Влияние кризиса трёх лет на стратегии поведения взрослого человека с точки зрения телесной терапии

Логунова Е.Г., Ph,D

Влияние кризиса трёх лет на стратегии поведения взрослого человека
с точки зрения телесной терапии

Аннотация. Статья посвящена исследованию кризиса трёх лет в свете теории психомоторного развития личности, а также анализу влияния данного кризиса на стратегии поведения взрослого человека.
Ключевые слова: телесная терапия, бодинамический анализ, возрастной кризис, стратегии поведения.

Традиционно под кризисом трёх лет учёные понимают возрастной кризис, который возникает при переходе от раннего возраста к дошкольному. Для этого периода характерны резкая и кардинальная перестройка сложившихся личностных механизмов, становление новых черт сознания и личности ребёнка. Кроме того, это время является переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Временные границы данного кризиса не являются чётко определёнными. Следовательно, «кризис трёх лет» является закономерным явлением в развитии психики каждого ребёнка, в то же время может протекать с различной степенью выраженности и интенсивности у разных детей.

В научной литературе закрепилось убеждение, согласно которому кризис «трёх лет» может проявиться такими симптомами, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые эти кризисные симптомы выявила и описала австрийский педагог и психолог Э. Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». В отечественной психологической традиции эти симптомы описаны Л.С. Выготским [2; 3].

Следует отметить, что иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит [1]. Л.С. Выготский писал, что положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности. Исследователь утверждал, что позитивное значение данного возрастного кризиса обусловлено возникновением новых черт характера личности ребёнка. Установлено, что в случае вялого и невыразительного течения кризиса у ребёнка происходит задержка в развитии аффективной и волевой сторон личности в последующем возрастном периоде [3].
Рассмотрим особенности моторного, психического и эмоционального развития ребёнка в возрасте от 2-х до 4-х лет в свете теории психомоторного развития. Данная теория получила разработку в бодинамическом анализе, который в качестве одного из актуальных направлений телесной терапии позволяет наиболее полно описать изменения, происходящие с ребёнком в этом возрасте. Центральным в бодинамике считается положение о том, что в процессе развития ребёнка движущей силой является «поиск баланса между установлением взаимной связи с родителями и другими значимыми людьми и сохранения собственного достоинства» [4, с. 4].

Рассматривая моторный аспект развития ребёнка в этом возрасте, необходимо отметить, что ребёнок постоянно включён в активное движение. Каждое новое освоенное действие на физическом уровне получает своё развитие также и на уровне психологическом. Например, в период от 2-х до 4-х лет у ребёнка включаются мышцы, которые помогают ему освоить бег, прыжки, толкание, удары, бросание предметов. Все совершаемые действия ребёнок старается выполнить максимально, получая удовольствие от ощущения собственной физической силы. В это же время ребёнок осваивает лазание на высокие конструкции и спускание с высоты. При этом развиваются навыки физического балансирования, которые, в свою очередь, помогают развитию способности ребёнка к установлению эмоционального равновесия. А появление у ребёнка физической возможности менять направление движения без предварительной остановки способствует формированию навыка делать выбор: сначала физический, а затем и психологический.
В этом возрасте ребёнок осваивает осуществление нескольких сложных действий в один и тот же момент времени. Как это происходит, в частности, во время езды на трёхколесном велосипеде, что подразумевает умение управлять рулём и крутить педали одновременно.

На эмоциональном уровне ребёнок тренирует произвольное управление силой своего голоса.
В психологическом плане этот возрастной период ознаменован тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Также у него появляется возможность регулировать свою деятельность. Это проявляется в освоении навыков выбора еды, одежды, деятельности и т.д. Также одним из важных моментов, характеризующих этот этап развития, является умение самостоятельно регулировать пользование туалетом.
Всё это влияет на формирование способности делать осознанный, волевой выбор. В возрасте от 2-х до 4-х лет происходит обучение контролю своих физических и личностных сил, проявлению своей воли, настойчивости. В этот период ребёнок научается внутренне определять, какие действия и уровень силы являются хорошими для него, а какие – плохими. Исследуя все эти грани своего проявления в мир, ребёнок устанавливает новый уровень взаимоотношений со всеми окружающими людьми и особенно со значимыми взрослыми. Проявляя свою силу в мир, ребёнок часто противостоит родителям с целью изучить, продолжают ли любить и уважать его те люди, которым он противостоит, когда он проявляет свою силу. Такое противоборство обычно и принято называть «плохим поведением». И в этот момент велика значимость принятия родителями поведения ребёнка, их зрелое понимание о естественности протекающий возрастных процессах. Важно, чтобы родители могли передать ребёнку послание: «Я могу злиться на твои действия и любить тебя одновременно», показав, что эти чувства не являются взаимоисключающими. Например, отстаивая свое желание получить на завтрак свою любимую еду, ребёнок может бурно реагировать (злиться) или проявить физическую силу – начать драться и кусаться. Задача родителя быть во взаимодействии с ребёнком – сохранять нормальные границы в общении: уважая границы ребёнка, объяснять правила, существующие в семье. Все родители детей этого возраста сталкиваются с желанием, чтобы было «именно так, как я хочу». Возможность быть в гневе на родителя достаточно долгое время тоже является подтверждением того, что ребёнок «входит в силу». В более раннем возрасте чувство злости у ребёнка быстро бы исчезло или трансформировалось в другое чувство.
Еще одним фактором проявления «непокорности» в данном возрасте является громкое «нет – запретам». Зная о запретах, ребёнок нарушает их. В этом проявляется попытка ребёнка утвердить свою независимость и расширить личные границы. Удержание родителями эмоционального равновесия помогает ребёнку развивать свою способность поддерживать собственное эмоциональное равновесие во внезапно меняющихся ситуациях. Такое равновесие напрямую связано с физическим балансом ребёнка, которое, в свою очередь, трансформируется в умение настаивать на своём и соответствует физической способности крепко стоять на ногах, даже когда ребёнка тянут или толкают.
Таким образом, главной задачей моторного развития ребёнка в этот период является умение произвольно регулировать свою физическую силу, осуществлять выбор направления движения, контролировать несколько процессов физических действий одновременно, увеличивая время фокусировки внимания на производимом действии. Это способствует умению регулировать силу выражения своих эмоций. Опыт выбора правильного направления в движении, приобретённый в этом возрасте, в последующем влияет на осуществление выборов в каждый момент времени в деятельности человека. И – в глобальном смысле – определяет следование намеченному пути взрослого человека. Психологическая задача ребёнка возраста от 2-х до 4-х лет – это установление баланса между проявлением своем силы в достижении результатов своей деятельности, границами и правилами окружающего мира.

Прохождение данного периода жизни ребёнком без застревания в негативных проявлениях возможно при знании родителями возрастных особенностей моторного развития, проявлений эмоциональных реакций и основных психологических задач, формирующих личностные особенности ребёнка. А также уважении родителями поведенческих особенностей естественного развития ребёнка, адекватного применения запретов, расширения поля самостоятельной деятельности ребёнка, поддержания его личной инициативы, увеличения спектра согласуемых с ребёнком действий. Также велика значимость положительной оценки родителями личных достижений и успехов детей.

Нарушения во взаимодействии родителей по отношению к детям в данном возрасте могут привести к обострению и застреванию ребёнком в решении психологических задач этого периода. Формирование возможных нарушений является следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний. Также этому способствуют наличие гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Обратимся снова к теории бодинамического анализа. Если родители «сломали» ребёнка, то на моторном уровне это будет означать, что он не получил возможности «включить» свои движение в мышцах на полную силу. Следовательно, ребёнок не смог развить свою физическую силу в полном объёме. Его мышцы «сдались». У него может полностью отсутствовать ощущение своей собственной силы. В стратегиях поведения взрослого человека это проявляется в отсутствии инициативных действий (потому что на них нет сил), невозможности осуществить выбор действия, неадекватной оценке собственных сил при планировании действий. «Слабовольный человек», – говорят про таких людей.
Чтобы быть приятным другими людьми, ребёнок нередко может отказаться от осуществления своих собственных выборов в действиях. Это происходит в том случае, если в семье «включение силы» позволялось только для помощи другим людям. Например, в игре сильно толкнуть предмет – это очень плохо, а помочь маме передвинуть тяжёлый предмет – это очень хорошо. И чтобы быть маме приятным, ребёнок даже может приложить сверхусилие.
В результате такого искажения на мышечном уровне закрепляется реакция, что применение силы вообще невозможно или возможно только во благо другим.
«Всё, что я делаю – для других!» Именно с этим девизом живёт такой человек. И в оказании помощи он не знает меры. Помощь может осуществляться за счёт собственного здоровья, психологического или физического, поскольку в детстве нужно было совершить сверхусилие, чтобы ребёнка похвалили. Если такая стратегия (неосознанно) присутствует у специалистов помогающих профессий, то достаточно часто это приводит к выгоранию. Такие люди не умеют заботиться о себе. Ведь кого-то в мире всегда надо спасать.
Также могут быть сформированы другие реакции. В частности, в случае, когда ребёнок получил желаемое потому, что стал хоть на секунду сильнее взрослого. Например, ребёнок укусил маму, и после этого мама стала бояться, что он укусит снова и не стала больше настаивать на соблюдении правил. Или ребёнок заорал так сильно, что мама испугалась. В этот момент ребёнок почувствовал, что он может быть сильнее взрослого. Таким образом, за счёт своей силы он научается контролировать поведение других людей. И в будущем такой ребёнок, а затем и взрослый человек, наращивает свою силу, чтобы управлять другими людьми. При этом осуждает тех, кто не может «стараться» в каких-то действиях. Он чувствует себя хорошо только тогда, когда только он один такой сильный на каком-то пространстве (даже, например, только в семье над детьми). Физическое подавление может принять форму эмоционального или психологического подавления.
Но, как и всегда, у негативной стороны присутствует и позитивная сторона. Как правило, такие люди очень деятельны. Они действительно стараются быть сильными во всех производимых действиях. Могут делать много дел и стремятся к «сильному» результату.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод. В ходе формирования моторных движений, которые соответствуют развитию в данный возрастной период, под воздействием окружающей среды происходит закрепление определённых мышечных реакций. Это, в свою очередь, приводит к формированию устойчивых стратегий поведения во взрослом возрасте. Данные стратегии могут неосознанно влиять на качество жизни человека, проявляясь в обществе или во взаимоотношениях с близкими людьми. Знание родителями возрастных особенностей помогает сформировать здоровые реакции ребёнка, что способствует развитию уверенного в своей силе человека и создаёт условия для воспитания здорового качества воли.

Список литературы:
1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. – 2005. – № 10.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
3. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрания сочинений: В 6-ти Т. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244-268.
4. Телесная психотерапия. Бодинамика / пер. с англ. / ред.-сост. В.Б. Берёзкина-Орлова. – М.: АСТ, 2010. – 409 с.

No Comments

Post a Comment