СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ВИТАЛЬНОСТИ КАК ОСНОВНОГО РЕСУРСА ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВ 21 ВЕКА

Лебедева И.Е.
К.Т.Н. Москва
Член-корр.БПА

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ВИТАЛЬНОСТИ КАК ОСНОВНОГО РЕСУРСА ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВ 21 ВЕКА

Аннотация
Своеобразие стрессов в 21 веке – веке глобальных перемени противоречий, в социальном плане проявляется в росте конфронтации в обществе в целом и стремлением к самоутверждению отдельно взятой личности. Психологическое и физическое благополучие этой личности требует запаса витальности, для чего нужны «правильные личностные ценностные критерии». Для конкретизации приведенного понятия предлагается структурная схема, позволяющая прогнозировать потенциальную способность человека противостоять вызовам современного мира. Эта схема, в форме круговой диаграммы, строится на основе показателей двух типов, характеризующих как жизнеутверждающую (информационно -энергетическую) , так и отчуждающую (уменьшающую энергию человека) составляющие. Полученный на основе такой схемы критерий, названный критерием про-витальности позволяет решать многие практические и исследовательские задачи.
Ключевые слова: Стресс, витальность, ценностный критерий, структурная схема, круговая диаграмма, про-витальность

Abstract
The uniqueness of the stress in the 21st century, the century of global change and contradictions, in social terms, manifested in the growth of confrontation in the society in General and the desire for self-assertion individual personality. Psychological and physical well-being of this person requires personality requires sufficient vitality, why the need for the «right of personal value criteria». To concretize the notions of the structural scheme, allowing to predict the potential ability of a person to resist the challenges of the modern world. This scheme, in the form of a pie chart based on indicators of two types that characterize as life-affirming (information-energy) and alienating (to reduce energy) components. Obtained on the basis of this scheme the criterion is named the criterion of Pro-vitality helps to solve many practical and research tasks.
Keywords: Stress, vitality, value criterion, block diagram, pie chart, Pro-vitality

Современный человек, существующий в постоянном взаимодействии с окружающим миром, во все времена подвержен многочисленным стрессам, а поиски путей их преодоления для него является одной из актуальнейших задач. Своеобразие современной жизни состоит в том, что после глобальных войн, и революций предшествующего столетия, казалось бы, наступила эпоха «благоденствия», которая характеризуется достижениями цивилизации, урбанизацией, развитием Интернета и другими чудесами науки и техники. Но, тем не менее, причины стрессов и угрозы жизни и здоровью человека сохраняются, хотя они видоизменились. Опять стали назревать кризисы межличностных отношений в обществе. Нарастает конфронтация по религиозным и национальным признакам, ксенофобия. В личном плане мир сегодня одержим идеей достижения успехов, что, в свою очередь, заставляет интенсифицировать и специализировать личностные ресурсы человека – физические, интеллектуальные, психологические. И все это происходит в эпоху перелома гигантских космических циклов, что влияет на функционирование практически всех сложно организованных систем – физических, биологических, технических и социальных. Как следствие, сегодняшняя жизнь характеризуется огромным числом непредсказуемых катастроф — природных, техногенных, социально-гуманитарных. Может показаться, что сейчас, как и во времена социальных революций и войн, безопасность существования человека оказываются под угрозой.
При успешном преодолении любых трудностей индивидуумом (или сколь угодно большим сообществом индивидуумов) философы, а вслед за ними и психологи стали говорить о наличии у них высокой «витальности».
Сам по себе термин «витальность» происходит от лат. Vita – жизнь, но в разных контекстах и в разные времена он имел различное толкование. От простого, отличая жизнь от не жизни, до способности оставаться живым, быть энергичным; обладать жизненной силой, практически утверждая себя с точки зрения универсальной и основополагающей задачи – сохранения жизни и энергии. В этом случае принято говорить о так называемой, онтологической витальности или выживании.
Термин «витальность» приобрел более широкое значение благодаря работам последователей гуманистического, и в частности экзистенциального направления философии и психологии Э.Фромма [1], К.Р.Роджерса [2] и других. В основе данного направления лежит принцип заботы не только о физическом выживании, но и о гармоническом объединении и важности развития потенциалов человеческой личности, лежащих вне телесной сферы, а именно «потенциалов разума, воли, эмоций, социальных аспектов и ценностных критериев». Существуют варианты интерпретаций термина витальность, смысл которых в целом сводится к ассоциации витальности человека с «источником» и субъектом его деятельности, процессам творчества, самопознания и самоактуализации. Особо важную нагрузку психологическим аспектам в определении термина витальность придавал П.Тиллих. По его мнению «витальность» – это жизненная энергия, которая находится во взаимосвязи с тем видом жизни, которому она дает силу. Но поскольку силу человеческой жизни невозможно отделить от того, что средневековые философы называли «интенциональностью», т.е. отношением к смыслам, (осмысленному содержанию), то и витальность человека сильна настолько, насколько сильна его интенциональность и наоборот. Это означает, что человеку биологически необходимы творчество и «разумный риск» [3]. Эти последние интерпретации старого термина «витальность» практически апеллируют к психологической, ментальной, и в итоге, духовной сути человека, т.к. для её достижения важно содержание ментальной и эмоциональной жизни индивидума и целого общества, их ценностных установок.
Подобные назидания, близкие к тем, которые утверждали последователи гуманистического направления в психологии, можно найти во многих древних духовных практиках, в частности духовных практиках Тибета. Они считали, что «неправильные» идеи существуют во всех аспектах бытия, начиная от питания, заканчивая духовными потребностями и верованиями. Они ограничивают развитие творческих возможностей и интуиции индивидума, разрушая его витальность. Таким образом, современные психологи говорят о витальности, как о сложном структурном понятии, в рамках которого, возможно, нашли своё выражение основные законы, существующие во Вселенной. На основании этого толкования, можно говорить о двух «моделях жизни». Первая модель – это выживание, жизнь на грани жизни и смерти или онтологическая витальность. Вторая модель и есть собственно жизнь. Это – психологическая витальность. Эти модели рассмотрены подробно в работе известного психолога Ковалева С.В [4].
Создатель энергоинформационного подхода к изучению различных сложных систем, к которым относится и психика человека, профессор, д.т.н. Владимир Никитович Волченко попытался все вышеприведенные рассуждения выразить в более обобщенной математической форме. Поскольку, как мы уже выяснили, что витальность(V), связана с осознанностью или сознанием (С), и обе эти величины прямо пропорциональны информации (I) и обратно пропорциональны энергии (E), получается, что C ~ V = I/E.
В этой формуле сознание рассматривается как высшая форма информации, а характеристикой ценности информации в философии и психологии является смысл. Развитие любых сложных систем во Вселенной (живых и неживых) может быть отражено как изменение информативности системы (I) к энергии, требуемой, для поддержания нормального её функционирования [5]. Это значит, что для того, чтобы повысить витальность любой системы нужно повысить количество знаний о среде (окружающем мире), в которой существует система, и снизить количество энергии (усилий), необходимой для её нормальной работы.
Конечно, применение данной формулы в практических психологических исследованиях затруднительно из-за методологических и методических причин – отсутствия указаний на конкретные признаки, характеризующих информативность системы и соответственно затраты энергии и шкал для их измерения. Поэтому автором статьи была предпринята попытка построить систему оценки уровня витальности, с учетом всех перечисленных идей и принципов, но на основе не арифметического, а структурного принципа анализа данных, полученных на основе специального опросника. При построении итоговых показателей учитывались возможности формализованной обработки результатов тестирования.
Идея о выборе подходящих показателей заимствована из работ известного американского психолога экзистенциального направления С. Мадди [6] с позиций деятельностного подхода, древних Тибетских наставлений и современных данных физиологических исследований о проявлениях снижения переносимости стрессов. В современной психологии их называют признаками «отчуждения». Они препятствуют развитию творчества и интуиции, мешают успешно преодолевать стрессы.
В качестве признаков, которые могли однозначно свидетельствовать об успехе вообще и преодолении любых потенциальных стрессов в частности, взята триада С.Мадди, характеризующая hardeness (жизнестойкость): вовлеченность, локус контроля, принятие риска, основанная на большом объеме данных, использованных С.Мадди и его последователями. Однако, сопоставление этих данных с имеющимися у обследуемых заболеваниями показало неудовлетворительный результат. Так, при весьма высоких показаниях признаков триады С.Мадди, нами неоднократно фиксировались признаки серьезных заболеваний, свидетельствующие о сниженной витальности индивидов.
Поэтому для получения эффективного критерия витальности была очевидна необходимость дополнения признаков жизнестойкости признаками, которые можно называть признаками «отчуждения». Они препятствуют развитию творчества, интуиции и мешают успешно преодолевать стрессы. Для оценки «тяжести груза» отчуждающих моментов, а по сути – признаков, которые приводят к дополнительным проблемам (по Волченко – затратам энергии) на пути к успешному преодолению стрессов в опросник были включены дополнительные вопросы. Они позволили сформировать признаки, характеризующие эмоциональные и ментальные особенности психики человека, его жизненные ценности, определяющие поведенческие реакции человека в разных ситуациях. В результате стало возможным оценивать наличие экзистенциальных проблем, обычно связанные с неправильным выбором профессии, трудностями аутентичности, или общим неудовлетворением от жизни, психология жертвы, неуверенность, отсутствие толерантности, перфекционизм, внутренние конфликты. Определенному изменению подверглась интерпретация С. Мадди, ряда показателей в связи с изменением взглядов на многие ценностные категории. Так, не столь однозначно как ранее трактуются высокие значения показателей, связанные, с локусом контроля, принятием риска. Маркерами условной границы снижения витальности безусловно считаются такие признаки как хроническая усталость и депрессивные проявления, которые также можно оценить по данным опросника.
Способ представления данных опросника в виде круговой диаграммы, нормированных в одинаковом интервале значений показателей позволяет качественно оценить и при желании оценить и в цифровом виде потенциальную степень устойчивости человека к стрессу.
Итоговый показатель, который может быть сконструирован в этом случае как отношение факторов жизнестойкости к факторам отчуждения можно условно назвать показателем про-витальности.
Объем экспериментальных данных, на которых проводилась апробация метода в настоящее время, составляет свыше 300 человек. Их анализ показал высокий уровень валидности результатов в самых разных задачах: в оценке эффективности практик по самосовершенствованию, в личностном индивидуальном консультировании; в решении исследовательских и диагностических задач связанных с оценкой риска соматизации и серьезных психологических проблем групп людей, различающихся по возрасту, роду деятельности, социальному статусу, уровню интеллектуального и духовного развития. Проведенные исследования позволили получить интересные данные в отношении различных феноменов про-витальности, которые описаны в работах [9,10].
Основной вывод, полученный в результате проделанной работы состоит в следующем. В настоящее время не удается описать все множество психологических проблем современного человека простой формулой с небольшим числом компонентов. Их недостаточно для успешного решения задачи выявления закономерностей в таком сложном объекте, каким является ментальная и эмоциональная структура психического. Фактически мы пытаемся «угадать замысел бога» т.е. определить какое сочетание признаков соответствует высокой витальности индивидуума, а какое ведет к её снижению. Эта задача относится к одной из труднейших задач анализа данных – поиска закономерностей в эмпирическом материале сложной структуры и с большим числом неопределенных моментов.
В настоящее время существует большое количество медицинских методик прогнозирования, снижения и преодоления стрессов. Они построены на основе использования биохимических, электро-физиологических и других дорогостоящих методик. Предложенный метод – одна из попыток наметить пути решения поставленной задачи чисто психологическими методом. При этом впервые в задаче оценки и прогнозировании снижения витальности, а значит, качества жизни человека, приведены конкретные факторы обыденной жизни, что делает возможным человеку решать самостоятельно задачу повышения собственной витальности.
Одним из достоинств метода, является возможность его простого расширения, что является одним из важных характеристик исследовательских систем. Кроме того, он легко реализуем на практике, понятен для пользователей, не имеющих специальной подготовки и в то же время достаточно информативен.
Реальные примеры диаграмм при различных заболеваниях и высоких стрессовых нагрузках у разных людей, наглядно демонстрирующие работу метода, приведены в приложении к данной статье.

Список литературы
1. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 2003, 352с.
2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека//
Роджерс К.Р Полноценно функционирующий человек.М.: Прогресс, 234с.
3. Тиллих П. Мужество быть. // В кн. П.Тиллих . Избранное. М.: Юрист,
1995, с.7-131.
4. Ковалев С.В. Как жить, чтобы жить. Основы экзистенциального нейропрогрвммирования. М.: Твои книги, 2015, 227с.
5. Волченко В.Н. Неизбежность, реальность и постижимость тонкого мира//
Сознание физической реальности, 1(1-2), 1-14, 1996
6. Мадди С. Экзистенциальная психология //ред. Раймонд Корсини,
Алан Ауэрбах, Психологическая энциклопедия, С-Пб: Питер, 2005г.,
URL: http://bookap.info/genpsy/psyenc/gl49.shtm

lebed1

lebed2

lebed3

lebed4

No Comments

Post a Comment