Гранд-доктор философии, профессор, академик А.Н. Иезуитов
«Философия взаимодействия» о настоящем и будущем
Мы переживаем сейчас очень знаменательное время, исключительное по своему реальному состоянию и будущему реальному развитию. Реальному, т.е. независимому от своего восприятия, непосредственного и опосредованного, и кем бы то не было.
Предсказанием будущего и в связи с этим выяснением смысла своего бытия люди занимались всегда, особенно разного рода философы-футурологи.
Современное общественное мнение полагает, что после пережитой миром пандемии коронавируса, мир уже никогда не вернется к своему прежнему состоянию и устройству. Неминуемо наступит нечто совсем новое и непредвиденное. Учитывается при этом опыт прошлого, предыдущих прогнозов человеческого будущего и поисков смысла человеческой жизни.
Сравнительно долго особое внимание уделялось и до сих пор уделяется человеку как самодостаточному явлению и его поискам смысла собственной жизни. Активизируются и различные поиски смысла жизни и разного рода прогнозирование будущего человечества, всех и каждого.
Обращается внимание на то, что еще в конце XX века большой популярностью на Западе пользовалась концепция «самооценки личности» (Д. Васконселос), утверждающая и объясняющая все и вся в жизни самого человека и в окружающей его жизни [1]. Считалось, что именно высокая «самооценка» избавляет человека от многих присущих ему пороков, природных и социальных. Человек, высоко оценивая себя, не будет воровать, обманывать, плести интриги и заговоры, будет честно трудиться и т.д. Все это оказалось не более, чем иллюзия.
Гипертрофия «высокой самооценки», что в принципе было неизбежно, закономерно приводила человека к эгоцентризму, ничем неограниченному, самовлюбленности, самовосхвалению, сверхсамомнению, зазнайству, вседозволенности и признанию своей исключительности в экономике как производителя и потребителя. Одновременно она приводила человека к самобичеванию и даже самоуничтожению как обратной стороне собственной «самооценки». По существу, все это – опасный для человека тупик, материальный и духовный, а не путь в будущее.
Против одной крайности в настоящее время выдвигается другая, не менее антигуманная по своей сути. Она вообще стирает какие бы то ни было различия во всем и везде. Получается этакая Вселенская «смазь»
В своей книги, посвященной COVID-19 и его последствиям, К. Шваб и Т. Малльре отмечают [2], что, по их прогнозам, которые типичны для современности, в обозримом будущем произойдет стирание различий между богатыми и бедными, будут уничтожены государственные границы и возникнет планетарное государство, будут уничтожены религия и «темные религиозные воззрения», а также этнические предпочтения. Все люди станут одинаковыми. Чтобы спасти природу надо будет сократить численность населения, следует уравнять роль мужчин и женщин в частной и общественной жизни, признать все формы сексуальной ориентации, ввести всеобщую роботизацию и цифровизацию, установить всеобщее виртуальное общение, сделать экономику централизовано управляемой. Частная собственность при этом будет «умирать» и вместо нее появиться «экономика пользования» всем и всеми. Будущее императивно.
Как видим, картина нашего будущего предстает перед нами, прямо скажем, нерадостная. «Философия взаимодействия («биализм»)» (ФВ), поскольку предлагаемая нам картина нашего будущего философски значима, постарается аналитически разобраться в ней, и не только в ней, а со многим имеющим отношения к нашему будущему.
Начнем с того, что во всех рассуждениях и у всех современных футурологов фактически отсутствует или явно недооценивается роль духовного начала. Для ФВ, духовное начало представляет собою внутреннюю ориентацию (предрасположенность, готовность), свойственную всем реальным явлениям, т.е. существующим вне и независимо от их восприятия, непосредственного и опосредованного, свойственную природе, живой и неживой, и, в первую очередь, человеку, а также созданному им, и получающую материальное, непосредственно-чувственное выражение. Духовное начало никем и ниоткуда не вносится в реальность, оно изначально находится в ней самой и реально проявляет себя в силу тех или иных причин.
Именно духовному началу, считает ФВ, принадлежит доминирующая роль в нашем будущем, что поможет нам действительно избежать разного рода крайностей и в реальном представлении о нашем будущем, и в его реальном осуществлении нами самими.
Реальность есть взаимодействие материального и духовного начал. Взаимодействие в реальности выступает как взаимодополнение, взаимообогащение, взаимоподдержка, взаимосочувствие, взаимосогласие, взаимоуточнение и частичный взаимопереход друг в друга различных начал, в конечном счете, материального и духовного, что присуще самым разным явлениям, живым и неживым. Жизнь – это самовоспроизводящее и постоянное взаимодействие материального и духовного начал.
По существу, когда повсюду и во всем искали смысл человеческой жизни, искали и при этом находили, чаще всего бессознательно, именно духовное начало жизни, в значительной мере определяющее смысл человеческой жизни как духовный ориентир для нее на реальное взаимодействие, материальное и духовное, всего и со всем и в итоге на полное благополучие, материальное и духовное.
Существование богатых и бедных, по сути своей, «бинарно», и вовсе не чье-то субъективное желание или пожелание, с которым можно не считаться и даже можно отменить. Это долговременная и устойчивая реальность, итог и результат длительного и многообразного исторического процесса, который нельзя искусственно прервать и, тем более, прекратить. Вопиющие различия, материальные и духовные, между уже существующими богатыми и бедными можно так или иначе и в определенном мере сгладить, снизить, нормализовать через принципиальное взаимодействие, материальное и духовное, в интересах, материальных и духовных обеих сторон. Это не иллюзия, а реально достижимая реальность. «Уничтожить» богатых и бедных в принципе невозможно. Более того, они уже давно существуют в интересах друг друга, материальных и духовных, и в принципе сохранятся и в будущем, после окончания пандемии коронавируса. Жизнь, несмотря ни на что, по сути своей, «бинарна». В принципе к революции приводит «монизм».
М. Тэтчер считала, что «экономика – это метод, а цель – изменить душу». Проницательные руководители понимали важнейшую роль духовного начала в экономических взаимоотношениях людей. В будущем духовное начало в экономике может и должно усилится в интересах, материальных и духовных, и производителей и потребителей.
В экономике может и должен проявляться принцип взаимодействия, материального и духовного, в глобальном и региональном управлении экономикой, материальным и духовным, а небезгранично господствовать сугубая «централизация». Взаимодействие, материальное и духовное, реально существует и реально проявляется в экономических интересах людей, материальных и духовных, и в интересах самой экономики, материальных и духовных. От духовного начала, как доминирующего, в нашем будущем, никуда и нигде, никому и никак не уйти.
Государства как таковые в будущем вовсе не отомрут. Появится и должно появиться в будущем их более органичное взаимодействие, материальное и духовное, друг с другом, а не противодействие друг другу, материальное и духовное. Это в интересах, материальных и духовных, каждого государства и всего государственного сообщества, нового миропорядка как взаимодействия, последовательного, разноуровнего, разнообразного и органичного, материального и духовного начал. Единое «планетарное государство» в его традиционно-современном понимании, — не более, чем иллюзия. В «планетарном государстве» обязательно появится некий гегемон, так или иначе признаваемый, материально и духовно, другими суверенными государствами. Как проницательно считал Д. Оруэлл, между всеми «первыми» все равно кто-то окажется «первее».
Частная собственность вовсе не исключает материального и духовного начал, «экономику пользования» «и не умирает». Она реально стимулирует «пользование», материальное и духовное, в принципе ограниченное реальными человеческими потребностями, материальными и духовными, без вызывающих излишеств и унизительной нищеты. С этим нельзя так или иначе не считаться и в нашем будущем.
Весьма сложным представляется вопрос о религии и «темных религиозных воззрениях», которые предлагается «уничтожить», чтобы не допустить их в будущее. Здесь принципиально важен исторический опыт в поисках смысла жизни и ее перспектив на будущее.
Еще Ф. Ницше метафорически восклицал: «Бог умер». Философ имел в виду, что никакая «Высшая сила» заранее и реально не остановила гибель и мучения человечества (неизвестно за что), в развязывании ими кровопролитных войн. Были и Первая, и Вторая мировые войны с многочисленными жертвами. После них тоже немало людей посчитало, что «Бог умер». Среди них были и философы по своим взглядам.
Позднее появились проповедники, утверждающие: «Если вы не любите себя, вы не любите Бога». Между тем в результате опроса, проведенного в 1970 году с участием 615 католических монахинь, отвечавших на вопросы о собственной «самооценке», т.е., по существу, любви к самим себе, половина из опрошенных отказалась от пострига [1]. Это факт, заслуживающий внимания.
Библейские заповеди реально и массово не работают. Их всячески обходят, особенно сильные мира сего, и сами интерпретируют заповеди в своих, чаще всего, политических интересах.
В то же время А. Камю и А. Мальро считали, что без Бога человеку «чего-то не хватает», имея в виду «Высшую силу» как носителя необходимого человеку духовного начала. Одними материальными интересами человек и не хочет, и не может жить. Другое дело, где находится источник самой духовности: в самой реальности или вне ее.
В будущем религия сохранится скорее всего не в виде законченного и доминирующего мировоззрения, а в виде исторически устойчивых и привычных для определенных людей ритуалов и обрядов, разного рода церемоний и специальных награждений.
В условиях официального и воинствующего мракобесия церковные обряды становятся административно и финансово обязательными для умерших, независимо от их действительных убеждений при жизни. Это явное насилие и принуждение, духовное и материальное, которому в принципе не должно быть место в будущем по отношению к живым и мертвым. Нельзя не считаться с собственными убеждениям людей, когда они жили и реально придерживались своих убеждений, материальных и духовных. Реальная жизнь выше и сильнее любых канонов и установлений. Все их успехи временны и ограничены. Остается надеяться, что будущее это нам покажет и докажет.
Этнические признаки в будущем сохранятся, что надо учитывать. При этом они станут носить менее отчетливо выраженный и самобытный характер. Исторически произойдет их определенное «стирание», приближение к общепонятному «метатипу» в образе жизни и поведении человека. Особенно плодотворным окажется реальное взаимодействие, материальное и духовное, между различными этническими индивидами на их жизненной основе как взаимодействии материальным и духовным.
Люди вовсе не станут одинаковыми. Будет по-прежнему действовать «закон всеобщей индивидуальной неповторимости» (ЗВИН), открытой ФВ и соответствующей реальности. Его невозможно ничем и никем заменить и невозможно отменить. Одновременно будет действовать закон «бинарного взаимодействия» (БВ). «Меру самооценки» человека будет определять мера его конкретного взаимодействия, материального и духовного, со всей действительностью (живой и неживой), окружающими людьми и отдельными индивидами, с самим собой.
А.С. Пушкин считал, что «самостояние человека – залог величия его», имея в виду вовсе не какую-то завышенную «самооценку» человека, а его поведение как материальное и духовное отстаивание человеком своих убеждений и своей позиции, материальной и духовной.
Самому роботу в принципе недоступно и не свойственно духовное начало. Всеобщая роботизация, по существу, превращает человека в послушное и действующее по определенной программе, заложенной в него, технологическое устройство. Духовное начало в роботе фактически отсутствует или представлено очень примитивными действиями. В принципе человека нет и не может быть без духовного начала, которое бывает самым разным по своему характеру и проявлению.
Цифра фактически лишает человека его неповторимой духовной определенности. Всеобщая «цифровизация» жизни человека фактически превращает ее, как уже отмечалось, в «электронный концлагерь» [3] нужный властям всех уровней. Этого ни в коей мере нельзя допустить в интересах человека, материальных и духовных, особенно духовных, в его будущем.
Живое и непосредственное взаимодействие людей не может быть заменено никаким виртуальным.
Еще Э. Хемингуэй утверждал: «человек один не может. И все может человек, когда он не один». Такой призыв жизненно необходим и в наше время и в будущем.
Особый вопрос о «свободе слова», важный для будущего. «Свобода слова» не просто свобода чисто словесного выражения человеком какой-либо идеи, а реальная возможность ее печатного и электронного выражения, доступного для реального восприятия каким-либо реципиентом. Восприятия, материального и духовного. Такое восприятие может сопровождаться определенными человеческими действиями, материального и духовного характера, способствующими укреплению и развитию взаимодействия, материального и духовного, между людьми, что делает наше будущее перспективно-привлекательным.
Наука – вовсе не какая-то механическая деятельность, работа. Наука – постижение и объяснение реальности на всех ее уровнях и во всех проявлениях как взаимодействия материального и духовного начал, при важнейшей роли начала духовного. Это соответствует самой реальности как взаимодействию материального и духовного начал.
В сексуальности человека главным в принципе является то или иное соответствие, материальное и духовное, человеческого поведения, материального и духовного, так или иначе выраженного, материально и духовно, взаимодействия, материального и духовного, с очень причудливой и зачастую даже неожиданной человеческой природой, материальной и духовной, особенного ее духовным началом (самовосприятие собственного пола), и соответствие живой природе вообще как взаимодействию материального и духовного начал, органическим порождением которой, материально и духовно, является сам человек. В таких условиях многие люди становились и становятся действительно счастливыми, материально и духовно. Критерием в данном случае является испытанное человеком и доставляемое им другому человеку наслаждение, материальное и духовное, а не утверждение «так принято» и «так не принято». Кем и когда, неизвестно. Подобная «норма» ограниченна и преходяща. Это своего рода «биополитика» (М. Фуко). Вечно и всегда права, материально и духовно, именно природа. При этом любая сексуальность полностью исключает какое-то бы ни было насилие и принуждение, материальное и духовное. Таков непреложный закон бытия, материального и духовного.
Нужно стать в будущем более чутким и внимательным, материально и духовно, к голосу самой человеческой природы, материальному и духовному, по отношению к человеку, материальному и духовному, и не допускать никакого насилия и принуждения, материального и духовного, в сексуальной сфере, материальной и духовной.
С окружающей человеком природой как взаимодействием материального и духовного начал чтобы сохранить природу, материально и духовно, и сделать ее полезной для человека, материально и духовно, и самому человеку сохраниться и успешно развиваться, материально и духовно, человеку нужно постоянно и многообразно, целенаправленно и чутко взаимодействовать, материально и духовно, с природой как взаимодействием материального и духовного начал и как материальным и духовным источником человеческой жизни, материальной и духовной.
При этом нет никакой необходимости «сокращать» численность населения. Его надо всячески переориентировать в своем мышлении и поведении на максимально возможное взаимодействие с природой, материальное и духовное. Каким оно реально будет, решать самим людям в каждом конкретном случае.
В будущем предполагается почти полностью перейти на «зеленую энергетику» (солнечную, ветровую и т.д.), которая не наносит вреда природе. В значительной мере это благое намерение, вряд ли полностью реализуемое. Традиционная энергетика в принципе сохранится, хотя и в меньших размерах, по сравнению с настоящим временем, при минимальном возможном нанесением вреда природе, материального и духовного.
Надеяться на то, что власти любого уровня создадут всем нам «идеальное будущее», в котором они сами уже давно и неплохо живут, по меньшей мере, бессмысленно. Будущее человечества, всех и каждого, в наших головах и в наших руках. В конечном счете, все зависит от нас какое наступит будущее.
Самое удивительное состоит в том, что хотя люди всегда испытывали, так или иначе и в той или иной мере, внутреннюю потребность во взаимодействии, материальном и духовном («бинарности»), с окружающим их миром, материальным и духовным, на всех его уровнях и во всех проявлениях, многие люди, тем не менее, фактически слепо подчинялись и подчиняются, материально и духовно, именно «монизму» (материализм, идеализм). В принципе именно «монизм» был и остается определяющим началом для жизни многих людей, материальной и духовной.
ФВ реально выводит людей своей «бинарностью» (и-и) из «монистического» (или-или) бесперспективного для людей тупика.
В будущем всерьез прогнозируется «борьба всех против всех». ФВ в принципе с этим не согласна. Борьба как насилие, материальная и духовная, поистине губительна для человечества, всех и каждого.
Все рассуждения о «многополярном мире» в принципе не состоятельны. Полярность – от греч. polos, означает «ось». У любой «оси» только «два конца». Мир может быть «двуполюсным» — «бинарным» («биполярным»), т.е. иметь «два» так или иначе противостоящих друг другу, материально и духовно, различных мироустройства, в конечном счете, различных лагеря-союза, которые могут и должны взаимодействовать друг с другом, материально и духовно, в собственных интересах и материальных и духовных, и в интересах всего мира, материальных и духовных.
Человек рождается свободным и остается свободным всю жизнь и даже после смерти. Основу свободы, материальной и духовной, составляет органичное взаимодействие, материальное и духовное, человека с его материальным и духовным началом, без какого-то ни было насилия над ним, материального и духовного; взаимодействие с другими людьми и с самим собой, материальное и духовное.
ФВ убеждена и старается это всячески доказать, что наше будущее, его благотворность и благополучие, материальное и духовное, после изживании в мире пандемии коронавируса, в значительной мере зависит от того, в какой мере во всех областях человеческого бытия, материального и духовного, будет действительно реализована идея взаимодействия материального и особенно духовного, всего и со всем, и со всеми. Подождем, увидим. В то же время, как говориться «промедление смерти подобно», и это истина, которую невозможно опровергнуть, ни материально ни духовно.
Литература:
1. Терентьев Д. Черная кошка в пустоте. Как люди искали смысл жизни в самих себе и что из этого вышло // Аргументы недели. 2021, 20 января. С. 8, 9.
2. Попов Д. Футурологи пророчат темное будущее. Пандемия коронавируса стала «окном возможности» для перестройки мира // Московский комсомолец PE, 2021, 20-27 января. С. 9.
3. Катасонов В. Через мировой кризис – силиковоной тирании? // 24 часа 2021, 20-27 января, №3. С. 3. Впервые: Аргументы недели, 2020, №45.
15.02.2021 г. © Санкт-Петербург