Биомеханический анализ сходства и различия техники различных единоборств.
Последнее время в мире спортивных боевых искусств большой популярностью стали пользоваться соревнования, проводимые по смешимым правилам и с применением различных видов техники. В связи с этим в тренерской научной и среде возникла задача быстрой и качественной подготовки бойцов, приходивших из разных единоборств к турнирным поединкам. Для её реализации в рамках М.У.Ф.О. под руководством доктора Шанти, с участием профессоров Лукоянова В.В., Высочина Ю.В. и Катанского С.А. был проведён ряд научных исследований. Среди, которых сравнительный биомеханический анализ кино-, фото- и видеоматериалов по базовой технике дзюдо, каратэ, айкидо, джиу-джитсу, кен-до, самбо, входящий в общую структуру современных единоборств и обобщение научного материала на основе психологической теории «Поэтапного формирования умственных действий». В результате были выявлены данные по особенностям их сходства и различия на вид разных по техническому исполнению стилей единоборств. В них все технические действия построены на биомеханических принципах эффективности, экономии сил, базирующихся на простоте движений. Так техника бросков построена на моменте вращения тела противника за счет создания пары сил, а выполнение приемов в технике ударов – на вращательных и поступательных движениях различных частей собственного тела. Использование биомеханических законов было необходимо для правильного понимания взаимодействия костей и мышц при проведении технических действий, в которых первые играют роль рычагов, а последние – роль сил, действующих на них. Установлено, что при исполнении, как ударов, так и бросков руками, атакующий использует силу реакции опоры, в результате чего происходит усиление взаимодействия между нею и различными частями тела. Общая биомеханическая цепочка исполнения движения прослеживается следующим образом: опора – стопы – бедра – плечи.
Сравнивая между собой стойки бойцов в различных видах единоборств, можно отметить, что в каждом из них рекомендуют сохранять проекцию центра тяжести в пределах площади опоры, как в статическом, так и в динамическом положениях.
Вначале рассмотрим стойки, которые такие классики боевых искусств, как : (Такаи А.,1978), (Фунакоши Г..1981), (Кано Д.,1986), (Уэсиба М.,1991), (Мусаси М., 1995)-относят к естественным позициям, имеющим общее японское название «шизентай». Простейшие из них – «строевые» стойки, встречающиеся во всех видах единоборств: хейсоку-дачи – стопы вместе, пятки вместе; мусуби-дачи – пятки вместе, носки врозь; хейко-дачи – стопы на ширине плеч, их описание можно встретить в монографиях: (Харлампиева А.А.,1964), (Чумакова Е.М.,1967) и др.; в дзюдо в этой стойке носки развернуты наружу, и она называется «шизен-хонтай» (шизентай). Передвижения в ней осуществляются в боковом направлении (еко-аси).
Стойка хейко-дачи в самбо называется «узкая фронтальная стойка», ее называется «правосторонняя» или «левосторонняя». В учебнике по дзюдо Д.Кано, переизданном в 1986 году, приведена модификация этой стойки, называемой «мини» или «хидари»: сзади стоящая нога развернута под углом 450 наружу, впереди стоящая – развернута носком вперед. Такое положение ног приводят в своей работе по самбо (Гулевич Д.,Звягинцев Г.,1976). Перемещение в этих стойках осуществляется вперед-назад и в стороны.
Как отмечают: (Брант Р.,1994), (Флоке А., 1995), (Исаму К., 1995), (Хайс К.,1996 )в айкидо, кендо, айки-дзютсу, нин-дзюцу к естественным позициям относятся стойки миги-ханаами или хидари-ханаами: стопы ставятся перпендикулярно друг другу, одна нога выдвигается вперед приблизительно на длину стопы. Подобную стойку, которая в каратэ называется «тензи-дачи», можно встретить в книге (Паджиева С., 1994) и в учебниках фехтования (ФишераБ.,1796), (Вальфиля А.,1817), (Люгара А., 1910). Модификацией этой стойки можно считать стойку ренодзи-дачи: сзади стоящая стопа разворачивается наружу под углом 450. Описание этой стойки можно найти в книге (Канадзавы Х.,1995). Передвижение в этих стойках осуществляется так же, как и в предыдущих стойках, с добавлением естественного шага (аюми-аси).
Широкая фронтальная стойка в каратэ, кендо, айкидо называется «киба-дачи» — стопы перпендикулярны друг другу, или «шихо-дачи» — стопы развернуты под углом 450.
Дзенкудцу-дачи – передняя стойка, в которой примерно 70% веса тела приходится на впереди стоящую ногу. Она встречается в каратэ, дзюдо, айкидо, кендо в момент атаки, когда один из партнеров делает выпад. Передвигаться в этой стойке можно как скользящим, так и естественным шагом.
Каги-дачи – это стойка, в которой сзади стоящая нога зашагивает за впереди стоящую ногу и стопы ставятся перпендикулярно друг другу. Это положение встречается во всех видах борьбы в одежде и без нее и применяется, когда атакующий поворачивается к партнеру спиной, чтобы выполнить бросок или удар.
Еще одним связующим звеном между различными видами единоборств являются стойка косо-дачи, когда исполняющий сзади стоящей ногой зашагивает за впереди стоящую ногу, и повороты – сабаки. Они могут осуществляться как из положения стоя на месте – на 3600, так и в движении, когда исполняющий сзади стоящей ногой зашагивает за впереди стоящую и делает поворот на 1800 или когда впереди стоящую стопу ставят перпендикулярно своей сзади стоящей и делают поворот на 900. Подобные скрестные шаги в сочетании с уклонами и поворотами в фехтовании называются вольтами и описаны подъесаулом (Гладковым Н.,1893) и (Капканом Ю.1916).
При сопоставлении кино- и фотоматериалов по исполнению приемов айкидо, дзюдо, джиу-джитсу бросается в глаза их биомеханическая схожесть и присутствие в различных видах единоборств. Например, в бросках через бедро (коси-нагэ, коси-гурума), в бросках через плечо (сэои-нагэ ипон), бросках через плечи (ката-гурума), бросках с передней подножкой (таи-отоши) присутствует один и тот же элемент – поворот. Эту схожесть можно проследить и в исполнении болевых приемов на различные части тела, которые выполняются в основном за счет скручивания или перегибания суставов, а также в удушающих приемах. К перечисленным техническим действия хочется добавить и наличие схожих ударов различными частями тела, включенных в программы обучения вышеупомянутым видам единоборств.
Сравнивая базовую технику приемов защиты и нападения каратэ и фехтовальных техник, таких, как кендо, кобудо, можно заметить, что они близки по исполнению. Удары пальцами – колющие удары острием меча, удары ребром ладони – рубящие удары лезвием меча, удары основанием кулака подобны ударам рукояткой меча, а блокирующие движения предплечьем аналогичны отводящим движениям меча. На это сходство указывают мастера каратэ – Я. Атзато и Я. Итосу. Они советовали ему следующее: «Занимаясь каратэ, всегда думай о своих руках и ногах, как о мечах» (Фунакощи Г.,1995)
Взаимосвязь ударно-бросковых и фехтовальных видов можно проследить и на примере айкидо. Многие элементы и технические приемы айкидо берут свое начало от традиционного японского искусства фехтования на мечах. Это родство легко подметить, если внимательно проанализировать все основные стойки и движения, применяемые в айкидо: так, например, атакующий (нагэ) различным способом использует свои руки и ладони для ударов, уколов, режущих движений, толчков и отведения ударов соперника. Это, как правило, единственное «оружие» борца айкидо образно называется «меч-рука» («тегетана»).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что несмотря на внешнее биомеханическое различие различных стилей единоборств, входящих в общую систему рукопашного боя у них много общих элементов исполнения.
Умение подметить их тренером и довести до сознания учеников, поможет обучающимся осознанно и быстрее осуществлять положительный перенос навыка исполнения с одного приема на другой и тем самым сокращать качество, и сроки обучения различных видов техники.
Гранд доктор философии, К.П.Н. Катанский С.А.