А.А.Новия,
О.П.Кузьменко
Известный факт – болезни передаются по наследству. Врачи всегда спрашивают при сборе анамнеза: «Чем болели Ваши родители? А какие заболевания были у их родителей?». Известно — болезни имеют психологическую, или, как говорят в медицине, психогенную природу. «Все болезни от нервов». Эти болезни называются психосоматическими и это фактически 80-90% всех неинфекционных болезней, известных в медицине. Для простоты будем говорить на языке медицинских заболеваний и показывать, как эти заболевания связаны с психологическими качествами, которые и передаются по наследству, и определяют само заболевание.
В работе использовалась психофизиологическая методика О.П.Кузьменко, позволяющая проводить одновременно и медицинскую, и психологическую диагностику. По этой методике всего за 5-7 минут с определённых диагностических точек прибором «Рада» последовательно измеряется сила микротоков. Все данные заносятся в специальную «карту здоровья». Данные правого и левого значений измерений соединяются прямой линией . Так получается «диагностический модуль» (далее – «модуль»). Если правые и левые значения равны – модуль окрашивается зеленым цветом, если правое значение больше левого — красным, когда правое меньше левого – синим. Вычисляется «коридор нормы», который строго индивидуален для каждого.
Для здорового организма все измерения сбалансированы на одном уровне и укладываются в коридор нормы. Модули, находящиеся вне его, выше или ниже, или красного цвета – говорят о явной предрасположенности или проявлении определённого заболевания, его давности и степени боли. Например, красный цвет модулей в меридианах сосудов (МСкр) и сердца (Скр) говорит о проблемах в сердечно-сосудистой системе и одновременно о таком психологическом качестве, как повышенная обидчивость. Или красный цвет модуля в меридиане лёгких (Ркр.) и в меридиане толстой кишки (GIкр) с медицинских позиций – это колит, а с психологических — проявление страха, неуверенности в своих силах, комплекса неполноценности.
Различные сочетания красных модулей трактуются тоже по-разному. Некоторые из них сведены в таблицу: «Взаимосвязь психологической и физиологической диагностик по описанию качества модулей»
По сочетанию этих модулей можно оценить психологические черты комплексно и построить модульный психологический портрет. Опираясь на опыт О.П.Кузьменко, которая по данной методике обследовала более 144 000 человек, учитывая свой опыт, можно утверждать об устойчивости картины каждого психологического портрета. Чем больше красных модулей в карте здоровья – тем более несовершенен человек, тем более он подвержен заболеваниям, чем меньше красных и больше зеленых — тем лучше. И это индивидуальная картина психосоматических и психических функциональных особенностей, переданных по наследству или скорректированных в процессе воспитания и самовоспитания. Каждая психосоматическая болезнь и соответствующий ей психологический профиль личности имеют определённые признаки в расположении 12 модулей в карте здоровья.
Исследования в различных семьях показали, что соответствующий модуль передаётся ребёнку преимущественно или от отца, или от матери, или по их роду. А если в диагностической карте этот признак отца и матери одинаков, то вероятность проявления подобного признака у ребёнка значительно возрастает.
Каждую семью рассматривали отдельно, выявляя были ли переданы какие-то модули, кем и кому и, соответственно, какие черты характера и психосоматические заболевания получены по наследству. Полученные результаты для удобства рассмотрения и анализа были сведены в одну таблицу для каждой семьи. При сопоставлении карт здоровья членов одной семьи выявленные совпадения модулей по некоторым меридианам – выделили, обведя контуром одного цвета, для каждого из подобных совпадений. Например:
Семья №1. Три поколения. Дедушка с бабушкой, их две дочери и двое внуков.
Получается, что
• у бабушки, дочери Тани и внучки – общая проблема с желчным пузырём – холицистит (VBкр) – им свойственна непредсказумость;
• у деда Игоря, внука Андрея и внучки Ксюши – склонность к заболеванию дыхательных путей (Ркр) – нет уважения к старшим, неблагодарность;
• бабушка передала дочери Ольге – умение работать над собой (Рсин) – тенденция к самосовершенствованию;
• деда Игоря, бабушку, их мл.дочь Ольгу и внука Андрея объединяют высокое качество любви и умение со всеми ладить (Сзел и МСзел);
• дед Игорь, обе его дочери и их дети(внуки Игоря) – сильные волевые личности (IGсин);
• у деда Игоря и Ольги – панкреатит (RPкр) – они проявляют властность характера;
• дед Игорь, бабушка, дочь Ольга и внук Андрей – трудолюбивые (Есин);
• дед Игорь и бабушка передали дочерям Тане и Ольге и внучке Ксюше – дистонию.
Итак, в данной семье три поколения, данные папы есть только в первом поколении. Объединив совпадающие модули у членов семьи, мы видим, что некоторые модули родителей действительно переходят к детям, а некоторые проявляются уже у внуков.
Семья №2. Два поколения. Папа Василий Николаевич, мама и двое детей.
• мама, дочь и сын неуверены в себе(GIкр),
• мама, дочь и сын недовольны собой (TRкр+GIкр)
При сопоставлении диагноз-карт отца и матери, видно совпадение их модулей по меридианам трёх обогревателей TR (TRкр), секс.-сосудистому MC (MCкр) и почек R (Rкр).
У отца и матери — дисгармоничное отношение с противоположным полом, т.е. с друг другом, — проблема с маткой, яичниками и семенниками (MCкр+ TRкр), а отсюда и творческие проблемы (Rкр). Как видно из таблицы — именно эти модули проявились у их дочери. И у неё тоже проблемы с детородными органами и с отношениями (MCкр+ TRкр). Неуверенность матери и её недовольство собой передалось и её детям.
Семья №3. Два поколения. Папа, мама и дочь.
У папы с мамой – в меридианах секс.-сосудистый и сердца совпадают модули (MCкр+Cкр) – это ишемическая болезнь сердца и совпадение по меридиану печени (Fкр), т.е. это ишемическая болезнь сердца с тенденцией к инфаркту. И у дочери модули такие же. У всех (MCкр+Cкр+Fкр) – эгоцентричное отношение к противоположному полу со вспышками гнева. Но они ещё и самоуверенные личности (GIзел), логики, недоверчивые, невнушаемые, негипнабельные (Vсин), сильные волевые личности ( IGсин)
В этой семье – существуют проблемы между собой, все любят поговорить, покритиковать, проявить силу воли, но из-за разного отношения к деньгам – мать с отцом не могут найти общего языка: отец спокойно, а мать прижимиста, к тому же у всех «острый язык». Потому — непонимание друг друга, обидчивость и дочь наследует тоже, в результате у всех может быть инфаркт.
На этом примере особенно видно, как дочь унаследовала черты отца и матери и данные наследственные признаки у ребёнка стали неизбежными.
Семья №8. Два поколения. Папа, мама, дочь и сын.
• В этой семье папа и мама уверены в себе (GIсин), дочь и сын тоже(GIсин).
• Папа и мама — рассудительно относятся к сложным жизненным ситуациям (Cсин) и это получила по наследству дочь. Папа и сын – непредсказуемы (VBкр) – холицистит.
При сопоставлении диагноз-карт матери и детей видно совпадение их модулей по меридианам толстого кишечника GIсин, селезёнки RPзел, печени Fсин, почек Rсин, мочевого пузыря Vзел и желудка Е зел.
Детям от мамы достались уверенность в себе, наблюдательность, хороший характер, умение делать всё очень хорошо руками, «универсальные мозги», ровное отношение к деньгам. Как видим, дети получили хорошую наследственность от матери.
Это здоровая, положительная семья.
Исследования в различных семьях показали, что соответствующий признак (модуль) передается ребёнку преимущественно или от отца, или от матери. Если в диагностической карте этот признак отца и матери одинаков, то вероятность проявления подобного признака у ребёнка значительно возрастает. Данное наблюдение позволяет прогнозировать передачу конкретных черт характера по роду, от родителей к ребёнку и, следовательно, предсказать его будущие психосоматические заболевания и черты характера.
Миропонимание у ребёнка своё, особенное. Его душа тонка и ранима. Мы, взрослые, со своими страхами и комплексами или без них, отягощенные все ускоряющимся темпом жизни, своими социальными, эмоциональными, финансовыми и психологическими вопросами, требующими принятия решения и зачастую воспринимая их как проблемы, можем не замечая, наносить тяжёлые психологические травмы детям, как ещё не родившимся, так и уже появившимся и живущим с нами. Эти травмы отрицательно влияют на их дальнейшую жизнь. Они порождают нервные стрессы и комплексы у формирующейся социальной личности. Всем известно, что «все болезни от нервов». Но когда болеют дети, то виноваты всегда мы, взрослые.
Очень часто, из-за нарушенного взаимопонимания школьника с учителем, воспитателя с воспитанником, родителя с ребёнком, люди вырастают с искалеченными, разбитыми душами и судьбами, и даже становятся социально опасными.
Вывод, который должны сделать родители (биологические и не только), однозначен: судьбу ребенка определяют отнюдь не гены — они ответственны лишь за его потенциал, но и они важны, потому к зачатию и рождению ребёнка нужно проанализировать свои качества, какие из них Вы хотели бы видеть в ребёнке, а может какие-то нужно изменить?! И для того, чтобы ребёнок реализовал свой потенциал в полной мере, необходима среда, которую можете создать только Вы — родители!
Вот задача, которая, на наш взгляд, стоит перед родителями: избавиться от собственных негативных подсознательных программ и постараться не программировать подсознание своих детей ненужными страхами и верованиями.
Выводы:
1. Методика О.П.Кузьменко, несмотря на её простоту и доступность, является высокоэффективной, наглядной визуально-графической системой и позволяет получать результаты на уровне с общепринятыми методами. Всего за 5-7 минут измерений — большой объём информации без всякого диалога.
2. У психолога, психиатра, благодаря методике О.П.Кузьменко, появилась объективная возможность достоверно определить, не прибегая к сложным психологическим тестам, — способности, возможности, потребности человека, его наклонности и заложенную в нём предрасположенность к реализации определённой жизнедеятельности, что особенно важно для профориентации школьников и студентов (например, к каким наукам предрасположен – точным или гуманитарным и т.д.).
3. Методика объективна — достоверно отражает состояние человека в данный момент. Благодаря ей, возможно «увидеть» о чём думает человек, как относится к окружающим, имеются ли у него душевные и физические проблемы, что ему хорошо и что плохо. И при этом — оценивать данные независимо от наличия информации о человеке и его состоянии, неспособности или нежелании говорить правду, симуляции, а также независимо от личного опыта и интуиции исследователя.
4. Психологическое состояние родителей – основа формирования психики и здоровья детей. На всем протяжении жизни родители оказывают постоянное воздействие на ребенка. Методика позволяет исследовать и прогнозировать передачу психологических качеств по наследству. Родители могут заранее узнать о своих качествах, переданных им по наследству или скорректированных в процессе воспитания и самовоспитания. Тем самым — у них есть возможность подготовиться к появлению нового человека и сделать мир чуточку лучше, начав с себя, со своей семьи.
И «Гены — вовсе не камень у Вас на шее. Вам под силу измениться самим и помочь реализоваться Вашим детям».
Список используемой литературы
1. Психосоматика у детей. Брязгунов И.П. и др., Психотерапия, 2009
2. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. Александер Ф., Институт Общегуманитарных Исследований, 2009
3. Психосоматика. Менегетти А., ННБФ Онтопсихология, 2004
4. Способ Ольги Кузьменко оценки физиологического и психологического состояния орга¬низма Кузьменко О.П., Масленников И.С. // Патент на изобретение РФ: №2126241 от 23.06.1998
5. Применение метода модульной диагностики и лечения в восстановительной медицине. Пособие для врачей. Кузьменко О.П., Масленников И. С.,
6. Учебное пособие. 1 курс. Электропунктурный тест Ольги Кузьменко. Метод модульной, медико-социально-психологической экспресс-диагностики и лечения
7. Материалы 1 конференции специалистов практической психофизиологии методом Ольги Кузьменко.
8. Сердце любит аутотренинг. Ефимова В.Будь здоров. 2009 № 8
9. Темперамент и характер: Психологическая даигностика Батаршев А.В. Владос-Пресс, 2001