А.А.Горбунов, д.э.н., профессор, Крашенинникова И.И. доктор по биоэнергетике, академик ЕАЕН
ЗАДАЧИ ПРОДВИЖЕНИЯ К НООСФЕРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Все в мире развивается, усовершенствуется, эволюционирует. Ничто не стоит на месте, все развивается по вселенским законам мироздания. По этим законам живет и развивается и образование. Но, к сожалению, незнание и непонимание этих законов привело к тому, что система образования в последние 100 лет просто «задыхается», и это испытывает на себе уже не одно поколение.
Термин ноосфера достаточно устойчиво закрепился в современном цивилизационном лексиконе. Как и любой иной термин он стал проходить свой путь как элемент языка. При этом он помещается в пространство самых различных реальных, прежде всего предметно-научных, философских и профессиональных языков. В частности, данный термин вошел в состав профессионального языка педагогов, а также управленцев, занимающихся построением сферы образования и образовательных процессов. В результате появился термин «ноосферное образование».
Ноосфера (от греч. noos — разум) — сфера разума, буквально «мыслящая оболочка». Термин введен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферное учение признается, с одной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной экологии, с другой — как светлая, но зыбкая мечта об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия. Велики различия и в понимании ноосферного времени. Одни полагают, что ноосфера — наша реальность, по мнению других, это лишь вероятное будущее.
В 2013 г. профессор А.А. Горбунов совместно с профессором А.И. Субетто оформили заявку на открытие закона ноосферы В.И. Вернадским. Биосфера неизбежно превратится в ноосферу, т. е. в сферу, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы «человек–природа». Иными словами, хаотичное саморазвитие, основанное на процессах естественной саморегуляции, будет заменено разумной стратегией, базирующейся на прогнозно-плановых началах, регулировании процессов естественного развития. Лишь благо и заинтересованное понимание, а не насилие и волюнтаризм могут быть в основе формирования ноосферы. Человечеству придется решить массу тяжелых для нового времени проблем, но это будут иные, чем сейчас, проблемы. Только определенная гумманизация общества, относительно бесконфликтное его включение в систему биосферы, основанное на использовании только прироста ресурсов, может спасти человечество. Управлять люди будут не природой, а прежде всего собой. И в этом смысл закона ноосферы, который открыл Владимир Иванович Вернадский.
В современной науке понятие ноосферы имеет довольно широкий спектр толкований, ее можно рассматривать как экологическую систему, включенную в сферу общественных отношений, т. е. как саморегулирующуюся природную систему, динамическое равновесие которой обеспечивается обществом.
Ноосферу как глобальную оптимизированную социально-экологическую систему можно представить как комплекс четырех взаимосвязанных подсистем:
— природной (вода, воздух, рельеф, климат, флора, фауна и т. д.);
—экономической (население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);
—социокультурной (наука, искусство, здравоохранение, образование, религия и т. д.);
— этносоциальной (быт, традиции, обычаи, язык и т. д.).
Ноосфера — непрерывно расширяющаяся в пространстве и во времени сфера разума и духа, сфера основанная на жизнедеятельности Земной цивилизации, ядром которой служит историческая биосфера Земли. Под словами «непрерывно расширяющаяся в пространстве» понимается экспансия человечества в космическое пространство.
Введение в концепцию ноосферы количественных критериев рассеивает туман вседозволенных толкований, делает концепцию научно-конструктивной, ясной и удобной для дальнейшего развития учения о ноосфере.
В настоящее время активно развивается ноосферное мышление.
Человечеству необходимо полностью измениться, переделать себя, свое сознание. Необходимо заново сконструировать и реализовать принципиально новую цивилизационную структуру, которая должна вобрать в себя все самое позитивное из исторического опыта человечества.ННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
Зарубежные и отечественные ученые отмечают, что все ныне бытующие системы образования не удовлетворяют современным требованиям и вследствие этого находятся в состоянии кризиса. Суть мирового кризиса образования, согласно «открытой» информации, прежде всего, заключается в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, устаревшие традиции, в отсутствии ориентации на будущее, т.е. перспективности. Современное развитие общества требует новой системы образования, которая сформировала бы у учащихся способность к проективной созидательности будущего, ответственности за него, веру в себя и в свои духовные и профессиональные способности.
Развитие образования в последние годы становится одним из приоритетных направлений деятельности государства. Модернизация образования, обучения и воспитания осуществляется в соответствии с общими тенденциями мирового педагогического процесса. XXI век — век человекоцентристских позиций, гуманизации отношений, развития творческих способностей личности, раскрытия ее потенциальных возможностей. В центре внимания отечественной педагогики — уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
В современном мире осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить его доступность, укрепить те направления в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Однако низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.
Завершающий этап построения информационного общества реализует конструктивно идею Вернадского о ноосфере, так как формируется единый информационный фонд человечества, включающий совокупность знаний, объединяемых мировым информационным пространством. Существенно, что переход к информационному обществу предполагает формирование информационной культуры как свода правил поведения в информационном обществе, в коммуникационной среде, человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Вхождение пользователя в мировую сеть (например, Internet) позволяет получать огромные потоки информации, которая может быть предназначена и для идеологической обработки. Необходимо воспитывать корректное получение информационных ресурсов и прививать критическое отношение к получаемой информации.
В информационном обществе образование приобретает лидирующую роль. Информационное пространство Российского образования сливается с мировым образовательным пространством. При этом оно должно отвечать национальным интересам и базироваться на традициях отечественной культуры. В противном случае молодежь попадает под влияние информационной среды, чуждой нашим интересам и зачастую преследующей корыстные цели.
Технический прогресс остановить невозможно, и наряду с проникновением зарубежной техники происходит планомерное информационное идеологическое воздействие. Можно пойти по пути защиты от чуждой нам информации, для чего уже созданы соответствующие средства. Но следует обратить особое внимание на проблему воспитания в рамках модернизации образования и перехода его на новый ноосферный уровень. Особую значимость приобретает мировоззрение и информационная культура педагога-воспитателя на всех уровнях непрерывного образования.
Наблюдаются случаи отставания учителя в направлении информационной культуры от ученика, имеющего домашний компьютер, работающий в сети, причем число домашних пользователей стремительно растет. Это не означает, что проблема развития интеллекта учащихся может быть решена лишь средствами информатики. Но проблемы науки об образовании должны решаться с учетом перехода в информационное общество, в котором будет сформирована «инфоноосфера личности».
Задача развития интеллектуальных способностей личности смыкается уже сейчас с проблемой информатизации образования. Информатизация должна предусматривать эволюционное развитие методологии образования. Не отрицание, а последовательное эволюционное развитие сложившейся методологии образования за счет использования явных преимуществ компьютерных технологий (наглядность, возможность использования различных форм представления информации — звук, изображение, удаленный доступ, обработка и хранение больших объемов информации), должно стать основой опережающего развития образования. Информатизация может внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса. Необходимо управлять ходом информатизации образования. Информатизация образования органично вписывается в новые формы организации учебного процесса в рамках ФГОС третьего поколения от включенного дистанционного обучения до сетевого электронного образования в целом.
Вступившие в действие ФГОСы позволяют в условиях квазиадминистративной модели образования реализовать отдельные элементы либеральной модели, характерной для уровневой подготовки за рубежом. Базовая квазиадминистративная модель образования, действующая в российской высшее школе, обладает следующими особенностями:
а) профессиональная квалификационная структура подготовки специалистов определяется перечнем направлений подготовки и специальностей;
б) по всем направлениям и специальностям разрабатываются ФГОС;
в) ВУЗы могут выдавать дипломы государственного образца после аккредитации;
г) образовательный процесс возможен после получения лицензии.
В условиях современной рыночной экономики выпускнику необходимо предоставить свободу в выборе образовательной траектории и последующего места работы. По сути, это приводит к замене базовой квазиадминистративной модели на либеральную. Можно выделить следующие особенности либеральной модели:
а) академические свободы и автономии университетов;
б) возможность самостоятельно модернизировать образовательные программы;
в) открытие новых образовательных программ без разрешения Министерства;
г) классификация образовательных программ сопоставима с Международной стандартной классификацией образования.
Особенно важно на современном этапе образования в рамках действующих ФГОС воспитать у выпускника способность адаптироваться в сложных рыночных условиях с ориентацией всего общества на нравственные ценности. Эту проблему необходимо решать на основе формирования соответствующих компетенций, которые заложены в основу построения ФГОС.
При создании ФГОС выделяли разное количество компетенций, которые должны быть сформированы в образовании, но независимо от их числа они должны содержательно включать: готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект), владение знанием содержания компетентности ((когнитивный аспект), опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект), отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект). В компетентностной модели выпускника цели образования связываются как с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Цель профессионального образования состоит в широком смысле в том, чтобы приобрести компетентность, которая позволяет выпускнику адаптироваться к рынку труда. Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что образование тесно связывается с «трудоустройством». Компетенции предполагают возможность использования знаний выпускника в ряде профессий. Для отечественной системы образования переход к системной модели (квалификационной и компетентностной в их единстве) представляется крайне актуальным.
Российская система образования всегда была компетентностной, — т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности, но она была ориентирована на подготовку специалистов для массового и стабильного производства. В настоящий период от системы высшего образования ожидается подготовка выпускников, которые могут заниматься как поиском работы, так и выступать в роли создателей рабочих мест. Модель должна носить системный характер, объединяя преимущества квалификационной и компетентностной моделей. Реализация системной модели требует получения результатов обучения в двух направлениях: квалификационно-профессиональном и в междисциплинарно-компетентностном. Можно предложить следующую системную модель бакалавра и магистра-специалиста.
Выпускник, освоивший образовательную программу бакалавра (магистра) – специалиста, должен приобрести следующие компетенции: социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие, а также специальные. В предлагаемой модели акцент смещается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции, которые служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования.
В то же время необходимо избегать ситуаций, когда выпускник подготовлен ко всему и ни к чему конкретно. Задачи объектной и предметной подготовки решает блок специальных компетенций, профессионально ориентированных знаний и навыков.
С учетом компетентностной модели под бакалавром будем понимать профессионального выпускника, имеющего подготовку, достаточную для выполнения трудовой деятельности в области полученного образования и в смежных областях и требующей для ее исполнения высшего профессионального образования, а также имеющего прямой доступ к продолжению образования на следующем уровне. Отличительным признаком образовательного уровня бакалавра является наличие базового образования, полученного на базе полного среднего образования. Для подготовки таких специалистов нового качества необходимо найти новые формы организации учебного процесса, что означает создать новую образовательную технологию, которая обеспечит: переориентацию подготовки на фундаментальное образование по широкому спектру знаний, включающее теоретические основы будущей профессиональной деятельности, индивидуальную траекторию образования, значительную ноосферную составляющую подготовки, междисциплинарный характер образования, динамичность учебных программ, опережающий характер подготовки, экономическую эффективность обучения бакалавра как для государства, так и для выпускника. Таким образом, реализация образовательного процесса на базе ФГОС третьего поколения позволяет реализовать следующие особенности либеральной модели образования:
а) ВУЗ на основе решения Ученого совета может открывать образовательные программы по профилям подготовки бакалавра и магистерские программы;
б) новым образовательным программам присваивается код в соответствии с правилами национальной системы классификации;
в) лицензирование осуществляется в заявительном порядке;
г) применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
д) результаты профессионально-общественной аккредитации представляются в) аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
Главной задачей является обеспечение высокого качества образования при сокращении срока обучения с пяти лет (для дипломированного специалиста ) до четырех лет (для бакалавра). В рамках реализации предлагаемой модели существенной становится самостоятельная учебная работа студентов, на которую должно отводиться от половины до двух третей общей учебной нагрузки. Особо важным оказывается формирование высоконравственного мировоззрения у студентов, приоритетность духовного перед материальным. Это согласуется и с будущим современного общества. Завершение перехода к информационному обществу приведет к обеспечению свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и непосредственно пополнять городской, общегосударственный и мировой информационный фонды. Объединение всех информационных систем в единую информационную сеть не только многократно усиливает интеллектуальные способности жителей, охваченных этой сетью, но и создает новые возможности, которые присущи новому качественному образованию, а именно ноосферному коллективному разуму. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя города и превращается в основной ресурс развития общества.
Реализация проектов перехода к информационному обществу предполагает дальнейшее развитие и внедрение во все сферы человеческой деятельности перспективных информационных технологий, позволяющих человеку жить и работать в новой информационной среде. Эти технологии поддерживают базовые информационные процессы, обеспечивающие подготовку, сбор, передачу, накопление, хранение информации, а также преобразование данных в знания на основе моделей формализации и представления знаний. Это позволяет формировать коллективный разум человечества.
Для информационного общества характерна лидирующая роль образования, а поэтому будущее образования следует рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями жизни людей в информационном обществе. При этом особо важна ориентация образования на нравственные цели, приоритет духовной составляющей перед материальной, что приводит к необходимости формирования ноосферной модели образования. Общими лозунгами и научными рассуждениями здесь вряд ли удастся ограничиться. Нужно изменение подхода на политическом уровне к образованию.
Советское образование по право можно считать ноосферным, оно включало в себя воспитание и обучение. Отработанная система воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях, включающая в себя серьезную внешкольную работу, была ориентирована на нравственные ценности. В рамках высшего профессионального образования была сложившаяся практика: ВУЗ-НИИ-производство. Молодежь стремилась к интересной духовно наполненной работе.
В конце XX века национальные и мировая системы образования пережили глубокий кризис. В качестве основных факторов, объективно дестабилизирующих работу системы образования, обычно называют следующие: социальная и экономическая нестабильность, острый дефицит средств, неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы. Однако главным фактором остается неудовлетворительное финансирование, что является источником кризисных ситуаций в системе образования. Модернизация образования под руководством Фурсенко А.А. привела в настоящее время к завершению перехода к двухуровневой системе высшего образования, копирующей западную систему образования. Игнорирование отечественного опыта подготовки специалистов вызывает отрицательные отклики работодателей, а также видных деятелей науки, культуры и образования. Ситуация может быть несколько скорректирована введением профилей подготовки бакалавров и увеличением доли бакалавров, продолжающих обучение в магистратуре за счет бюджета.
В основе любой системы образования лежит некоторая модель, определяющая как содержание образования, так и его организацию. Такая модель должна способствовать вхождению национальной системы образования в мировую образовательную систему, но по цели и содержанию для нашей страны она должна быть ноосферной. Отсюда следует, что образование не является услугой.
Идеология построения ГОСов III поколения делает реальным реализацию таких перспективных направлений дальнейшего развития образования, как: включенное обучение на основе телекоммуникационной среды, самостоятельная работа в коммуникационных средах, проведение лекционных, практических, лабораторных, самостоятельных занятий в условиях использования современных информационных технологий по направлениям подготовки бакалавра и магистра, компьютерная поддержка профессиональной ориентации и отбора абитуриентов, компьютерная поддержка последипломного образования, компьютерный контроль знаний и тестирования квалификации, компьютерная поддержка аккредитации специальностей и аттестации ВУЗов. Увеличение часов на самостоятельную работу позволит решить одну из главных задач высшей школы – научить студентов самостоятельно работать как с книгой, так и с литературой, представленной на электронных носителях. Резко возрастает возможность доступа студентов к современной российской и зарубежной учебной литературе.
Число тем магистерских образовательных программ определяется тематикой магистерских диссертационных работ, эта проблема требует дальнейшего решения. Выпускник магистр – это элитный специалист, научный работник, преподаватель. Соответственно к этим выпускникам предъявляются разные требования, что можно отобразить в содержании профиля выпускника магистратуры. Это позволит подготовить научных работников и преподавателей со значительной фундаментальной базой, адаптированных к требованиям профессии. Таким образом, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования в определенной степени реализует требования либеральной модели.
Переход к многоуровневой системой образования создает благоприятные предпосылки для введения ноосферной составляющей в процесс подготовки кадров. Наличие общекультурных и профессиональных компетенций как основополагающих для построения ФГОС третьего поколения позволяет ВУЗам творчески подходить к содержанию образования (дидактическим единицам и рабочим программам дисциплин). Сближение образовательных стандартов и профессиональных стандартов возможно на основе согласованной разработки компетенций ВУЗами и работодателями. Необходимо сформировать ноосферное мировоззрение у преподавателей, что в современных условиях при подходе к образованию как к услуге сделать непросто. Нелегко сменить существующую в настоящее время ориентацию образования на успешность, его направленность на решение сиюминутных задач на ноосферное образование, ориентированное на достижение нравственных идеалов. Следует разработать ноосферные компетенции или дополнения в общекультурные компетенции, определяющие формирование нравственных ориентиров у студентов.
Ноосферность образования предполагает овладение отечественной культурой, родным языком, классической литературой, музыкой и искусством. Необходимо подрастающее поколение воспитывать жизнестойким, обладающим высоким интеллектуальным потенциалом, способным к обучению в течение всей жизни.
При этом вполне правомерно считать, что самым непосред¬ственным и работоспособным «агентом» будущего будет сфера ноосферного тобразования. Именно ноосферное образование принципиально «рабо¬тает» на будущее, предопределяя личност¬ные качества каждого человека, его зна¬ния, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следователь¬но, экономический, нравственный, духов¬ный потенциал общества, цивилизации в целом. Вполне естественно, что и само ноосферное образование как глобальное и весьма спе-цифическое социальное явление, получив¬шее в буквальном смысле повсеместное распространение и развитие, не может быть вне зоны специальных прогностиче¬ских исследований.
Литература.
1.Субетто А.И Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы под науч. Ред. Д.ф.н. Л.А.Зеленова-СПб.:Астерион,2012.-76с
2.Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систе6м и качества общественного интеллекта – социалистический императив. М.: Исследовательский центр. 1990.-84с
3.Субетто А.И., Горбунов А.А. Ноосферная зкология: основания становления.
4.Советов Б.Я. и др. «Информационные технологии», изд-во «Юрайт», М., 2012, 264 стр.
Авторы
Горбунов Аркадий Антонович
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Заслуженный строитель РСФСР, почетный профессор Смольного института РАО, почетный профессор Европейского университета (Ганновер, Германия), , почетный ученый города Рима, Первый вице- президент Европейской академии естественных наук, академик РАЕН, академик Сербской королевской академии наук
Крашенинникова Ирина Ивановна
доктор наук по биоэнергетике, врач-натуротерапевт (МУФО)
академик Европейской академии естественных наук, академик Международной академии современного искусства (Италия), Заслуженный художник Европы, специалист по реабилитационной гимнастике ПИЛАТЕС, почетный изобретатель Европы