Автор: Юлия Букатова
«Холизм» (от греческого. Ὅλος – целый, весь; англ. – «holism») в широком смысле является проблемой философии, касается соотношения части и целого. В более узком смысле «холизм» – это философия целостности, разработана и внедрена в 1926 г. юж-ноафриканским философом Я. Сматсом (Jan C. Smuts), который в работе «Холизм и эволюция» использовал этот термин для описания идеи целостного понимания природного мира, а не отдельных его частей. По Я. Сматсу, каждая часть имеет значение только относительно других частей, и в конечном счете относительно целого [2].
Термин «холистический» (holistic) – касается холизма, целых систем, а не анализа и распределения на части (в образовании – холистический курикулум; в медицине – лечение души и тела, в экологии – видение человека и экосистемы как единого целого) [4]. «Холистический подход» – любой подход, где акцент делается на целостной лично-сти, а не на ее составляющих [3].
Итак, «целое» и «часть» – это философские категории, которые высвечивают в своей взаимосвязи отношения между единичностью и множеством, сложным и простым, качеством и количеством, формой и содержанием. О частичном смысле говорить только по отношению к целому и наоборот. Постоянно их следует определять и противопо-ставлять как противоположности в одной и той же плоскости. Первыми стали противо-поставлять «целостность» и «обычную сумму единиц» античные атомисты на том осно-вании, что с одной и той же суммы постоянных атомов всегда возникают качественно разные вещи. При решении вопросов равнозначности целого и частей, их подчиненности и связей сложились три основных подхода: холизм с его принципом целостности, меризм с его принципом элементарности и антиномизм с его принципом связи.
Как уже было отмечено, понятие «холизм» и «холистского» происходят от грече-ского слова, имеющего значение «целостность», «целостность». Соответственно и весь мир, и все живое с точки зрения холизма – это единое целое. Концепция этого подхода заключается в том, что человек не может быть разделенной и поэтому является единым целым в пространственно-временном континууме. Согласно данной теории, каждый ин-дивид является частью Вселенной и полностью отражает его структуру. Материальным носителем «целостности» является голографическая структура ДНК, в которой воплощен алгоритм целостности. Его сформировал еще древнегреческий ученый Гераклит в V веке до н. е.: «С одной – все, с всего – одно».
Так что в понятие «целый» содержатся нормы бытия и видимо именно поэтому к концепции целостности человека сначала обратились, как ни странно, не философы и психологи, а врачи. И этому способствовал мудрый Сократ. Он провозглашал: «Как не-возможно приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая обо всем организме, так невозможно лечить тело, не леча душу».
Первое упоминание о холистском подходе к здоровью проявляется в Китае, в цар-стве Желтого императора Хуань Ты почти четыре тысячелетия назад. Эта система ме-дицины ориентировалась на лечение и профилактику болезней и основывалась на при-менении трав, акупунктуре и массаже. Основным ее элементом была ли Кунь – психо-физическая система дыхательных и физических упражнений, диеты и дисциплины духа. Главной целью ли Кунь было укрепление здоровья, поскольку болезнь считалась несчастным случаем вследствие потери внутренней гармонии и равновесия духа.
На Западе, в Древней Греции метод Гиппократа (460–377 гг. до н.э.), который считается отцом медицины, был невероятно похожим с китайским в том, что врач направлял человека к признанию естественного состояния здоровья, который сопро-вождает жизнь в гармонии с самим собой и природой.
Холизм царил во взглядах европейских мыслителей с древних времен до середины XVII века. Затем, с развитием науки, ему отвели роль философской концепции, которая не имеет практической ценности, холизм отошел в тень. Массовый интерес к идеям хо-лизма возродился в ХХ веке в феномене холистской медицины. Однако, корни психосо-матической медицины и холистского здоровья, практикуемые в современной культуре, происходят именно из школы Гиппократа, который относился к человеку как к целост-ности.
В начале 90-х годов ХХ века сначала в США, а затем и в Европе получает широкое распространение холистская медицина как альтернативное направление в рамках не-традиционной медицинской практики.
Основателем современного холистского подхода стал политик и философ Я.Х.Сматс, который ввел в научный оборот исследуемое нами понятие – холизм. Поскольку Я.Х.Сматс вместе с А.Мейер-Абиха обосновал холизм как органическую целостность (в дальнейшем стала определяться как организмическая целостность или витализм), то в более широком смысле термином «холизм» определяют все философские теории, используют понятие «живое целое», «жизненная сила», «жизненная субстанция». Согласно концепции, изложенной в работе «Холизм и эволюция» (1926 г.), холизм синтезирует в себе как идеалистическое, так и материальное начало. Он символизирует принцип целостности, где часть подчинена целом и находится в отношениях взаимовлияния и взаимоизменения.
Анализ холизма позволяет выделить его специфические характеристики.
Во-первых – это личность, которая в соответствии холизма является самой кон-кретной формой органической целостности. Холистский подход утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы, каждый элемент которой находится во взаимодействии и взаимозависимости друг от друга, поэтому изъятие или изучение любых элементов отдельно становится возможным лишь в абстракции.
Во-вторых – это эволюция, которая рассматривается как последовательное услож-нение отдельных элементов с одновременным усилением единства, их связывает. Это растущий ряд целых – от самых простых материальных структур к наиболее развитым. Холистский подход характеризует процесс эволюции в сторону увеличения. Процесс этот непрерывный в том смысле, что старые виды или структуры целостности не отки-дываются, а становятся отправными точками и элементами новых, более совершенных. Так, «материальные химические структуры встраиваются в биологические, те и другие – в психические структуры и целостности … Электроны и протоны, атомы и молекулы, неорганические и органические соединения, коллоиды, протоплазма, растения, живот-ные, умы и личности – ступени в этом развертывании холистскости »[1].
В-третьих – это эмерджентность. Холизм как «философия целостности» по своим идеям приближается к теории эмерджентной эволюции, цель которой заключается в признании и толковании «прыжкового» развития и возникновения нового. С позиции диалектического подхода эмерджентность приводит к отрицанию природной и истори-ческой закономерности и роли количественной стадии изменение в процессе развития.
В-четвертых – это детерминизм (причинность). Я.Сматс объясняет, что представ-ление о чисто механической причинности является определенной фикцией. Если по-следствия никогда не будут превосходить причину, у нас не будет прогрессивного, творческой Вселенной. Холистская причинность (когда множество факторов участвуют в образовании новых целостностей), которая позволяет увеличению и прогрессу, является реальным процессом, законом природы.
В-пятых – это самость. Целое, рассмотрено с внешней, механической точки зрения, тем, что мы называем частями. Но с внутренней, интегральной точки зрения целое есть самость. Так, отношение между целым и частями превращаются в отношения самости к несамости. Целостность – это наличие самости. Мировой процесс идет от материи через жизнь к разуму и духу и поэтому самость человека, по Я.Сматсу, это важнейшее качество его души, которая обеспечивает целостность субъекта.
Итак, можно сделать вывод, что в настоящее время в различных научных сферах наблюдается стремление целостного осмысления человека. Современное представление о человеке как живой, открытой, многоуровневой самоорганизующейся системе, которая способна поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и подструктуры организма, является новым осмыслением традиционных холистских подходов. Таким образом холизм – это философия целостности. Целостность трактуется в холизмом как принцип, который рассматривает мир как результат творческой эволюции, синтезирует в себе объективное и субъективное и про-возглашается «последней реальностью универсума». Проблемность холистского подхода заключается в исключительной сложности целостного описания феноменов психо-физиологической природы личности в контексте ее самости, эволюционности, эмер-джентности и детерминизма.
Список использованной литературы
1. Гроф С. Философия холизма Цитируется из данного источника: URL:http://www.tryphonov.ry/tryphonov/donat.htm#0
2. Кисельов М. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://b-ko.com/book_80_glava_119.html
3. Кордуэлл М. Психология от А до Я : словарь-справочник / Кордуэлл М. – 2000. – Режим доступу : http://vocabulary.ru/dictionary/.
4. Merriam – Webster’s college dictionary. – 10th ed. 2001, Springfield, Massachusetts, U.S.A.