Логунова Е.Г. – психолог-тренер (Казахстан, Алматы)
Различные аспекты телесности, являясь объектом исследования многих наук (медицины, культурологии, педагогики, социологии и др.), представляют особый интерес в сфере психологии. В научных работах последних десятилетий активно изучаются проблемы телесности в теоретическом аспекте (Газарова, 2002; Тхостов, 2002; Николаева, Арина, 2003); выявляется специфика феномена телесности в социокультурном аспекте (Арина, 1993; Бугуева, 2007; Григорьянц, 2010); исследуются внутренняя психологическая структура и содержание телесности (Рупчев, 2001; Бескова, 2011); рассматриваются вопросы телесности и субъективной картины жизненного пути личности (Василенко, 2012).
Широкий круг работ посвящен лечению различных заболеваний методами телесно-ориентированной психотерапии у взрослых (Смолова, 2000; Суханова, Казакевич, 2006; Яковлев, 2010; Юдина, 2013) и психокоррекции у детей (Соколова, 2007; Мутовкина, 2009; Воробьёва, Сафронова, 2010; Кулганов, Митяева, 2016; Склярова 2016;). В частности, в круг целей и задач подобных исследований зачастую входит разработка и апробирование авторских методик и программ в русле телесно-ориентированной психотерапии.
Также большой пласт научной литературы в психологии и медицине посвящен изучению психологической (психической) травмы. В исследованиях с данной проблематикой успешно представлены стратегии и методы по оказанию психологической помощи людям, получившим психологическую травму (Банников, 2015; Акиндинова, Баканова, 2017; Левин, 2011). Особое место среди подобных исследований занимают работы, в фокусе внимания которых находятся дети, начиная с внутриутробного периода, перинатального развития (Коваленко, 2000; 2001). Также, исследованы негативные последствия форсирования развития детей-дошкольников (Старостина, 2018), выявлены психологические последствия насилия у детей 10-13 лет (Макарчук, 2004), изучены виды детских психотравм (Петрова, 2014; Якунин, Новикова, 2014) и варианты их негативного воздействия на личность взрослого человека (Петрова, 2014; Егикян, 2015), а также методы их коррекции (Петрова, 2015).
Таким образом, актуальность работы обусловлена, во-первых, ее включенностью в современный научный психологический контекст; во-вторых, возможностью получить новые данные о травмах развития и их влиянии на жизнь взрослого человека, опираясь на информативные эмпирические данные; в-третьих, необходимостью совершенствования методов коррекции и психотерапии на основе интегративного подхода с целью увеличения числа здоровых и эффективно действующих людей в сбалансированном психоэмоциональном состоянии.
Трудность процесса состояла в том, чтобы интегрировать и структурировать методы и направления, находящиеся в разных сферах научных знаний. Причиной и необходимостью такой интеграции послужили теоретический и практический обширный опыт автора, требующий систематизации и структуризации всех накопленных данных, а также потребность клиентов в более эффективных и одновременно легко понимаемых и практикуемых техниках, как в работе со специалистом, так и в самостоятельном их освоении.
К сожалению, обычной «ликвидации безграмотности» по вопросу, как любить ребёнка в разных возрастах во избежание получения им большего количества травм развития, влияющих на эффективность его стратегий поведения во взрослом возрасте, явно недостаточно. Эта область относится к той сфере, когда знаний много не бывает. Из-за недостаточно чёткого понимания родителями того факта, что любовь к ребёнку должна выражаться по-разному (телесно, эмоционально, вербально, действиями) на каждом возрастном этапе, родители либо пропускают, либо проявляют раньше/позже положенного эмоциональные состояния и совершают действия, по которым ребёнок чувствует, что его не любят/не принимают. Чувство родительской любви может быть одинаково интенсивным в любом возрасте ребенка, в то время как способы выражения любви родителей должны меняться в зависимости от возрастного периода ребенка с учетом тех психоэмоциональных задач и задач моторного развития, которые ребёнок осваивает в данный конкретный период. Если этого не происходит или происходит не вовремя, ребёнок ощущает, что его не любят и формирует систему защит, чтобы выжить в условиях нелюбви, а значит – не принятия родителями ребёнка в данном возрасте. Система защит формируется на эмоциональном, телесном, и – чуть позже – на интеллектуальном уровне. Система защит формирует стратегии поведения человека, которые без коррекции и терапевтического процесса действуют всю его жизнь и являются травмами развития, полученными в детском возрасте. Степень травм зависит от степени неправильности проявлений любви родителей к ребёнку и периода формирования травмы.
В данном исследовании мы рассматриваем травму развития как нарушение нормального функционирования психики, возникающее в результате воздействия на нее неблагоприятных факторов среды. Травмирующим может стать любое событие, которое сознательно или неосознанно воспринимается человеком в качестве потенциальной угрозы для жизни (Левин, 2011: 15). Соответственно травма развития «является остановкой клиента на какой-либо стадии развития и приводит к фиксации определенного паттерна восприятия и поведения» (Корнеев, Моргун, 2004: 98). В той части, где произошла остановка развития, человек остается ребенком, и, попадая в стрессовую ситуацию, справляется с ней не эффективным способом. Причем остановка развития проявляется как ослабление или чрезмерное усиление определенного двигательного импульса, моторного движения и эмоциональной реакции. Вследствие этого человек постоянно испытывает внутреннее напряжение, которое разрушает его и приводит к психосоматическим нарушениям, коллапсу, смерти (Корнеев, Моргун, 2004: 100).
Объектом исследования является травма развития как психологическое событие.
Предметом исследования – стратегии поведения взрослого человека, получившего травму развития в детском возрасте.
Целью работы является изучение эффективности интеграции методов телесно-ориентированной психотерапии с современными педагогическими подходами развития детей, стратегий бизнес-психологии и коучинга, способствующих уменьшению влияния травм развития на поведение взрослого человека.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить связи между травмами развития и стратегиями поведения взрослого человека с точки зрения телесности в направлении телесной терапии.
2. Обосновать эффективность интеграции используемых методов в рамках разработанной программы «Психология телесного развития».
3. Разработать программу коррекционной и психотерапевтической работы, уменьшающей влияние травм развития на поведение взрослого человека и увеличивающей эффективность его качества жизни в рамках исследуемых в программе тем.
4. Исследовать динамику изменения поведения взрослого человека и его качества жизни в процессе прохождения программы и после неё.
Для решения поставленных задач в рамках диссертационной работы были выбраны следующие методы исследования.
Теоретический анализ использовался для уточнения категориального аппарата исследования, поиска и обобщения научного знания о рассматриваемых в работе феноменах.
Эмпирический метод (отбор и адаптация методик, сбор данных, их обработка и интерпретация) использовался для получения нового научного знания о предмете исследования.
В ходе исследования были применены такие методики, как: 1) опросник Плутчика-Келлермана-Конте – Методика «Индекс жизненного стиля»; 2) методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн; 3) образ собственного тела (тест М. Фельденкрайза); 4) рисунок человека с точки зрения телесной терапии; 5) таблица тестовых вопросов по каждой теме; 6) исследование динамики внутриличностных изменений; 7) исследование динамики изменения поведенческих реакций.
Выборка. На разных этапах исследования приняли участие 386 человек в возрасте от 25 до 63 лет. Из них 19 (4,9 %) мужчин и 367 (95,1 %) женщин. Респонденты были разделены на три группы: психологи/психотерапевты и специалисты смежных профессий – 181 (47 %) человек, родители – 118 (30,5 %) человек, участники для личностного роста –87 (22,5 %) человек.
Теоретико-методологическую основу работы составляют: теория психологии телесности (Г.А. Арина, Е.А. Газарова, В.В. Николаева, А.Ш. Тхостов); классические основы мировой и отечественной телесно-ориентированной психотерапии (В. Райх, М. Александер, А. Лоуэн, М. Фельденкрайз, Д. Боаделла, В.Ю. Баскаков, В.Н. Никитин); соматическая теория развития (Бодинамический анализ Л. Марчер); система BabyContact (А.Ю. Гарафеева, О.А. Зотова и др.); система психомоторной коррекции детей с 4-х лет «Псикор» Е.А. Воробьева, Е.В. Сафронова); педагогическая система М. Монтессори. Стратегическую основу работы составляют: принципы танатотерапии В. Баскакова; стратегия коучинга, направленная на результат в будущем; ресурсный подход по работе с травмой.
Научная новизна. Установлено, что травмы развития негативно влияют на дальнейшую жизнь человека и способствуют формированию деструктивных стратегий поведения во взрослом возрасте. Описано деструктивное поведение взрослого человека через изучение дезинтеграции телесности человека, представляющей собой триаду мысли – чувства – телесные реакции, проявленные в поведении человека. Выделены и описаны стратегии поведения взрослого человека, получившего в детстве травмы развития на каждом возрастном этапе. Впервые разработана и апробирована комплексная программа («Психология телесного развития»), объединившая взаимосвязанные психокоррекционные и психотерапевтические техники со стратегиями бизнес-психологии и коучинга, которая направлена на уменьшение проявленных невротических реакций и повышение эффективности стратегий поведения взрослого человека в условиях повседневной жизни.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в уточнении представлений психологии телесного развития о влиянии травм, полученных в детском возрасте, на невротические реакции взрослого человека, а также в углублении понимания роли правильного и своевременного проявления любви родителя к ребёнку в каждом возрастном периоде.
Практическое значение исследования состоит в том, что полученные знания о влиянии травм развития на стратегии поведения взрослого человека, сведения о способах их диагностики могут найти применение в консультативной и коррекционной работе для психологов и психотерапевтов в русле телесно-ориентированной психотерапии. Также для специалистов детских развивающих центров. Кроме того, результаты данного исследования могут быть использованы для психологического просвещения родителей по вопросам взаимосвязи между психомоторным развитием ребёнка и становлением особенностей его характера, грамотного сопровождения ребёнка на каждом этапе развития, понимания особенностей проявления любви родителя к ребёнку в разные периоды его взросления. И материалы диссертации могут быть полезными для личностной коррекции людей, идущих по пути собственного развития.
Апробация диссертационного исследования. Материалы диссертации апробированы в терапевтической и коррекционной работе автора с клиентами. Кроме того, с 2011 по настоящее время проведены 21 долгосрочные программы в городах Казахстана и Российской Федерации. В период с 2011 по 2013 годы по программе «Психология телесного развития» прошли обучение педагоги-воспитатели четырех детских центров развития в городе Алматы (всего 34 человека). Помимо этого, автором проведено 26 семинаров и практических занятий для родителей (всего 287 человек).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении раскрывается актуальность темы, устанавливается ее теоретическая и практическая значимость, указываются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы, обосновывается выбор методов исследования, определяется научная новизна исследования, приводятся данные об апробации работы.
Первая глава «Теоретические основы программы «Психология телесного развития» состоит из шести разделов и посвящена осмыслению идей, принципов, систем и методик в рамках тех направлений в телесно-ориентированной терапии, психологии, коучинга и педагогики, которые легли в основу программы, а также обоснованию выбора представленных в данном разделе научных теорий.
Во второй главе «Интегративная программа «Психология телесного развития»: подход, структура, практика», включающей четыре раздела, представлено описание программы, даны методические рекомендации по ее использованию, исследована динамика изменения поведения взрослого человека и его качества жизни в процессе прохождения программы и после неё.
В Заключении диссертации подводятся итоги предпринятого исследования, сформулированы следующие выводы:
1. На современном этапе развития телесно-ориентированная психотерапия представляет собою совокупность направлений, которые ставят во главу угла взаимосвязь между психологическими и телесными процессами, развивая интегрированный подход, помогающий объединению осознанности человека, его эмоциональных проявлений и телесных реакций.
2. В русле телесно-ориентированной психотерапии травма развития трактуется как первоначальная в образовании психологических защит человека и формировании качеств его характера, которая возникает под воздействием неправильно сформированной среды и некорректного взаимодействия между значимыми людьми и ребёнком. Травма развития может проявляться проявляется в способах реакций ребёнка/взрослого в любом контакте.
3. Между травмами развития и стратегиями поведения взрослого человека есть непосредственная связь, которая находит свое выражение во взаимодействии с собой (личностная самооценка), с окружающим миром (способности, навыки, умения, т.е. его возможности человека) и во взаимосвязи между человеком и окружающими людьми (контакт, границы, воздействие).
4. Для излечения травм развития в телесно-ориентированной терапии целесообразно использовать интегративный подход. Он позволяет расширить целевую аудиторию (клиенты, участники обучающих программ, специалисты, работающие с детьми, специалисты смежных областей, родители, предприниматели, и интересующиеся личностным ростом), использовать разную глубину при взаимодействии (коррекция, терапия, обучение навыкам). Кроме того, интегративный подход позволяет включать в терапевтический процесс все форматы подачи материала: беседы, мастер-классы, лекции, семинары, тренинги, консультации. Всё это даёт человеку возможность выбора способа получения информации и помогает удовлетворять его запросы в терапии, что и подтверждается исследованием динамики изменения стратегии поведения у респондентов.
5. В результате работы с травмами развития в рамках программы «Психология телесного развития» у респондентов меняется качество взаимодействия с собой, что способствует расширению их возможностей в окружающем мире и улучшению контакта с близкими людьми, а также уменьшению воздействия стрессовых ситуаций на состояние человека. Это подтверждается результатами исследований, отзывами участников и их рекомендациями посетить программу, своим близким и знакомым.