Катанский С.А. Гранд доктор, профессор МУФО,
Катанская А.С. магистр МУФО
Ключевые слова: психологическое программирование, самогипноз, самосовершенствование, мотивация, физическое воспитание, боевые искусства.
Резюме: Как используя методы психологического программирования, повысить мотивацию студентов высшего учебного заведения к посещению занятий физического воспитания.
Физическая культура – это одна из дисциплин высшего профессионального образования. Она направленная на укрепление и совершенствование организма обучающихся, формирование из них всесторонне развитых личностей и подготовке и студентов к будущей профессиональной деятельности. Непосредственное проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов возложена на кафедру физического воспитания ВУЗа. Кафедральные учебные программы включают в себя общий для всех базовый раздел физической культуры и элективный, который учитывает индивидуальность студента и оставляет за ним выбор спортивной специализации. За этим стоит выбор конкретной спортивной секции и требует от занимающихся постоянного технического совершенствования, которое будет зависит от их систематической посещаемости и добросовестности выполнения практической работы. Чтобы эти факторы заработали на полную мощность нужна мотивация побуждающая студентов к самосовершенствованию. Иначе их возможная недобросовестность может привести к проблемам с получением зачёта и с переводом в другие спортивные отделения. В связи с этим одни преподаватели потеряют время и силы затраченное на обучение покинувших их секцию, другие будут тратить время на переучивание вновь поступивших. Сборные команды не дополучат в свои ряды дополнительный резерв, а меж семестровая студенческая ротация будет понижать качество оздоровительной работы спортивной кафедры.
Целью ниже изложенного эксперимента проверить могут ли методы психического программирования и самогипноза послужить в качестве катализатора повышенного интереса к занятиям в спортивной секции самбо.
Ставились следующие задачи:
Провести обзор литературных источников по интересующей теме.
Выявить лингвистические методы воздействия.
Ознакомить с ними всех кураторов эксперимента.
Набрать равноценные контрольные и экспериментальные группы из студентов МГТУ Им Н.Э. Баумана
Провести педагогический эксперимент спортивного комплекса МГТУ им Н.Э. Баумана
В ходе проведения педагогического эксперимента использовались методы: педагогического наблюдения, интервьюирования и конспектирования и психологического программирования.
Психологическое программирование осуществляется путем информационного воздействия на мозг человека с помощью речевых манипуляций методами разговорного гипноза, или аутогипноза. Под понятием разговорного гипноза подразумевается особое искусство разговора, воздействием особых оборотов речи на подсознание собеседника, с целью программирования его поведения. Этот метод создан психотерапевтом Милтоном Эриксоном и усовершенствован создателями нейролингвистического программирования американцами Джоном Гриндером профессором кафедры лингвистики калифорнийского университета и Ричардом Бендлер. Самогипноз, или аутогипноз, — это состояние повышенной внушаемости, во время которого личностная программа может быть направлена в бессознательное и принята им. Существует пять его основных компонентов: 1) Мотивация. 2) Релаксация. 3) Концентрация. 4) Воображение. 5) Самовнушение. Для того чтобы само программирование прошло успешно, необходимо иметь хорошее воображение, которое может влиять на сознание человека, а мысленные картины будут воздействовать на его подсознательный уровень восприятия и помогают сформировать нужный образ. Но при этом важно иметь представление того, к чему нужно стремится и иметь воображение. Чем лучше оно будет развито, тем легче человеку достигнуть результата и тем успешнее пройдет программирование его психики.
Для того, чтобы программирование стало удачным, начинать его нужно сразу на первом занятии по физическому воспитанию с воздействия на подсознание первокурсников, следующим методом. При отборе их на специализацию красочным рассказом захватить их внимание и передать начинающим студентам яркий образ перспективы долгосрочного посещения спортивного выбранного вида единоборств. В данном случае речь идёт о отделении айки-дзютсу. Затем с посещения первых тренировочных занятий усилить этот образ аутогипнозом — речёвки.
Преподаватель -вы кто? Студенты. Преподаватель -зачем пришли? Студенты — заниматься. Преподаватель — чем заниматься? Студенты боевым искусством айки-дзютсу. Преподаватель- зачем вам айки-дзютсу? Студенты- чтобы быть сильными. Преподаватель- зачем вам быть сильными? Студенты -чтобы научиться побеждать на татами и в жизни. Преподаватель- что такое жизнь? Студенты это борьба. Преподаватель — что такое борьба? Студенты — это жизнь. Преподаватель -ваш боевой клич. Студенты – борьба на татами! Победы в жизни!
Аутогипноз особенно усиливается когда произносится одновременно с выполнением движений- разминочного беда, или О.Р.У.
Для проверки воздействия приемов нейро-лингвистики был проведен педагогический эксперимент на базе спортивного комплекса МГТУ им .Н.Э.Баумана. В эксперименте приняли участие 80 студентов первого курса спортивно-подготовительного отделения в возрасте 17 — 18 лет, изъявивших желание посещать занятия по айки-дзютсу. В опытной группе численностью 40 человек в целях воспитания использовалось подробное объяснение значения символики и этикета, вводились ритуалы и проводились праздники, велись философские беседы об истории развития боевых искусств и рассказы о лучших представителях единоборств. В контрольной группе, также численностью 40 человек, воспитательная работа проводилась традиционным методом. Для поддержания традиционных правил поведения в опытной группе на протяжении определенного промежутка времени велась работа по объяснению исполнения ритуала входа в спортивный зал и выхода из него, приветствия и обращения друг к другу, к старшим ученикам и к учителю, а также необходимости поддержания в чистоте своей спортивной одежды.
В воспитательных целях в конце занятия в экспериментальной группе проводились короткие беседы по истории развития боевых искусств, о лучших представителях различных видов борьбы, притчи и легенды из жизни реальных и мифических героев; также поощрялись просмотры видеофильмов с участием таких мастеров ведения боя, как Брюс Ли, Чак Норрис, Джеки Чан, Стивен Сигал, походы на книжный рынок за литературой соответствующего профиля. Большинство занимающихся посещали фестивали боевых искусств и участвовали в проведении ритуалов и праздников, проходивших в рамках школы.
Ход проведения эксперимента фиксировался методами педагогического наблюдения, интервьюирования и конспектирования. При входе и выходе из спортивного зала, а также при обращении к учителю и старшим ученикам традиционный поклон в опытной группе делали 99% всех учеников, а в контрольной — 30%.
За опоздания на тренировочные занятия и несвоевременный уход с них, замечания в контрольной группе получило 20% человек, а в опытной — 4%.
В начале учебного года представителям обеих групп было поручено приобрести себе спортивную одежду. К середине первого семестра 76% участников опытной группы были одеты в кимоно, а к экзаменам, проходившим в конце семестра — 100%. Из участников контрольной группы 30% приобрели кимоно к середине первого семестра, 57% — к концу первого семестра, и к концу учебного года ишь 93% студентов были экипированы.
При опросе обучающихся в конце учебного года, как часто они стирали свою спортивную одежду, были получены следующие ответы. В опытной группе это происходило в среднем раз в четыре недели, а в контрольной 70% опрошенных привели в порядок свою одежду только переред экзаменом.
Проведение первого экзамена по демонстрации техники оказало, что опытная группа опережает контрольную всего на 4%. после этого ученики опытной группы получили нашивку на кимоно с эмблемой школы, а ученики в контрольной группе таких нашивок не получали.
После получения зачета в конце первого года обучения 96% частников опытной группы не ушли в другие виды спорта, а пожелали продолжить обучение в избранном виде единоборств; в контрольной же группе 16% студентов попросили перевести их в группы, занимающиеся другими видами спорта.
В конце второго года обучения участники обеих групп получили зачет по физическому воспитанию и им было объявлено, что на третьем курсе занятия для них будут проходить факультативно. Из студентов опытной группы 66% продолжили занятия на третий год бучения, а из контрольной — лишь 14%.
В конце статьи можно сделать следующее резюмирование.
В психологическом кодировании учеников на многолетнюю плодотворную спортивную деятельность большая роль принадлежит авторитету преподавателя. Многое зависит от его прошлой спортивной карьеры, и отношения к своей настоящей преподавательской деятельности. От его внешнего вида, манеры поведения, умения объяснять, показывать, руководить. Миф о его профессионализме будет передаваться от ученика к ученику, если он будет положительный, то и воздействие на учеников будет сильное, а если отрицательный, то и отношение их к занятиям будет пониженным.
Использованная литература
Анохин П.К. Функциональная система: Нейропсихология. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 24-29 с.
Анохин П.К. Функциональная система: Нейропсихология. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 24-29 с.
Бендлер Р. Искусство мастера НЛП. — М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997. — 113 с. мастера НЛП. — М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997. — 113 с.
Гриндер Д. Из лягушек в принцы. — Воронеж: Медек, 1994. — 240 с.
Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник. — М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1995. — 230 с.
Эриксон М. Глубокий гипнотический транс. Индукция и использование. М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997. — 87 с.
•