КОНЦЕПТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ А. ЭНФИ «СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА» КАК «ДУХОВНЫЙ ИНЖЕКТОР» РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА

КОНЦЕПТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ А. ЭНФИ «СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА» КАК «ДУХОВНЫЙ ИНЖЕКТОР» РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА

ludmila-sm2
Волошина Людмила Константиновна
кандидат педагогических наук
педагог по музыкальному развитию ГБУ ГППЦ, г. Москва

Voloshina Ludmila Konstantinovna
PhD (the pedagogical sciences); teacher of musical development of SBEI CPPC Moscow
e-mail: voloshina.mila2011@yandex.ru

Государственное Бюджетное Учреждение Психолого-Педагогический Центр 123181, Москва, ул. Кулакова, д. 2, корп. 2
State Budgetary Educational Institution, Moscow. Center for Psychological, l and Social Support
Kulakova str. 2, building 2, Moscow 123181 Russia

КОНЦЕПТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ А. ЭНФИ «СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА» КАК «ДУХОВНЫЙ ИНЖЕКТОР» РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА

The concept of the «Sympho-electronic music» curriculum by A. Enfi as a «spiritual injector» of Russian art pedagogy

Ключевые слова: Арам Энфи, симфо-электронная музыка, темброведение, педагогика искусства, духовное развитие.
Key words: Aram Enfi, sympho-electronic music, timbreology, art education, spiritual development.
Аннотация: В статье раскрываются ключевые положения прогрессивного музыкально-педагогического концепта Арама Суреновича Энфиджяна в области инновационных искусствоведческих и психолого-философских разработок, связанных с генезисом нового жанрового направления «Симфо-электронная музыка» (СЭМ).

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.»
Д. Д. Шостакович
Окончательно определиться с названием настоящей статьи и подобрать к ней уместный эпиграф мне помогла полемическая интернет-дискуссия «Симфо-электронная музыка – музыка Духа», которую озаглавил так её автор, композитор, музыковед и философ Арам Энфи. Изначальной же причиной моего обращения к многогранному творчеству и неординарной личности Арама Суреновича явился тот живой интерес, который вызвала у меня его статья «Симфо-электронная музыка – приоритет России», опубликованная в № 3/2012 г. журнала «Педагогика искусства».
Впоследствии, я ознакомилась с публикациями А. Энфи о Симфо-электронной музыке (СЭМ) во многих других авторитетных изданиях, но именно эта статья — «Симфо-электронная музыка как новая педагогическая дисциплина», где говорится о всесторонне разработанной искусствоведческой СЭМ — концепции и созданной на её основе образовательной программе поразила меня смелостью инновационных подходов автора к актуальным проблемам развития музыкальной педагогики. Одновременно им был детализирован учебный план с указанием всего методического и материально-технического обеспечения, позволяющего ввести преподавание этой программы в систему высшего профессионального образования. За разработку курса обучения СЭМ-дисциплинам и практическое внедрение её в систему открытого интернет-образования на базе «Сетевой кафедры» А. Энфи удостоился звания Лауреата I Премии Всероссийского конкурса «Музыка и мультимедиа в образовании».
На меня оказали сильное впечатление высокий профессиональный уровень изложения материала, безукоризненная логика аргументации, исключительная компетентность автора в вопросах, касающихся состояния современной музыки. И, конечно же, меня очень порадовала и вдохновила его по-настоящему (в самом высоком смысле!) патриотичная позиция относительно прошлого, настоящего и будущего великой советско-российской школы симфонической музыки.
Будучи глубоко и масштабно мыслящим музыкальным теоретиком, Арам Суренович анализирует и обобщает в своей статье предпосылки появления СЭМ, определяет её место и значение в широком контексте всего мирового музыкального искусства, показывает культурно-историческую перспективу её дальнейшего развития. Музыковедческую легитимность и целесообразность введения в широкий культурологический дискурс понятия СЭМ он убедительно обосновывает во многих своих работах – монографиях, статьях, научных докладах, публицистике. и, органичным образом согласовывается с асафьевским термином «симфонизм». А на основании этого уже делается вывод, что абсолютно всей атрибутикой симфонической музыки в полной мере обладает и СЭМ.
Далее, определяя непосредственной предтечей СЭМ в области акустической традиции органную симфонию, А. Энфи выстраивает на этой основе стройное здание новой органологии с приоритетным введением в её архитектонику реперной инструментоведческой таксономии «класс органов». За своё исследование «Система Хорнбостеля-Закса и новая инструментоведческая парадигма» он удостоился звания Лауреата I Международного конкурса «Классика и современность». Не менее значимым вкладом в музыкальную науку явилась разработка им новой музыковедческой дисциплины «Темброведение», которую он построил на ясном и чётком понимании необходимости восполнения этого весьма существенного пробела в современном музыкознании принятием эмотивной типологии музыкальных тембров.
Но помимо «чистого музыковедения», включающего обширные области музыкальной философии, психологии и социологии, теоретические разработки А. Энфи самым прямым образом затрагивают также и фундаментальные мировоззренческие проблемы. Он является автором социологически ориентированной философской доктрины «Теория Сущностного Кодирования», этико- и эстетико-центрированной психологической дисциплины «Психология сублимации», а также школы «Арт-гуманитарных практик», кардинально повышающих трансформационную роль искусства в духовном развитии личности. О том, насколько тесно эти мировоззренческие концепции увязаны с глубинными основами музыкознания можно понять, например, из научного доклада Арама Суреновича «Методологический концепт Теории Сущностного Кодирования как системный аттрактор Теории Музыки», в котором автор апеллирует к положениям информационной эстетики и этической семиотики. Крайне важно, что при создании данных концепций их автор систематизировал и свёл воедино опережающие открытия современных учёных в сфере междисциплинарных научных исследований, органично ассимилировавших в том числе и результаты новейших экспериментов в области медицины, физиологии и различных отраслей естествознания. Представленные на авторитетных психолого-философских конференциях и опубликованные в ведущих профильных изданиях, упомянутые революционные концепции во многом уже признаются научным сообществом хрестоматийными, составляя таким образом весомый духовно-просветительский вклад А. Энфи в российскую культуру.

No Comments

Post a Comment