ЧАРЛЬЗ ЧАПЛИН : ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.

ЧАРЛЬЗ ЧАПЛИН : ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.

shanti0073sm
Санти Джаясекера, PhD, Grand PhD, Профессор

Чарльз Чаплин
Жизнь и творчество.(Реферат)

Введение
Говорить о Чарльзе Чаплине легко и трудно одновременно. Легко, потому что его жизнь и творческая деятельность описаны в сотнях публикаций, в воспоминаниях и исследованиях. Его родословная прослеживается от прадедушек и прабабушек с обеих сторон. Его жизнь рассмотрена под увеличительным стеклом, вплоть до интимных подробностей. Им была написана «Моя биография». И творческая деятельность Чаплина также исследована до деталей.
В тоже время писать о Чарльз Чаплине трудно. Попадая под влиянием литературы и критических исследований, посвященных Чаплину, невольно становишься выразителем мнений экспертов и аналитиков. Поэтому собственное представление, хотя и будет основано на изучении материалов и личных впечатлений, несет отпечаток субъективности и личного восприятия творчества Чаплина.
Знакомство с творчеством Чарльза Чаплина предполагает изучение кинематографа в целом. Фильмы Чаплина основаны на реальности, которую воспринимает Чаплин, событиях и проблемах своего времени. Им показывается жизнь «маленького человека» в эпизодах, сценах и ситуациях обычных по содержанию и необычных в выражениях и переплетениях.
Заботы и радости у людей общие, поэтому Чаплина понимают и принимают везде. У людей одинаковое отношение к добру и злу, юмору и грусти.
Выбор темы настоящей работы обусловлен знакомством с творчеством Чарльза Спенсера Чаплина. Будучи гражданином Республики Шри-Ланка (ранее Цейлон), которая до 1972 года была Доминионом Великобритании, я воспринимал непосредственное влияние культурной активности метрополии. В наших кинотеатрах часто демонстрировались фильмы с участием Чарли Чаплина. Поэтому с детских лет я знаком с американским комиком. Нами он воспринимался только как шутник. С возрастом я стал понимать более глубокое значение его игры.
Нам были знакомы другие фильмы Голливуда, французские и итальянские фильмы. Но, может быть по простоте изложения, или потому, что он такой же бедный, как и мы, Чаплин оставался всегда желанным. Фильмы с его участием привлекали и молодых, и старых, безграмотных и образованных. Многие годы на экранах нашей страны мы видели вселяющего в нас надежду на лучшее Чарли Чаплина. Герои Чаплина бедные и беззащитные, и многие из нас были бедными и беззащитными. Он преодолевал трудности и нам казалось, что мы тоже сможем пережить тяжелые времена. Нам передавалась его вера в добро и человечность. Его фильмы внушали оптимизм и создавали хорошее настроение. В силу нашего менталитета нас волновали мелодраматичные фильмы. Правда критики упрекали Чаплина за излишнюю сентиментальность, излишнюю чувствительность. Однако нельзя забывать, что расцвет творчества Чаплина приходится на расцвет немого кино, в котором был уместным эмоциональный, впечатляющий драматизм и другие выразительные средства воздействия. Дополнения, которые пришли позже к кинопоказу, звук и музыка, диалоги и спецэффекты, в конце концов. Все это раньше было сосредоточено в игре и сюжете актеров немого кино.
Мне пришлось побывать во многих странах, и везде знали Чарли Чаплина. Постановщики и актеры или подражали его игре, или, отталкиваясь от его позиций, развивали свое мастерство. Конечно, это утверждение нужно отнести к соответствующему направлению в киноискусстве и к соответствующему времени.
Поэтому мой выбор Чарльза Чаплина, как объекта исследования, мне кажется обусловленным и убедительным.
Биография и творческий путь
Я воспринимаю Чарли Чаплина как своего знакомого и такое восприятие, по моему мнению, отличительный знак актерского мастерства. Чаплин на сцене комичный, нелепый, но всегда трогательный.
Его герои — это он сам в прошлой бедной жизни, его мать, отец, знакомый,с походкой пингвина, которая впоследствии стала чаплинской.
Его умение перевоплощаться, умение в короткой сцене показать человеческие отношения, является свидетельством глубокого знания человеческих пороков и достоинств. В этом смысле я вижу Чарли Чаплина одним из своих учителей.
В буддизме, который я исповедаю, Учителю отводится решающая роль в становлении обучающегося. Будда был Учитель. И поэтому значение учителя в моей жизни считалось важнейшим.
Исследуя творческий путь Чарли Чаплина, можно одновременно учиться мастерству актера, режиссера, сценариста. Искусство Чарли Чаплина является образцом, но не подражания, а скорее эталоном, к которому следует стремиться при исполнении.
Биография Чарльза Спенсера Чаплина описывает нам человека, который, как принято говорить, «сделал себя сам». Его отец, тоже Чарли Чаплин, хороший актер, достаточно известный в свое время и в своем Лондоне, прошедший путь от сценического персонажа — любителя выпить, до алкоголика в реальной жизни.
Мать тоже начинала самостоятельную жизнь артисткой. Она и со своим мужем, отцом Чаплина младшего, познакомилась в театре. И вышла за него замуж в шестнадцать, а в восемнадцать лет сбежала от него в южную Африку с человеком, который называл себя настоящий аристократом. Через два года будущая мать Чарли Чаплина, Лили Харли (её сценический псевдоним) вернулась в Лондон беременная и неизлечимо больная. Вернулась к оставленному Чаплину-старшему. Он принял Лили Харли и относился к появившемуся на свет чужому ребенку, Сидни, как к своему сыну.
Вскоре Чарли-старший получил приглашение выступать на сценах Америки, а, вернувшись через несколько лет, обнаружил, что жена снова ушла от него. И снова ее брак вскоре развалился, оставив память в лице очередного малыша.
Чаплин-старший пил и умер от хронического алкоголизма в 1901 г. Видимо, дополнительной причиной пагубной причиной явилась неустроенная семейная жизнь.Хотя ответить на вопрос, какие мотивы приводят к алкоголизму затруднительно. Сам Чарльз Чаплин в «Моей биографии» писал:»Судить о морали нашей семьи по общепринятым нормам также неостроумно, как совать термометр в кипяток «. (1)
Но и Лили Харли все потеряла. Новый муж забрал их общего шестимесячного ребенка и оставил семью без средств к существованию. Ханну Чаплин (она же Лили Харли) нельзя назвать хорошей, верной женой. Но следует считать хорошей матерью. В короткие периоды относительного благополучия и терпимого самочувствия она была любящей и заботливой матерью. Хана разыгрывала с ними сцены, показывала пантомимы и брала с собой в музыкальный театр, где выступала. Кстати, первое появление маленького Чаплина произошло на сцене, где она выступала. Мама сорвала голос во время выступления и хозяин выпустил на сцену малыша Чарли, чтобы успокоить публику.
Мисис Чаплин была больна. Она часто и подолгупребывала в больницах.Пока Ханна Чаплин находилась в психиатрической клинике, Чарли и его брат Сидни скитались по приютам и дальним родственникам. Чарли-младший запомнил свое детство: «мать и все, чему она его учила; приют, хороших и плохих людей. Маленький Чарли был предоставлен себе.
И, наконец, когда он однажды кривлялся на улице, изображал уличного мальчишку, к нему подошел мужчина: «малыш, хочешь быть артистом?» И через неделю девятилетний Чарли выступал в пригородном мюзик-холле вместе с артистами варьете «Восемь ланкаширских парней».
Биография Чарли Чаплина определяется его активностью: его работой, личной жизнью, увлечениями, любовью, эмиграцией.
От безграмотного подростка, с малых лет самостоятельно зарабатывающего на кусок хлеба, до рыцаря Ее Королевского Величества, от самоучки, не получившего формального образования, до ученой степени доктора Оксфорда.
Нельзя рассказать биографию Чаплина, не останавливаясь на его связи с женщинами: женами, любовницами, случайными знакомыми.

Мимолетные романы, женитьбы и разводы, ссоры и судебные разбирательства переплелись с его творчеством. С одной стороны, такие происшествия и отношения побуждали его творческую натуру к активности. С другой стороны, такие и приключения и эксцессы безусловно усложняли и драматизировали его жизнь. В обычной жизни любовные похождения и случайные отношения, как правило, осуждаются. Но, когда речь заходит о Чарли Чаплины, его биографы всегда и безусловно на его стороне при любых разбирательствах. Такова привилегия таланта.
Но нужно признать, что многие женщины, с которыми судьба сводила Чарли, использовали его или хотели использовать в своих целях.
И, наконец, Чаплин, прошедший большую часть земного пути, встретил ту, которую искал. Звали ее Уна О’Нил. Дочь того самого О’Нила,
известного американского писателя, лауреата Нобелевской премии. Может быть Чарли и Уну сближало то, что лауреат Нобелевской премии тоже был алкоголик.
Спустя много лет Чаплин писал: «Шопенгауэр говорил, что счастье — это понятие негативное. Я не согласен с ним. За последние двадцать лет я узнал, что такое счастье. Судьба подарила мне замечательную жену »
Изучая литературу и свидетельства, посвященные становлению и развитию творчества Чарли Чаплина, мы видим, что он был рожден артистом, у него не было иной жизни, кроме жизни кинематографа, а личные и общественные события были лишь фоном его сценического существования.
Отец, хороший артист, но, к сожалению, алкоголик. Мать артистка, нам неизвестно какая, но артистка. И, к сожалению, больная. Ханна была неизлечимо больной, подолгу лечилась в психиатрических лечебницах. Но она была артистка, первый режиссер для артиста Чарльза Чаплина-младшего.
И первые деньги он заработал ребенком на сцене, ему не было и шести лет, заменив внезапно заболевшую мать. В десять лет он уже выступал в мюзик-холле, где получил первые уроки мастерства и дисциплины. После мюзик-холла был театр, где он тоже учился произносить тексты, монологи, учился пантомиме.
Он выступал в труппе известного художественного руководителя и продюсера Фреда Карно. Скетчи, мюзиклы, сценки, в которых он играл, все были комедийны.
И даже в цирке он успел отметиться, и там тоже получал уроки сценических эффектов и даже акробатики.
В двадцать один год Чарльз Спенсер Чаплин был широко известен не только лондонской, но и английской публике. О нем писали газеты, представления с его участием всегда проходили с успехом.
Руководитель труппы Фред Карно в конце 1910 г. в очередной раз отправляет группу своих артистов в Америку. В состав малой труппы был включён молодой, но уже известный в Англии, Чарли Чаплин. Он знакомится с Америкой, Америка признает Чаплина.
В 1913 г. Чаплин заключил контракт с «Кинстоун филм компани». Контракт обязывал Чарльза Спенсера Чаплина в городе, округе и штате Нью-Йорк «исполнять роли в фильмах действующих компаний первой договаривающейся стороны».
2 февраля 1914 г. на экраны вышел первый фильм с участием Чаплина «Зарабатывая на жизнь».
И следом поток, целый каскад фильмов, — “Зарабатывая на жизнь” – 2 февраля 1914 г., “Детские автогонки в Венисе” – 7 февраля 1914 г., “Невероятно затруднительное положение Мейбл” – 9 февраля 1914 и т.д.
Всего до 1914 г. Чаплин играл в 35 фильмах “Keystone Film Company”.
Понятно как снимались эти фильмы, понятна художественная ценность этих фильмов. Но в то же время должно быть понятно как совершенствовалось мастерство исполнения, как укреплялся авторитет артиста, как росла его известность.
И хотя первый фильм с его участием не понравился самому Чаплину, однако рецензии носили самый положительный характер, например “Блестящий актер, играющий жулика, комик высочайшего класса”.
Эти фильмы штамповались по одному или двум в неделю. Снимались в реальных условиях в городе, в парке, среди людей. Декорации были постоянны, так дешевле.
Трудно оценить эти фарсы с позиции современного зрителя. Но, как писал один из критиков: “Возможно, и мы бы смеялись в 1914”.
На такие фильмы был спрос. В прагматичной, еще не созревшей культурой (вообще я не знаю, может ли быть массовая культура достаточно подготовленной), зритель ходил в кино, чтобы отдохнуть и посмеяться. И он получал это удовольствие.
Я сомневаюсь, были бы привлекательными в те годы в Америке фильмы времен, так называемого, “неореализма”? Были ли бы приняты рассуждения Феллини о психоанализе и его авторе Юнге, как основы киноискусства новой волны, пришедшей на смену “неореализму”. Всему свое время.
За первый год своей работы в “Keystone” Чаплин определился со своим внешним видом: неизменный свой костюм, широченные брюки, тесный пиджачок и туфли. Ну что, что за туфли! Котелок, тросточка, усы щеточкой и грим – сценический образ утвердился на двадцать лет вперед.
Слава комика Чаплина разрасталась неимоверно быстро. Росли очереди в кинотеатрах при показе фильмов с участием Чаплина. Росли его гонорары.
Были, конечно, и неудачи. Выходили невыразительные фильмы, возникали недоразумения, порой непреодолимые. Да и с любовью не везло.
В этом, 1914 г. уже в середине года в этой же компании “Keystone” Чарли стал ставить собственные фильмы. Снимать самостоятельно он стал, договорившись с руководством компании и, оставив залог в 1500 долларов, в случае провала фильма.
Фильм “Застигнутые дождем” (май 1914 г.) следует считать его первым фильмом, его дебютом сценариста.
Фильм “Застигнутые дождем” доказал, что уровни, изобретенные в “Keystone” не прощали даром. Он мог “делать” фильмы, мог их монтировать, составлять композиции, сочинять сюжеты. Чаплин состоялся и как режиссер. Фильм оказался самым популярным среди поставленных “Keystone”.
Чаплин успешно организовал работу своих актеров, создал гармоничный ансамбль для сопровождения своего сольного выступления. Его творческий актив пополнялся новыми трюками, находками пантомимы и буффонады, и похожих на нее американских вариантов, бурлеском.
И сюжеты были самые простые, киностудия с ее суетой и неразберихой, ремонтируемый дом с нагромождением нелепиц и эпизодов.
Но здесь мы встречаем и критические ноты социального характера.
Здесь и подневольный труд и пренебрежение буржуа к рабочим. В эту нездоровую обстановку добавляются неуместные любовные отношения хозяйки и нелепый любовник.
И все это складывается в калейдоскоп комедийности. “Это просто какое-то скорострельное орудие смеха. Вы хохочете каждую секунду, ” – писал о нем репортер Джон Морган.
И вдруг, наверное, в каждой творческой карьере встречается это неприятное слово “и вдруг”. Есть еще и другое более неприятное слово – забвение. Но к счастью для Чарли Чаплина оно адресовано не ему.
И вдруг. “Слово его в Америке достигло апогея, когда критики неожиданно напали на него. Они ругали все, что он делает, называя его фильмы вульгарными, грубыми, наглыми и даже непристойными. Он, бедняга, совсем пал духом. Но преодолел уныние и в один прекрасный день вышел из гримерной, потирая руки. “Ну, ребята, — по-прежнему хитро улыбаясь, сказал он, — сделаем-ка еще что-нибудь, пускай поговорят, а?”* Так началась эра новой чаплинской комедии- теперь он создавал чистые умные, невеселые истории с веселой развязкой”. [2]*
Знакомая картина. Многих известных поэтов и писателей, художников и музыкантов ранило неприятное, враждебное отношение или непонимание. Стоит вспомнить историю. Критиковали Пушкина при жизни, и Тургенева, и Некрасова. Ладно бы когда пришедшие к власти большевики призывали “сбросить его с борта современности”. Достаточно познакомиться с мнением Л. Н. Толстого о русских писателях и поэтах, в т. ч. и о Чехове, и о Тургеневе.
А Чайковский, а Рахманинов? Вспомните и французских художников Ван Гог, Поль Гоген, и сколько их ещё было.
В то же время многие знатоки культуры, обласканные славой и благами при жизни, погружались в забвение неприлично быстро.
И начался чаплинский бум в американском кинематографе. Нужно сказать, что Чаплин был не единственным лидером в немом искусстве тех лет. В Европе, и в Америке за 15-20 лет, предшествующих Первой Мировой Войне, в искусстве определился его новый вид. Перспективы еще не были четко очерчены. Однако, можно было предвидеть возможного развития.
Интересно, что В. И. Ленин говорил: “Из всех искусств важнейшим является кино”. Не знаю, насколько уместен этот лозунг в данной работе, тем не менее, подчеркну, что Ленин имел в виду влияние кино на безграмотную российскую массу тех лет.
С определенными коэффициентами, можно проецировать значение кино и в США в период чаплинского бума примерно по тем же мотивам. Чаплин не сотрясал общественность революционными призывами. Но его фильмы имели огромное влияние, социальное, психологическое – называйте как хотите. Он доставлял радость, он уводил людей от забот и беспокойства.Разве этого мало?
И потом одни за другими появлялись замечательные кинопроизведения Чаплина.
Итак, мы сейчас можем ответить на вопрос, поставленный ранее – состоялся ли Чаплин в Америке в первые годы своего пребывания там? Успешным ли было его творчество? – Да, состоялся, и успех налицо.Король оказался не голым.
При исследовании биографии Чарли Чаплина обращалось внимание на материальные проблемы, особенно в начальные годы его работы.
В письмах к старшему брату Сиднею, в причинах перехода из одной компании в другую, в судебных процессах и разбирательствах с женщинами мы видим финансовое беспокойство, как бы не промахнуться, и даже жадность, не подберу другого слова.
Он умел считать деньги и умел их зарабатывать. В тридцатые годы прошлого века Чарли Чаплин уверенно лидирует в американском киноискусстве. Он богат творческим активом, правда, нестабильные отношения с женами и подругами. Но, в конце концов, появилась Уна О’Нил, и Чарли успокоился.
Какова же основная тема его творчества, что хотел показать автор своими фильмами?
Предварительно заметим, что особенности основного периода его творчества Чаплина можно представить следующим образом:
— во-первых, присутствует “один и тот же” герой, несмелый бродяга;
— во-вторых, большинство замечательных фильмов, были выпущены в период “немого” кино, что потребовало создания особой выразительной формы мастерства и исполнения;
— в-третьих, каждый фильм пронизан человечностью, нравственностью, сочувствием к маленькому человеку.
Комедийные фильмы Чаплина сделали немоекино великим. «Комедийный дар, это на мой взгляд, — самое ценное качество актёра, признак высочайшего артистизма», — писал Федерико Феллини. (3)
Можно, подобно исследованиям о поздних, послевоенных явлениях в киноискусстве, каких как неореализм, “новая волна”, (по-моему, таких волн было не одна) без труда отыскать и представить философское или психологическое толкование фильма Чаплина.
Тем более, что неоформализм в искусстве возник на базе философского течения неореализма, существовавшего в США. В начале XX века. И так же обращавшего внимание на судьбы простых людей и т. д. Можно было бы и найти и основы психоанализа, упомянуть Юнга, что обычно делают, анализируя фильмы Феллини. Но не стоит умничать. Вспомним название комедии Александра Островского “На всякого мудреца довольно простоты”.
Чаплин – это самостоятельное явление в киноискусстве.
А как его типичную работу, можно рассмотреть “Огни большого города”.
Тот же самый бродяга, в тех же брюках, которые вот-вот спадут, тот же пиджачок на вырост бесцельно шатается по городу. Встречает слепую цветочницу, тоже несчастную. Потом встречает миллионера-пьяницу и спасает ему жизнь, когда миллионер пытается покончить с собой. Пьяница-миллионер в знак благодарности зовет его в гости, распинается в дружбе. Протрезвев, миллионер ничего не помнит и гонит бродягу прочь.
А маленький Бродяга пытается заработать денег, чтобы помочь слепой цветочнице.
Опять встречает того пьяного миллионера, пьяного и невероятно щедрого. Он дает денег Бродяге. Но в это же время к миллионеру в дом проникают воры.
Протрезвев, миллионер позабыл о своем подарке и подозревает в краже Бродягу. Бродягу сажают в тюрьму. Но, к счастью для девушки, Бродяга успел передать ей деньги на лечение.
После выхода из тюрьмы смешной и жалкий он снова у цветочного магазина. Прозревшая девушка и другая продавщица поливают цветы. Чарли поднимает цветок, упавший в канаву. Бродяга смотрит на девушку и улыбается ей. Она смеется, — ухажер нашелся. И остальные девушки тоже смеются над ним.
Бродяга приближается к ней. Девушка протягивает ему цветок. Но бродяга не уходит. Он сморит на неё, вспомните чаплинские глаза. Она , кажется, догадалась, в чём дело. Она достаёт монету и кладёт ему в руку и сжимает его ладонь. И узнаёт руку. Вот он, тот самый миллионер, спаситель. «Вы?Это вы! »
И тогда он уходит, оглядываясь. Благородный и трогательный. Куда же ты идёшь, Бродяга?
Вот и весь сюжет. И надо быть Чаплиным, чтобы создать на этой основе замечательный запоминающийся фильм.
Конечно, были разговоры о слащавости, о сентиментальности. Понятны условности фильма, но надо принять правила, которые предлагает автор.
Если, некоторые искусствоведы, рассуждая, например, об абстрактной живописи, Кандинского или Малевича, находят потаённый смысл в закамуфлированных изображениях, и восхищаются ими, то чистые человеческие чувства вызывают подозрения.
Но нам его фильмы нравятся. Фильмы это жанра, этого рода, этого вида — чаплинские фильмы нам нравятся.
В то время Чаплин был одним из самых знаменитых людей мира. Черчилль назвал его единственным гением, награжденным кинематографом, и поставил его в один ряд с Диккенсом и Бернардом Шоу. (4).
“Меня знают в таких частях света, где никогда не слыхали об Иисусе Христе”, — по праву мог сказать о себе Чаплин.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что помимо природного дара, Чарльз Чаплин имел счастливую возможность, которую и реализовал. Он выбрал правильный путь. Талант и труд и доброе сердце – сделали великого артиста,
Конечно, фильмы его не устарели, как не стареют физические закономерности или общие явления природы. Наследие его преобразуется, сублимируется, создавая условия для сохранения души, для предотвращения деградации человека.
Прощаясь в печати с Чарли Чаплином, Фредерико Феллини назвал Чаплина «Адамом, от которого все мы ведём родословную».

Литература,

1. Чаплин Чарльз. Моя биография, М. Искусство, 1966г., 496 стр. (см.13с)
2. Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. 1990, 670 стр. (см.128с)
3.Кукарин А.В. Чарли Чаплин. М. Искусство. 1988. 287стр. (см. 15с.)
4. Вейсман С. Чарли Чаплин, История великого комика немого кино. М. ЭКСМО. 2010 349стр.(см, 298с.)
5.Надеждин Н. Чарли Чаплин,»Большая любовь маленького Чарли». М. Майор. 2008. 190стр. (см.182с.)
6. Бейли К.КИНО: фильмы, ставшие событиями.1994. Спб. Академический проспект. 394стр. (см.50с.)
7. 100 ВЕЛИКИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ. М.ВЕЧЕ.2006. 467стр. (см.78с.)

________________________________________


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *