Буддизм как философско-нравственное учение

Буддизм как философско-нравственное учение

Буддизм как философско-нравственное учение
Buddhism as a philosophical and moral teaching

PHOTO-2020-12-28-21-47-44
Rev Jyotisar Shraman, PhD, Professor in Buddhism

В настоящее время, когда исторически исчерпали себя и становятся теоретически и практически несостоятельными многие традиционные мировоззренческие концепции, они уже неспособны реально помочь человечеству, всем и каждому, решать сложнейшие и мучительные проблемы бытия, духовного и материального, и духовное начало играет все большую роль в экономике, политике, экологии и т. д., особое значение приобретает буддизм как философско-нравственное учение.
Именно буддизм становится сейчас духовно-нравственным и реальным жизненным ориентиром для многих людей не только Востока, но и Запада.
Уже давно и многими людьми принято считать, что буддизм представляет собою мировую религию. Между тем у буддизма и непосредственно у самого Будды было весьма непростое отношение к религии и к Богу как Высшей Силе. Будда видел в своем понимании мира и человека не религию, а именно особое философско-нравственное и непреходящее учение, жизненно нужное человечеству, всем и каждому. Из буддизма сделали религию уже после кончины Будды, не очень считаясь с самим Буддой. Этот процесс начался еще в III в. до н.э. и продолжается доныне. Пора в нем принципиально разобраться с позиции «Философии взаимодействия» (ФВ), созданной автором этих строк еще в 1992 г. и уже получившей Международное научное признание.

Будда был убежден, что мир действительно станет лучше для человека, если законы природы восторжествуют над всем сверхъестественным. Потому-то люди и не нуждаются ни в каком Боге. Вполне достаточно кармы. Существование Всевышнего может предполагаться, но оно логически не доказуемо.
Религия для массы людей состоит из регулярных обрядов, молитв, покаяний и запретов по отношению к человеческой жизни. Будда выступал против всего этого, как он считал, унижающего высокую природу человека, его волю и разум, нравственное предназначение.
Человек достоин воспринимать реальность такой, какова она в действительности.

Спасение человека не зависит от принятия им каких-то догм и жестоких предписаний. Спасение достигается внешним и внутренним совершенствованием и особенно самосовершенствованием человека, его неколебимой верностью добру как всеобщему благополучию, внешнему и внутреннему, материальному и духовному.
Источник страдания человека – его вечное стремление к потребностям, превышающим возможности, в неспособности полностью их удовлетворить. Это становится проклятием для человека. Любые потребности, материальные и духовные, могут и должны быть умеренными, чуждыми любых излишеств, соответствовать разумному отношению к жизни с ее реальными потребностями, материальными и духовными.
Избавление от любого страдания и подлинное спасение – любовь к человечеству, ко всем и к каждому, ко всему существующему, полный отказ от убийства живых существ.
Карма – всеобщие законы бытия, материального и духовного, для всех и для всего, реально существующего и воображаемого (боги), отвергающие всякое насилие, материальное и духовное.
Нирвана – внутренне и внешне обоснованная материальная и духовная удовлетворенность человека всем, существующим, материально и духовно, в нем самом и вне его, как всепоглощающая и поистине всесильная любовь ко всему сущему, глубинное и сознательное, целеустремленное и последовательное духовное погружение в реальность и ее непредвзятое постижение, а вовсе не полное и принципиальное отрешение человека, материальное и духовное, от реальности, материальной и духовной, абсолютное равнодушие по отношению к ней, материальное и духовное.

Нирвана доставляет человеку поистине невыразимое наслаждение, материальное и духовное, жизненно необходимое человеку, материально и духовно. Никакая Высшая Сила, управляющая человеком и нисходящая до него, здесь не нужна.

Будда считал, что идея Бога как первопричины всего отнюдь не помогает человеку в его нравственном совершенствовании. Идея Бога ведет человека к бездействию и безответственности. При Боге все позволено. Если Бог существует – он единственная причина всего, что происходит как хорошего, так и плохого, и человек не имеет своей собственной свободы и собственного выбора. Если Бог гнушается злом и отказывается от ответственности за него, он вовсе не всемогущий и вообще не нужен тогда людям, которые сами выдумали себе Бога. Если же Бог может мгновенно, когда его об этом умоляют сделать святого из преступника, он оказывается фактически равнодушным к реальной человеческой добродетели. Это тоже, считал Будда, делает Бога, по меньшей мере не нужным человеку, а скорее даже опасным для реальной человеческой жизни.

Далай-лама Четырнадцатый Тенцзин Гьятцо специально отмечает, что «буддизм» не станет «основной религией мира», «буддизм же отрицает и Бога и Творца – он основывается на принципах самосозидания. Мы верим в Разум, Будда для нас не Бог, а учитель… Он учит нас самосовершенствоваться – и только. Если хотите буддизм – это вообще разновидность атеизма! Бога не существует, нет рая, нет ада – на что это похоже? На что угодно, только не на религию! Поэтому может быть какие-то шансы для популярности буддизма как философии имеются» [Известия 2000, 22 сентября].

Буддизм обладает поистине непреодолимой духовно-нравственно притягательной силой. Об этом свидетельствует все более расширяющийся и активизирующийся в наши дни процесс духовно-нравственного приобщения к буддизму выдающихся деятелей культуры. По своей природе культура представляет собою духовно-нравственное явление, и поэтому деятели культуры внутренне призваны обладать высоким духовно-нравственным потенциалом, постоянно совершенствуя его, чтобы духовно-нравственно воздействовать на своих реципиентов, способствуя формированию в них самих такого потенциала.

Замечательная Голливудская актриса Шерон Стоун, обладающая чрезвычайно высоким уровнем духовно-интеллектуального развития, уже более десяти лет назад совершенно осознанно приняла буддизм, подобно другим Голливудским знаменитостям (Ричард Гир и др.). Ее наставником является буддийский монах Лундруп Ринпоче, который учит Ш. Стоун тонкостям буддизма и медитации. Ринпоче живет в буддийском монастыре, находящемся в предгорьях Западного Лос-Анджелеса. Актриса регулярно посещает его. Ринпоче много сделал, чтобы освободить Ш. Стоун от духовного страдания и научил ее самоосвобождению от страдания.
Трагедия актрисы состоит в том, что она очень любит детей, но после неудачно сделанной ей операции стала бесплодной. Ш. Стоун внутренне казнится тем, что сама лишила в себе жизни беззащитное существо. Она много делает сейчас, чтобы принести добро людям и помочь их духовному совершенствованию.
Ш. Стоун своим духовным общением с больным раком смогла облегчить его страдания. Она сама признается, что «ищет глубинный смысл всего происходящего вокруг», воздействуя на людей своим духовным началом. Ш. Стоун владеет медитацией как духовным самопогружением и с ее помощью благотворно влияет на страдающих людей.
Искупая, как она считает, свою прежнюю вину перед жизнью, Ш. Стоун усыновила в мае 2000 г. пятимесячного мальчика, назвав его Роан Джозеф, а в 2005 г. (тоже в мае) усыновила трехмесячного мальчика, назвав его Лейрд Бонн. По ее собственному признанию, Ш. Стоун поистине счастлива, потому что «дети возвращают нас к некой первозданной мудрости, поскольку они по своему мудры», и «как важно, когда тебя любят. Это приносит душевный мир». Ш. Стоун любят другие люди, потому что она сама любит других людей. Это духовно облагораживает и укрепляет ее, придает силу и энергию, делает во всех отношениях прекрасной и необыкновенно привлекательной.
Находясь на экономическом форуме в Давосе (2005), Ш. Стоун так повлияла своим примером и неотразимым обаянием на присутствующих, что буквально в считанные минуты собрала несколько миллионов долларов на избавление одной из африканских стран от малярии.

Именно благодаря своему духовному саморазвитию и преодолению внутреннего страдания Ш. Стоун находится сейчас в великолепной духовно-физической форме и оказывает такое сильное и позитивное духовно-практическое воздействие на других людей. Осознанному ею буддизму как жизненно-нравственной позиции принадлежит в этом заметная роль.
Ричард Гир – убежденный и сравнительно давний последователь буддизма – активно занимается собственным духовным совершенствованием и старается благотворно влиять на других людей, помогая им внутренне избавиться от страданий. Говоря об идее перерождения людей, присущей буддизму, перерождения не только в людей, но и в животных, актер полушутливо и полусерьезно полагает, что он в прошлом «Мог быть оленем. Я люблю леса, обожаю природу, являюсь вегетарианцем, довольно кроткий, но и могу поддеть на рога, если что». Одним словом духовное саморазвитие и самосовершенствование, выступающие в любом виде, надо и поддерживать, и защищать.

Еще в 40-е годы XX века Мерседес де Акоста, поэтесса, драматург и автор ряда сценариев для Голливуда, по ее словам, не верила в «догмы» и называла себя «буддисткой», имея в виду свою духовную самостоятельность по отношению к навязываемым ей религиозным «догмам». У знаменитой Голливудской актрисы Греты Гарбо, близкой подруги Мерседес и во многом ее единомышленницы, как говорила сама Г. Гарбо, «величайшим желанием всегда было обретение внутренней гармонии» и ее изумляло и восхищало, «насколько велика может быть сила мысли». Фактически это в известной мере сближало Г. Гарбо с некоторыми идеями буддизма, придавало ей внутреннюю стойкость перед лицом различных жизненных невзгод и неприятностей, которых у актрисы было немало.

Показательными являются недавние признания американского ученого Роберта Турмана, отца известной Голливудской актрисы Умы Турман. Р. Турман – профессор кафедры индо-тибетского буддизма в Университете штата Колумбия (США). Он – первый в истории американец — буддийский монах, персональный ученик Далай – Ламы. Р. Турман считает, что «есть фильмы про буддизм, но есть и много фильмов, которые содержат в себе послание, близкое к буддийским принципам». С точки зрения ученого, «наиболее буддийским» является фильм «День сурка»: «если ты плохо себя ведешь, ты так и застрянешь на одном и том же месте, надо развиваться и развивать себя, и тогда с этого места сдвинешься». Трактовка оригинальная и обоснованная.
По сути своей, «буддистским» оказывается, по мнению профессора, фильм «Матрица»: «идея того, что видимый мир может являться иллюзией, — полагает Р. Турман, — прямиком заимствована из буддийской доктрины». Фильм передает «буддийские идеи наилучшим способом, потому что в нем «многое выражается не словами, а образом и сюжетом, то есть зрителям проще это понять». Буддизм действительно является образным по своей природе.

Приобщение к буддизму – процесс непростой. Он требует определенных знаний, внутренних усилий и духовного напряжения от человека, принимающего это учение. Его результат всегда позитивный.

17.12.2020 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *