ИНДИЙСКОЕ КИНО (1975-2018) И ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ИНДИЙСКОЕ КИНО (1975-2018) И ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

shanti-pix11
Джаясекера Санти Пушпа Кумара, PhD, Professor
Аспирант Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)
Москва, Россия

ИНДИЙСКОЕ КИНО (1975-2018) И ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Аннотация: Индийский кинематограф уже давно занимает значительное место в мировом кинематографе. Когда говорим об индийском кинематографе, необходимо дифференцировать Индию как особый предмет, воспроизводимый в мировом киноискусстве, и собственно индийский кинематограф, создаваемый в Индии и преимущественно индийскими мастерами киноискусства. Оба явления и понятия постоянно взаимодействуют друг с другом и вместе с тем они не тождественны.
Рассматриваемый период в истории индийского кинематографа занимает в нем принципиально важное место и является в известном плане переходно-переломным. Индийский кинематограф в этот период сознательно отказывается от утверждения какого бы то ни было насилия, которое по сути своей бесперспективно как движущая сила общественного развития и в качестве нормы и образца для человеческого мышления и поведения, выдвигает идею взаимодействия различных социальных сил, политических тенденций и отдельных индивидов. В конечном счете – материального и духовного начал. Эта идея распространяется и на историю, даже самую причудливую и отдаленную, и на противоречивую современность.
Индийский кинематограф в целом и особенно определенного исторического периода (1975-2018), опирающийся на важнейшие традиции индийской культуры, представляет собой «феномен», теоретически и практически значимый для духовного и материального развития современного человечества, его культуры и повседневного бытия.

Ключевые слова: Индийская культура; индийское кино; режиссер; сюжет; музыка.

Jayasekera Santhi Pushpa Kumara
PhD Student of The Gerasimov Institute of Cinematography
Moscow, Russia

INDIAN CINEMA (1975-2018) AND TRADITIONS OF NATIONAL CULTURE.

Abstract: Indian cinema has long occupied a significant place in world cinema. When we talk about Indian cinema, it is necessary to differentiate India as a special subject reproduced in world cinema, and Indian cinema itself, created in India and mainly by Indian film masters. Both phenomena and concepts constantly interact with each other and at the same time they are not identical.
The period under consideration in the history of Indian cinema occupies a crucial place in it and is, in a certain sense, a transition-turning point. Indian cinema during this period deliberately refuses to claim any kind of violence, which in essence is unpromising as a driving force for social development and as a norm and model for human thinking and behavior, puts forward the idea of interaction between various social forces, political trends and individual individuals. Ultimately, a material and spiritual beginning. This idea extends to history, even the most bizarre and distant, and to contradictory modernity.
Indian cinema in general and especially of a certain historical period (1975-2018), based on the most important traditions of Indian culture, is a «phenomenon» that is theoretically and practically significant for the spiritual and material development of modern humanity, its culture and everyday life.
Key words: Indian culture; Indian cinema; director; plot; music.

Для многих индийских фильмов показательного периода уже сами их названия, эмоционально выразительные и заранее ориентирующие зрителя в своем определенном замысле и заключенном в них реальном содержании.
В фильмах «Месть и закон» (1975) и «Мститель» (1976) герой выступает как носитель гуманной справедливости, а не «мести» как жестокого насилия.
В фильмах «Жонгинам» (1976), «Трудная роль» (1977), «Обратная сторона любви» (1981), «Храм любви» (1988), «В мечтах о любви» (1991), «Разочарование» (1992) идет речь о «трудном пути» к истинной любви через различные «разочарования» в том, что самые светлые «мечты» о подлинной любви, так или иначе, осуществляются.
Фильм «Безумие» (1978) повествует о, казалось бы, «безумном», а, в действительности, глубоко справедливом и миролюбивом поведении героя.
«Крик раненного» (1980) содержит в себе призыв к всемерной поддержке человека, безоглядно выступающим за добро и справедливость.
Фильм «Я Азад, я свободен» (1989) – подлинный гимн свободе героя от коррупции и шантажа.
Чтобы приносить людям добро, герой должен пройти свой поистине «огненный путь», как показывает фильм «Огненный путь» (1990).
В фильме «Ганг, воды твои замутились» (1985) прослеживается путь героя к свободе и независимости, что символически «очищает» священные воды Ганга от всякой скверны.
Фильм «Сын Бога» (2003) не имеет религиозного смысла. «Сыном Бога» называют героя, живущего рядом с кладбищем («владением Бога Шивы»). Герой призывает людей на собственном жизненном опыте уйти как можно дальше от предательства, стяжательства, лжи и жестокости.
Фильмы «Трудная роль» (1977), «Начийя» (2018) и «Жонгинам» (1976) привлекают особое внимание к тяжелой судьбе индийской женщины и утверждают ее право, и даже обязанность, играть важную роль в общественной жизни.
«Танцор Диско» (1982) – фильм о нелегком пути таланта к его заслуженному и подлинно народному признанию.
«Влюбленные» (2006, Адитья Чопра), «Однажды в Индии» (2001, Ашутош Говарикер) – номинант на «Оскар». В фильмах место действия именно Индия с ее социальными и психологическими особенностями. «Вир и Зара» (2004, Яш Чопра), «Девдас» (2002, Санджай Лила Бхансали), «Бомбей» (1995, Мани Ратнам) – имена героев, которые в центре внимания. Неоднозначно символические названия у фильмов: «Носильщик» (Манмохан Десаи, Праяг Радж, 1983), «Герой» (1987, Мани Ратнам), «Босс Шиваджи» (2007, Шакмучан Шанкар), «Джодхе и Акбар» (2008, Ашутош Говарикер), «Роза» (Мани Ратнам, 1992), «Злодей» (Субхаш Гхай, 1993), «Цвет шафрана» (Ракеш Омпракаш Мехра, 2006) и т.д.
Ориентирующе-многозначны названия фильмов: «Последняя надежда» (2005, Санджай Лила Бхансали), «Звездочки на Земле» (2007, Амир Кан), «Три идиота» (2009, Раджкумар Хирани), «Мольба» (2010, Санджай Лила Бхансали).
Фильмы указанного периода характеризует напряженный сюжет, им присущи социально-острые коллизии, в них раскрывается сложное взаимодействие старого с новым, прошлого с настоящим и будущим. Однако все это происходит без трагического исхода («Месть и закон», «Мститель», «Жонгинам», «Трудная роль», «Безумие», «Крик раненного» и т.д.).
Уважение к прошлому, старости с ее традициями и может и должно органично уживаться с новыми тенденциями в жизни и с новыми запросами, присущими молодому поколению: «Судьба вдовы» (1986), «Семья» (1987), «Ганг, воды твои замутились» (1985), «Начийя» (2018), «Разочарование» (1992), «Трудная роль» (1977).
Фильмы насыщены сложными любовными коллизиями, при этом их разрешение принципиально отличается от западноевропейской традиции. В них нет узаконенных страданий и трагической безысходности.
Согласно индийской культурной традиции, истинная любовь всегда бескорыстна, неэгоистична, немстительна и нерасчетлива. Такая любовь исключает непримиримое соперничество. Высоконравственный человек без всякой борьбы, сознательно и добровольно уступает в любви своему сопернику, который, по существу, сильнее и глубже любит предмет его собственной любви, и которая в большей мере соответствует чувству соперника.
Любая трагедия, оказывается в этом случае оптимистической. Так или иначе, торжествует счастье. Таковы фильмы «Судьба вдовы» (1986), «В мечтах о любви» (1991), «Разочарование» (1992), «Обратная сторона любви» (1981), «Танцор Диско» (1982). «Храм любви» (1988) – фильм о великом всепрощении в любви, даже тогда, когда, казалось бы, нельзя простить. Счастье всепрощения несоизмеримо по своей силе и правдивости с какой бы то ни было победой, достигнутой путем принуждения и насилия.
Никакое богатство само по себе и никакое стяжательство не могут дать истинного счастья: «Жонгинам» (1976), «Крик раненного» (1980), «Танцор Диско» (1982), «Трудная роль» (1977), «Храм любви» (1988), «Сын Бога» (2003). Это очень актуально.
Всемерное укрепление непреходящих семейных ценностей – традиция индийской культуры, получающая свое воплощение в индийском кино.
Вместе с тем от некоторых семейно-бытовых традиций жизненно необходимо отказываться: вдова становится супругой брата своего мертвого мужа в фильме «Судьба вдовы» (1986). Неукоснительное повиновение старейшим в семье и мужчинам приводит к острому конфликту: «Трудная роль» (1977), «Ганг, воды твои замутились» (1985), «Разочарование» (1992). Старость и прошлое надо уважать, но нельзя им слепо подчиняться.
Лейтмотивом многих фильмов является проблема: Добра и Зла. При этом добро должно уметь защитить себя и добиваться ненасильственным путем своего торжества, или прямого или на перспективу: «Жонгинам» (1976) «Трудная роль» (1977), «Безумие» (1978), «Обратная сторона любви» (1981), «Огненный путь» (1990).
Добро и справедливость всегда торжествуют, прямо или косвенно, таков лейтмотив индийского кино, что соответствует индийской национальной культуре, восходящей к буддизму как философско-нравственному учению.
В то же время бессмысленно и бесперспективно бороться со злом путем насилия: «Гангва» (1984), «Ганг, воды твои замутись» (1985), «Я Азад, я свободен» (1989). Такая борьба исключает самосуд: «Гангва» (1984).
Торжествует внутренний и внешний закон, соответствующий природе человека. Доверие, бескорыстие, доброта и сочувствие побеждают жестокость, насилие, нетерпимость и предательство.
Сюжеты:
«Влюбленные»: существуют устойчивые семейно-бытовые традиции, но будущее за новыми, более гуманными взаимоотношениями между людьми, без догматических запретов. В фильме «Однажды в Индии» убедительна показана победа справедливости, несмотря ни на что. «Носильщик»: превращение бедного мальчика в признанного руководителя угнетаемых людей. «Роза»: самоотверженная любовь становится политически направленной. «Злодей» : даже в преступнике сохраняется и проявляется истинно гуманное начало, когда его пробуждают добро и справедливость. В фильме «Цвет шафрана» показано, что герои, защитники угнетаемого народа, погибают с «улыбкой на губах».
«Герой», «Бомбей»: сложные взаимоотношения между различными нарушениями закона и полицией. «Предательство», «Черная пятница», «Жизненный путь» — бессмысленность бандитских войн, особенно на основе религиозной нетерпимости (индуизм, ислам). Высокая миссия благотворительности, несмотря ни на что («Босс Шиваджи»). Губительные последствия для людей попытки наделить робот человеческими качествами («Робот»). Этот фильм особенно поучителен для апологетов «искусственного интеллекта».
Фильм Санджая Лила Бхансали «Последняя надежда» (2005) о неукротимом и даже трагически насыщенном пути человека к свету в прямом и переносном смысле. Его же фильм «Мольба» (2010) выразительно отстаивает незыблемое право человека на жизнь при всех его физических ограничениях.
Фильм Амира Кхана «Звездочки на Земле» (2007) имеет в виду под «звездочками» различных детей, воспитание которых в духе доброты требует от воспитателя колоссальной работы его души.
Ашутош Говарикер в фильме «Три идиота» (2009) метафорически называет «идиотами» трех друзей, которые, несмотря на все жизненные трудности, сохраняют свою верную дружбу и для «обыденного сознания» предстают своего рода «идиотами» (непонятно – неповторимыми). Он же в фантастическом фильме «Пикей» (2014) выразительно показывает, что истинная любовь, беспристрастная и возвышенная, органически связывает инопланетянина и жителей Земли.
В кинокартинах «Бронирование» (2011) и «Упорство в истине» (2013) Пракаша Джа в сюжете и в образах героев утверждается и развивается идеи Махатма Ганди и мире без насилия, существующем на благо всех людей.
Фильм «Огненный путь» (2012) показывает, что жизненно необходимо для общества и каждого его члена каким-то ненасильственным образом прервать и остановить любые бесчеловечные перевороты.
Истинная любовь способна преодолеть любые разногласия (социально-политические, религиозные и т.д.) демонстрирует фильм Ашутоша.
Индийское кино характеризует органический синтез различных жанров (1975-2018), что придает им особую содержательную многоплановость и изобразительно-смысловой полифонизм, реальную способность оказывать эстетическое воздействие на самого разного зрителя со своими вкусами и разной мерой внутренней подготовленностью для восприятия киноискусства.
Такой жанр называется «масала» в честь «масалы» — индийской смеси различных специй. Каждый фильм в жанре «масалы» имеет свою специю, иначе говоря, свой особый жанрово-эстетический акцент.
Это индийский вестерн с углубленным психологизмом («Месть и закон»). В нем сочетается боевик и триллер, драма, мюзикл и комедия.
Криминал взаимодействует с мелодрамой («Жонгинам»).
Фильм «Безумие» отличается от болливудской «масалы» тем, что в жанровом плане – это подлинно историческая драма, снятая реалистически.
Подлинным саундтреком является фильм «Танцор Диско».
Впечатляющий фильм – рассказ и одновременно аллегория – «Ганг, воды твои замутились».
Семейная драма-притча – фильм «Храм любви».
Социально-политическое и эпическое повествование – «Я Азад, я свободен». Одновременно комедия, драма и мюзикл – фильм «В мечтах о любви».
«Девдас», «Влюбленные» — последовательно развивающееся повествование. «Однажды в Индии» — особая спортивная драма с элементами мюзикла. Новое (свобода) побеждает колонизацию (угнетение) «Вир и Зара». Любовная коллизия, эпически излагаемая, связана с религией и социальным неравенством. Истинная любовь способна преодолеть любые преграды, в том числе религиозные.
«Девдас» — экранизация романа 1917 г., тонко осовремененная в кино. Счастью влюбленных до сего дня препятствуют традиционно-бытовые предрассудки. В то же время каждый человек сам выбирает сейчас свой путь в любви и к любви, который может быть истинным и только кажущимся истинным. Все зависит от чуткости и проницательности самих героев.
Причудливая и напряженная жизнь героев показана в разностороннем повествовании («Носильщик», «Роза», «Злодей»). Многоуровневый сюжет в лиро-эпическом выражении представлен в фильме «Цвет шафрана».
В основном это развернутые и многоуровневое и последовательное повествование («Герой», «Бомбей», «Предательство, «Босс Шиваджи», «Робот»). Глубокая психологическая драма («Жизненный путь»). «Робот» — сочетание фантастики, боевика, драмы, мелодрамы и комедии. «Черная пятница» — своего рода симбиоз документального и художественного фильма.
Основным и преобладающим жанром для многих фильмов является драматически насыщенное, развернутое и многоплановое реалистическое повествование: «Последняя надежда», «Звездочки на Земле», «Три идиота», «Огненный путь», «Бронирование», «Упорство в истине», «Пикей» — научная фантастика. Трогательной мелодрамой предстает фильм «Мольба».
Историко-эпическим и поучительным повествованием является «Джодха и Акбар».
Режиссеры фильмов указанного периода (1975-2018) – подлинные мастера своего дела – обладают индивидуально-неповторимым видением и осмыслением самого разнообразного материала, включенного ими в создаваемую кинокартину.
Рамеш Сиппи («Месть и закон», 1975) – мастер увлекательно-напряженного сюжета. Его фильм «Месть и закон» шел в Бомбее четыре года без перерыва с неизменным успехом у зрителя.
Прамод Чакраворти («Мститель», 1976) умело использует мелодраматические коллизии и различные трюки (лихая езда героя на мотоцикле и т.д.).
Четан Ананд мастерски сочетает индийскую мелодраму с криминалом («Жонгинам», 1976) и создает мистически выглядящий особый синтетический жанр в фильме «Обратная сторона любви», 1981. Его мастака имеет реальную основу.
Шьям Бенегал принадлежит к «Параллельному кинематографу» как зеркалу социальной действительности, ярко проявившему себя в фильме «Трудная роль», 1977. Двуцветная гамма фильма (черно-белая и цветная) позволяет выразительно передать социально различные периоды (мрачные и радостные) в жизни героини. В фильме «Безумие» (1978) режиссер масштабно воспроизводит историческую драму (бои между сипаями и английскими войсками) и утверждает «безумство храбрых» как истинную «мудрость жизни», которая может и должна привести к миру между народами и отдельными людьми.
Фильм Говинда Нихалани «Крик раненого» (1980) показывает непобедимого человека, безоглядно и решительно выступающего за справедливость в жизни. Фильм заслуженно получил в 1981 г. первую премию «Золотого павлина» на Международном кинофестивале в Дели. Фильм – дебют режиссера, ученика Шьяма Бенегала. Говинд Нихалани одновременно выступает как замечательный оператор.
Баббар Субхаш органично сочетает в фильме «Танцор Диско» (1982) мюзикл и мелодраму.
Фильм Балу Махендра «Грустная история» (1983), несмотря на печальные события (болезнь героини и ее страдания), весь наполнен внутренним светом и непоколебимым жизнелюбием.
Фильм «Гангва» (1984) создан Раджасекхара в духе триллера, пронизанного неистребимым оптимизмом.
Радж Капур в фильме «Ганг, воды твои замутились» (1985) показывает, что некоторые древние традиции, угнетающие внутреннюю и внешнюю свободу человека, метафорически способны «замутить» священные воды Ганга. Истинно священна свобода.
Сукхвант Дхада предлагает собственную экранизацию романа пенджабского писателя Раджиндера Сингха, впечатляюще передавая незабываемый колорит деревенской жизни с ее традициями и обычаями, позитивными и негативными.
Фильм Шашилала Наира «Семья» (1987) носит притчево-поучительный характер. В нем органично переплетаются непростые судьбы взрослых и детей.
К. Бапайя в фильме «Храм любви» (1988) показывает каким сложным и даже порою мучительным путем осуществляются в жизни самые светлые мечты, связанные с истинной любовью.
Фильм «Я Азад, я свободен» (1989) социально и политически направлен на преодоление коррупции и любого шантажа. В непримиримости к этому и состоит подлинная свобода слова героя – журналиста.
Мукул Ананд в фильме «Огненный путь» (1990) эмоционально выразительно утверждает, что человеку, отстаивающему добро и справедливость, приходится пройти свой «огненный путь», исполненный боли и страданий, обжигающий и закаляющий. Человек должен быть внутренне готовым к этому, если он твердо встал на путь добра и справедливости.
Фильм Лоуренса Д’Соуза «В мечтах о любви» (1991) одновременно комедия, драма и мюзикл. В нем представлены прекрасные индийские танцы и звучит замечательная музыка. Кумар Сану за песню «Mera Dil Bhi» получил награду «Filmfare Awards», как и Алка Ягник за песню «Dekha Hai», а композиторы Шраван Ратход и Надим Саифи получили награду за музыку к фильму.
Хармеш Малхотра в фильме «Разочарование» (1992) тонко передает все нюансы и в целом мажорное звучание истинно великой и всепобеждающей любви героев, несмотря ни на какие препятствия к их соединению.
Бала в фильме «Сын Бога» (2003) наглядно утверждает, что именно живой человек, а не какая-то мифическая высшая сила, обладает истинным всемогуществом на пути избавления им реальной жизни от страданий и предательства. А в фильме «Начийя» (2018) тот же режиссер воспевает мудрость, чуткость и отзывчивость индийских женщин, их реальную способность руководить общественными организациями самого разного уровня.
Адитья Чопра – мастер напряженного сюжета, социально-исторически значимого. Говарикер – мастер острого сюжета, психологически насыщенного. Лила – тонкий психолог – лирик. Умелые повествователи Манмохан Десаи Праяг Радж. Новатор в области «политического реализма» Мани Ратман. Мастер многолинейных и остросюжетных построений Субхаш Тхай. Мастер романтической драмы Ракеш Омпракаш Мехра. Рам Гопал Варма органически сочетает «язык улиц» и повседневную реальность с высоким романтизмом по отношению к своим героям.
Санджай Лила Бхансали – мастер трагически насыщенных повествований.
Амир Кхан – истинный последовательный гуманист, бескомпромиссный защитник детей.
Ашутош Говарикер в совершенстве владеет кинометафорой.
Пракаш Дха – убежденный и последователь Махатма Ганди с его учением о ненасильственном противостоянии злу в жизни.
Индийским режиссерам удается создать в своих фильмах подлинные актерские ансамбли, в которых органично взаимодействуют признанные мастера экрана и талантливые актеры, начинающие свой путь в кино.
Мастера это:
Раджеш Кханна («Обратная сторона любви»), продюсер и видный политический деятель, обладатель многих и различных наград. Один из самых значительных актеров в Болливуде;
Знаменитый Амитабх Баччан («Я Азад, я свободен», «Месть и закон», «Огненный путь», «Влюбленные», «Носильщик», «Последняя надежда», «Бронирование», «Упорство в истине»), получивший премию «National Awards» «за лучшую мужскую роль года»;
Митхун Чакраборти («Семья», «Храм любви»), получивший премию «Filmfare Awards»;
Тинну Ананд («Огненный путь»), удостоенный премии «Screen Videocon Awards» «за исполнение роли второго плана»;
Многопланово неповторимый Насируддин Шах («Крик раненого»).
Значительное место занимают в индийском кино, придавая ему неповторимое национальное своеобразие:
Хема Малини («Месть и закон», «Жонгинам»);
Риши Капур («Мститель», «Судьба вдовы», «Огненный путь»);
Смита Патиль («Трудная роль»);
Камал Хасан («Грустная история»);
Раджив Капур (одновременно режиссер фильма «Ганг, воды твои замутились»).
Всех актеров перечислить невозможно. Уже названные имена дают объективное представление о высоком артистическом уровне индийского кино (1975-2018), продолжающего и развивающего традиции индийской культуры.
Особую роль традиционно всегда играли и постоянно играют в индийском кино национальные по своей сути музыка и танец. В полной мере это относится к индийской кинематографии 1975-2018 гг.
Буквально завораживает зрителя танец в фильме «Месть и закон», различные песни органично включены в динамично развивающийся сюжет («Безумие»).
Песня композитора Рахула Дева Бурмана «Humein Tumse Pyar Kitna» («Обратная сторона любви»), исполняемая Кишором Кумаром, стала подлинным хитом на многие годы.
Замечательные песни, новая электронная музыка, танцы в стиле Диско (фильм так и называется «Танцор Диско») создают непреходящий успех фильму, в котором известный актер Митхун Чакраборти показал себя блестящим танцором. Композитор из «Новой волны» Баппи Лахири придал фильму зажигательную выразительность.
Музыка Равиндра Джайна помогает раскрыть характеры героев в фильме «Ганг, воды твои замутились».
В фильме «Я Азад, я свободен» неоднократно звучит одна песня, приобретая разную интонацию в зависимости от развития сюжета и придавая ему особую выразительность.
Музыка композиторов Кудалкара и Шарма в фильме «Огненный путь», особенно такие песни, как «Yun Yun Yuna» и «Abhi Mujh Kahin», а также фольклорный напев «Abhi Mujh Mein Kahin» выявляют истинные свойства характеров героев и глубоко волнуют зрителя. Популярной стала задорная песня «Kombadi Polali», исполняемая Шреей Гошал и сопровождаемая танцами Катрины Каиф. Все это идет под названием «Chikni Chameli».
За песни к фильму «В мечтах о любви»: Кумар Сану «Mera Dil Bhi» и Алка Ягник «Dekha Hai» получили награду.
Композиторы Шраван Ратод и Надим Саифи были удостоены премии за лучшую музыку. Фильм стал истинным шедевром.
Музыкальные композиции Aag Hawaa «Mitti Aur Pauni» и «Dunya Ne Mera Sab Kuch» передают трагизм ситуаций, складывающихся в фильме «Разочарование».
Очень эмоционально содержательная музыка композитора Илайараджа к фильму «Сын Бога», особенно звучащая в глобально значимом финале фильма: люди, уходите, как можно дальше, от насилия, предательства, стяжательства и бесчестия.
«Однажды в Индии», «Злодей» — музыка очень динамична, а танец внешне, и внутренне заразительно энергичен. «Бомбей» — органический синтез перфомансы, хореографии и различных песен. Выразительная музыка сопровождает весь фильм «Герой».
Таким образом, индийское кино (1975-2018) содержит в себе важнейшие традиции индийской культуры, давая им индивидуально-оригинальные выражения и современное истолкование.

Список литературы / References:
1. Берген Р. Кино: путеводитель по жанрам. — Москва: Кладезь-Букс, 2012. — 160 с.
Bergen R. Kino: putevoditel’ po zhanram [Cinema: a guide to genres]. — Moscow: Kladez’-Buks, 2012. — 160 р.

2. Вильярехо Э. Фильм. Теория и практика. — Москва: Гуманитарный центр, 2015. — 228 с.
Vil’yarekho E. Fil’m. Teoriya i praktika [Movie. Theory and practice]. — Moscow: Humanitarian Centre, 2015. — 228 p.

3. Гарга Б.Д., Гарги Балвант. Кино Индии, пер. с англ., — М., 1956.
Garga B.D., Gargi Balvant. Kino Indii [Cinema of India]. — Moscow, 1956.

4. Грей Г. Кино: Визуальная антропология. — Москва: Новое литературное обозрение, 2014. — 208 с.
Grei G. Kino: Vizual’naya antropologiya [Cinema: Visual Anthropology]. — Moscow: New Literary Review, 2014. — 208 p.

5. Звегинцева И.А. Киноискусство Индии. — Москва: Знание, 1986. — 48 с.
Zvegintseva I.A. Kinoiskusstvo Indii [Cinema of India]. — Moscow: Knowledge, 1986. — 48 p.

6. История индийского кино: начало эпохи звезд // Индийский вестник. -2009. — № 10-11. — С. 28-29.
Istoriya indiiskogo kino: nachalo epokhi zvezd [History of Indian cinema: the beginning of the age of stars]. Indiiskii vestnik [Indian Herald]. -2009. – no. 10-11. — pp. 28-29.

7. История индийского кино: эра звукового кино // Индийский вестник. -2009. — №8-9. — С. 28-29.
Istoriya indiiskogo kino: era zvukovogo kino [History of Indian cinema: the era of sound cinema]. Indiiskii vestnik [Indian Herald]. -2009. – no. 8-9. — pp. 28-29.

8. Малхотра Б.М. Некоторые из ослепительных звезд современного индийского кинематографа. // Индия. Перспективы. – 2002. – №7. – С. 33-37.
Malkhotra B.M. Nekotorye iz oslepitel’nykh zvezd sovremennogo indiiskogo kinematografa [Some of the dazzling stars of modern Indian cinema]. Indiya. Perspektivy [India. Prospects]. – 2002. – no. 7. – pp. 33-37.

9. Радж Капур. Жизнь и фильмы / сост. Р. Капур-Нанда. — Москва: Искусство, 1991. — 175 с.
Radzh Kapur. Zhizn’ i fil’my [Life and Movies]. Compiler R. Kapur-Nanda. — Moscow: Art, 1991. — 175 p.

10. Фероз Рангувалла. Кино Индии: Прошлое и настоящее. Панорама индийского кино / Под. ред. М.Л. Салганик. – Москва: «Радуга», 1987. – 384 с.
Salganik M.L. (ed.), Feroz Ranguvalla. Kino Indii: Proshloe i nastoyashchee. Panorama indiiskogo kino [Cinema of India: Past and present. Panorama of Indian cinema]. – Moscow: «Raduga», 1987. — 384 p.

Данные об авторе:
Джаясекера Мудиянселаге Санти Пушпа Кумара — аспирант Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). 2015-2018
E-mail: shantimobil@gmail.com
ORCID: 0000-0003-2440-5777

Data about the author:
Jayasekera Mudiyanselage Santhi Pushpa Kumara — PhD Student of The Gerasimov Institute of Cinematography. 2015-2018
E-mail: shantimobil@gmail.com
ORCID: 0000-0003-2440-5777


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *