИРОВАЛАСЬ на том, что СУЩЕСТВУЕТ СЕГОДНЯ. В природе нет разрывов. В настоящее время мы проходим через один из ВЕЛИКИХ ЕСТСТВЕННЫХ ПЕРЕХОДНЫХ ПЕРИОДОВ. Современное образование должно уделять внимание природе ума и законам мышления. Этим мы обязаны ПСИХОЛОГИИ и ФИЛОСОФИИ. Должен развиваться интерес к Науке ЭНДОКРИНОЛОГИИ, как к материальному способу вызывать изменения в энергетических центрах. Образование не выберется из относительного тупика, пока не будет принято допущение о существовании центральной, питающей ум, энергетической станции и центров, лежащих в основе осязаемого, видимого телесного механизма человека.
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ВЕКА должно закладывать основание для появления НОВОГО ВИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА – более ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ЕДИНИЦЫ внутри человеческого сообщества.