ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кошурко А.Н., д.э.н., GPhD бизнес-администрирования в области государственного и муниципального управления и недвижимости
Международный университет фундаментального обучения,
Россия, г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: социальная безопасность, модели социальной защиты, социальные гарантии, благосостояние населения, социально-экономические механизмы.
Смена модели социально-экономического развития Российской Федерации, переход к рыночной экономике отразились на особенностях управления, функционирования и финансирования всех отраслей национального хозяйства. Особенно крупные изменения проис¬ходят в со¬циальной сфере, большая часть услуг которой была бес¬платной или реализовывалась по социально низким ценам [2]. Именно в отраслях социально-культурного обслуживания населения предстоит принять нетрадиционные решения при выборе и реализации концеп¬ции регионального социального развития.
Основой региональной социальной политики должна стать система взаимосвязанных по ресурсам и срокам экономиче¬ских и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей, сформулированных в программе социально-экономического развития региона [4]. При этом перечень заложенных в программу мероприятий может осуществ¬ляться по отраслевым и территориальным признакам. Мероприятия социальной программы по отраслевому признаку образуют комплекс отраслевых подпрограмм, включающих целевые показатели развития конкретной сферы социально-культурного обслуживания.
Основное содержание разработки территориального раздела программы сводится к обеспечению учета социально-экономиче¬ских различий и особенностей административно-территориальных преобразований, содействию региональных органов в реализации программных мероприятий за счет мобилизации местных ресурсов. Для социальной сферы региона центральная роль в разработке и реализации комплексных программ принадлежит регио¬нальным исполнительным структурам, представляющим соответст-вующие субъекты Российской Федерации, которым федеральные власти делеги¬руют соответствующие полномочия и ответственность за состояние и перспективы развития социальной сферы на местах. При формирова¬нии и реализации социальных целевых программ в регионе необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Прези¬дента, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и соответст¬вующих субъектов Российской Федерации по социальным вопросам.
В условиях рыночной экономики и прояв¬ляющихся кризисных явлений в сфере материального производства уровень потребления и качество социально-культурных услуг, как и оценка состояния социальной инфраструктуры, не могут рас¬сматриваться в отрыве от происходящих изменений, как в области эко¬номики, так и в области материального положения населения. Обе области социальной сферы являются весьма чувствительными к ухудшению общих условий производства и потребления, нару¬шению сбалансированности спроса и предложения. Это объясняется, во- первых, тем, что снижение реальных доходов населения и связанная с этим переориентация его на удовлетворение минимальных насущ¬ных потребностей объективно отодвигают на вто¬рой план удовлетворение потребностей культурного характера. Во- вторых, отрасли социально-культурного обслужи¬вания, которые традиционно находились на бюджетном финансиро¬вании, оказались весьма уязвимыми в условиях сокращения государ¬ственных расходов и возникновения альтернативных и агрес¬сивных форм хозяйствования, которые в конкурентной борьбе прибегают к противозаконным действиям.
Основные проблемы развития социальной сферы возникают из-за того, что общество не гарантирует населению определенного мини¬мума объема и качества социально-культурных услуг. В сфере материального обеспечения населения такие гарантии по ряду социальных показателей (минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, пособий) существуют, несмотря на то, что их реальные раз¬меры далеки от прожиточного минимума [1]. В сфере потребления социально-культурных услуг таких гарантий со стороны общества практически нет. Для устранения множества негативных последствий, связанных с либерализацией цен, требуется сочетание свободных цен совместно с их государственным регулированием на жизненно важные для населения товары и услуги. Одновременно необходимо осуществ¬лять контроль с регулированием пропорций роста цен на сельскохозяйственную продукцию, продукцию промышленности и строительства для нужд этих отраслей. В области бюджетной полити¬ки требуется определить основные направления взаимоотношений федерального и регионального бюджетов, обеспечивающие предос¬тавление большей экономической самостоятельности регионам Российской Федерации, а также укрепление финансовой и платежной дисциплины.
Надежные социальные гарантии во всех сферах жизнедея¬тельности населения являются основой эффективной социальной защиты. В общественном сознании на протяжении нескольких десяти¬летий они представлялись в виде гарантий занятости, получения основных видов доходов, бесплатного образования, жилья, медицин¬ской помощи. Кризис, проявившийся в разрушении прежних государственных структур, распаде системы централизованного управления, развале экономики, инфляции и безработице, отразился и на системе соци¬ально-культурных гарантий. Стихийность процессов развития ры¬ночных отношений в разных сферах жизнедеятельности, нецивилизо¬ванные формы их проявления в условиях отсутствия необходимого правового регулирования оказали разрушительное действие на эту малоэффективную систему. Речь идет о создании новой системы социальных гарантий, адекватной идеям и принципам общества с социально ориентированной рыночной экономикой и ре¬ально обеспечивающей социальную защищенность каждого гражда¬нина [3].
Эффективность государственной поддержки отраслей социаль¬ной инфраструктуры может существенно возрасти, если реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на финансирование соци¬альной инфраструктуры; целевой фиксированной доле налогов на их развитие; совместить процессы перемещения социальных функций в регионы и их финансовое обеспечение; четко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры; предоставить максимальные налоговые и кредитные льготы для социальных инвестиций, повысить заинтересо¬ванность в мобилизации внебюджетных средств.
Однобокость проводимой социальной политики в России в це¬лом и в ее регионах стала очевидной давно [4]. Для уменьшения пробелов предлагались различного рода адаптационные и защитные модели социальной работы, организовывались мониторинги. Социальные мероприятия приобретали все более интернациональный характер.
Стратегической целью проводимых рыночных преобразований должна стать забо¬та о благосостоянии населения каждого российского региона. Однако реальная оценка современной ситуации не позволяет рассчи¬тывать на заметный рост уровня и качества жизни населения. Поэтому решающее значение приобретают поддержание экономики в функционирующем состоянии на базе стимулирования экономической активности населения и создание механизма его социальной адаптации. Особое значение имеет формирование сетки социальной безопасности в основу которой должны быть заложены социальные нормативы.
Современная социально-экономическая ситуация диктует не¬обходимость повышения эффективности осуществления социальной политики [4]. С этой целью во всех городах и районах региона следует добиться создания фондов социальной поддержки населения, кото¬рые содействовали бы оказанию помощи малоимущим гражданам. Одновременно следует продолжить работу по развитию сети подразделений при территориальных центрах соцобслуживания в районах и городах для оказания различных видов услуг малообеспеченным гра¬жданам через отделения дневного пребывания, дома ветеранов, сеть социальных магазинов, социальных столовых.
Перед стационарными учреждениями социальной защиты не¬обходимо ставить задачи по экономии финансовых и материальных ресурсов, рациональному расходованию бюджетных средств, изыска¬нию нетрадиционных источников пополнения бюджета за счет разви¬тия подсобных сельских производственных мастерских, привлечения гуманитарной помощи.
Список литературы:
1. Grigoreva E.A. and Fesina E.L. Eсonomic security as a condition of institutional support of economy modernization // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 31 (5). P. 940-948.
2. Татаркин А.И., Дорошенко С.В. Регион как саморазвивающаяся социально-экономическая система // Экономика региона. 2011. № 1. С. 15–31.
2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.minregion.ru. (дата обращения 06.05.2016).
3. Кошурко А.Н., Фесина Е.Л. Основные направления развития региональной экономической политики России в системе государственного и муниципального управления // Экономика и предпринимательство. 2016. №10. ч. 3. С. 1154-1160.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *