ЧТО ТАКОЕ ДУША

ЧТО ТАКОЕ ДУША

photo-izeiov-33

Гранд-доктор философии, профессор, академик А.Н. Иезуитов

ЧТО ТАКОЕ ДУША

Современная наука проявляет особый интерес к тому, что представляет собою душа. Причем делает это, как правило, с материалистических позиций, односторонне-ограниченных.
Еще в 1921 г. физик Дункан Макдугал сначала взвесил тело живого человека, а затем – его же тело сразу после смерти и установил разницу между весами в 21 г. Макдугал решил, что таким весом обладает душа человека, вышедшая из тела. Критически настроенные ученые отнесли потерю веса за счет неизбежного испарения воды из мертвого тела.

Физик Джерард Нэум, повторяя похожие с Макдугалом опыты, посчитал, что душа имеет вес как испускаемая телом энергия, и после смерти человека она перемещается в некое другое место.
Психиатр Брюс Грейсон, изучая состояние людей, временно побывавших в «клинической смерти», пришел к выводу, что душа – нечто такое, что нуждается в дальнейшем исследовании.
Кардиолог Тим ванн Ломмель полагает, что в момент смерти сознание человека как его душа расширяется и покидает тело, попадая неизвестно куда.

Доктор-технолог Олаф Бланке искусственно вызывал у пациентов состояние, подобное «клинической смерти», и признавал в связи с этим материальное существование души как особого телесного состояния.
Существование души пытается доказать «квантовая механика», изучая «субатомные явления».
Анестезиолог Стюарт Хэмерофф и математик Роджер Пенроуз разработали модель, описывающую сознание, которое фактически отождествляется ими с душой, как результат «квантовых процессов», происходящих в особых «микротубулах», которые «биоэнергетичны». После смерти человека «квантовая информация» в виде души «рассеивается во Вселенной» в живом человека она снова «собирается» как его душа. Таким образом, по пензоуру, сознание и душа имеют «физическую природу», т.е. материальную.
Психиатр и физик Ан Стивенсон собирает различные истории «реинкарнации» (воспоминаний человека о его прошлой жизни), фактически придавая ей материальный характер [1].

Для современной науки и современных СМИ типичным является выражение: «сознание, или душа человека».
Специалист по здоровью человека Джон Джо Макфадден создал теорию о сознательной электромагнитной информации, согласно которой сознание, или душа, как высшая форма нервной деятельности человека закодировано в электромагнитном поле мозга. Ученый отвергает рассмотрение сознания (душа) как духовного объекта, «оторванного» от материи. Электромагнитное поле – носитель сознания (души) неотделимо от материи. «Сознание» – это ощущение физически собранной воедино информации, создаваемой кодирующими эту информацию «фотонами» [2]. Такая «субстанция» у каждого субъекта индивидуальна. Информация материальна и фотоны – это кванты. Физическое тождественно материальному.
Таким образом, душа для современной науки представляет собою материальное явление. В принципе с этим нельзя согласиться.
Что касается религиозных представлений о душе, то они, как показывает история, не были и не могут быть научно обоснованы и доказаны. Мы их вообще не касаемся. Вера – не область науки. Верить можно во что угодно. Это право каждого человека. Наука в данном случае и не обязательна, и неубедительна. Дело науки – познание реальных явлений и аргументированная их интерпретация в соответствии с действительностью.
«Философия взаимодействия (биализм)» (ФВ) предлагает такое философское понимание и объяснение что такое душа.
Начнем с того, что материальное в принципе не тождественно с реальным как явлением и как понятием. Материальное воспринимается непосредственно-чувственно, духовное – внутренним ощущением.
Духовное начало представляет собою внутреннюю установку (предрасположенность, готовность), свойственную всем реальным явлениям, т.е. существующим вне и независимо от их восприятия, непосредственного и опосредованного, и ориентированную на свое материальное выражение. Духовное начало не поддается никакому непосредственному измерению и никаким непосредственно-механическим операциям с ним, никакому сведению даже к самой «тонкой материи» и к самой «элементарной частице».
Ни в коей мере не тождественны душа и сознание.
С точки зрения ФВ, душа – это особый вид духовного начала, его реального субъективно-индивидуального существования и проявления в живой природе. Душа свойственная самой живой природе и, в первую очередь, человеку.
Поэты в данном случае особенно проницательны.
В. Жуковский писал:
Как бы сокрытая под юных древ корой,
С сей очарованной мешаясь тишиною,
Душа незримая подъемлет голос свой
С моей беседовать душою.
Для Ф. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушний лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Так выглядит реальное «душеное взаимодействие» человека с природой.
Душа у человека, по сути своей, чрезвычайно изменчива и многообразна, чутка и ранима, при реальном воздействии на нее.
Вспомним А. Пушкина:
В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена.
И слова М. Лермонтова о Пушкине:
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид.
Л. Мартынов считал, что «душа обязана трудиться и день и ночь», поскольку она реально существует и функционирует.
Духовное начало в принципе всеобще. Душа у каждого индивида своя собственная и неповторимая. Происходит реальное взаимодействие общего и особенного.
Сознание – особая мыслеобразная способность духовного начала, реально существующая и получающая целенаправленное практическое выражение у какого-либо субъекта в его многообразной жизнедеятельности.
Сознание не тождественно мышлению. Мышление – внутренний процесс реального отбора человеком каких-либо наиболее эффективных, материально и духовно, практических решений. Мысль – конкретное и целенаправленное реальное проявление такого отбора. Характер мышления и направленность мысли могут быть самыми разными. Сознание и мышление духовно и материально взаимодействуют друг с другом и в известной мере с душой как особым духовным явлением, реально суверенным, взаимодополняя, взаимообогащая друг друга и частично переходя друг в друга, духовно и материально.
Душа и сознание, генетически и функционально, духовно значимы, не будучи тождественными.
У каждого явления собственная и специфическая духовность.
Душа и сознание могут по-своему позитивно эволюционировать в процессе их материального и духовного взаимодействия друг с другом и с реальностью как взаимодействием материального и духовного начал.
Душа может становиться более чуткой, отзывчивой, восприимчивой, миролюбивой, доброжелательной и взыскательной.
Сознание может становиться более целеустремленным, избирательным и одновременно масштабным, новаторским, проницательно-гуманистическим и аргументированным.
Такая эволюция неисчерпаема по своей реальной жизненной значимости.
Согласно ФВ, жизнь представляет собою постоянное и самовоспроизводящее себя взаимодействие материального и духовного начал как их взаимодополнение, взаимообогащение и частичный взаимопереход друг в друга. Смерть есть разрушение и прекращение такого взаимодействия. Материальное начало со временем исчерпывает свои реальные возможности для дальнейшего существования и развития. Оно не вечно.
Духовное начало вечно и бесконечно в своем существовании и развитии как выявлении и проявлении собственных новых качеств и возможностей, поистине безграничных. Духовное начало функционально вступает в новые взаимодействия с новым материальным началом. Жизнь продолжается.
Как особое проявление духовного начала душа получает свое, поистине вечное творческое воплощение.
Пушкин был уверен, говоря о себе:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
В реальности так и произошло.
Пушкин был убежден, что «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», когда ее призовут к действию на общее благо. Метафора содержит глубокий реальных смысл.
Пушкин особо отмечал и «души прекрасные порывы». Между тем в реальности душа может иметь и негативную направленность, быть, как говорится «темной» и даже «черной», это тоже надо иметь в виду, рассматривая душу как особое проявление духовного начала.
Жизнь в значительной мере есть взаимодействие позитива и негатива как их взаимного проявления и влияния. Этот процесс захватывает собою и душу. Душа может и должна противостоять любому негативу, что реально осуществимо.
И снова обратимся к Лермонтову:
Моя душа, я помню, с детский лет
Чудесного искала
И есть все основания сказать, находила.

Душа привлекает к себе сокровенное внимание живописцев. Так, Г. Мемлинг (XV в.) впечатляюще «рисует прелестную душу» женщин, облаченных в бархат [3]. В этот состоит поистине непреходящее обаяние его картин, обусловленное глубоким проникновением художника в душу своих героинь как особую духовную реальность. Это наглядно выражено Мемлингом в его творчестве, духовно возвышенном и духовно возвышающим.
Уже не первый год наблюдаются безуспешные попытки словесно точно и к тому же исчерпывающим образом определить «душу» какого-либо народа, чаще всего исключительно в позитивном плане.
С точки зрения ФВ, душа как реальное явление и как понятие в принципе слишком многообразно и субъективно-индивидуально, чтобы дать ей какое-то одно определение и даже несколько, применительно к народу, который образует множество своеобразных индивидуальностей. Именно поэтому все попытки свести целый народ к какому-то одному или нескольким реальным проявлениям его души в принципе бесперспективны. У любого народа его «душа загадочна». К тому же, душа – вовсе не сугубо оценочное явление и понятие (одна лучше или хуже другой). Души бывают самые разные, и они внутренне изменчивы.

Реальная исчерпанность, внутренняя и внешняя, именно материального начала жизни, вызывает смерть организма.
При этом следует отметить, что бытие и как реальное явление, и как понятие шире и устойчивее жизни, которая конечна. Бытие – реальное существование чего-либо как таковое, внутренне и органично включающее в себя принципиальное и бесконечное взаимодействие материального и духовного начал. В такое взаимодействие входит сознание. Бытие непосредственно и целиком не определяет сознание. Сознание в значительной мере ориентирует и направляет само бытие.

В реальности бытие по-своему всегда и во всем «бинарно» (материально-духовно).
Как явления и как понятия в принципе различны «дуализм» и «бинарность». «Дуализм» означает параллельное и независимое существование двух каких-либо начал, их абсолютную несовместимость. «Бинарность» означает реальное существование в постоянном и многообразном взаимодействии двух начал, в конечном счете материального и духовного. Жизнь – особый вид и реальное проявление «бинарности» бытия, которое вечно.
Есть земное и природно-естественное бытие как жизнь человека. Есть у человека и его «инобытие», наступающее после смерти человека. Оно тоже реально, поскольку «инобытие» воспринимается самим человеком, после его смерти, хотя бы временно оказавшемся в «инобытии», как особая реальность, существующая вне и независимо от человека, его восприятия, и фактически представляющая собою взаимодействие «суперматериального» и «супердуховного» начал.
Человек, побывав в состоянии «временной (клинической) смерти», оказывается не способным, вернувшись в земное бытие из «инобытия», точно передать свои впечатления от пребывания в «инобытии» привычными для человека словами, настолько эти впечатления необычны. В тоже время они реальны.
Человек, временно побывавший в «инобытии», ощущает себя внутренне преображенным и больше уже не испытывает страха смерти. У него возникает также неукротимое стремление взаимодействовать в своей земной жизни, материальной и духовной, со всем и со всеми. Такова притягательная сила «бинарного» взаимодействия, присущая «инобытию».

Обо всем, сказанном выше, свидетельствуют многочисленные и бесспорные факты, представленные в различных СМИ и сообщенные людьми, побывавшими в «инобытии».
«Инобытие» и душа действительны реальны, хотя и особенным образом.
Есть основания сказать, что после смерти любого человека его душа попадает в «инобытие». Так происходит с каждым человеком. Особый вопрос, каким именно будет «инобытие» для каждого человека и какого именно «инобытия» он окажется достоин за свое земное бытие. Со временем мы и это узнаем. Скорее всего, взаимодействие человека со всем и всеми.
В «инобытии» человек может остаться навсегда, при его собственном согласии и при согласии самого «инобытия». Человек может возвратиться в земную жизнь из «инобытия», временно побывав в нем, если его призовет к этому само «инобытие» и если он внутренне воспримет земной зов о необходимости своего бытия в земной жизни и последует ему. Это тоже реальность.
Одним словом, для того чтобы понять и объяснить, что такое душа, самому не нужно быть бездушным. ФВ является поистине одухотворенной [4]. К душе особенно применим известный призыв: «не навреди».

Литература:

1. Мазанова Г. Науки в погоне за душой // Секретные материалы. Досье. Специальный выпуск, 2011, №3. С.98-104.
2. Веденеева Н. Душа ушла в поле магнитное // Московский комсомолец: PPE, 2020, 4-11 ноября. С.24.
3. Фромантен Э. Старые мастера. Бельгия – Голландия (пер. с франц.) М., 1914. С.409.
4. Иезуитов А. «Философия взаимодействия» как основа «Квантовой теории» // Дух времени, 2018, №23, сентябрь. С.24.

05.12.2020 г. © Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *