СКОРОЧТЕНИЕ: ПРОБЛЕМА НЕДОСТАТОЧНОЙ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

СКОРОЧТЕНИЕ: ПРОБЛЕМА НЕДОСТАТОЧНОЙ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

photo-ahkmadullin Ахмадуллин Шамиль Тагирович, PhD reading

Аннотация
В статье дается определение понятие «скорочтения», как навыка эффективной обработки информации. Раскрывается актуальность проблемы обучения навыку скорочтения детей. Проводится краткий обзор существующих на данный момент методик обучения людей навыку скорочтения, описываются принципы формирования навыка скорочтения у детей. Автор предлагает ознакомиться с эмпирическими результатами исследования по обучению детей скорочтению.
Ключевые слова:
Скорочтение, скорость чтения, внимание, мнемотехника.

Аnnotation
The article defines the concept of «speed reading», as a skill of effective information processing. The urgency of the problem of teaching the speed reading skills of children is revealed. A short review of the current methods of teaching people the skill of speed reading is given. The principles of forming the speed reading skills for children are described below. The author suggests familiarizing himself with the empirical results of the study on teaching children speed reading. At the conclusion of the article, the conclusions of this study are drawn

Keywords:
Speed reading, reading speed, attention, mnemonics.

ВВЕДЕНИЕ
Общепринятые представления о навыках чтения требуют серьезного пересмотра в связи с повышением темпа и интенсивности обучения в среднеобразовательных школах, и все более возрастающими требованиями к уровню образования индивида. Если еще несколько десятилетий назад критериями оценки навыков чтения являлись установленные нормы типа «количество слов/мин», сегодня такой подход, как показала практика, может оказаться ошибочным: дети, имеющие отличные показатели техники чтения, при этом неспособны или малоспособны к функциональному чтению, поиску и запоминанию информации, ее интеграции в уже полученные сведения и знания. По этой причине, показатели, применявшиеся в прошлом и имевшие статус фундаментальных методических основ, в современном мире могут считаться нерелевантными, и мало-эффективными для обучения детей и оценки их уровня развития и знаний. Перечисленные проблемы — одни из немногих, которые стали основой для данного исследования и его практического применения для обучения детей скорочтению, при котором использовался принципиально новый подход как к собственно процессу обучения, так и к оценке его результатов.

Понятие «скорочтение»
За скорочтением закрепилось определение высокой скорости чтения (от 3-4 до 10 раз по сравнению со средними показателями), которое обеспечивает темп усвоения полученной информации в прямо пропорциональной связи со скоростью. Но в ходе ряда исследований неоднократно подтвердилось, что прямой зависимости между уровнем и объемом восприятия информации и скоростью чтения не наблюдается. Напротив, прослеживается обратная зависимость между этими переменными, что позволяет предположить следующее: адекватное восприятие информации возможно только в рамках определенной скорости чтения, после чего связь между скоростью и качеством понимания прочитанного приобретает обратную пропорциональность.
Ограничивающими факторами в этом случае могут выступать любые из навыков и функций, которые принимают участие в формировании способности к чтению: уровень развития памяти ребенка, его умение концентрировать внимание на задаче, площадь визуального поля и другие факторы.
В процессе обучения чтению ребенку необходимо выполнять комплекс задач, которые подразумевают зрительное восприятие, фиксацию взгляда на тексте, прямое и возвратное перемещение взгляда, идентификацию графических символов и одновременную их трансформацию в звуковой и смысловой формат, интеграцию прочитанной информации в уже полученные знания. Выпадение из области обучения даже одной из задач существенно снижает результаты: наблюдается рост скорости чтения при снижении уровня понимания прочитанной информации.
На основании этих умозаключений и опытных наблюдений была разработана методика по обучению детей скорочтению, которая включает в себя охват всех аспектов восприятия, усвоения и воссоздание полученной информации.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Одной из наиболее острых проблем, которые заявили о себе в последнее десятилетие, стало раннее развитие детей, уже ставшее тенденцией современного мира. Раннее — подразумевает начало обучения чтению в возрасте с 2-3 лет, когда ресурсов психических функций определенно недостаточно, и ведущее направление в развитии ребенка занимает предметно-манипулятивный вид деятельности. В этот же период происходит развитие зон мозга, которые отвечают за восприятие зрительной, слуховой и тактильной информации, а свойства памяти носят эмоциональную окраску — у ребенка формируется представление о тех или иных видах деятельности с точки зрения «хорошо/плохо», «приятно/неприятно». Обучение чтению в этом возрастном периоде замедляет темпы развития ребенка, так как перенаправляет ресурсы психики на виды деятельности, за которые отвечают еще не развитые зоны головного мозга. В совокупности, такой подход приводит к слабости энергетического компонента, восприятию ребенком процесса познания как сложного и неинтересного и к активации компенсаторных механизмов, направленных на снижение чрезмерных психических нагрузок.
Во многих случаях, при таком нецелесообразно раннем начале чтения наступает период психологической и личностной стагнации, которое делает затруднительным или невозможным полноценное дальнейшее развитие. Такие же проблемы наблюдаются среди детей других возрастных групп, обучение которых опережает их естественные психические возможности и не учитывают уровень развития детей.
Вторая по степени значимости проблема определена как подмена понятий. Она подразумевает высокую скорость чтения у ребенка, но низкий уровень понимания и запоминания прочитанного. Это особенно актуально для детей школьного возраста, которым задан высокий темп обучения и большие объемы входящей информации. Интенсивность обучения ни в коей мере не компенсирует недостаточности психических ресурсов, что приводит не только к снижению успеваемости в целом, но также становится предпосылкой для развития нарушений невротического и психического характера [9],[10].
Последней, но не по значимости, определена проблема роста уровня дисграфии и дислексии среди детей школьного возраста, что указывает на недостаточность когнитивных функций как основы для получения навыков чтения и письма. В этом случае познавательные процессы резко снижены, а чтение как инструмент получения знаний, улучшения ассоциативного и аналитического мышления и других направлений развития интеллекта и личности, теряет свою эффективность.
Нецелесообразность раннего обучения скорочтению, несоответствие обучающих методик возрастным особенностям ребенка и естественная недостаточность ряда нейропсихологических функций у ребенка в определенные периоды развития определены как наиболее актуальные проблемы обучения и развития.

В противовес таким методикам обучения было решено разработать и экспериментальным путем доказать принципиально иной подход к раннему развитию детей и их обучению скорочтению. В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Конкретизация характера психолого-педагогических проблем при обучении детей скорочтению.
2. Определение зависимости способности к чтению от степени развития когнитивных функций ребенка.
3. Оценка характерных особенностей развития детей в различные возрастные периоды и их влияния на формирование навыков чтения.
4. Разработка обучающих методик по скорочтению для детей, учитывающих вышеозначенные проблемы.
5. Экспериментальная проверка эффективности разработанных методик в условиях обучения детей различных возрастных групп и с различным уровнем развития.
6. Анализ результатов обучения с помощью сравнения начальных и конечных показателей скорости чтения, восприятия информации, ее запоминания и воссоздания.
7. Математическое обоснование сделанных выводов на основании статистически полученных данных.

Основы методики скорочтения

Основы методики скорочтения были заложены еще в 1878 г Э. Жавалем на основе изучения движений глаз во время чтения, которые были основательно изучены и доказаны экспериментальным путем Ярбусом А.Л. В конце XX в. российскими учеными Андреевым О.А. и Хромовым Л.Н. была разработана техника быстрого чтения, которая стала основополагающим материалом для дальнейших исследований и разработки новых методик [1],[12].
В данном исследовании под формированием навыков скорочтения здесь и в дальнейшем подразумевается не только наращивание темпов чтения, но также увеличение объема усваиваемой информации и поддержание достигнутых результатов на высоком уровне после завершения курса обучения. На основании нашего эмпирического опыта обучение скорочтению требует развития когнитивных функций ребенка, активности всех анатомо-функциональных блоков головного мозга, формирования и укрепления межполушарных связей и работы по закреплению полученных навыков. С этой целью необходимо уделить внимание следующим аспектам обучения:
1. Развитию энергетического блока.
2. Произвольному, а затем непроизвольному подавлению субвокализации.
3. Увеличению площади визуального поля.
4. Устойчивости внимания.
5. Функциональному чтению.
6. Мнемонистическим приемам.
7. Уменьшению продолжительности фиксации взгляда и устранение возвратных движений глаз.
Характерной особенностью разработанной методики является использование чтения как инструмента, с помощью которого создается возможность для разнонаправленного и гармоничного развития ребенка. И в то же время, развитие познавательных функций, памяти, внимания, способности к восприятию, анализу и других аспектов, естественным образом стимулирует навыки скорочтения.

Принципы формирования навыков скорочтения у детей
Модель обучения скорочтению предлагает оптимизацию обучающего процесса в соответствии с нуждами и индивидуальными особенностями каждого отдельного ребенка. С этой целью применяются следующие подходы:
1. Проведение групповых и индивидуальных занятий.
2. Возможность корректировки программы обучения — снижение или повышение темпа и интенсивности занятий, если для этого есть объективные основания.
3. Разнонаправленные комплексы упражнений, цель которых — развить все виды и свойства внимания, памяти восприятия, мышления, сформировать и укрепить межполушарные связи.
4. Использование тренажеров зрения, памяти, внимания, восприятия, доказавших свою эффективность, а также их оптимизация для применения у различных возрастных групп детей.
5. Равноценное использование интеллектуальных задач и физических упражнений для гармонизации процесса обучения.
6. Преподавание в игровой форме.
7. Контроль над всеми санитарно-гигиеническими аспектами занятий, включая площадь классов, уровень освещенности, расположение мест для учеников относительно рабочего места педагога и пр.
8. Возможность проведения дополнительных развивающих занятий с ребенком в домашних условиях, с помощью методических пособий для родителей и укомплектованного набора для обучения.
Проведении курса скорочтения для детей по данной методике исключает чрезмерные нагрузки на детей, основное внимание оптимизации всех компонентов занятий так, что позволяет сформировать у ребенка позитивное отношение к процессу познания, устранить уже полученные негативные установки и/или последствия нарушений методико-дидактических принципов обучения.
Результаты
В ходе экспериментальных исследований установлено, что после прохождения курса скорочтения по данной методике, средние показатели среди детей всех возрастных групп возросли в 2,7 раза. Под показателями следует понимать:
1. Скорость чтения (слов/мин).
2. Понимание смысла прочитанного.
3. Запоминание прочитанного материала.
4. Воссоздание смысла и последовательности прочитанного материала без искажений.
Дальнейшие наблюдения за детьми и их тестирование показало, что в среднем, на протяжение трех месяцев после окончания курса скорочтения, перечисленные выше показатели снижались на 24% . Последующие тестирования продемонстрировали стабилизацию результатов на этом уровне. Это позволяет сделать следующее заключение: по сравнению с первоначальными показателями скорости и функциональности чтения, прохождение курса скорочтения обеспечивает улучшение всех показателей как минимум, в 2,05 раза.

Выводы
Установлено, что механизмы обучения скорочтению могут быть эффективными только при соблюдении следующих условий:
— предварительное тестирование ребенка для оценки уровня его развития и оптимизация курса обучения согласно всем определенным данным;
— обучение ребенка в темпах и с интенсивностью, согласующихся с особенностями его биологического возраста и психических функций, которые в данном возрастном периоде являются ведущими;
Прохождение ребенком курса скорочтения по данной методике можно рекомендовать в качестве средства, направленного на:
1. Повышение общего уровня развития.
2. Устранение дефектов письма и чтения, обусловленных неграмотным или чрезмерно ранним обучением ребенка.
3. Развитие когнитивных функций.
4. Повышение уровня школьной успеваемости.
5. Приобретение детьми интереса к процессу познания.
6. Снятие психологического барьера, возникшего вследствие негативных переживаний ребенка вызванных неуспеваемостью.
7. Подготовку ребенка к поступлению в школу.
8. Гармонизацию развития

Список литературы, использованной в ходе исследования

1. Андреев О. Техника быстрого чтения: «SmartBook», 2013г. — 315 стр.
2. Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное: «Билингва», 2017г. — 160 стр.
3. Ахмадуллин Ш.Т. Развитие памяти у детей. Как научить ребенка запоминать легко и надолго: «Билингва», 2016г. — 112 стр.
4. Беннет. Д. Скорочтение со скоростью света: «Коллектив», 2007г. — 51 стр.
5. Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения: «Поппури», 2006г. — 256 стр.
6. Бьюзен Т. Суперпамять: «Поппури», 2006г. — 207 стр.
7. Зиганов М.А. Скорочтение: «Эксмо», 2017г. – 218 стр.
8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: «Роспедагенство», 1997г.
9. Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения: «Прометей», 1991 г. — 186 стр.
10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: «Академия, 2003г. — 384 стр.
11. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: НПО «Модэк», 2000г. — 304 стр.
12. Ярбус. А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения: «Наука», 1965г. – 161стр.

No Comments

Post a Comment