Гранд доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик А.Н. Иезуитов
Как это не парадоксально выглядит, «Квантовая теория» (КТ) до сих пор не имеет своего философского обоснования. И это вполне понятно. Ни одна традиционная философия (материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, не говоря уже о любой религии) не в состоянии в принципе дать верное истолкование «квантовости», соответствующее реальности, и объяснить генезис, онтологию и структурно-функциональную сущность «квантовости». Никакой «монизм», явный и скрытый, в данном случае неприемлем.
Именно «Философия взаимодействия («биализм»)» (ФВ), созданная автором этих строк еще в 1992 г. и уже получившая Международное признание, способна стать принципиальной основой КТ.
Для ФВ, квант представляет собою «бинарное взаимодействие» материального и духовного начал, при доминировании начала духовного. Духовность есть внутренняя установка (предрасположенность, готовность), присущая всем реальным явлениям микро- и макро-, ориентированная на свое материальное выражение. Она никем и ниоткуда не вносится в реальность.
Материальное и духовное начало суверенны. В то же время одного начала в принципе не существует вне и без другого. Все материальное так или иначе духовно значимо. Все духовное имеет то или иное материальное выражение.
Материальное начало имеет пространственно-временные, скоростные и проникающие ограничения, духовное их не имеет. Вместе с тем в конкретной реальности духовное начало всегда в известной мере «отягощено» началом материальным.
Материальное воспринимается непосредственно-чувственно и непосредственно-измеряемо, оно видимо. Духовное воспринимается внутренним ощущением и не поддается непосредственному измерению, оно невидимо. Духовность есть взаимодействие подсознательного и сознательного, при возможном доминировании одного из начал в определенных условиях и в определенных реальных явлениях.
Материальное начало кванта настолько минимально, что ни наблюдателем, ни существующими приборами непосредственно не улавливается. Лишь при частичном переходе в определенных условиях (температура, давление, скорость, плотность и т.д.) духовного начала кванта в его материальное начало квант становится доступным для непосредственно-чувственного восприятия, точнее, присущее кванту его материальное начало, по которому мы можем определять реальные параметры кванта и его состояние.
Сам по себе квант, точнее его материальное начало, непосредственно невидимо и неизмеряемо (во всяком случае пока), настолько оно минимально в материальном отношении. Непосредственно-количественно материальное начало кванта может быть измерено по оставляемому им «следу» на какой-либо поверхности и в каком-либо реальном объеме, в результате какого-либо процесса, в котором так или иначе реально задействованы кванты. «След» от кванта видим и поддается материально-количественному измерению, разумеется, в очень малых величинах.
С точки зрения ФВ, в настоящее время КТ нуждается в существенных мировоззренческих и методологических уточнениях и прежде всего в принципиальном (философском) обосновании – объяснении, которого у нее до сих пор все еще нет, как это не покажется странным.
Констатируются специфические явления у кванта, которые не способна объяснить традиционная физика и предлагаются собственные и различные их осмысления. Кстати сказать, такие явления по-новому не объясняет сама КТ. Она предлагает свои принципиальные утверждения как некую данность, которую надо безоговорочно признать и в которую надо неукоснительно поверить на основании ряда допущений, априорных утверждений, цифровых «округлений» и различных математических вычислений, имеющих ограниченный характер.
Современная КТ считает, что материя на микроуровне носит «корпускулярно-волновой характер» и масса может быть равна «нулю».
С точки зрения ФВ, образующие материю на микроуровне «корпускулы» и «волны», взаимодействующие друг с другом материально и духовно, представляет собою взаимодействие присущих им материального и духовного начал. При этом в «корпускуле» доминирует начало материальное, в «волне» — духовное. В самой материи как взаимодействии материального и духовного начал, при доминировании в принципе начала материального, может в определенных условий заметно усиливаться или заметно ослабевать одно из начал, материальное или духовное. При этом материальное начало в материи всегда и на всех уровнях и во всех проявлениях, по существу, остается в конечном счете доминирующим как непосредственно-чувственно воспринимаемое. Вещество выступает в реальности как целенаправленно-структурированная материя.
Точнее было бы говорить не о «корпускулярно-волновом дуализме», как это принято в КТ, а о «корпускулярно-волновом биализме». «Дуализм» предполагает независимое существование двух различных явлений, без их какого-то бы то ни было взаимодействия. «Биализм» означает взаимодействие двух различных явлений как их взаимодополнение, взаимообогащение и частичный взаимопереход друг в друга. Оба явления («корпускулы» и «волны»), по существу представляют собою взаимодействие материального и духовного начал и взаимодействуют между собой материально и духовно.
У материи, реальным и непосредственно-чувственным выражением которой является ее материальное начало, оно может быть настолько мало, что не поддается непосредственному измерению и потому, вопреки реальности, объявляется «нулевым», что является всего лишь иллюзией. В принципе масса как количественное выражение материального начала не может быть «нулевой». Любая масса в той или иной мере является материально значимой и материально выраженной, а потому в принципе количественно измеряемой.
Для КТ, как считается, не все физические явления имеют точные значения (количественные). И это понятно: в таких явлениях доминирует духовное начало, которое по природе своей не имеет непосредственно-точного измерения, количественно значимого.
Говорится в КТ о «произвольном» направлении движения частиц. Дело в том, что духовное начало, доминирующее в таких частицах, по природе своей разнонаправлено, в отличие от начала материального, которое однонаправлено. Поэтому движение таких частиц и кажется «произвольным» (не однонаправленным). В действительности, «разнонаправлено» их духовное начало, реально проявляющее себя и доминирующее в квантах.
Согласно КТ, движение частиц «дискретно» («прерывно»). С точки зрения ФВ, «дискретность» движению частиц придает то, что в различных частицах существует разная мера их собственного духовного начала, которая в определенных условиях частично и в разной мере переходит в начало материальное (непосредственно фиксируемое).
Все частицы сугубо индивидуальны по своей природе. В одних частицах их материальное начало заметно усиливается и потому делает такие частицы отчетливо видимыми. В других частицах заметно и устойчиво доминирует «невидимое» духовное начало, что делает такие частицы «невидимыми». Это реальное явление лежит в основе видимого движения одних частиц и «невидимого» — других, что и образует кажущуюся прерывность («дискретность») между наблюдаемыми («видимыми») частицами, в промежутках между которыми находятся реальные частицы «невидимые» вследствие доминирующего в них непосредственного не видимого духовного начала.
В «квантовом поле» как взаимодействии материального и духовного начал доминирует начало духовное. А. Эйнштейну не удалось создать «единую теорию поля», включая «поле квантовое», поскольку он игнорировал духовное начало любого «поля» как взаимодействие присущих ему материального и духовного начал. Именно духовное начало, присущее любому «полю», внутренне объединяет различные «поля», в которых такое начало выступает как своеобразное взаимодействие с материальным началом, имеющим разное конкретное выражение. Это и придает различный вид различным «полям», в то же время в основе своей внутренне единым через, в принципе присущее им всем, духовное начало.
Эйнштейн так и не принял идею «квантовости». В связи с этим Нильс Бор говорил: «Ведь если бы Эйнштейн оказался прав, то все бы рухнуло!». Бор прежде всего имел в виду КТ, согласно которой «квантовость» реально существует, играя важную структурно-образующую и функциональную роль в микромире, стабилизируя тем самым всю многоуровневую реальность. Для ФВ она представляет собою взаимодействие материального и духовного начал.
Существует проблема «квантовой направленности», согласно которой одна частица (квант) может одновременно находится в разных точках пространства. Никакого философского объяснения этому «феномену» не дается. ФВ так объясняет его.
Квант, по сути своей «бинарен», т.е. имеет два взаимодействующих друг с другом начала, материальное и духовное, при этом доминирует начало духовное.
В пространстве квант непосредственно не измеряем. Он поддается измерению по своему материальному началу («следу»). В определенных условиях (температура, давление, скорость, плотность и т.д.) духовное начало кванта частично переходит в начало материальное, заметно усиливая и реально проявляя его. Материальное начало кванта, и отсюда квант в целом, становится видимым и непосредственно измеряемым в определенной точке пространства.
Одновременно духовное начало кванта, будучи разнонаправленным и невидимым, не входит целиком в структуру одного какого-либо кванта и тоже может, в определенных условиях, частично переходить в начало материальное какого-либо кванта, усиливать его реальное материальное начало в разных точках пространства и выступать как бы в виде другого кванта, который, в свою очередь, становится видимым и количественно измеряемым. Все это создает эффект одновременного существования кванта в нескольких точках пространства, и не только двух. Никакая традиционная философия не в состоянии понять и объяснить такое реальное явление. ФВ в принципе способна сделать его.
В микромире, по отношению к образующим его различным элементарным частицам, действуют «закон всеобщего бинарного взаимодействия» и «закон всеобщей индивидуальной неповторимости». В каждой элементарной частице реально проявляется в индивидуальном виде взаимодействие присущих ей индивидуально выраженных, генетически и функционально, материального и духовного начал. Это и создает самые, казалось бы, парадоксальные эффекты, связанные с «квантовостью». Их объясняет ФВ.
«Постоянная Планка» — важнейший ориентир и критерий в КТ, в действительности, представляет собою «бесконечную дробь». «Бесконечность» придает ей «бесконечное» духовное начало, доминирующее в кванте. Фактически все математические расчеты, связанные с квантом, останавливаются на «бинарном» числе, наиболее близком к реальности, «бинарной» по своей сути как взаимодействию материального и духовного начал.
Энергия кванта в принципе не может быть «нулевой». Энергия есть взаимодействие на всех уровнях материального и духовного начал, которые имеют реальное выражение. При этом в энергии может доминировать духовное начало, непосредственно и в прямом смысле неизмеряемое.
Существование для квантов малых скоростей, по сравнению со скорость света, объясняется тем, что сама скорость света как взаимодействие материального и духовного начал не является абсолютно стабильной. Духовное начало, доминирующее в свете, может приобретать в различных условиях (температура, давление и т.д.) различное материальное выражение, имеющее разное скоростное измерение, количественно-значимое, что принимается за скорость, в которой духовное начало кванта в принципе реально проявляется и выражается.
КТ утверждает, что в «нулевом вакууме» нет рождения, уничтожения и взаимопревращения частиц. Непонятно, что же тогда есть. На самом деле, «нулевого вакуума» в принципе не существует и не может существовать. Вакуум в реальности представляет собою взаимодействие материального и духовного начал, при явном доминировании начала духовного, которое непосредственно не воспринимается и поэтому вакуум кажется «абсолютно пустым». В определенных условиях (температура, давление и т.д.) в вакууме осуществляется частичный и заметный переход присущего ему духовного начала в материальное и на глазах у наблюдателя происходит «рождение» непосредственно воспринимаемых им новых частиц.
«Уничтожения» частиц действительно нет. Реально это означает, что материальное начало одной частицы заметно переходит при определенных условиях (температура, давление и т.д.) в начало духовное другой частицы, усиливая ее, и делает первую частицу материально очень ослабленной и потому непосредственно «невидимой», она как бы «уничтожается».
При взаимодействии частиц может происходить в определенных условиях частичный переход их материального и духовного начал друг в друга. Наблюдается как бы «взаимопревращение» различных частиц в результате их взаимодополнения и взаимообогащения.
Таким образом, все сказанное выше показывает, что современная КТ в принципе является весьма уязвимой, по существу, односторонне-ограниченной и не дающей реальные ответы, важные для науки и для жизни.
КТ широко пользуется понятиями: «вероятность» и «неопределенность». Под «вероятностью» имеется в виду возможность появления случайных физических реалий при определенных и бесчисленное количество раз повторяющихся условиях. По существу, это и есть духовное начало физических реалий, появляющееся и проявляющее себя в определенных и многократно повторяющихся условиях. Духовное начало заметно переходит в начало материальное, непосредственно видимое.
«Неопределенность» – положение, согласно которому различные физические величины не могут одновременно принимать точного значения. Это тоже — реально и по разному проявляющее себя духовное начало, по природе своей не имеющее непосредственной количественно-точной характеристики и доминирующее в «квантовых реалиях».
Вообще в КТ много разного рода «допущений», «предположений», «приближений», «приблизительности», «округлений», «априорий» и т.д. Все это фактически представляет собою попытки как-то уловить в кванте доминирующее в нем духовное начало, реально существующее, однако не поддающееся непосредственному наблюдению и вычислению, а потому не признаваемому «традиционалистами», по существу, материалистами философии.
В. Паули еще в 1930 г. выдвинул гипотезу о существовании чрезвычайно слабого взаимодействия нейтрино, частицы предсказанной ученым, с веществом, но не смог ее доказать. ФВ так объясняет это явление.
В нейтрино как взаимодействие материального и духовного начал чрезвычайно слабо представлено материальное начало, при явном доминировании начала духовного, поэтому материальное начало нейтрино очень слабо взаимодействует с веществом как взаимодействием материального и духовного начал, при явном доминировании в нем начала материального. Как известно, особенно тесно и активно взаимодействует «подобное с подобным», когда оба взаимодействующие начала реально и в значительной мере представлены в процессе взаимодействия. В нейтрино доминирует начало духовное, в веществе – начало материальное, отсюда чрезвычайно слабое взаимодействие нейтрино с веществом.
Нейтрино – это генетически и структурно своего рода мини-нейтрон. При это масса нейтрино тоже не является «нулевой», как и у нейтрино, хотя и весьма минимини материальна.
В КТ спин – это, по сути своей, попытка определить духовное начало нейтрона и нейтрино, которое непосредственно количественно не может быть измерено, хотя оно реально и весьма влиятельно в микромире. Масса у самого спина тоже не является «нулевой». Если же она «нулевая» как считается, то ее невозможно никаким образом «повернуть»: нечего «поворачивать». Между тем упорно утверждается, что у спина «нулевая масса», и при этом спин традиционно измеряется в КТ в единицах «постоянной Планка», т.е., по существу, «бесконечной дроби». «Бесконечная дробь» — фактически означает признание «бесконечности» ее духовного начала, которое не поддается конечному измерению и поистине бесконечна. Это в полной мере относится к спину, нейтрино и нейтрону.
В настоящее время в различных странах мира (Россия, Индия, Китай, Франция) так или иначе уже применяются и создаются новые реакторы на «быстрых нейтронах». В таких реакторах при сжигании в них первичного ядерного топлива выделяется энергия и воспроизводится, по сути, аналогичное ядерное топливо в количестве, превышающем первичное топливо как источник энергии, и получается энергия в количестве, большем, чем было затрачено энергии для действия реакторов. Подобные реакторы, энергетически очень выгодные и эффективные для промышленности и энергонасыщения жизни людей.
Вместе с тем такому «феномену» нигде и никак не дается принципиального объяснения. Его предлагает и обосновывает ФВ. Это важно сделать, и теоретически и практически, в интересах человека и человечества, всех и каждого, получив поистине неисчерпаемый источник энергии.
С точки зрения ФВ, нейтрон как элементарная частица генетически и функционально тяготеет к кванту. Он тоже представляет собою взаимодействие материального и духовного начал, при очень сильном и активном доминировании в нем начала духовного, способного в определенных условиях заметно переходить в начало материальное, фактически увеличивая его массу и усиливая энергию. «Быстрые нейтроны» перемещаются в пространстве с очень большой скоростью и реально осуществляемый ими процесс своего рода «дополнения» духовным началом начала материального тоже происходит у них очень заметно, быстро, активно и результативно.
Реальное использование в реакторе на «быстрых нейтронах» в том или ином виде сверхчастот, в принципе стимулирующих и выявляющих, активизирующих и усиливающих в микрообъекте его духовное начало, сможет сделать весь процесс, происходящий в реакторе, более практически-действенным и практически-результативным.
Духовное начало, по сути своей, реально неисчерпаемое, постоянно подпитывает собою, заметно переходя в него, начало материальное, продлевая тем самым его реальное существование и фактически делая количественно «безграничным» по существующим ныне измерениям.
В реакторе на «быстрых нейтронах» исходное ядерное топливо (Плутоний-239) воздействует как на «сырье» на другое вещество (Уран-238), помещенное в реакторе, и начинается процесс взаимодействия двух объектов. При этом Уран-238 делает особенно практически-действенным частичный и заметный переход духовного начала нейтрона в начало материальное в нейтронах, испускаемых Плутонием-239. Из Плутония-239 выделяется огромное количество «быстрых нейтронов» (кстати, кратное двум, т.е. «бинарное»), что увеличивает их действенность. Духовное начало «быстрых нейтронов» при высокой температуре и сильном давлении в реакторе образует «дополнительное» материальное начало. Происходит заметный и результативно-действенный переход духовного начала «быстрого нейтрона» в его начало материальное. Это реально увеличивает массу самого Плутония-239 и превращает его в изотоп Плутония-239, пригодный для последующего использования в качестве ядерного топлива, масса которого будет снова количественно возрастать в процессе действия реактора.
Духовное начало энергии, заметно переходя в ее начало материальное, значительно увеличивает в реакторе на «быстрых нейтронах» количество материально-значимой энергии на «выходе», по сравнению с «входом».
И ядерное топливо, и энергия, присущие реактору, могут снова и снова запускаться в реактор, как бы циклически «замыкая» весь процесс и делая его константным. При этом значительная часть полученной в реакторе энергии может пойти на различные практические нужды, а часть пойти в реактор для продолжения его деятельности. Это означает, что «закон сохранения вещества и энергии» не является в данном случае абсолютным.
Еще в 1930 г. Н. Бор, один из основоположников КТ, призывал отказаться от универсального применения «закона о сохранении энергии». Такой «закон», считал Бор, не действует в микромире. Однако объяснить это явление никто, включая самого Бора, так и не смог. Это смогла сделать только ФВ как «биализм», установив своего рода «закон взаимоперехода одного вида энергии в другой в процессе их взаимодействия». При этом количество полученной энергии в принципе может превышать количество затраченной энергии. Такой «закон» поистине универсален.
Реальное количество дополнительно получаемой в реакторе на «быстрых нейтронов» энергии, по отношению к первоначально предполагаемой энергии, можно определить предварительно на аналогичном миниреакторе и затем интерполировать «прибавочный» показатель на топливно-энергетические процессы, происходящие в проектируемых и создаваемых ныне крупномасштабных и промышленно-значимых реакторах на «быстрых нейтронах», реально сделав такие реакторы более мощными и практически-эффективными, чем это предполагалось. Перед нами фактически «вечный двигатель».
Показательно, что в настоящее время именно «квантовая физика» для некоторых, с позволения сказать, «ученых», становится «прибежищем клерикализма». «Клерикалы от физики», ничтоже сумняшеся утверждают, что «законы квантовой механики лежат вне поля объективной картины мира, они скорее лежат в поле мира духовного», и «духовное» есть «религиозное». «Душу нельзя изучать с помощью науки и тем более измерить душу».
Нам уже неоднократно приходилось писать, что квант – это объективное, реальное явление, т.е. существующее вне и независимо от своего восприятия. Квант представляет собою взаимодействие материального и духовного начал, при доминировании начала духовного. Само духовное реально, хотя воспринимается специфически, внутренним ощущением, духовно, в отличие от начала материального, которое воспринимается непосредственно-чувственно, материально. Духовное вовсе не тождественно религиозному, т.е. иллюзорно-химерическому. Это явное онтологическое и гносеологическое заблуждение. Духовное не вносится в реальность никем и ниоткуда, и оно не поддается непосредственному измерению. Вместе с тем поддается непосредственному измерению реальный результат от реального проявления и воздействия духовного начала.
Для ФВ, душа – это субъективно-индивидуальное выражение духовного начала, присущего живой природе. Духовное начало в принципе всеобще, душа у каждого живого индивида своя собственная. При этом происходит реальное взаимодействие общего и особенного по отношению и к духовному началу, и к душе. Жизнь есть постоянное и самовоспроизводящее себя взаимодействие материального и духовного начал. Именно постоянное, именно самовоспроизводящее.
Таким образом, «квантовая физика», особенно на основе ФВ, ни в коей мере не может быть прибежищем никакого клерикализма, тем более каким-то ни было его обоснованием. Науке – свое, религии – свое. Приходят на память мудрые слова Н.А. Некрасова: «чтоб смешивать два эти ремесла, я не из их числа».
Разумеется, ныне существующая КТ имеет значительные и не преходящие научные достижения и открытия, теоретические и практические, по сравнению с традиционной физикой. Речь идет о том, что на основе ФВ, которое объясняет самой КТ ее собственную принципиальную сущность, КТ сможет реально дать, теоретически и практически, гораздо больше и быть гораздо более эффективной и жизненно значимой в интересах человека и человечества, всех и каждого.
Когда современные ученые говорят, что наука какие-то уже известные и открываемые явления макро- и микромира не может объяснить, это значит, что в данном случае философско-теоретически бессильна традиционно-стереотипная, односторонне-ограниченная «монистическая» наука. ФВ открывает и обосновывает реальные пути для объяснения реальных явлений кажущихся «необъяснимыми». Принципиальные возможности ФВ в этом плане поистине безграничны.
© Санкт-Петербург 11.07.2017 г.