К вопросу о функциональной и социальной адаптации

К вопросу о функциональной и социальной адаптации человекав современном обществе на примере
спорта высших достижений

Высочин Ю. В., Данченко А. Н., Лукоянов В. В., Шанти П. Джаясекара

В настоящее время проблемы функциональной и социальной адаптации человека к новым условиям его жизнедеятельности остаются наименее изученными и в тоже время являются очень актуальными в современном обществе. Здоровье каждого человека является очень значимой социальной ценностью и должно обеспечиваться оптимальным функционированием различных защитных механизмов, таких как, биологическая защитно-приспособительная система отдельного организма; экологическими отношениями, которые оперативно и гармонично обеспечивают приспособление человеческой популяции к быстро изменяющимся условиям среды обитания, а также социальными и экономическими мерами защиты здоровья своих граждан, осуществляемые самим государством и его многообразными общественными институтами. Основой концепции здоровья и гармоничного развития человека является представление о том, что при оптимальном приспособлении различных биологических систем любого уровня от клетки до биосферы и ноосферы, к постоянно изменяющимся условиям среды синхронно действуют два взаимодополняющих механизма: адаптивный и компенсаторный. Адаптация – это действие механизмов приспособления, выражающееся в том, что при взаимодействии системы с фактором среды, опасным для функционирования какого-либо ее элемента, то есть способным повредить его структуру и привести к его дисфункции, при этом данный элемент изменяет свою структуру. Причем это изменение направленно на обеспечение оптимального выполнения различным элементам своих функций в новых условиях. Под компенсацией понимаются механизмы приспособления, которые направлены на сохранение функций самой системы, если ее элемент адаптируется к действию разрушающего фактора окружающей среды. Более того, компенсируя, функцию адаптированного элемента сама система достаточно надежно сохраняет свою функцию и осуществляет компенсацию за счет использования различных резервных возможностей системы. Известно, что адаптивные и компенсаторные механизмы действуют всегда вместе и целенаправленно в соответствии с синергетическим воздействием биологических, физиологических и нейроэкологических защитно-приспособительных систем организма человека, обеспечивающих его оптимальное приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды обитания. Для успешного решения эти проблемы необходимо рассматривать в совокупности и, прежде всего, с позиций фундаментальных закономерностей адаптации, де адаптации и реадаптации организма к различным физическим нагрузкам и социальным факторам, а также к часто не предсказуемо меняющимся факторам окружающей среды.
Ключевым звеном всех форм фенотипической адаптации, деадапации и реадаптации является существующая в клетках двухсторонняя взаимосвязь между функцией и генетическим аппаратом клетки. Прямая связь состоит в том, что генетический аппарат – гены, расположенные в хромосомах клеточного ядра, опосредованном через систему РНК обеспечивают синтез белков – «делают клеточные структуры, а структуры системно «делают» свою функцию (работу). Обратная связь заключается в том, что «интенсивность функционирования структур» — количество функции, которое приходится на единицу массы органа, управляет активностью генетического аппарата клеток (Меерсон Ф.З., 1963, 1981). В связи с вынужденным (травмы, заболевания, прекращение занятий спортом) резким уменьшением объемов физических нагрузок (количества функции) происходит деадаптация (атрофия) различных компонентов локомоторной функциональной системы (ЛФС) и тормозно — релаксационной функциональной системы защиты (ТРФСЗ) организма от экстремальных воздействий при больших физических, гипоксических, гипертермических и прочих нагрузках с одновременным перераспределением клеточного генофонда в другие функциональные системы, причем часто не всегда удачным и выгодным для самого организма (Высочин Ю. В., 1983, 1988). Деадаптация в различных звеньях функциональных систем обычно происходит не одновременно и не равномерно. При этом в наибольшей степени снижается активность транскрипторов, кодирующих короткоживущие белки, и как результат развивается избирательная атрофия короткоживущих мембранных структур клеток, ответственных за рецепцию медиаторов и гормонов, ионный транспорт и энергообеспечение, а в итоге резко падает чувствительность клеток к управляющим сигналам. Поскольку эти структуры составляют лишь небольшую часть клеточной массы, поэтому резкое снижение или прекращение физических нагрузок сопровождается сравнительно небольшим уменьшением массы, но значительным ухудшением функциональных возможностей органов и систем (Меерсон Ф. З.,1981). Многолетние динамические наблюдения за действующими и бывшими спортсменами в возрасте от 6 до 60 лет (Высочин Ю.В., 1988, 1996) показали, что при деадаптации скоростно-силовые характеристики мышц почти полностью сохраняются в течение длительного (до нескольких лет) времени, а в первую очередь страдают наиболее важные функции организма: понижается функциональная активность тормозных систем и ослабевает тормозной контроль ЦНС, падает мощность ТРФСЗ, снижается скорость произвольного расслабления (СПР) скелетных мышц. В результате достаточно быстро происходит переформирование наиболее экономичного и выгодного для организма релаксационного типа долговременной адаптации (РТДА) и индивидуального развития в наименее выгодный – гипертрофический тип долговременной адаптации (ГТДА). Все это приводит в итоге к существенному ухудшению тонкой регуляции и координации движений, различным нарушениям нейроэндокринной регуляции и обмена веществ, повышению энергозатрат в покое и при нагрузках, а также к снижению скорости восстановительных процессов, ухудшению умственной и физической работоспособности, понижению стресс-устойчивости и иммунологической резистентности, росту психоэмоциональной напряженности, травматизма, заболеваемости и преждевременному старению. Отрицательные последствия деадаптации к физическим нагрузкам, как правило, усугубляются множеством отрицательных влияний, сопровождающих адаптацию ветеранов спорта к абсолютно новым социально- бытовым условиям жизнедеятельности и изменяющимся факторам окружающей среды.
На основе многолетних исследований и описанных закономерностей, нами разработана комплексная программа специальной физической, психологической и функциональной подготовки, направленной на сохранение важнейших функций организма страдающих при деадаптации и обеспечивающей успешную реадаптацию к реструктурированным (смена основной спортивной специализации и направленности тренировочного процесса) физическим нагрузкам существенно меньших объемов, а также рациональную социальную адаптацию и оздоровление ветеранов после завершения спортивной карьеры. Она включает в себя особый блок психофизической тренировки и активной миорелаксации с элементами ментальной сенсорики, гетеросуггестии, специальных медитативно-дыхательных комплексов, релаксационных упражнений нейролингвистического программирования; а также модифицированные, наиболее эффективные методы «цигун» и активной саморегуляции с использованием статической и динамической медитации, гиперкапнической и гипоксической тренировки, суставной и пластической гимнастики, специального питания и самомассажа с учетом индивидуальных биоритмов (Лукоянов В. В., 1993; Высочин Ю. В., Лукоянов В.В.,1997). Особое значение в этом программе придается выбору адекватных психофизических нагрузок. Главной причиной отрицательных последствий деадаптации является резкое снижение объемов нагрузок после прекращения спортивной деятельности и поэтому многие исследователи рекомендует их постепенное уменьшение. К сожалению, подобные рекомендации практически не выполнимы в новых социально-бытовых условиях, когда спортсмену приходится работать, учиться, содержать семью и постоянно самосовершенствоваться.. Наиболее целесообразна в этих условиях смена основной спортивной специализации на другой вид физической активности или спортивной деятельности (спортивные игры, плавание, русские и восточные спортивно-боевые единоборства), которая при минимальных затратах тренировочного времени ( 6-8 часов в неделю) обеспечит не только сохранение, но и дальнейшее развитие физиологических механизмов адаптации и защиты организма от экстремальных воздействий. Проверка эффективности различных элементов этой программы показала, что она предотвращает появление отрицательных последствий деадаптации, обеспечивает высокую СПР мышц и мощность ТРФСЗ, сохраняет РТДА, причем все это позволяет организму надежно обеспечить эффективный синтез и аккумуляцию биологической энергии, ее рациональное использование и быстрое восполнение в процессе жизнедеятельности, а также поддерживать особое состояние гармонии, проявляющееся в функциональной интеграции эмоциональных, интеллектуальных и психомоторных функций. Применение интегрального медитативно-пунктурно-дыхательного блока упражнений с энергоинформационной коррекцией значительно повышает скорость и качество переработки информации. Поэтому все это обеспечивает сохранение и развитие всех жизненно важных функций организма, ускорение рекреативно — реабилитационных процессов, повышение толерантности к стрессорным перегрузкам и социальной адаптируемости, улучшения здоровья и увеличения спортивного долголетия.
На современном этапе развития человечества в качестве одного из важнейших, приобретенных направлений развития для любого этноса считается сбережение или сохранение здоровья населения, причем здоровье возводится в ранг проблем, определяющих безопасность государства, перспективу его развития и положения в мире.
Действительно, положительный вектор развития любого государства, перспективы его экономичного, военного, научного, культурного и других потенциалов, а также достижение высокого уровня и качества жизни, возможны только на основе должного потенциала здоровья всего населения страны в целом. Поэтому необходимо с данных позиций сконцентрировать рассмотрение проблемы здоровья населения с учетом медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических направлений, определяющих решение проблемы здоровья прежде всего посредством профилактической медицины в общенациональном аспекте с помощью мероприятий и средств, которые должны практически реализовываться системно через соответствующие разработки государственной программы РФ «Здоровье нации» (руководитель и главный разработчик программы-заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор Высочин Ю. В.).
В целом здоровье нации определяется уровнем потребления и степенью достижения индивидуально-оздоровительного комплексного тезауруса знаний, методических разработок и практических программ персонально каждым членом общества с учетом его рода деятельности, пола, возраста, места проживания, антропометрических данных и индивидуальных биоритмов. Интересно, что в последние годы проводимые исследования приобретают международный характер и полученные в процессе научных экспериментов данные позволяют более детально рассмотреть человека как биосоциальную систему, реализующую свою духовную и материальную деятельность в определенных географических, климатических, средовых и социально-экономических условиях. Поэтому такое системное видение процесса позволяет выявить более детально и взаимосвязанно такие значимые для здоровья человека аспекты как, его двигательная активность в различных формах и особенности ее регуляции, физическая и умственная работоспособность, неспецифическая резистентность организма, сбалансированное и полноценное питание, а также правильное дыхание, активная саморегуляция и медитация, причем все это и еще многое другое должно быть синергетически вкраплено в научную концепцию о ведущей роли нервно-мышечной системы и скорости произвольного расслабления скелетных мышц в важнейших проявлениях жизнедеятельности целостного механизма возбуждения и торможения. Необходимо учитывать динамичность состояния здоровья человека в непрерывно меняющейся зависимости от его возраста, образа жизни, влияния, множества факторов внешнего и внутреннего свойства, явлений социальной и экономической природы, поэтому данный аспект обуславливает определенную трансформацию в течение жизни на всю структуры индивидуального развития здоровья и соответствующее изменение различного вклада каждого из структурных компонентов в его общую системную совокупность. Главной причиной переформирования данной целостной структуры здоровья является сам процесс жизнедеятельности, так как образ жизни, как формирующий фактор здоровья на различных этапах онтогенеза, обладает также различной структурой и содержанием. В зависимости от конкретного периода жизни, происходит синергетическое изменение целевых установок и трансформация специфических задач по обеспечению здоровья, что обусловлено внутренними явлениями происходящими в процессе жизни в самом организме человека, поэтому в рамках разработки специальных программ большое значение имеют исследования по определению структуры здоровья на каждом значимом периоде онтогенеза, причем к важнейшим аспектам должного психического развития человека уже с раннего детства относятся определенные закономерности возрастного его развития мотивационной сферы, психических свойств и моральных качеств, а именно этапность его духовного и физического развития, гетерохронность (разновременность) созревания различных функциональных систем, и их разнонаправленность, наличие сензитивных периодов и оценка индивидуальных темпов развития. Индивида в направлении гармоничного формирования его духовно-материальной сферы.
Этапность развития характеризуется появлением у человека с момента рождения семь классов потребностей по А. Маслоу, которые в дальнейшем определяют и сопровождают по жизни взросление человека:
1. физиологические или органические потребности;
2. потребности в безопасности;
3. потребности в принадлежности и любви;
4. потребности в уважении, почитании;
5. познавательные потребности;
6. эстетические потребности;
7. потребности в самоактуализации.

Не случайно Л.С. Выготский считал, что сущность переходных или критических периодов развития коренится в изменении определенных потребностей и побуждений ребенка. Вторая закономерность возрастного развития заключается в том, что многообразные психические функции достигают своего максимального развития в различном возрасте, причем это свидетельствует о гетерохронности созревания его функциональных систем. Так например, абсолютная цветовая чувствительность человека достигает своего максимального развития уже в 7-8 лет, в то время как острота зрения – лишь в 14-15лет; такое психомоторное качество как быстрота и частота движений достигают своего максимального развития уже в 13-15лет, а к этому же сроку заканчивается в основном развитие и координационных возможностей человека: меткости баллистических движений, точности дифференцирования амплитуды движений и прилагаемых усилий. Известно, что выносливость к статических усилиям достигает своего максимального развития в среднем в 18-20 лет, а мышечная сила и аэробная выносливость к динамической работе достигает максимума в 25-30лет. Интересно, что точность воспроизведения амплитуды движений сначала достигают своего максимума к 11-12 годам жизни, а затем уменьшается на 20-225 % к 14 годам и остается почти постоянно вплоть до пожилого возраста. Поэтому так важно закладывать в детях уже в раннем возрасте стержневой базис «психомоторики», причем это понятие было впервые введено в научный обиход И.М. Сеченовым, который всегда подчеркивал зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции. И. М. Сеченов логично полагал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается определенным движением или идеомоторным актом, под которым понимается изменение мышечного напряжения при представлении двигательного действия, но без его реального осуществления:
«Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой действие; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение – действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения, как мотива или импульса, движение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными»(1952,с.516).
Причем в словах И. М. Сеченова отчетливо обозначена глубокая мысль, что произвольные движения человека суть психомоторные, так как они непременно связаны с таким психическим явлением, как мотив, а это значит, что сначала появляется мысль а необходимости движения и только потом уже непосредственно само движение:
«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение»(1953, с.33).
Поэтому без преувеличения говорят, что психомоторика пронизывает всю психическую сферу человека, на это указывал еще И. М. Сеченов, считавший, что в психомоторной организации человека объективируются все формы психического отражения и двигательный анализатор выступает как интегратор всех анализаторных систем человека.
Установлены многочисленные связи между различными сторонами психического и моторного развития человека, а именно чем успешнее человеком выполняются действия, требующие тонкой зрительно-моторной координации, тем выше у него интеллектуальные показатели, особенно невербальные, так как известно, что чем выше интеллект, тем успешнее выполняются тонкие координации и сверхтонкие восприятия по континуальному уровню.
Интеллект-это свойство личности, определяющее готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию полученных знаний, а также приобретенных умений и навыков, ведущих его к разумному поведению и гармоничному развитию личности. Интеллект связан со многими психическими процессами: ощущением и восприятием, памятью и мышлением, а также воображением, которые называются познавательными в связи с тем, что интеллект-основная форма познания человека действительности. Известно, что интеллект как интегральный показатель умственных способностей человека имеет тесную связь с его задатками (врожденные морфо-физиологические особенности человека) и способностями, причем под способностью понимают яркое проявление какой-либо характеристики функции, обусловленное врожденными задатками. Поэтому функция-это то, для чего природа создала тот или иной орган,ту или иную функциональную систему, а именно функциями двигательного аппарата являются движение и удержание той или иной позы, функциями мозга- ощущение разных раздражителей, восприятие окружающего мира, активизация и концентрация внимания на те или иные объекты, явления, мысли, запоминание и воспроизведение оперативной информации, наконец, абстрактно-логическое мышление, воображение и антиципация. К характеристикам двигательной функции человека относятся сила (статистическая и динамическая), быстрота (время простой и сложной реакций, быстрота расслабления, темп движений и время одиночного движения), выносливость (силовая, скоростная и аэробная), а также координированность (меткость, ручная и телесная ловкость).
Большое значение психомоторики в процессе оптимального восприятия пространства и времени показано еще И. М. Сеченовым; который прозорливо подметил, что пространственное восприятие обеспечивается совместной деятельностью зрительного и кинестезического (двигательного) анализаторов. Причем кинестезический анализатор анализирует сигналы, идущие с проприорецепторов (нервные окончания, находящиеся в мышцах, суставных сумках, связках и сухожилиях, которые посылают импульсы в нервные центры, сообщая о производимых движениях) движущихся звеньев тела, «меряющих» пространство, а также с проприорецепторов глазных мышц, осуществляющих движение глаз при пространственных измерениях. Больше того, и само зрительное восприятие невозможно без постоянных движений глазных яблок. Слуховое восприятие речи также осуществляется при участии движений,ведь у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением слушаемой речи. Двигательный аккомпанемент (движения головы, рук, ног, туловища и голосового аппарата) играет важную роль при восприятии времени и пространства, причем многочисленные научные исследования показали, например, что при ограничении движений глаз восприятие времени осуществляется менее точно, а восприятие пространства не в полном объеме и качестве.
Психомоторная сфера человека характеризуется различными качествами, которые называются еще двигательными или физическими:
1. Силовые качества (статическая и динамическая).
Под силой человека понимают способность за счет мышечного сокращения и напряжения преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду при различных метаниях и спортивных играх или собственному телу при многообразных прыжках, гимнастических упражнениях и спортивно-боевых единоборствах), а во втором случае, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело при действии сил, нарушающих равновесие. Причем между понятиями «сила человека» и «напряжение мышц» существует довольно значительные различия. Два человека могут развивать одинаковое волевое напряжение (усилие), а в итоге проявить разную мышечную силу и особенно наглядно эти различия обнаружатся в случае преодоления внешнего сопротивления как, например, при подъеме штанги. Связано это с тем, что сила определяется массой и сообщаемым ей ускорением, причем при одинаковом ускорении, но разном весе тела (массе) большая сила будет у того, кто имеет больший вес тела. Поэтому совершенно логично, что в соревнованиях штангистов, боксеров и борцов введены различные весовые категории.
Более того, на первый взгляд многим представляется, что сила человека никакого прямого отношения к психологии не имеет, однако это очень глубокое заблуждение. Ведь напряжение мышцы, помимо чисто физиологических и морфологических факторов, зависит определенно от степени волевого усилия, прилагаемого человеком. Посмотрите только, какую необычайную силу воли проявляют штангисты, чтобы одолеть очередной запредельный, рекордный вес.
Все дело в том, что сила воли также как и способности человека не измеряемы, поэтому мы не знаем их исходный уровень, а измеряем же мы их различные качества, то есть фенотипические характеристики человека, и именно их изменение и принимается за развитие способностей, которые наряду с одаренностью проявляют себя в активной деятельности и жизнедеятельности человека, требующие проявления определенных свойств внимания, быстроты реакции, адекватности и толерантности в экстремальных ситуациях. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что активная деятельность развивает морфофункциональную основу способностей, причем в тренированном обучающемся мозге значительно усиливаются процессы синтеза специфических белков — нейропептидов, которые локализуясь в различных его отделах, положительно влияют на внимание, память, воображение, концентрацию, мышление, быстроту реакции, темперамент и волю человека. Весьма вероятно, что такой «обученный» мозг отличается не только увеличение объема хранящейся в нем информации, но и повышенным качеством обработанных энергоинформационных воздействий, обеспечивающих человека большими способностями к решению новых сверхсложных задач.
Интересно, что при этом активно задействуется сфера резервных возможностей человека, а также установлено, что при электростимуляции мышца развивает значительно большую силу, чем при произвольных усилиях человека, то есть реализуется так называемый силовой дефицит свидетельствующий о неполном использовании возможностей мышц в обычных жизненных ситуациях. Дело в том, что у спортсменов «силовой дефицит» значительно меньше, чем у не занимающихся спортом, а следовательно, приобретение спортсменом необходимых знаний, умений и навыков напрягать и расслаблять мышцы, налаживать работу координационных механизмов и уметь оперативно мобилизоваться- все это позволяет ему полнее использовать свои потенциальные возможности, которые реализуются в дальнейшем в зависимости от того, в какую социальную среду (благоприятную или неблагоприятную) попадает человек с тем или иным уровнем способности и степенью одаренности.
2. Быстрота или быстродействие характеризуется такими качествами как время одиночного движения, время реагирования на сигнал и частотой движений.
Время реакции измеряется интервалом между появлением сигнала и началом ответного действия, причем, исходя из этого, время реакции включает в себя сенсорный (быстрота восприятия сигнала, его опознание и переработка) и моторный компоненты (время ответного действия, чаще всего двигательного). Сенсорный компонент обычно называют латентным периодом, зависящем от модальности сигнала, а именно от того, к какому анализатору он относится. Чувствительность разных анализаторов на различные раздражители не одинаковая, поэтому при звуковых сигналах латентный период несколько короче, чем при зрительных, а при красном цвете латентный период короче, чем при зеленом и синем. Необходимо помнить, что во многих случаях от человека требуется не простое реагирование на сигнал, а оперативная оценка ситуации, значимости того или иного стимула при их многообразном одновременном появлении, когда на один сигнал надо немедленно реагировать, а на другой вообще нельзя никак отреагировать, более того часто возникает ситуация когда на один сигнал нужно реагировать только одним способом, а на другой сигнал – совершенно иным. Поэтому все это, естественно приводит к значительному увеличению времени реагирования на входной сигнал за счет «центральной задержки» , а именно оптимального времени, уходящего на обработку данного сигнала, его опознание и принятие необходимого решения и целесообразности той или иной ответной реакции.
В связи с этим выделяют простые реакции (реагирование на одиночный сигнал) и сложные, которые делятся на дифференцировочные (когда на один сигнал надо реагировать ,а на другой — нет) и на реакции выбора (когда на каждый сигнал нужно реагировать строго определенным образом).
Время реакции зависит от интенсивности сигнала: чем он интенсивнее (до определенного предела), тем меньше время реакции, однако чрезмерно сильные сигналы почти всегда тормозят ответную реакцию. Известно, что концентрация внимания оказывает большое влияние на быстроту реагирования, поэтому в связи с этим человек всегда быстрее реагирует на ожидаемый сигнал ( после команды «Внимание!») и значительно медленнее его реакция на неожиданный сигнал. Интересно, что существует тесная связь между проявлениями каждого из этих психомоторных качеств в различных условиях, а именно, человек, обладающий коротким временем реакции в одной ситуации, например, при реагировании рукой, покажет также короткое время реакции и при реагировании ногой.
Более того, аналогично можно сказать и про максимальную частоту движений в различных суставах: если один человек опережает других людей по частоте движений в одном суставе, то он, как правило, сохранит это преимущество и при движениях в других суставах. Выявлено, что между различными скоростными качествами связей нет или они выражены очень слабо, так, например, можно обладать достаточно большой частотой движений и относительно плохим временем реагирования на входной сигнал, а с другой стороны можно быстро сокращать какую-либо мышцу, но сравнительно медленно ее расслаблять. Поэтому к оценке скоростных возможностей человека следует подходить очень взвешенно и дифференцировано.

3. Выносливость (силовая, скоростная и аэробная)характеризуется способностью человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности. В основном измеряют выносливость одним способом – временем работы до отказа человека поддерживать заданную интенсивность.
Причем длительность работы до момента снижения ее эффективности определяется не только физиологическим факторами, но и психологическими. Дело в том, что эта длительность складывается из двух фаз: где первая фаза- работа до появления чувства усталости, а вторая фаза – работа на фоне усталости до тех пор, пока человек может за счет дополнительного волевого усилия поддерживать необходимую интенсивность. Длительность второй фазы работы зависит от того, насколько у человека развито волевое качество терпеливости. Часто снижение эффективности деятельности учащихся на уроке возникает из-за утомления мышц туловища и особенно шеи, последнее даже рассматривается в качестве одного из критериев умственного утомления, которое быстро наступает от того, что эти мышцы, удерживающие прямую позу при сидении за партой, у школьников младших классов еще не обладают достаточной выносливостью. Кстати, и плохое написание букв и их элементов может зависть от того, что выносливость мышц кисти у ребенка сравнительно низкая и поэтому его рука при чистописании быстро устает.
4. Координированность – характеристика двигательных действий человека, связанная с управление им согласованностью и соразмерностью движений и с удержанием необходимой позы. Координированность включает в себя меткость, ручную и телесную ловкость, причем координированность бывает различной по характеру, в связи с чем следует говорить лучше о группе координационных качеств, а не об одной общей координационности человека, связанной с его меткостью и ловкостью. Меткость отражает сочетание глазомера и способности дозировать усилие и амплитуду движения (например, как при броске мяча в баскетбольную корзину), а ловкость (ручная, ножная и телесная) складывается из сочетания пространственной точности движений с их своевременностью ( как, например, у жонглеров). Наиболее простой показатель координированности – соразмерность, которая выражается в дозировании таких параметров движений как амплитуды, усилия, длительность нагрузок. +


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *